Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 99.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.05.2014
Размер99.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Тема урока: «Электрическое сопротивление».

8 класс.

Учебник А.В. Пёрышкин Физика 8; 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: исследовательский

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной. Дать объяснение природе электрического сопротивления на основании электронной теории. Показать зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника;

- формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
РАЗВИВАЮЩАЯ: -развивать у школьников умение выделить главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли, для чего в ходе урока предусмотрены несколько опытов( нужно их сравнить и сделать выводы);

- развивать самостоятельность школьников ( самостоятельная работа в конце урока);

- развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности;

-формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчер­пывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения.

-развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность напримере решения задач: уметь анализировать зада­чу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать нужные формулы.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: - Воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;

- воспитание интереса к предмету, к учению;
ЗАДАЧИ: 1. Обеспечить в ходе урока первичное закрепления понятия сопротивления , удельного сопротивления ( выполнение самостоятельной работы; решение задач; выполниение исследований)

2. Сформировать понятие сопротивление проводника.

3.Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты.

Для достижения поставленных целей на уроке были использованы методы: по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; по источникам знаний: словесный, наглядный, практический. При подготовке к уроку использовались элементы личностно- ориентированного обучения, а входе урока элементы проблемного обучения.

Использовалась коллективная форма познавательной деятельности учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: соединительные провода, ключ, амперметр, вольтметр, резисторы, реостат, металлический проводник; компьютер, проектор
ДЕМОНСТРАЦИИ: -зависимость сопротивления от длины проводника;

-зависимость сопротивления от площади поперечного сечения проводника.

-презентация « Сопротивление проводников»

-видеоролик « Сопротивление проводников»
План урока:

1.Организационный этап.

2.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

3.Этап усвоения новых знаний.

4.Этап закрепления новых знаний.

5.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

6.Обобщение.Рефлексия

Ход урока:

1.Организационный этап

-приветствие;

-определение отсутствующих;

-проверка готовности учащихся к уроку;

-организация внимания.

2.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

- На сегодняшний день вы знаете, что сила тока и напряжения являются основными характеристиками проводника.

Но есть ещё одна физическая величина, характеризующая проводник и сегодня на уроке мы будем говорить именно о ней. Прежде, чем её представить, давайте проанализируем график силы тока от напряжения, начерченные на прошлом уроке.
Посмотрите на экран. Здесь показан график зависимости силы тока в проводнике от напряжения между концами этого проводника.

- Какая зависимость между силой тока и напряжением?( Обсуждение)

Вывод: сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

- Значит , отношение  может является основной характеристикой самого проводника, так как оно не зависит ни от напряжения, ни от силы тока. Проверим это. В таблице вчера на уроке мы не заполнили последний столбик, сделаем это сейчас. Запишем в нём значения отношения напряжения к силе тока. ( ребята производят вычисления; делают выводы).

- Действительно, значение постоянно и его можно принять за основную характеристику проводника.

Это отношение называют сопротивлением проводника.

И так тема урока: « Сопротивление проводника» (запишите в тетрадь)

Что вам известно об электрическом сопротивлении? В чем его причина? Как можно опытным путём определить сопротивление? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

( обсуждение)

Давайте проверим это на опыте.( Сашенков Стас) Измерим значение силы тока на резисторах по очереди. Какие значения токов получились?

- значения разные.

-Как вы думаете, что является причиной, различия силы тока в проводнике:

а )электрическое поле положительно заряженных ионов кристаллической решётки действуют с силой на электроны, уменьшая их скорость направленного движения, а следовательно силу тока;

б) воздействие электрического поля электронов на соседние электроны, тоже приводит к уменьшению скорости их направленного движения

Вывод: Сопротивление характеризует степень противодействия проводника направленному движению по нему зарядов.

Сопротивление- физическая величина, характеризующая способность проводника противодействовать установлению электрического тока в нём.

R = 

Чем больше сопротивление проводника, тем меньше сила тока в проводнике при том же самом значении напряжении.

Единица сопротивления в системе СИ определяется на основании полученной формулы



Применяют и другие единицы сопротивления:

1 мОм=0,001 Ом

1 кОм= 1000 Ом

1 МОм=1 000 000 Ом

За единицу сопротивления принимают 1 Ом- сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1 А.

Например, сопротивление нити накаливания настольной лампы- около 1000 Ом, самого мощного электроприбора- электрочайника- около 30 Ом. Сопротивление человеческого тела (от конца одной руки до конца другой) составляет около15 кОм.

Вывод: мы выяснили в ходе работы, что сопротивление не зависит от силы тока и напряжения, а зависит от свойств проводника.
3.Этап усвоения новых знаний.

ак вы думаете, а какие свойства проводника будут существенно влиять на его сопротивление?

( обсуждение)

- Сопротивление зависит от длины проводника, поперечного сечения, от материала, из которого изготовлен проводник.

Проведём исследование зависимости сопротивления от длины проводника. Мне поможет Андрей Терпигорев. Вы результаты эксперимента запишите к себе и для каждого случая рассчитайте сопротивление. Сделайте выводы.

- Сопротивление проводника прямо пропорционально длине проводника.
Теперь посмотрим, как меняется сопротивление при изменении поперечного сечения проводника.

( Опыт проводит Варгунин Артём)

- Сопротивление проводника обратно пропорционально площади сечения

Вывод: Сопротивление проводника прямо пропорционально длине, обратно пропорционально площади поперечного сечения и зависит от материала.
Возникает вопрос, как учесть зависимость сопротивления от вещества, из которого изготовляют проводник? Для этого вычисляют так называемое удельное сопротивление вещества.

Сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м2 называется удельным сопротивлением этого вещества.

Давайте познакомимся с таблицей удельных электрических сопротивлений некоторых веществ. Поскольку сопротивления металлических проводников зависят от температуры ( оно увеличивается с повышением температуры), то в таблице приводятся значения удельных сопротивлений для температуры 200С.

( работа с таблицей- учебник страница 105)

-серебро и медь- лучшие проводники электричества. Для нагревательных элементов удобно использовать вещества с большим удельным сопротивлением, например, нихром.

- А теперь мы можем записать формулу, так как всё узнали о сопротивлении


ρ- удельное сопротивление проводника 

- характеризует не проводник, а вещество, из которого он изготовлен.

4.1 Первичное закрепление новых знаний.

У какого из медных проводников сопротивление больше и во сколько раз, если:

А). Площадь сечения проводов одинакова, а длина одного провода в 3 раза больше другого?

Б) Длина проводов одинакова, а площадь сечения второго больше первого в 2,5 раза?

В) Определить сопротивление константановой проволоки длиной 75 см и площадью поперечного сечения 0,5 мм2.

- А теперь вы попробуйте составить свою задачу. А мы её решим ( ребята предлагают свои задачи, решаем у доски)

4.2.Вторичное закрепление нового материала.

- Где же нашло своё применение сопротивление проводника. Об этом нам расскажет Клава Киличева и Света Виноградова.

Применение: ( выступления учеников)
Сообщение « Резисторы»

Более половины деталей, используемых в современных радиоэлектронных устройствах, составляют резисторы.

Резистором ( от лат. Resisto- сопротивляюсь) называют выпускаемую промышленностью деталь, обеспечивающую заданное ( номинальное) электрическое сопротивление цепи. Сопротивление резистора указывают на его корпусе либо в виде числового значения, либо в виде закодированной форме ( например, в виде определённых цветных полосок). Мы с вами тоже уже раз пользовались резисторами при выполнении лабораторных работ и сегодня при проведении исследования. Условное обозначение резистора вам уже известно. Кто пойдёт к доске и нарисует условное обозначение резистора?

- рисует



В зависимости от материала, из которого изготовлена токопроводящая часть резистора, различают металлические, углеродистые, керамические и другие резисторы. Для защиты от пыли, влаги и механических повреждений снаружи их покрывают стеклоэмалью или каким-либо другим твёрдым материалом.

Лабораторные резисторы, используемые в школе, имеют вид проволочных спиралей, помещённых в углубление пластмассовой колодки.

В школьных экспериментах применяют также демонстрационные магазины сопротивлений, состоящие из нескольких резисторов в виде проволочных спиралей, рассчитанных на 1,2, 3, 4, 5 Ом.
Сообщение « Реостаты»
На практике часто приходится менять силу тока в цепи, делая её то больше, то меньше. Так изменяя силу тока в динамике радиоприёмника, мы регулируем громкость звука. Изменением силы тока в электродвигателе швейной машины можно регулировать скорость её вращения.

Во многих случаях для регулирования силы тока в цепи применяют специальные прибор- реостаты.

Реостаты бывают ползунковые и рычажные.

Работа реостатов основана на зависимости сопротивления от длины проводника.

Конструкция реостатов позволяет изменять длину проводника, по которому течёт ток, изменяя при этом сопротивление в цепи. При увеличении этой длины сопротивление реостата возрастает, при уменьшении убывает.

Путём изменения сопротивления цепи можно влиять на силу тока в ней. От неё, в свою очередь, зависит действие, оказываемое током на различные участки в цепи.

Реостатам, применяемым на практике, придают удобную и компактную форму. Для этой цели используют проволоку с большим удельным сопротивлением. Проволока покрыта тонким слоем не проводящий ток окалины. Поэтому витки её изолированы друг от друга. Над обмоткой расположен металлический стержень, по которому может перемещаться ползунок. Своими контактами он прижат к виткам обмотки. От трения ползунка о витки слой окалины под его контактами стирается, и электрический ток в цепи проходит от витков проволоки к ползунку, а через него в стержень, имеющий на конце клемму. С помощью этой клеммы и клеммы , соединённый с одним из концов обмотки и расположенной на корпусе реостата, реостат подсоединяют в цепь.

Перемещая ползунок по стержню, можно увеличить или уменьшить сопротивление реостата. Каждый реостат рассчитан на определённое сопротивление.

Рычажный реостат ( см на слайде; учебник стр.110 рис.770 ). Передвигая рычаг реостата от одного контакта к другому, можно вводить в цепь большее или меньшее число проволочных спиралей и тем самым скачком ( ступенчато) изменять сопротивление цепи.

Условное обозначение реостата в электрической цепи:









У вас на столах лежат лабораторные резисторы и реостат. Внимательно посмотрите, как они устроены. Вспомните, что о них вам рассказывали Света и Дима.
На последующих уроках мы с вами будем выполнять лабораторные работы, в которых будем использовать реостат и резистор.
Прежде, чем мы приступим к решению задач, давайте запишем домашнее задание

5.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Прочитать параграфы 43,45,47 ; по желанию- пересказ; выучить основные определения и формулы

( по конспекту); уметь работать с таблицей 8 на странице 105;

Упр.18 ( 2,3) на стр.99; упр.20(2) на стр.108

4.3.Закрепление нового материала.

Ну а теперь на теперь решим задачи на закрепление формул

Решение задач:

1.Выразите в омах значения следующих сопротивлений: 150 мОм; 0,3 кОм; 1,6 МОм

2.Чему равно сопротивление спирали электрической лампы в рабочем состоянии. У которой на цоколе написано 6,3 В, 0,22 А?

3.Вычислите, каким сопротивлением обладает нихромовый проводник длиной 5 м и площадью поперечного сечения 0,75 мм2? Удельное сопротивление нихрома 1,1 

Первые 6 человек получат «5». Необходимое условие нужно отмечать каждую задачу у меня на листочке.
6. Обобщение знаний на уроке. Рефлексия.

Какова была тема урока?

А проблема урока?

Что нового узнали о сопротивлении?

Для чего нужно уметь определять сопротивление проводника?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск