УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ
Козлова В.В.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №18» г. Томск
Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты.
В 2011 году образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения [7]. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике [6]. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности.
Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения деятельности, результаты рассматриваются в работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Н.Г. Алексеева и др. Речь идет в основном о выстраивании исследовательской деятельности учащихся вне урока. Остается не рассмотренной проблема дидактической обоснованности включения исследовательской деятельности в урок, её организации, сочетания форм, методов и средств обучения. Это особенно важно, так как исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, направленная на получение нового знания. В то же время целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся, формируется исследовательская компетентность. Исследование – один из четырех универсальных типов мыслительной деятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.
Следует отметить: не следует отождествлять такие понятия как исследовательская деятельность учащихся и урок – исследование: исследовательская деятельность – понятие гораздо шире, почти не ограниченное временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом. Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой, в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.
Исследовательская деятельность осуществляется посредством решения исследовательских задач. Каждая исследовательская задача решается посредством выполнения определенной совокупности исследовательских действий, предполагающих наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
• постановка проблемы,
• выдвижение гипотезы,
• подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,
• выполнение деятельности по плану,
• обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.
Немаловажную роль в формировании исследовательских компетенций играет и роль учителя. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для проведения уроков – исследований.
Главная цель урока-исследования это приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Конечно, не каждый урок может быть исследовательским. В своей практике я использую уроки-исследования, причем начинаю с учащихся 7 класса. Мною разработан, ряд уроков-исследований для учащихся 7 и 8 классов. Это такие уроки как
Сила упругости;
Сила трения;
Сила Архимеда;
Плотность вещества;
Давление;
Испарение жидкости;
Электризация тел. Два рода зарядов.
Для того, чтобы урок-исследование прошел на должном уровне, прежде всего, необходима проблема, которая будет решаться на таком уроке. На своих уроках – исследованиях я использую различные способы постановки проблемы это и проблемный вопрос, и эксперимент, и проблемная ситуация. Не маловажную роль при этом играет и мотивация.
Организацию деятельности учащихся на уроке – исследовании можно пояснить на примере фрагмента урока по теме «Сила трения» (7 класс). Возможна постановка вопроса, требующего установления связи между явлениями или величинами, характеризующими явление. Так, введя понятие о силе трения, учитель обращается к классу с вопросом: от чего зависит сила трения? Вопрос он ставит для того, чтобы ученики высказали свои предположения и предложили соответствующий эксперимент, наметили план постановки опыта, провели необходимые наблюдения и измерения, указали способ проверки полученной зависимости. Таким образом, деятельность учащихся связана с решением исследовательской задачи и предполагает наличие характерных для исследования этапов.
Если проблемная ситуация эффективна, у ученика-исследователя рождаются собственные вопросы об объекте познания. Есть интерес, возникли собственные вопросы – есть необходимость решать проблему.
Да, не каждый урок можно сделать уроком исследования. К уроку – исследованию необходима большая теоретическая подготовка, которую получают учащиеся на традиционных учебных занятиях по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. Но когда учащиеся теоретически подготовлены для приобретения новых знаний – вот здесь и следует применять уроки – исследования. Теперь учащемуся предстоит проанализировать возможность применения ранее полученных знаний для решения поставленной проблемы. Знания, полученные учеником самостоятельно путём проб и ошибок, перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся в его памяти надолго, а ценность мыслительного процесса, который, к сожалению, нельзя описать и измерить – трудно переоценить.
Литература
Гребенев, И.В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса: Монография / И.В. Гребенев. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2005. – 247с.
Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. –
М., 2007. – с. 3-4.
Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Современный урок. Часть 4:
Научно-практическое пособие для учителей, методистов, ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей).
http://www.researcher.ru
5. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средне школе. Из опыта работы.
Пособие для учителей.-М.:Просвещение,1980.-127с.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
http://news.kremlin.ru/news/6683
Стандарты второго поколения.
|