Литературное чтение Урок 18.
Тема: «ЛЮБИТЕЛЬ» ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (рассказ М. Коршунова «Рисунок с натуры»).
Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение разъяснять заглавие текста;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
| Ι. Актуализация знаний.
| Повторение.
1.Чтение наизусть стихотворения А. Шибаева «Без ужина».
2. Выразительное чтение стихотворений о собаках (домашнее задание детей).
|
| ΙΙ. Совместное открытие знаний.
|
I. Упражнения в технике чтения (тетрадь, задания I.1, 2, с. 39).
– Откройте учебники на с. 146.
ΙI. М. Коршунов «Рисунок с натуры».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название, фамилию автора. Знаком ли нам автор?
– Может ли название рассказа подсказать нам содержание произведения?
– А иллюстрация?
Предположения детей.
– Можно ли по иллюстрации сказать, кто будет главным героем произведения?
– Как вы думаете, чем будет отличаться этот рассказ от стихотворения «Без ужина»?
Предположения детей.
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение учителя. Книги у детей закрыты. По ходу чтения учитель ведёт «диалог с автором» и при необходимости комментирует текст. Михаил Коршунов «РИСУНОК С НАТУРЫ»
1
После уроков учительница Нина Ивановна сказала:
– Не выпустить ли нам стенгазету?
– Выпустить! – закричали ребята. (Вам понятно, что предложила учительница? Стенгазета – сокращённое от «стенная газета», большой лист, на котором помещаются статьи, стихи, рисунки на какую-то тему, их делают сами ребята. Вешают такую газету на стену.)
– Задаю на дом рисунок с натуры. С натуры – это значит нарисовать то, что перед вами, что вы видите. Возьмите какой-нибудь сюжет из живой природы. (Сюжет – картинка живой природы. Вот вы что бы нарисовали?) У Федота возник план: он так нарисует живую природу, что рисунок будет самый натуральный и самый большой. (Натуральный – похожий на живую природу.) Поэтому займёт в стенгазете больше всего места. (Почему ему хочется, чтобы рисунок занял больше всего места в стенгазете?) 2
Федот взял большой лист бумаги, расстелил на столе. Приготовил карандаш и подозвал младшего брата Тоську. (Как зовут младшего брата? Тоська – от какого имени?.. Антон.)
– Будешь помогать?
– А чего помогать?
– Рисунок с натуры делать. С живой природы, понимаешь? Наша кошка – это живая природа. Мы её будем рисовать. (А кошка – это живая природа? Да, значит, её можно нарисовать.)
3
Кошку надо ловить умеючи. (Интересно, зачем вообще её ловить? Этот вопрос задаётся как риторический, ответа учитель не ждёт.) Братьям она не даётся. На этот раз кошка забыла о предосторожностях и уснула на стуле. («На этот раз забыла о предосторожностях» – значит... Дети предполагают: возможно, кошку братья и раньше зачем-то ловили.)
Братья схватили её за лапы и унесли к столу. (Представили? Как вы думаете, кошке это понравится? А зачем они её поймали? Как собираются рисовать? Предположения детей.)
– Клади на бумагу! – распорядился Федот. («Распорядился» – Федот ведёт себя как старший, командует.)
– А-а... – кивнул Тоська. – Сводить.
– Не сводить, а обводить. Крепче держи! – Федот взял карандаш и начал обводить кошку. (Вот, оказывается, зачем им понадобилась кошка!) 4
Кошка не хотела лежать спокойно. Дёргалась, шипела. Карандаш прыгал, соскакивал с бумаги.
– Да растяни ты её за лапы! – кричал Федот.
– Сам тяни! Она брыкается.
Кошка взбрыкнула. Тоська выпустил её, и она спрыгнула со стола. Но удрать не успела: Федот поймал и опять уложил на бумагу. (Зачем во второй раз ловит? А можно кошку точно так же положить? Представляете, какой рисунок получится!)
– А усы ты тоже будешь обводить?
– Нет, сам нарисую.
– Шесть усов, – посчитал Тоська. – С каждой стороны шесть. 5
Кошка ворочалась, корябала бумагу и наконец вырвалась и убежала на кухню.
Тоська поглядел на рисунок. (Что, по-вашему, он там увидит?)
– Колбаса какая-то с рогами.
– Поговори у меня! – сказал Федот. (Федоту явно не понравилось мнение брата о его рисунке!) Он сам не очень был доволен рисунком.
«Ничего, – утешал он себя, – раскрашу в рыжую полоску, и все поймут, что кошка». И Федот взялся за краски и кисти. (Поможет это, по-вашему?) 6
Вечером, когда Федот уже спал, под его кроватью лежал и сушился рыжий рисунок. А на рыжем рисунке спала кошка. 2) Вопросы после чтения.
– Что вам показалось самым смешным?
Если рассказ детям понравился (это будет видно по их эмоциям), можно предложить им перечитать рассказ про себя.
3) Беседа:
а) Получился ли у Федота натуральный рисунок, то есть как в жизни, очень похожий?
б) Если колбасу с рогами раскрасить в рыжую полоску и пририсовать 12 усов, а потом на невысохший рисунок положить кошку, что получится?
в) Не приходилось ли вам самим так рисовать?
г) А вообще, по-вашему, Федот умел рисовать?
д) Рисунок явно не получился. Интересно, понесёт ли его Федот в школу? Мнения детей могут быть разными.
4) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
|
|
ΙΙΙ. Применение нового знания.
| Работа с текстом после чтения.
1. – Мы познакомились с двумя героями в этом рассказе. Что вы можете рассказать о каждом из них?
В ходе беседы нужно обязательно выйти на характер Федота и поговорить о том, что он на самом деле не только любит командовать, обидчив и т.д., но и не очень-то любит живую природу, которую хочет нарисовать лучше всех. Похоже, кошке доставалось от него не раз, и клички у неё нет...
2. – Как бы вы озаглавили части этого рассказа?
3. Составление плана (задание II.2 в тетради, с. 39).
|
|
ΙV. Итог.
|
– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст?
|
|
V. Домашнее задание (по желанию).
|
– Помогите Федоту справиться с заданием: сделайте любой рисунок с натуры (задание 5 в тетради, с. 40). Подготовьте выразительное чтение самого смешного фрагмента рассказа или диалога братьев (задание 4 со
с. 148 учебника).
|
|
|