Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества»





Скачать 88.97 Kb.
НазваниеУрок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества»
Дата публикации24.07.2014
Размер88.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема урока: «Лес - природное сообщество»
Тип: урок на основе игровой технологии.

Вид: урок изучения нового материала.

Технология: игровая.

Форма проведения: урок-игра.

Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества»

Учебник: “Природоведение” 4 кл. (1 – 4), А.А. Плешаков

Цели урока:

1. Обучающая цель:

  • путем наблюдений установить взаимосвязь между оби­тателями леса;

  • познакомить с понятиями «лесное сообщество», «эта­жи леса», определить практическое значение леса в жизни человека.

2. Воспитательная цель:

  • воспитывать любовь к природе, а также умение об­щаться, работать в группах

3. Развивающая:

  • развивать познавательную активность детей в про­цессе формирований представлений о лесе;

  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей.

Оборудование: «Зеленый дом». Учебник по природоведению (Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2001), карточки с заданиями, рисунки, опорные схемы, мультимедиа установка, экран, компьютер.
Ход урока
1.0ргмомент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь поудобнее. Как вы себя чувствуете?

Какое у вас настроение?
Базовые понятия урока:

- природное сообщество;

- лес;

- растения леса;

- животные леса;

- ярусы;

- экологическая проблема;

- цепи питания.
Определение понятий урока

1. Природное сообщество - совместное существова­ние растений и животных на определенной террито­рии, тесно связанных между собой.

2. Лес - это семья различных растений и живот­ных, существующих вместе.

3. Растения леса: деревья, кустарники, травы, гри­бы, мхи.

4. Животные леса: звери, птицы, насекомые (млеко­питающие, пресмыкающиеся, земноводные). (Слайд №2)
2. Выход на тему урока:

Учитель: Ребята, хотите узнать, о чем пойдет речь на уроке?

Отгадайте загадки: (Слайд №3)
Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель, сосна.)
Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы? (Заяц.)
Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки (Гриб.)

Учитель: Давайте, ребята, подумаем, что объединя­ет эти слова? (Лес.)

А все ли вы знаете о лесе?

А сейчас проведем блиц-турнир “Я знаю лес”: (Слайд №4)

а) Какой лес называют тайгой? (Хвойный)

б) Назови дерево: Высокое, стройное с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине, хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна)

в) Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

г) Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

д) Какое дерево является символом России? (Береза)

е) Плодами какого дерева являются желуди? (Плоды дуба)

ж) У какого животного пять черных полосок на спине? (Бурундук)

з) Узнай животного по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь)
3. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы думаете, а о чем же мы будем раз­говаривать на уроке?

А также мы попытаемся установить взаимосвязь меж­ду растительным и животным миром.

Учитель: Ребята, а каково значение леса?
ЛЕС: (Слайд №5)

- дом для животных;

- защитник воздуха, водоемов, почв;

- место отдыха человека;

- ягоды, грибы, лекарственные растения;

- древесина.
Экологическая проблема

Учитель: Ребята, а всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по вине ли человека возникают экологические проблемы в лесу?

- Послушайте стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь: (Слайд №6)

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы парили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.

Н. Некрасов

Учитель: О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

Учитель: Ребята, поговорим еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар” (Слайд №7)

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Учитель: Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он разгоревшись, превратился в лесной пожар.)

—Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев. (Слайд №8)
Знакомство с природными сообществами
Учитель: Итак, я предлагаю вам отправиться в лес­ное путешествие. Для этого организуем команды. (Создаются команды: «Совята», «Лисята», «Ежа­та», «Бельчата», «Зайчата», «Медвежата».)
Задание №1. (Слайд №9) Отберите необходимое для похода в лес (компас, рюкзак, магнитофон, палатка, спички, коте­лок, веревка, фонарик, чашка, ложка, термос, ружье, удочка, рогатка). Обоснуйте выбор.
Задание №2. (Слайд №10)Кто лучше всех знает деревья, травы, кустарники леса? (Выходят по одному представите­лю от команд, выбирают карточки с изображением дерева, кустарника и т. д. Представитель от каждой команды доказывает, что именно его растение необходимее и красивее дру­гих. Что будет, если оно исчезнет?)
Задание №3. (Слайд №11) Вот какой «живой лес» у нас получил­ся. Расположите растения так, как они должны расти в лесу.

1-й этаж - ель, сосна;

2-й этаж - береза, клен;

3-й этаж - калина;

4-й этаж - ландыш, земляника (травы);

5-й этаж - грибы;

6-й этаж - мхи, лишайники.

Вы построили «дом леса» правильно.

«Этажи» леса ученые называют ярусами (работа над словом, см. толковый словарь русского языка).
Ярус - это определенный этаж, в котором произрастают различные растения. (Слайд №12)
- Самый верхний ярус - деревья,

- ниже - кустарники,

- еще ниже - мелкие кустарники, грибы,

- самый нижний - мхи.

Почему такое расположение? (Слайд №13)

Замечали ли вы, где чаще всего растут грибы, мхи?

Вы знаете почему? (Меньше света, больше влаги.)
Учитель: Рассказ о том, что грибы (грибница) свя­заны с деревьями (корнями) и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными минеральными солями. Звучит доклад о грибах.
Физкультминутка

Дети по лесу гуляли

Дети по лесу гуляли,

(Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали.

(Ладони прикладывают к глазам.)

Вверх на солнце посмотрели

(Поднимают головы кверху, тянутся к солнышку.)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

(Машут руками.)

Дружно хлопаем,

(Хлопают в ладоши.)

Ногами топаем!

(Топают ногами.)

Хорошо мы погуляли,

(Маршируют, делают вдох-выдох.)

И немножечко устали!

(Дети садятся на свои места.)
Учитель: Садитесь. Нравится путешествовать? А зна­ете ли вы, что весь лес - от верхушки дерева до земли - заселен животными?

Назовите, пожалуйста, животных, которые обитают на деревьях; ведут наземную жизнь; обитают в почве.
Задание № 4. (Слайд №14)

Каждая команда имеет свое название. Расскажите, что вы знаете об этих животных.

Расположите их в своем лесу. Почему такое распо­ложение?
Какие же животные живут в лесу?


Насекомые

Жук-короед, тля, мохнатые гусеницы, муравьи

Земноводные

Лягушка

Пресмыкающиеся

Ящерица, уж, гадюка

Птицы

Растительноядные

Сойка, снегирь, клест

Насекомоядные

Большая синица, кукушка, дятел

Хищные

Ястреб, сова

Млекопитающие

Растительноядные

Белка, заяц, мышь, лось

Насекомоядные

Крот

Хищные

Волк, рысь

Всеядные

Медведь, кабан


4.Этап закрепления изученного материала.

1. Самостоятельная работа (Слайд № 16, 17, 18)

Задание повышенной сложности. И пока мы еще не ушли из леса, составьте цепи питания.

Сильная группа - самостоятельно;

более слабая - добавляет 2 звена; слабая - 1 звено.
2. Анализ работы

Вывод: Какую роль играют растения в жизни жи­вотных? А какую роль играют животные в жизни рас­тений? (Умирают, nерегнивают - соли; участвуют в размножении растений путем переноса их семян на шерсти живота; навоз.)

Учитель: Можно ли лес назвать природным сооб­ществом? (Да.)
Как вы понимаете лексическое значение слово сооб­щество? (Разбор слова, толковый словарь). Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (Ожегов С.И. Толковый словарь. М. - 2005). (Слайд №19)

5. Подведение итогов.

Учитель: Действительно, обитатели леса живут coвместно и тесно связаны друг с другом.

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы ее?

Эмоциональный фон урока:

Понравилось ли в лесу? Какое настроение? Опишите его словами.

Учитель: Природа леса вдохновляет поэтов, писа­телей, композиторов на прекрасные творения.

(Муз. И. Штрауса «Сказки венского леса»).

Учитель: И закончить я хочу стихотворением И.А. Бунина «Лес, точно терем расписной». (Слайд №20)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой ...

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной

Завороженный тишиной.
6. Домашнее задание (Слайд №21)

Учитель: Оглянитесь. Вспомните. Прислушайтесь.

Где мы с вами побывали? Чтобы все это понять, про­чувствовать, давайте пофантазируем и вообразим теле­визионный экран будущего, с помощью которого мож­но будет увидеть картинку леса.

Подумайте, какой она будет? Изобразите свой уголок леса ХХI века.

(Объясните, почему ХХI века?)
Используемая литература (Слайд №22)


  1. Плешаков А.А., Сонин И.И., “Твои открытия”, Изд-во “Дрофа”, Москва 1995 г.

  2. Рянжин С.В., “Экологический букварь”, СПб, Печатный двор, 1994 г.

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь. М. - 2005

  4. Плешаков А.А., “Природоведение” 4 кл., Москва, “Просвещение”, 1995

  5. Плешаков А.А., “Природоведение” 3 кл., Москва, “Просвещение”, 1994

  6. Клепина З.А., “Природоведение” 4 кл., Москва, “Просвещение”, 1991 г.

  7. Клепина З.А., Мельчаков Л.Ф., “Природоведение” 2-3 кл., Москва “Просвещение”, 1991 г.

  8. Плешаков А.А., “Мир вокруг нас”, Москва. “Просвещение”, 1995 г.

  9. Зотов В., “Лесная мозаика”, Москва. “Просвещение”, 1997 г.

  10. Петров В.В., “Растительный мир нашей Родины”, Москва. “Просвещение”, 1991 г.

  11. Мельников Л.Ф., Скиткин М.Н., “Природоведение” 3-4 кл., Москва. “Просвещение”, 1988 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок обобщения и систематизации знаний. По основному способу проведения
Урок – деловая игра по теме: «Применение производной в различных областях науки»
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconПлан проведения недели предметов естественно-математического цикла...
Урок-игра «Путешествие к звёздам» (обобщающий урок по теме «Решение уравнений» с использованием интерактивной доски)
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок репортаж; Урок вернисаж; Урок круглый стол; Урок-игра «Угадай мелодию»
Нестандартные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся. Поэтому, эти уроки в своей...
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconПашатова Екатерина Анатольевна учитель английского языка Муниципального...
Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconФрагменты уроков
Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис»
Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок-игра «В мире замечательных людей»
Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок-деловая игра по теме «Отмена крепостного права в России»
Первый урок традиционен, он предусматривает знакомство с основными положениями крестьянской реформы 1861 г Второй же урок, посвящённый...
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок-игра в 9 классе, обобщающий знания учащихся по теме «Химическая...
Урок-игра в 9 классе, обобщающий знания учащихся по теме «Химическая связь. Электролитическая диссоциация» (умк оржековского П. А.)....
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е....
Оформление урока: карта-схема города, на которой изображена школо дорожных наук, светофор
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разнообразие форм проведения уроков «Окружающего мира» способствует проявлению творчества учителя и учащихся: это и урок – игра,...
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Время проведения: №10 урок по теме «Четырехугольники» (по учебнику «Геометрия 7 – 9», Погорелов А. В.)
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок в 9 классе по теме: «Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства»
Охватывает сообщества любого ранга. Например, к экосистемам относятся подушка лишайника на стволе дерева, пень с населяющими его...
Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества» iconУрок Игра крестики-нолики. Урок 3
Урок 29 – 30. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть (решение задач из тетради проектов)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск