Скачать 29.74 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №3» Урок – исследование по теме «Закон Ома для замкнутой цепи» (10 класс, 1 час) Учитель физики Клапчук Т.С. г. Старый Оскол 2005 Тема урока: «Закон Ома для замкнутой цепи» Цели урока: -раскрыть сущность закона Ома для замкнутой цепи: - изучить взаимосвязь силы тока в замкнутой цепи, электродвижущей силы и полного сопротивления; - показать причинную обусловленность явлений в физике и природе в целом; - развивать навыки исследовательской деятельности у старшеклассников. Оборудование: на каждом ученическом столе лабораторные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, переменный резистор (лабораторный реостат). План урока. I. Организация класса II. Повторение правил техники безопасности при работе с электрическими цепями III. Актуализация имеющихся знаний IV. Практическое исследование зависимости силы тока от сопротивления резистора (реостата) и напряжения на зажимах источника тока от внешнего сопротивления. V. Теоретическое обоснование полученных результатов. VI. Закрепление полученных знаний. VII. Домашнее задание. VIII. Итог урока. Ход урока. В начале урока повторяются правила техники безопасности при работе с электрическими цепями и дается краткий инструктаж (типовая инструкция). Затем учитель напоминает обучающимся, что такое ЭДС и обращает их внимание на то, что ЭДС является количественной характеристикой сторонних сил: она равна работе по перемещению единичного положительного заряда вдоль внешнего участка замкнутой цепи. Обучающимся предлагается вспомнить, что в источнике тока на свободные заряды помимо кулоновских сил действуют также и силы неэлектростатического происхождения и назвать эти силы и их природу. Далее обучающимся предлагается провести исследование по следующему плану: 1) Соберите электрическую цепь в соответствии с предложенной схемой. 2) Замкните ключ и зафиксируйте показания амперметра и вольтметра. 3) Разомкните цепь и запишите показания вольтметра. 4) Сравните показания вольтметра в пунктах 2 и 3. 5) Найдите разницу показаний вольтметра. 6) найдите отношение полученной в пункте 5 величины к силе тока. 7) Измените положение движка (ползунка) реостата. 8) Повторите действия, описанные в пунктах 2-6. 9) Сравните величину, равную отношению разности показаний вольтметра к силе тока, в обоих случаях. Затем при активном участии лицеистов дается теоретическое объяснение полученных результатов и записывается формула закона Ома для полной цепи: , дается объяснение закона с точки зрения сохранения энергии. Для закрепления материала решается следующая задача: ЭДС источника тока 6 В, его внутреннее сопротивление 0,5 Ом, сопротивление внешнего участка 11,5 Ом. Определите силу тока и падение напряжения на внутренней и внешней частях цепи. При подведении итогов урока обращается внимание на правильность действий обучающихся при работе с приборами, точность снятия показаний с амперметра и вольтметра. Затем дается характеристика закона Ома для полной цепи по схеме: 1) Формулировка закона. 2) Математическая запись закона. 3) Величины, между которыми закон устанавливает связь. 4) Границы применимости закона. Домашнее задание: § 49, № 979, 977 (из сборника задач Степановой Г.Н.) |