Ильина Татьяна Сергеевна





Скачать 57.22 Kb.
НазваниеИльина Татьяна Сергеевна
Дата публикации06.07.2013
Размер57.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Участники конференции:

Ильина Татьяна Сергеевна

ФИО: Ильина Татьяна Сергеевна

Город: Тольятти

Место учебы и специальность: ГОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж, специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»

Руководитель: Г.А. Пасынкова

Электронная почта: www.tgl.net.ru/wiki

Приглашаю к обсуждению:

Эстетическое воспитание младших школьников

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое - учит сочувствию. Комическое -помогает бороться с недостатками. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В определении речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, здесь наиболее удачно выражена цель эстетического воспитания. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям" Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно- эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" - отмечает Г.С. Лабковская.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими". Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

В системе учебной и внеклассной работы начальной школы большое внимание уделяется различным формам эстетического воспитания. У младших школьников велико стремление к деятельности в области художественного творчества. Передовые учителя, используя это стремление в целях нравственного, эстетического и умственного воспитания детей, планируют во внеклассной работе мероприятия, осуществление которых отвечает детским интересам, внутренним потребностям и помогает педагогически целесообразно организовывать жизнь учащихся. Учителя начальных классов широко используют в целях эстетического воспитания детей изобразительное искусство. Во многих школах получила широкое распространение хорошая идея: организация выставок репродукций лучших полотен картинных галерей. Дети с большим увлечением собирают репродукции, интересуются авторами картин и их жизнью, любят слушать, когда им рассказывают идейное содержание того или иного произведения изобразительного искусства. При проведении работы с младшими школьниками в школьной картинной галерее учителю следует строго отбирать репродукции с наиболее доступной, понятной детям идеей, на которых наиболее убедительно можно показать, какими средствами добился художник выражения своей мысли.

Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе призваны развивать способности ребят к самовыражению, раскрывают их творческий потенциал, обостряют чувство прекрасного. Для повышения интереса детей к художественному творчеству необходимо, на наш взгляд, развивать у них наряду с данными способностями эмоционально-творческое отношение к тому или иному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, показать свое «я».

Многие учителя начальных классов успешно сочетают развитие эстетических вкусов детей средствами изобразительного искусства с показом прекрасного в общественной жизни и природе. С этой целью широко используются различные экскурсии в природу, на предприятия, по родному городу и т. д. Учителя проводят экскурсии в парк или в лес осенью, зимой и весной, обращая внимание детей на изменения, происходящие в природе, связывают получаемые детьми представления с тем, что они уже видели на картинах художников. Осенью, когда лес надевает свои желто-красные одежды, учителя напоминают детям о картинах Левитана - этого замечательного певца русской природы; во время летних прогулок говорят детям о картинах Шишкина, сумевшего запечатлеть на своих полотнах красоту и прелесть нашей Родины. Все это развивает воображение детей, учит видеть красивое в природе и прививает любовь к родному краю. Во время экскурсий учителя обращают внимание детей на красоту улиц, обсаженных деревьями, величие архитектурных ансамблей площадей, на строгую красоту зданий, исторических памятников, а на селе - на красоту леса, полей, всей родной природы. Это первое общение детей с архитектурным искусством надо всячески развивать, рассматривая с ними фотографии архитектурных сооружений разных городов, памятников архитектуры прошлого, рассказывая им о жизни и деятельности великих русских зодчих. Все это сыграет огромную роль в формировании эстетических вкусов детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ильина Татьяна Сергеевна iconL. britten et rose. Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической...
Егорова А. А., Киселев А. В., Тарасенко И. И., Ильина П. Л., Панкова Г. А., Ильина И. Е., Баранов В. С., Власов Г. П
Ильина Татьяна Сергеевна iconПанкова-Козочкина Татьяна Викторовна
Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Ильина Татьяна Сергеевна icon«Утраченный рай» (Почему Обломов не встает с дивана?)
Преподаватель – Хныкова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Ильина Татьяна Сергеевна iconУчитель: Подлесная Татьяна Сергеевна Стаж: 2 года умк
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий
Ильина Татьяна Сергеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кочкина Татьяна Сергеевна, председатель Ассоциации молодых педагогов Алтайского края
Ильина Татьяна Сергеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Средняя общеобразовательная школа №1911 была открыта в 1995 году. С первых дней ее возглавляет Заслуженный учитель Российской Федерации,...
Ильина Татьяна Сергеевна iconРабочая программа по дисциплине «международный менеджмент»
Рецензент: к с н., доцент, зав кафедрой «Экономики и управления на предприятии и маркетинга» Пятигорского государственного гуманитарно-технологического...
Ильина Татьяна Сергеевна iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ дисциплине
Рецензент: к с н., доцент, зав кафедрой «Экономики и управления на предприятии и маркетинга» Пятигорского государственного гуманитарно-технологического...
Ильина Татьяна Сергеевна iconВотинова Татьяна Сергеевна, учитель высшей категории, Почётный работник...
Наименование оу, организатора мероприятия Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа...
Ильина Татьяна Сергеевна icon«Работа с личной видеотекой на уроках физики» (2011г.), семинар-практикум...
Максимец Татьяна Сергеевна – учитель физики мбоу сош №30 ст. Кущевской Кущевского района Краснодарского края
Ильина Татьяна Сергеевна iconОбразовательная программа «Английский язык как инструмент формирования...
Автор-составитель: Макарова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации...
Ильина Татьяна Сергеевна iconЧиранова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Ильина Татьяна Сергеевна iconТема «Сравнение чисел» Цели
Здравствуйте, дети! Меня зовут Абрамова Татьяна Сергеевна. Сегодняшний урок буду вести у вас я. Вы уже работали в мире «противоположностей»:...
Ильина Татьяна Сергеевна icon670034, г. Улан-Удэ, ул. Цивилева, д. 27, кв. 76; Стативо Татьяна...
Целью нашего проекта является формирование экологической культуры школьников в процессе работы над проектом по использованию бытовых...
Ильина Татьяна Сергеевна iconСубботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов. Тема: Екатерина Великая Цели урок
Цели урока: сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь; воспитывать...
Ильина Татьяна Сергеевна iconРабочая программа по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)...
Рецензент: к с н., доцент, зав кафедрой «Экономики и управления на предприятии и маркетинга» Пятигорского государственного гуманитарно-технологического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск