Скачать 230.29 Kb.
|
Отчёт по апробации учебника Шахмаева Н. М. Физика-7 кл. учителя физики высшей категории МОУ «Старояшкинская средняя общеобразовательная школа» Сельховой Е. А. в 2007-2008 учебном году 1. Особенности проведения апробации учебника в 2007-2008 учебном году Апробация учебника физики Н. М. Шахмаева в 7 классе Старояшкинской средней школы фактически была начата со второй четверти 2007-2008 учебного года, поэтому порядок изучения тем пришлось изменить. В первой четверти дети занимались по учебнику А. В. Пёрышкина и изучили тему «Первоначальные сведения о строении вещества». Опираясь на знания детей, полученные при изучении основ строения вещества, в начале второй четверти был проведён открытый урок в 7 классе (присутствовали учителя Старояшкинской школы и родители) по теме «Путешествие в мир звуков» (разработка открытого урока прилагается). С этого урока и началось обучение детей по новым учебникам физики. Далее отклонений от предложенной программы не было, но изучение темы «Первоначальные сведения о свете» пришлось перенести на четвёртую четверть. 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса, в котором проводилась апробация учебника В 7 классе Старояшкинской средней школы обучается 12 детей, из них 7 мальчиков и 5 девочек. У детей наблюдаются склонности к различным видам деятельности в области музыки, танцев, хорового пения, спорта, вязания. Свою главную задачу в преподавании физики в 7 классе вижу в том, чтобы помочь ребятам раскрыть и развить свои способности, развить интерес к новому для них предмету – физике. Явными математическими способностями в этом классе обладают трое учащихся – Бундин Виталий, Соколова Анна и Лычагин Сергей, однако решать задачи по физике понравилось не только им. На вопрос анкеты 8 детей из 12 ответили, что им нравится решать задачи по физике. Соколова Анна посещает музыкальную школу, она подготовила к открытому уроку интересное сообщение о музыкальных звуках и музыкальных инструментах. При изучении темы «Тепловые явления» эта ученица заинтересовалась особенностями тепловых свойств воды, провела исследовательскую работу и успешно выступила с презентацией этой работы на районном конкурсе «Электронный грач – 2008», став лауреатом конкурса (работа прилагается). Ребятам очень нравятся активные формы работы на уроке. Оснащение кабинета физики позволило изучение многих тем проводить через проведение индивидуальных исследований, опытов и экспериментов. Например, по теме «Первоначальные сведения о свете» дети самостоятельно на уроке проводили опыты по получению тени и полутени, по наблюдению законов отражения и преломления света, по разложению белого света в спектр и получению различных видов изображения с помощью собирающей линзы. На вопрос анкеты: «Какие уроки тебе особенно запомнились?» дети назвали уроки самостоятельного добывания знаний через исследовательскую работу и уроки-конференции, а также уроки решения задач. По теме «Тепловые двигатели» был проведён открытый урок-конференция. Учащиеся ознакомились с историей создания первых тепловых машин, подготовили сообщения об устройстве, принципе действия и применении различных тепловых двигателей, активно участвовали в дискуссии, в проведении опытов, привлекли к подготовке урока своих родителей, и этот урок всем понравился (фотографии с урока прилагаются). Заключительный урок физики был проведён на улице в форме игры. Класс разделился на группы, затем каждой группе было дано задание (измерить работу, совершаемую мышцами мальчика при подтягивании на турнике; измерить скорость одноклассника при беге на дистанцию 60 м.; измерить оптическую силу линзы; и т.д.) дети с удовольствием демонстрировали свои знания и умения и показали хорошие результаты. 3. Результаты обучения по физике в 7 классе в Старояшкинской школе в 2007-2008 учебном году
4. Достоинства и недостатки учебника физики Н. М. Шахмаева Мнение родителей: - Учебник хорош тем, что для подготовки домашнего задания не нужно изучать слишком объёмный материал. - Учебник красочный, много иллюстраций, интересный. - По сравнению с учебником, по которому они занимались в первой четверти, материал больше приближен к реальной жизни. - Читали учебник всей семьёй, посетили открытые уроки в 7 классе, узнали много интересного. - Хорошо бы, чтобы к учебнику прилагалось какое-нибудь пособие по решению задач, у моего сына с этим проблемы. Мнение детей: - Учебник классный, интересный, много картинок. - Мне нравится, что в учебнике описывается много опытов и примеров разных явлений, читаешь, представляешь себе, и сразу всё понятно. - Мне учебник понравился тем, что написан простым языком, всё понятно. - Учебник хороший, но мне бы хотелось побольше интересных задач порешать. - Особенно мне понравилось изучать темы «Первоначальные сведения о звуке», «Физические величины» (понравилось решать задачи), «Тепловые явления» и «Тепловые двигатели». Мнение педагогов: - Учебник хорош, но к нему необходима рабочая тетрадь, которая позволит детям провести самоконтроль, даст подсказку при решении задач дома. - Главное, чтобы дети смогли показать достойные знания на итоговой аттестации. Мнение учителя физики: Главное достоинство этого учебника заключается в том, что он учитывает интересы детей. Учебный материал занимателен, прост для восприятия и в то же время научно обоснован, точен в формулировках, богат межпредметными связями, соответствует современным стандартам образования. Было бы просто замечательно, если бы к этому учебнику прилагались дидактические материалы или рабочие тетради с тестами, задачами, практическими заданиями. Это сэкономило бы время учителя, затрачиваемое на подготовку к урокам. Отчёт по апробации УМК Н.М.Шахмаева за 2008-2009 учебный год в МОУ «Старояшкинская средняя общеобразовательная школа» учителя физики Сельховой Е.А.
Сельхова Елена Александровна – учитель физики высшей категории Образование – высшее педагогическое Стаж работы – 23 года Место работы – МОУ «Старояшкинская средняя общеобразовательная школа» Адрес школы – 461823 Оренбургская область, Грачёвский район, село Старояшкино, ул. Кооперативная, 2 Телефон: (353) 4432686 ФИО директора школы – Лобанов Геннадий Николаевич Ранее использовался УМК Пёрышкина А.В., Гутник Е.М. Почему я решила принять участие в экспериментальной площадке Учебники физики 7-8 классов А.В. Пёрышкина написаны на хорошем методическом уровне, однако при переходе детей в 9 класс теряется преемственность в обучении, материал учебника 9 класса написан сухо, дети теряют интерес к учёбе. Всё это говорит о том, что в основной школе просто необходим новый УМК. Тем более что современные образовательные технологии требуют применения учебников нового поколения для успешного проведения в школе учебно-воспитательного процесса. Ранее в своей работе в 9 классе я применяла учебник физики Н.М. Шахмаева, С.Н. Шахмаева, Д. Ш. Шодиева 1994 года издания и этот учебник мне очень понравился - он был доступен для восприятия учащихся и написан на достаточно высоком методическом уровне. Узнав о том, что начинается апробация новой линии УМК Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука для основной школы, я решила принять участие в этом процессе.
В своей работе использовала планирование, предложенное авторами. В основном данное планирование меня устроило, но я предложила бы небольшие изменения: например, при изучении темы «Электрический ток и его законы» необходимо добавить хотя бы 2 часа на решение задач.
1. При работе с данным УМК мной были использованы следующие формы организации уроков: исследовательская работа, уроки-конференции, уроки-практикумы, уроки решения задач, комбинированные уроки, уроки изучения нового материала. 2. Были проведены следующие проверочные работы: контрольные срезы по темам, контрольные работы, предложенные автором, фронтальные опросы по темам, тестирование. Особенности проведения апробации учебника в 2008-2009 учебном году В этом учебном году апробация учебника проводилась в двух классах – 7 и 8. Сведения о 7 классе: Учащиеся 7 класса отличаются живостью восприятия, любознательностью и непосредственностью в общении. Круг их интересов широк и разнообразен, они верят, что могут всему научиться, всё освоить. В классе обучается 10 учащихся, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Способности к решению задач по физике проявили трое учащихся – Бундина Ольга, Мелентьев Игорь и Литвинова Татьяна. Диянов Игорь проявил изобретательность в проведении опытов, наблюдений и исследований на уроках и дома. Многие дети проявили активность при изучении тем по предмету (поиски материала в Интернете, подготовка сообщений, проведение экспериментов). Трое учащихся уже сейчас сообщили о своём решении сдавать в 9 классе экзамен по физике в новой форме ЕГЭ. 3. Результаты проверочных работ и результаты обучения по физике в 7 классе в Старояшкинской школе в 2008-2009 учебном году
Сведения о 8 классе: В 8 классе МОУ «Старояшкинская средняя общеобразовательная школа» обучается 12 детей, из них 7 юношей и 5 девушек. Явный интерес и способности к физике проявились у Бундина Виталия, Лычагина Сергея и Соколовой Анны, они хотят и умеют решать задачи. В классе обучаются двое детей с низким уровнем восприятия – это Григорьева Диана и Фёдоров Дмитрий. У половины детей трудности с оформлением выводов по исследовательской работе. Учащихся привлекают активные формы работы на уроке: конференции, исследовательские работы, дискуссии. В них охотно принимают участие все ученики 8 класса. Трое учащихся изъявили желание сдавать в 9 классе экзамен по физике в новой форме ЕГЭ. 3. Результаты проверочных работ и результаты обучения по физике в 8 классе в Старояшкинской школе в 2008-2009 учебном году
3. По экспериментальному УМК я принимала участие в следующих семинарах: семинары МО учителей естественнонаучного цикла МОУ «Старояшкинская средняя общеобразовательная школа» «Проблемы современного образования» и «Современный учебник – каким он должен быть»; семинар РМО учителей физики Грачёвского района «Об учебниках физики, вошедших в федеральный список на 2009 – 2010 учебный год»; встреча учителей физики Оренбургской области с представителями издательства «Мнемозина» на базе ИПК и ППРО ОГПУ в 2008 году. 4. Мною были проведены следующие открытые уроки по данному УМК: в 2007-2008 учебном году во 2 четверти в 7 классе урок по теме «Путешествие в мир звуков», в 4 четверти Урок-конференция по теме «Тепловые машины»; в 2008-2009 учебном году во 2 четверти в 7 классе по теме «Измерение плотности вещества», в 3 четверти в 8 классе по теме «Производство и передача электроэнергии». 5. На этих открытых уроках присутствовали учителя и родители учащихся МОУ «Старояшкинская средняя общеобразовательная школа».
Учащиеся хорошо усваивают следующие параграфы: «Электрический ток», «Действия электрического тока», «Тепловое действие тока», «Магнитное поле Земли», «Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока», «Электромагнит и некоторые его применения», «Явление электромагнитной индукции», «Распространение света», «Солнечное и лунное затмения», «Отражение света», «Линзы», «О составе света», «Что такое тепловые явления», «Способы изменения внутренней энергии», «Виды теплообмена», «Как рассчитать количество теплоты при теплообмене».
8. Главное достоинство этого учебника заключается в том, что он учитывает интересы детей. Учебный материал занимателен, прост для восприятия и в то же время научно обоснован, точен в формулировках, богат межпредметными связями, соответствует современным стандартам образования.
_________________/___Сельхова Е.А.________________/ (Подпись учителя) Дата «-----»-----------------------2009г. |