Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока





НазваниеПравила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока
страница1/12
Дата публикации30.06.2014
Размер1.31 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ОБЖ 10 класс


Урок 1

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование.
Цели урока: Повторить правила работы с картой, правила ориентирования

на местности. Закрепление знаний о правилах ориентирования
на местности.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Фронтальная беседа.

Объявление темы, установление связи с изученным материалом.

  1. Активизация знаний.

– Что понимают под ориентированием?

– Какие способы ориентирования используются при автономном существовании на природе?

– Как ориентирована карта относительно сторон света?

– Для чего служит компас и как им пользоваться?

– Как можно ориентироваться по небесным светилам?

– Каким образом можно ориентироваться по местным предметам?

– Как используются при ориентировании культовые сооружения?

  1. Мозговой штурм.

Учащимся предлагается, разбившись на группы, назвать три первоочередные задачи, которые необходимо решить, чтобы выжить в условиях автономии в природе.

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологи­ческого состояния, запасов пищи, воды, эффективно­сти снаряжения.

К первоочередным заботам относятся: оказание пер­вой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие, добывается пища и вода, проводятся ориентирова­ние, поиск маршрутов и выход в населенную местность.

Выжить в случае вынужденной автономии в приро­де — это значит решить три важнейшие задачи:

  1. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зави­симости от местности и погодных условий.

  2. Сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды.

  3. Составить пищевой рацион и суметь воспользоваться дарами природы.

5. Ориентирование на местности.

В случае отсутствия компаса ориентироваться можно по дру­гим показателям.

По небесным телам.

К небесным телам относятся солнце, луна, звёзды. Места вос­хода и захода солнца по временам года различны: зимой солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

В полдень тень от любого предмета указывает на север. В связи с переменой времени по сезонам, местный полдень можно узнать по наименьшей тени, которую будет отбрасывать палка длиной до 1 метра.

Луна так же, как и солнце, всходит на востоке и заходит на западе.

Полярная звезда.

Она всегда находится над Северным полюсом, и её отклонение - самое малое из возможных ориентиров. Найти её не сложно, если потренироваться. Созвездие Большой Медведицы найти можно довольно легко. Две крайние точки ковша продолжаем, мысленно откладывая пять этих расстояний, и упираемся в звезду, которая является частью Малой Медведицы. Практика показывает, что это не совсем прямая. Самое главное - отложить эти пять отрезков и найти в районе поиска ближайшую звезду. Её отличает

большая яркость по сравнению с окружающими звёздами. Встаньте лицом в сторону Полярой Звезды, и вы уверенно определите на­правление на север. Запомните его, наметьте какие-либо неподвижные объекты на земле и днём проверьте свои ночные вычисления. Вообще говоря, никогда не заканчивайте определение сторон горизонта по одному признаку. Совместите несколько и вы будете гораздо увереннее в своих поисках.

По часам.



Если у вас есть стрелочные часы, вы можете определить стороны горизонта по ним. Для этого положите часы горизонтально так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Затем на циферблате найдите среднюю точку между часовой стрелкой и 1 (в летнее время - 2). Эта точка показывает направление на юг, об­ратная ей - на север.

По местным предметам.

В лесу муравейник имеет пологий склон на юг, годовые кольца на срезе пня удлиняются и расстояние между ними больше с юж­ной стороны, снег быстрее тает на южном склоне оврага, а вот мох в нашей местности растёт одинаково со всех сторон деревьев. Ал­тари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни - на запад. Опущенный край нижней перекла­дины креста на куполе православной церкви обращен к югу, при­поднятый - к северу. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жух­лый цвет.

В случае если вы заблудились и не можете определить стороны горизонта (или их нахождение вам ничего не даст), искать поселе­ния необходимо следующим образом. Попробуйте подняться на самое высокое дерево, прислушайтесь к звукам, возможно, вы сможете определить ближайшую трассу, железнодорожную ветку, лай собак или другой бытовой шум. Приблизительное расстояние до объекта таково: шум мотора машин - 3-4 км, гудок автомоби­ля - 2-3 км, громкий крик, лай собак - 1 км, громкий разговор - 0,5 км. Если вы увидите в лесу тропинку, надо идти до развилки и дви­гаться против хода. То есть, найдя развилку тропинки, надо идти в сторону, откуда идёт разъединение троп. Ещё лучше выйти к реке и двигаться вниз по течению.

6. Итог урока.

- Какой прием описывает писатель-геодезист Г. А. Федосеев, которому его обучили местные жители?

«Я подвел его к нетолстой сосне.

  • Смотри хорошо, одна сторона коры должна быть светлая, как золото, другая темная, как старая осина. Видишь?

  • Вижу, хорошо заметно.

  • Положи мою руку на светлую сторону... Эта сторона всегда смотрит в полдень. Разве не знаешь, что от солнца кора деревьев светлеет, а от тени темнеет? Теперь сам себе скажи, где заходит солнце, туда и веди след.

Все оказалось просто и понятно». («По деревням».)
При ориентировании по одним только местным приметам ни в коем случае нельзя делать выводы о расположении сторон света по одному-двум наблюдаемым признакам. Торопливость может привести к серьёзным ошибкам.


  1. Домашнее задание.

Постараться найти материал о других способах ориентирования на местности.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Цель урока: Повторить правила поведения в криминогенной ситуации.

Объяснить и закрепить правила поведения при

террористическом акте.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по карточкам: определение сторон света по часам.

  1. Изучение нового материала.

Фронтальная беседа.

– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?

– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?

– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание

преступников и хулиганов.

– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?

– Как вести себя на улице в тёмное время суток?

– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.

– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?

Криминальный, криминогенный — значит преступ­ный. Жизнь показывает, что соблюдение основных пра­вил безопасного поведения: предвидеть опасности, из­бегать их по возможности, действовать грамотно и ре­шительно — позволяет уберечь себя от преступлений.

Дать ка­кие-либо конкретные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно. Можно только отме­тить, что предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней.

Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и манья­ков, необходимо соблюдать ряд правил.

1. Не находиться одному на улице в темное время су­ток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вече­ром, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или без­людными улицами.

3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара на­встречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сади­тесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, ес­ли вас даже будут убедительно просить о помощи. В та­кой ситуации вы можете предложить вызвать мили­цию, службу спасения или «скорую помощь».

6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сто­рону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.

8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не от­крывайте дверь незнакомым.

10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуа­ции — столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по кото­рым его можно задержать. В целях безопасности реко­мендуем вам: по первому требованию уличного граби­теля отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокой­но и медленно и быть уверенным в себе. Если возмож­но, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.
В настоящее время, к сожалению, особую опас­ность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличает­ся разнообразием методов и приемов и в первую оче­редь вызывает у людей страх и панику. Жертвами ста­новятся безвинные люди.

Распространенными терро­ристическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, челове­ку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терро­ризмом подтверждает правильность таких рекоменда­ций.

Терроризм — угроза обществу.

Терроризм — это насилие или угроза его применения в отношении фи­зических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объ­ектов, создающие опасность гибели людей.

Терро­ризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.

Терроризм как явление политической жизни прак­тически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степе­ни от терроризма пострадали люди во всех уголках зе­мли.

Практическое занятие.

Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание.
Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

(Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Зада­ча: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

(Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурно­му учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки — на­клонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(За­ложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить за­ложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.

Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?

(При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания за­щитными повязками, изготовленными из подручных материалов — из шар­фов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)

  1. Подведение итогов урока.



Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации?

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации?

Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: изучить правила поведения на природе, познакомить с цветами и бабочками луга, проанализировать поведение людей на лугу,...
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconРоль насекомых в природе
Цели: рассмотреть значение насекомых в природе; учить находить взаимосвязи в природе; познакомить с некоторыми видами насекомых;...
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconКонспект по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают правила»
Оборудование: компьютер Учебник, компьютер с установленным по «proclass», комплект «proclass» проектор, документ-камера «Ken-a-vision»,...
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconУрок литературы в 7 классе на тему : «Стихотворения о родной природе»
Цели урока: знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе; отработка навыков выразительного чтения и анализа стихотворений;...
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconУрок математики в 3 классе. Программа: «Начальная школа XXI века»...
Цели урока: сформулировать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconКонспект урока по окружающему миру Тема: "В царстве грибов"
Цели и задачи: расширить знания детей о грибах; отметить их многообразие, значение; развивать умение видеть взаимосвязи в природе;...
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconУрока: Времена года в поэзии. Цели урока
Цели урока: развить эстетическое чувство учащихся, воспитывая в них любовь к поэзии, к природе, интерес к произведениям русских и...
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconТема: «Красная книга России. Правила поведения на природе».(третий...
Цель: Познакомить с названиями растений и животных Красной книги, правилами поведения на природе
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать коммуникативную компетентность
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconКонспект урока по кулинарии тема: приготовление рыбных закусок цели:...
Цели: в- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природным ресурсам
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данной программы является развитие автономии учащихся в процессе обучения, когда им ясны цели изучения каждой подтемы, средства...
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconКонспект урока осенние изменения в природе (Тема урока) фио (полностью)...
Цель урока: расширить представления учащихся об окружающем мире, познакомить с осенними изменениями в природе
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconЗанятие Окислительно-восстановительные реакции в природе и промышленности Цели
Цели: Познакомиться с ролью окислительно-восстановительных процессов в природе и промышленности
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconКонспект урока по окружающему миру
Цели урока: изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование. Цели урока iconПравила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования Учебные вопросы
Основные причи­ны вынужденного автономного существования в при­родных условиях: чрезвычайные ситуации природного характера, экстремальные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск