Скачать 108.63 Kb.
|
И.М. Резниченко кандидат педагогических наук, доцент Белгородский Региональный Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (г. Белгород) Факторы риска, воздействующие на здоровье и адаптационные ресурсы участников образовательного процесса. Здоровье - понятие многогранное и включает в себя физический, социально – психологический и духовно – нравственный аспект. В условиях социально-экономического кризиса проблемы здоровья детей в России, остаются предельно острыми, и их безотлагательное решение жизненно необходимо. Среди причин, способствующих возникновению заболеваемости у детей, основными являются: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского попечения.[ ] Состояние здоровья детского населения во многих регионах страны вызывает очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы. 80% – имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе. Высок процент юношей призывного возраста, которые по медицинским критериям не готовы к военной службе. [ ] Специалисты доказали, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие в основном определяются средой, в которой он проводит достаточно большое время. Поэтому такое важное значение придается как социально-психологической, так и физкультурно-оздоровительной адаптации ребенка в образовательной среде. Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является школа, как среда получения образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени бодрствования ребенка школьного возраста. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. [ ]] По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих нормальную адаптацию и здоровье детей школьного возраста. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Хорошо адаптированным психологи считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены[ ] Ученые выделяют ряд внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся. I. Гигиенические условия: шум и резкий школьный звонок, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы), используемые стройматериалы, краска, мебель: размеры, размещение в помещении, видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры, пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе. экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования. II.Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы) Объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника, расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году, организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.), объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время), особенности устава школы и норм жизни школы, медицинское и психологическое обеспечение школы, участие родителей учащихся в жизни школы, стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали», психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали», наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся, позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя) Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения учителя с учащимися, характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска), особенности работы с «трудными подростками» в классе, соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе), личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.[ ] Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать вышеперечисленные школьные факторы риска и выделить наиболее важные разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся. Школьные факторы риска 1. Стрессовая педагогическая тактика; 2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; 4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; 5. Провалы в существующей системе физического воспитания ( система зачетов без учета конституциональных особенностей ребенка); 6. Интенсификация учебного процесса; 7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; 9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни . Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке адаптационных механизмов и выключению процессов саморегуляции физиологических функций, что способствуют развитию хронических болезней. При рассмотрении гигиенических условий и факторов риска, школа может существенно улучшить свои показатели по следующим показателям: уменьшить шум (заменить сиреноподобный звонок на перемену музыкальным и мелодичным, использовать специальные покрытия, создавать рекреационные зоны, вводить культуру поведения, создавать специальные зоны для выхода энергии ребят: отвести часть коридора под шумные и подвижные игры по типу миниспортзалов и т.д), привести в норму освещенность, привести в норму цветовое оформление, пересмотреть распределение мебели и т.д. [ ] Можно организовать санитарные посты, ввести ритмику на переменах, праздники здоровья, недели и дни психологии, бюллетени и стенгазеты, семинары и беседы, рекомендации по организации работы с отдельными детьми и др. проводить изучение психологического климата в коллективе и его формирование (анкеты, опросы, тренинги). Так же следует вести мониторинг комфортности детей в ОУ. Совместно с родителями следует организовывать выезды на природу, экскурсии, встречи, беседы. А для самих родителей организовать интересную учебу. Важно соблюдение четкого плана конкретных действий по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и повышения адаптационных ресурсов всех участников образовательного процесса.[ ] К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным. Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем: 1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. 2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.). 3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение. 4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. 5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука». 6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. 7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. 8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках. 9. Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах. При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Все это позволяет успешно адаптировать школьников в образовательную среду и рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую.[ ] Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.[ ] Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Список литературы:
Заявка
|
1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | Гаоу спо мо «губернский профессиональный колледж» И. Б. кандидат филологических наук, Попова О. В.– кандидат педагогических наук, Шармар С. В – кандидат филологических наук, Лукасевич... | ||
Рабочая программа по предмету обществознание основное общее образование «Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая... | Пояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания... Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | ||
Рабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических... | ||
Утверждено Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических... | «региональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности Авторы-составители: кандидат географических наук Рязанова Н. Е., кандидат педагогических наук, доцент Кузьмина Н. Н | ||
Методические рекомендации по написанию курсовых работ Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы-составители: С. Ю. Баранов, кандидат филологических наук, профессор; И. В. Мовнар, кандидат педагогических наук, доцент | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией... | Безопасность жизнедеятельности учебно-методический комплекс курса Пермь пгпу 2008 Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,... | Санкт-петербурга О. Н. Журавлева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования спбаппо, кандидат педагогических наук, доцент | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией... | Рабочая программа по обществознанию для 9 класса на 2013/2014 учебный год Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических... |