Скачать 57.22 Kb.
|
Участники конференции: Ильина Татьяна Сергеевна ФИО: Ильина Татьяна Сергеевна Город: Тольятти Место учебы и специальность: ГОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж, специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» Руководитель: Г.А. Пасынкова Электронная почта: www.tgl.net.ru/wiki Приглашаю к обсуждению: Эстетическое воспитание младших школьников "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое - учит сочувствию. Комическое -помогает бороться с недостатками. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В определении речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, здесь наиболее удачно выражена цель эстетического воспитания. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути. Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям" Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно- эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" - отмечает Г.С. Лабковская. Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими". Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни. В системе учебной и внеклассной работы начальной школы большое внимание уделяется различным формам эстетического воспитания. У младших школьников велико стремление к деятельности в области художественного творчества. Передовые учителя, используя это стремление в целях нравственного, эстетического и умственного воспитания детей, планируют во внеклассной работе мероприятия, осуществление которых отвечает детским интересам, внутренним потребностям и помогает педагогически целесообразно организовывать жизнь учащихся. Учителя начальных классов широко используют в целях эстетического воспитания детей изобразительное искусство. Во многих школах получила широкое распространение хорошая идея: организация выставок репродукций лучших полотен картинных галерей. Дети с большим увлечением собирают репродукции, интересуются авторами картин и их жизнью, любят слушать, когда им рассказывают идейное содержание того или иного произведения изобразительного искусства. При проведении работы с младшими школьниками в школьной картинной галерее учителю следует строго отбирать репродукции с наиболее доступной, понятной детям идеей, на которых наиболее убедительно можно показать, какими средствами добился художник выражения своей мысли. Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе призваны развивать способности ребят к самовыражению, раскрывают их творческий потенциал, обостряют чувство прекрасного. Для повышения интереса детей к художественному творчеству необходимо, на наш взгляд, развивать у них наряду с данными способностями эмоционально-творческое отношение к тому или иному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, показать свое «я». Многие учителя начальных классов успешно сочетают развитие эстетических вкусов детей средствами изобразительного искусства с показом прекрасного в общественной жизни и природе. С этой целью широко используются различные экскурсии в природу, на предприятия, по родному городу и т. д. Учителя проводят экскурсии в парк или в лес осенью, зимой и весной, обращая внимание детей на изменения, происходящие в природе, связывают получаемые детьми представления с тем, что они уже видели на картинах художников. Осенью, когда лес надевает свои желто-красные одежды, учителя напоминают детям о картинах Левитана - этого замечательного певца русской природы; во время летних прогулок говорят детям о картинах Шишкина, сумевшего запечатлеть на своих полотнах красоту и прелесть нашей Родины. Все это развивает воображение детей, учит видеть красивое в природе и прививает любовь к родному краю. Во время экскурсий учителя обращают внимание детей на красоту улиц, обсаженных деревьями, величие архитектурных ансамблей площадей, на строгую красоту зданий, исторических памятников, а на селе - на красоту леса, полей, всей родной природы. Это первое общение детей с архитектурным искусством надо всячески развивать, рассматривая с ними фотографии архитектурных сооружений разных городов, памятников архитектуры прошлого, рассказывая им о жизни и деятельности великих русских зодчих. Все это сыграет огромную роль в формировании эстетических вкусов детей. |
L. britten et rose. Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической... Егорова А. А., Киселев А. В., Тарасенко И. И., Ильина П. Л., Панкова Г. А., Ильина И. Е., Баранов В. С., Власов Г. П | Панкова-Козочкина Татьяна Викторовна Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории | ||
«Утраченный рай» (Почему Обломов не встает с дивана?) Преподаватель – Хныкова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Учитель: Подлесная Татьяна Сергеевна Стаж: 2 года умк Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кочкина Татьяна Сергеевна, председатель Ассоциации молодых педагогов Алтайского края | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Средняя общеобразовательная школа №1911 была открыта в 1995 году. С первых дней ее возглавляет Заслуженный учитель Российской Федерации,... | ||
Рабочая программа по дисциплине «международный менеджмент» Рецензент: к с н., доцент, зав кафедрой «Экономики и управления на предприятии и маркетинга» Пятигорского государственного гуманитарно-технологического... | Методические рекомендации по написанию курсовых работ дисциплине Рецензент: к с н., доцент, зав кафедрой «Экономики и управления на предприятии и маркетинга» Пятигорского государственного гуманитарно-технологического... | ||
Вотинова Татьяна Сергеевна, учитель высшей категории, Почётный работник... Наименование оу, организатора мероприятия Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа... | «Работа с личной видеотекой на уроках физики» (2011г.), семинар-практикум... Максимец Татьяна Сергеевна – учитель физики мбоу сош №30 ст. Кущевской Кущевского района Краснодарского края | ||
Образовательная программа «Английский язык как инструмент формирования... Автор-составитель: Макарова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации... | Чиранова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,... Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,... | ||
Тема «Сравнение чисел» Цели Здравствуйте, дети! Меня зовут Абрамова Татьяна Сергеевна. Сегодняшний урок буду вести у вас я. Вы уже работали в мире «противоположностей»:... | 670034, г. Улан-Удэ, ул. Цивилева, д. 27, кв. 76; Стативо Татьяна... Целью нашего проекта является формирование экологической культуры школьников в процессе работы над проектом по использованию бытовых... | ||
Субботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов. Тема: Екатерина Великая Цели урок Цели урока: сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь; воспитывать... | Рабочая программа по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)... Рецензент: к с н., доцент, зав кафедрой «Экономики и управления на предприятии и маркетинга» Пятигорского государственного гуманитарно-технологического... |