Скачать 51.17 Kb.
|
Нестандартный урок по теме "Электролитическая диссоциация" Цель урока: 1. Расширить знания о веществах и химических реакциях на основе знаний об электролитах, электролитической диссоциации; 2. Сформировать представление о механизме электролитической диссоциации, о роли воды в этом процессе. Задачи урока: 1. Повысить познавательную активность учащихся, используя игровую форму урока, демонстрации опытов, видеофильмов. 2. Раскрыть содержание понятий: - "электролит", - "электролитическая диссоциация", - "гидратация", - "гидраты", - "катион", - "анион"; Оборудование: Видеофильм: "Электропроводность растворов электролитов", Компьютерное приложение с портретами: Д.И. Менделеева, И.А. Каблукова, С. Аррениуса, Р. Дэви, М. Фарадея; прибор для определения электропроводности; вода дистиллированная, сахар(кр.), соль поваренная(кр.), растворы сахара, соли. Ход урока. Урок можно представить в виде театрализованного рассказа-представления, где роли «Капель» будут выполнять ученики. Для этого четверо учащихся заранее получают задание проработать свою роль. 1.Маленькая капелька: Говорят, я самая обыкновенная капля и ни чем не отличаюсь от своих сестер. Это не верно. Да, я действительно похожа на миллиарды других капель(ведь 2/3 поверхности Земного шара покрыто водой), которые составляют Мировой океан. Но это не значит, что я такая как они. Я сгораю от любопытства - хочу узнать что-нибудь новое, увидеть что-нибудь интересное, познать мир. 2.Зелёная капля: Сестрица, посмотрите, какая чудачка появилась у нас. 3.Черная большая капля: Подумаешь! Чистая и прозрачная! А кто ты такая? Капля дистиллированной воды? Простой растворитель. Ты не содержишь даже растворённого вещества, не имеешь концентрации. Как ты оказалась на берегу этого канала? 4.Маленькая капелька: Однажды огромная волна подхватила меня, подбросила высоко вверх, и я полетела вместе с тысячами моих сестёр. Солнечный луч так согрел меня, мне стало легко-легко, и тёплый воздух унес меня в простор синего неба. А потом... Не хочу рассказывать. Страшные молнии поражали небо. А земля трепетала от раскатов грома. Вдруг я почувствовала, что стала тяжелее и полетела вниз. От большой скорости я потеряла сознание, а когда очнулась, вокруг была странная тишина. Какой-то отвратительный запах душил меня. 5.Жёлтая капля: Объясните нам, какие явления объясняют путешествие маленькой капельки? (Вопрос к учащимся класса). Ответ: путешествие маленькой капельки объясняют два физических явления - испарение и конденсация. 6.Маленькая капелька: Извините, вы говорите непонятные вещи, откуда вы пришли сюда, что столько знаете? 7.Зелёная капля: Из лаборатории, там стеклянные бутыли, наполненные самыми различными растворами. И мы там были... А после анализа нас вылили в этот канал. 8.Жёлтая капля: Вижу, что тебе нужно рассказывать всё с самого начала. 9.Черная капля: Все мы, капли, обладаем очень необычными свойствами, а проистекают они от строения молекул воды. 10.Маленькая капелька: Значит, я всё-таки не ошиблась, я необычная капля. И всё же я хочу поподробнее узнать причину моей неординарности. 11. Жёлтая капля: Тогда слушай внимательно и запоминай. Кто же расскажет маленькой капельке о строении молекулы воды? Предполагаемый ответ ученика: В строении молекулы воды трудно усмотреть что-либо необычное: атомы водорода с атомами кислорода связаны ковалентной полярной связью, угол между связями О-Н составляет 104,50, все атомы лежат в одной плоскости. Так как электронная плотность связи смещена к атому кислорода, как к более ЭО элементу, то атом кислорода имеет частичный отрицательный заряд, атомы водорода - положительный, т.е. в целом, электронейтральная молекула воды имеет положительный и отрицательный полюса. Такие молекулы называют дипольными или диполями. 12.Зелёная капелька: Запомните хорошенько мой рассказ. Это было очень давно. Люди тогда только начали овладевать тайнами электрического тока. Давайте же не надолго перенесёмся в 1813 год. В Лондоне, в лаборатории королевского института работали двое учёных - Гемфри Дэви и Майкл Фарадей, которые исследовали электропроводность различных веществ. Воспользуемся прибором для электрической проводимости растворов. Полученные в результате экспериментов и наблюдения запишем в таблицу 1. Электропроводность различных веществ
13. Черная капля: Я хочу дополнить рассказ зелёной капли. Постепенно Фарадей расширил число новых терминов. Угольные стержни, опущенные в раствор, он называл электродами. Отрицательный электрод получил название катод, а положительный - анод(показывает рисунок таблицы). В растворе с такими электродами ионы принимают направленное движение и в зависимости от этого различают два вида ионов - катионы и анионы. 14.Маленькая капелька: Остаётся только неясным, почему электролиты распадаются на ионы? В чём причина этого распада? 15.Жёлтая капля: Основные положения процесса электролитической диссоциации разработали шведский учёный Сванте Аррениус и Иван Алексеевич Каблуков, учитывая химическую теорию Дмитрия Ивановича Менделеева. В кристалле поваренной соли ионы натрия и хлора сильно притягиваются друг к другу. Этот кристалл построен по типу ионной кристаллической решётки. Что же происходит при погружении этого кристалла в воду? Предполагаемые ответы учащихся: а) При погружении кристалла ионного соединения в воду диполи воды притягиваются своим отрицательным полюсом к положительно заряженным ионам на поверхности кристалла. б) К отрицательно заряженным ионам на поверхности кристалла молекулы воды притягиваются положительным полюсом. в) Под действием молекул воды ослабляется взаимное притяжение ионов в кристалле, они отрываются от кристалла и остаются свободными. г) Молекулы воды, притянувшиеся к ионам при растворении кристалла, остаются связанными с ними в растворе. Такие ионы называются гидратированными. Выводы: Электролитами называют вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток; Процесс распада электролитов на ионы называется электролитической диссоциацией. 16. - Вы, капли, такие счастливые - тихо промолвила маленькая капелька. - Вы не только много знаете, но и общаетесь с великими учеными. Большое спасибо вам за рассказ. Подведение итогов урока учителем. Домашнее задание с комментариями. |