Пояснительная записка.
Данная образовательная программа по курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г.
на основе общеобразовательной программы «Школа 2100»,
примерной программы по курсу «Окружающий мир», авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутина и др., рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система Школа 2100»/ авт.-сост. О.В.Рыбьякова. – 3-е изд., испр. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.)
Учебного плана ОУ на 2013-2014 уч год
Устава ОУ
Нормативный срок освоения программы 1 год.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 3 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов в год. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
• развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Технологии:
Технология продуктивного чтения
Технология проблемно-диалогического обучения
Технология оценивания учебных успехов учащегося
Формы:
Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
Образовательное путешествие;
Творческая мастерская;
Познавательная лаборатория;
Конференции;
Исследование;
Презентация;
Проектирование;
Диагностика;
Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
Домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;
Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, олимпиады, предметные недели, кружки.)
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе
Личностные результаты
| Метапредметные результаты
|
| Регулятивные УУД
| Познавательные УУД
| Коммуникативные УУД
| Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
| Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
| Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
| Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
| Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений.
Предметные результаты
| Часть 1. Обитатели Земли
| 1-я линия развития – уметь объяснять мир:
| 2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
| приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
| доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
| Часть 2. Моё Отечество
| 1-я линия развития – уметь объяснять мир:
| 2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
| узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
| учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
|
Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе «Обитатели Земли»
№
| тема
| тип урока (форма и вид деятельности учащихся)
| вид контроля
| дата проведения
| план
| факт
| ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ
|
| Тела и вещества
| ОНЗ – урок «открытия» новых знаний
|
|
|
|
| Из чего состоит вещество
| Р
| Проверочная работа №1
|
|
|
| Что такое энергия
| ОНЗ
|
|
|
|
| Превращение энергии
| Р – урок рефлексии.
| Проверочная работа №2
|
|
| ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
|
| Где обитают живые организмы
| ОНЗ
|
|
|
|
| Большой круговорот веществ
| Р
|
|
|
|
| Живые участники круговорота веществ
| Р
| Проверочная работа №3
|
|
|
| Обмен веществ в организме
| Р
|
|
|
|
| Как живые организмы запасают энергию Солнца
| ОНЗ
| Проверочная работа №4
|
|
|
| Контрольная работа по разделам: «ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ» и «ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ»
| ОК – урок обучающего контроля знаний.
| Контрольная работа №1
|
|
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
|
| Жизнь экосистемы
| ОНЗ
| Проверочная работа №5
|
|
|
| Почва – важнейшая часть экосистемы
| ОНЗ
|
|
|
|
| Экосистема озера
| ОНЗ
|
|
|
|
| Экосистема болота
| ОНЗ
|
|
|
|
| Экосистема луга
| ОНЗ
| Проверочная работа №6
|
|
|
| Лесные производители
| ОНЗ
|
|
|
|
| Потребители и разрушители экосистемы леса
| Р
|
|
|
|
| Экосистема поля
| ОНЗ
| Проверочная работа №7
|
|
|
| Аквариум – маленькая искусственная экосистема
| Р
| Проверочная работа №8
|
|
| ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
|
| Растения - производители
| ОНЗ
| Проверочная работа №9
|
|
|
| Животные маленькие и большие
| Р
| Проверочная работа №10
|
|
|
| Маленькие рыцари
| ОНЗ
|
|
|
|
| Первый шаг из моря на сушу
| ОНЗ
|
|
|
|
| На суше – как дома
| ОНЗ
| Проверочная работа №11
|
|
|
| Пернатые изобретатели
| ОНЗ
|
|
|
|
| Наши братья
| ОНЗ
| Проверочная работа №12
|
|
|
| Осторожно: животные
| Р
| Проверочная работа №13
|
|
|
| Прирождённые разрушители
| ОНЗ
| Проверочная работа №14
|
|
|
| Экскурсия в краеведческий музей
| Урок-экскурсия
|
|
|
|
| Экскурсия в лес, луг, озеро
| Урок-экскурсия
|
|
|
|
| Как нам жить в дружбе с природой
| Р
| Проверочная работа №15
|
|
|
| Контрольная работа по разделам: «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА» и «ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ»
| ОК
| Контрольная работа №2
|
|
|
| Обобщение по теме «ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ»
| Р
|
|
|
|
| Комплексная проверочная работа
| Р
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру в 3 классе «Моё Отечество»
№
| тема
| тип урока (форма и вид деятельности учащихся)
| вид контроля
| дата проведения
| план
| факт
| ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА
|
| Введение. Отправляемся в путешествие.
| ОНЗ – урок «открытия» новых знаний
|
|
|
|
| Живая связь времён
| ОНЗ
|
|
|
|
| Как считать время
| ОНЗ
|
|
|
|
| С чего начинается Родина
| ОНЗ
|
|
|
|
| Память о прошлом
| Р – урок рефлексии.
| Самостоятельная работа №1
|
|
| ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР
|
| Как на Руси появилось государство.
| ОНЗ
|
|
|
|
| Как на Руси появилось государство.
| Р
|
|
|
|
| «Золотые ворота» в Древнюю Русь
| ОНЗ
|
|
|
|
| За землю Русскую!
| ОНЗ
|
|
|
|
| «Слово о погибели Русской земли»
| Р
| Самостоятельная работа №2
|
|
|
| От Древней Руси к единой России
| ОНЗ
|
|
|
|
| Земля и люди Московского государства
| ОНЗ
|
|
|
|
| Москва златоглавая
| Р
| Самостоятельная работа №3
|
|
|
| «Хуже грозного царя только междуцарствие»
| ОНЗ
|
|
|
|
| Повторение.
| Р
|
|
|
|
| Контрольная работа №1 по теме «ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА»
| ОК – урок обучающего контроля знаний.
| Контрольная работа №1
|
|
|
| Пётр Великий
| ОНЗ
|
|
|
|
| Власть и народ в Российской империи
| ОНЗ
|
|
|
|
| Как Россия у Европы «училась»
| Р
|
|
|
|
| «Гроза двенадцатого года»
| ОНЗ
| Самостоятельная работа №4
|
|
|
| Император-освободитель
| ОНЗ
|
|
|
|
| Россия в огне.
| ОНЗ
|
|
|
|
| Россия в огне.
| Р
|
|
|
|
| «К светлому будущему»
| ОНЗ
|
|
|
|
| «Вставай, страна огромная»
| ОНЗ
|
|
|
|
| «Через тернии к звездам»
| ОНЗ
| Самостоятельная работа №5
|
|
| СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
|
| Я – гражданин России
| ОНЗ
|
|
|
|
| Власть народа
| ОНЗ
|
|
|
|
| Кто в государстве самый главный
| ОНЗ
|
|
|
|
| Народы России
| ОНЗ
|
|
|
|
| Наш общий дом
| Р
| Самостоятельная работа №6
|
|
|
| Как нам жить?
| Р
|
|
|
|
| Комплексная проверочная работа
| Р
|
|
|
|
| Контрольная работа №2 по разделу «СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ»
| ОК
| Контрольная работа №2
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для реализации цели и задач обучения окружающему миру по данной программе используется УМК по окружающему миру издательства «Баласс».
Обучение по окружающему миру обеспечивается учебниками и пособиями:
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Обитатели Земли» (1 часть). Учебник 3,класс;
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Моё Отечество» (2часть). Учебник 3,класс;
А.А. Вахрушев, О.В. Бурский «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Обитатели Земли», 3-й класс;
Е.В.Сизова, Н.В.Харитонова «Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Моё Отечество», 3-й класс;
Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. «Рабочая тетрадь» к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Рабочая тетрадь» к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса.
О.А. Тимофеева «Окружающий мир.3 класс. Обитатели Земли: система уроков по учебнику А.А.Вахрушева»
Наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия;
географические карты;
предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Измерительные приборы: весы, термометр, сантиметровые линейки, мензурки.
Экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д.
Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). |