Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга





Скачать 90.28 Kb.
НазваниеРазработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга
Дата публикации18.07.2014
Размер90.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА

СТАНИЦЫ ПОЛТАВСКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


Разработка урока по географии (9 класс)

Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга

Выполнила учитель географии

Тушина Алена Алексеевна
Урок по теме: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга
Класс: 9
1. Тип урока (по основной дидактической цели)

- урок общих знаний

(по основному способу проведения)

- сочетание различных форм занятий

(по основным этапам учебного процесса)

- соотнесение личного опыта и теоретических знаний, отработка практического навыка работы с картой

Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированный подход, игровая технология, работа по алгоритму

Метод проведения: беседа, объяснение, самостоятельная работа в группах.

Методы организации и самоорганизации образовательного процесса:

- словесный, наглядный, практический

- аспект логический, дедуктивный (от общего к частному)

- методы стимулирования и мотивации образовательного процесса (игровая ситуация)

- метод контроля и самоконтроля (устный фронтальный контроль по сигнальным карточкам, по тесту о пользе лекарственных растений, индивидуальный и групповой контроль)

2. Цели и задачи урока:

- образовательные:

познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами лекарственных растений Краснодарского края, с понятийным аппаратом по теме “Красная книга” на региональном компоненте; сформировать представление об особо охраняемых территориях Краснодарского края;

реализовать межпредметные связи между географией и биологией Краснодарского края;

углубить знания о расположении крупных природоохранных объектов на территории нашего края;

- коррекционные: развитие памяти учащихся,

развитие внимательности,

коррекция мелкой моторики

- развивающие: развитие умений соотнесения личного опыта и знаний, полученных на уроке;

развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы;

развивать умения обозначать географические объекты на контурной карте;

- воспитательные: воспитание дисциплинированности, аккуратности, настойчивости в учебе;

любви к своему краю и его природным богатствам;

воспитание бережного отношения к природе родного края;

умения работать в группах, умения высказывать и отстаивать свое мнение, в то же время внимательно и терпимо относиться к мнению окружающих;

формирование активной жизненной позиции.


По окончании урока учащиеся должны:

- знать: названия некоторых лекарственных растений, занесенных в Красную книгу края; какую помощь в укреплении здоровья человека они могут оказать; виды природоохранных территорий, их месторасположение на карте края; основные сведения о Красной книге; основные правила поведения в природе

- уметь: различать виды природоохранных территорий, обозначать их месторасположение на карте края; аргументировать свои ответы; сопоставлять понятия по теме
Оборудование: физическая карта Краснодарского края, выставка книг по изучаемой теме, выставка лекарственных растений; компьютерная презентация;

контурные карты Краснодарского края; карточки для индивидуальной работы, календарь погоды; рабочие тетради; эпиграф к уроку; запись голосов птиц
Словарная работа: КРАСНАЯ КНИГА, ПРИРОДООХРАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ЗАПОВЕДНИК, ЗАКАЗНИК, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК, ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ

Ход урока


  1. (слайд 1 – общее название урока)

Орг. момент. Психологический настрой. Отчет дежурного. Мотивация учебной деятельности
2. Учитель географии: Заполнение календаря погоды.

(слайд 2 – виды народной жизни)

Народный календарь на 22 октября

(Зачитывает на карточке дежурный)

22 октября - Яков

Ожидали, что "Яков, Брат Божий, крупицу пошлет (крупу, град)". Яков-древопилец. Заготавливали дрова для русской печи.

В октябре луна в кругах - следующее лето будет сухое.


  1. Учитель биологии:

(слайд 3 – тема урока, дата, эпиграф)

Сообщение темы, цели занятия

Русский писатель М.М.Пришвин писал: "Охранять природу - значит охранять Родину". Вы видите, какая тесная взаимосвязь между понятиями "природа" и "Родина". Какая она, наша Родина?

Учитель географии: (слайд 4,5,6,7,8,9 – виды природы)

Высокие горы, степные просторы,

Лазурного берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы –

Всё это вместила Кубань.

- Читает ученик:

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Учитель географии: Сегодня на уроке мы с вами будем рассуждать не только о красоте нашего края, но и о сохранности его природных ресурсов, в частности, растительных, описанных в «Красной книге Краснодарского края», а также о влиянии растений из Красной книги на здоровье и самочувствие человека.
4.Актуалиация опорных знаний.

Учитель биологии:

(слайд 10 – проблемный вопрос)

Постановка проблемного вопроса: Почему необходимо охранять природу?

Неужели, если исчезнет несколько видов животных или растений, человеку будет хуже жить? Для чего нужна Красная книга?

Постараемся рассмотреть эти вопросы на уроке при помощи географии и биологии.
5.Объяснение нового материала.

Учитель биологии:

Жизнь человека во многом зависит от того, где он живет, как и чем питается. Отчего человек болеет? (от загрязнения окружающей среды, от некачественных продуктов питания и др.). Отчего болеет природа? Болеет природа – болеет человек. Что можно сделать, чтобы самому не болеть? (охранять природу).

- Учитель географии:

А узнать, как вы умеете вести себя на природе, поможет этот немного шуточный тест (Приложение 3)

(слайд 11).

Дети поочередно читают с выражением предложения. Итак, отвечаем «да» или «нет» при помощи цветовых сигналов: зеленый – «да», красный – «нет»:

1. Захочешь развести в лесу костер, найди старое кострище.

2. Для костра наломай веток с ближайших деревьев.

3. Гулять в лесу лучше по тропинкам.

4. Если хочешь сделать девушке приятное, собери букет из лесных цветов.

5. Шум - враг лесным жителям.

6. Редкие растения и животные охранять нет смысла, ведь они все равно вымрут.

7. В местах, где живут редкие растения и животные, можно создать заповедник.

(слайд 12 – самопроверка)

Молодцы, что знаете основные правила поведения в природе. А ведь природа может во многом помочь человеку, чтобы поправить его здоровье.

Действительно, многие растения, занесенные в Красную книгу России и Кубани, - хорошие лекари. Но сначала – немного о самой Красной книге.

(слайд 13 – текст для чтения).

Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению.

(В нашей стране для этого в 1974г. была учреждена Красная книга СССР, которая стала научной основой для разработки мер по сохранению отдельных видов животных и растений).

-Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не синей или жёлтой? (красный цвет – это значит внимание, стоп не убивайте животных и не губите растения). Красная книга - это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях.

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения.

Учитель биологии:

(слайд 14). Вы видите лишь некоторые из растений, занесенных в Красную книгу Краснодарского края. Это валериана, солодка, пион, софора, боярышник.

Многие из них не раз помогали вам или вашим близким. Давайте проверим по вашему жизненному опыту, в чем польза этих растений.

(слайд 15) «Соедини понятия»:

Валериана снижение давления

Боярышник поливитаминное средство

Пион успокаивает нервную систему

Солодка помощь при простуде

Софора наружное противовоспалительное средство
(слайд 16) (Проверка выполнения теста. Рассказ об их свойствах, приносящих пользу человеку). Обращение к выставке лекарственных растений.

- Учитель географии:

(слайд 17)

Для сохранения многих уникальных, редких и исчезающих объектов природы созданы различные природоохранные территории, их 4 вида:

- заповедники,

- заказники,

- национальные парки,

- памятники природы.

(слайд 18) (Работа по слайду для выяснения основных особенностей каждой природоохранной территории – дифференцирование понятий):

- ЗАПОВЕДНИК – территория (акватория), в пределах которой весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедники - это охраняемые территории, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

(В России 136 заповедников в разных природных зонах.

(слайд 19) В Краснодарском крае 1 заповедник - Кавказский

Он располагается на территории Мостовского района и г.Сочи. Флора заповедника насчитывает около 1600 видов. В Красную книгу России занесен 81 вид редких и исчезающих растений).
- ЗАКАЗНИК - территория (акватория), на которой охраняются отдельные виды животных, растений.

(слайд 20)

(В крае 18 заказников).
- НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК - территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.

(В России 34 Национальных парка.

В нашем крае создан один национальный парк – Сочинский

(слайд 21).

Природа парка уникальна. Здесь соседствуют влажные субтропики, горные леса и заснеженные скалы высокогорий).
- ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ - это охраняемые природные объекты, ценные в научном, культурном, эстетическом отношениях.

(слайд 22)

(В Краснодарском крае 407 памятников природы. Их большая часть расположена в горах и предгорьях Кавказа. Наибольшее количество памятников природы выделено в г.Сочи (90) и Туапсинском районе (65). В Краснодаре 35 памятников природы).
Региональный компонент. Учитель биологии:

На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся массив Красного леса (5200 га).

(слайд 23). Это остаток лесов, окаймлявших раньше берега Кубани до её низовьев. Узкие полоски леса сохранились в среднем течении реки. В Красном Лесе растут дуб, ива, клен, ясень, яблоня, боярышник, шиповник; обитают олени, косули, кабаны, зайцы.
(Во время разбора понятий – работа с картой: прикрепление звездочек разного цвета, обозначающих 4 вида природоохранных территорий, на физическую карту края).
6. (слайд 24) Физминутка
7. Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Работа в парах. Учитель географии:

(слайд 25)
Учащиеся получают карточки, на которых написано название одного из природоохранных объектов, группе необходимо пояснить значение своего термина всему классу. (Приложение 1, 2)
(Разрезные карточки для учащихся: отдельно - названия природоохранных территорий и их значения. Соотнести.). Выступления уч-ся, доказательство

(слайд 26)

Проверка – на слайде.
8. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление материала.

(слайд 27)

С помощью физической карты Краснодарского края обозначить на контурной карте:

1. заповедники Краснодарского края (Мостовской район, г. Сочи);

2. национальные парки (г. Сочи);

3. памятники природы (г. Сочи, г.Туапсе, г.Краснодар);

4. Красный лес (ст.Ивановская).

(Нанесение на физ.карту края звездочек на месте природоохранных территорий.

Инд.-коррекционная работа: Сторчак В., Бесчастный Ю. – обозначить на карте только гг.Сочи и Краснодар).
9. Подведение итогов урока.

Учитель биологии:

(слайд 28)

Обращаемся к проблемным вопросам, поставленным в начале нашего урока: Почему необходимо охранять природу? Неужели, если исчезнет несколько видов животных или растений, человеку будет хуже жить? Для чего нужна Красная книга? (слайд 15)

Главный вывод: человек является частью природы. Если в природе гармония и равновесие – это прямая польза и благо для человека. Здорова природа – здоров человек. А лекарственные растения всегда придут на помощь в случае болезни. Охраняем природу – охраняем себя, свое здоровье, свою счастливую жизнь.

Оценка работы учащихся на уроке.
10. Учитель географии:

(слайд 29)

Домашнее задание:

1. Подготовить сообщение об одном из растений, занесенных в Красную книгу края - задание по биологии;

2. с.52 – «Растительный мир Краснодарского края» и с.136 – «Охрана растительного мира Кубани» - задание по географии.
(слайд 30 - заключительный)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconУрок по предмету «Живой мир, кубановедение» в 1 классе по теме: «Растения...
Цель урока: сформировать представления о разновидностях растений Краснодарского края
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconУрок географии
Оборудование: Красная книга Краснодарского края, мультимедийная доска, фото животных, растений Кубани, выставка книг
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Заповедники и заказники Краснодарского края»
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconТема урока: красная книга
...
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconУрок Тема урока Красная книга Пермского края
Наименование оу, организатора мероприятия Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа...
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconТема урока: Красная книга. Будь природе другом
Оборудование: слайды животных и птиц; учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» (2 класс), рабочая ттетрадь; экологические знаки по...
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconТема: Красная книга России. Правила поведения в природе красная книга Кубани
Оборудование: рисунки для лесной полянки, запись мелодии леса, слайды редких растений Росси и Кубани, Красная книга России и тетрадь...
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconКраткое содержание проекта Охрана редких видов растений и животных...
Охрана редких видов растений и животных важная задача государства. Проект «Красная книга» поможет учащимся 7-8 классов сформировать...
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга icon«Охрана растительного и животного мира. Охраняемые территории России»
Курс позволит расширить представление о силе давления деятельности человека на состояние животного и растительного мира в целом и...
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconРазработка урока географии с использованием икт "Российские озера"
Карты: Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconКонспект урока окружающего мира, проведенного Борисенко Светланой...
Сегодня у нас заключительный этап учебного проекта «Охранять природу – значит охранять Родину». На протяжении 2 недель мы с вами...
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconУрок по окружающему миру (литературное чтение, музыка) 3-«Б» класс...
Продолжить работу по развитию гуманного отношения к природе, ко всему живому в окружающем нас мире, способности воспринимать и чувствовать...
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconУрока: изучение новых зун. Тема урока: «Почвы Краснодарского края»
У: Начнем урок с проверки домашнего задания, проведем письменный опрос на карточках 4 человека
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconРазнообразие животного мира Краснодарского края
Оборудование: физическая карта Краснодарского края, рефераты учащихся, картинки с животными
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconКонспект урока технологии 5 класс. Тема: Характеристика тканей из...
Образовательная: дать начальные представления о процессе производства тканей из натуральных волокон растительного происхождения
Разработка урока по географии (9 класс) Тема урока: Охрана растительного мира Краснодарского края. Красная книга iconУрок кубановедения, 4 класс. Тема урока: «Берегите землю родимую, как мать любимую»
Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск