Скачать 88.97 Kb.
|
Тема урока: «Лес - природное сообщество» Тип: урок на основе игровой технологии. Вид: урок изучения нового материала. Технология: игровая. Форма проведения: урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природные сообщества» Учебник: “Природоведение” 4 кл. (1 – 4), А.А. Плешаков Цели урока: 1. Обучающая цель:
2. Воспитательная цель:
3. Развивающая:
Оборудование: «Зеленый дом». Учебник по природоведению (Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2001), карточки с заданиями, рисунки, опорные схемы, мультимедиа установка, экран, компьютер. Ход урока 1.0ргмомент. Учитель: Здравствуйте, садитесь поудобнее. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Базовые понятия урока: - природное сообщество; - лес; - растения леса; - животные леса; - ярусы; - экологическая проблема; - цепи питания. Определение понятий урока 1. Природное сообщество - совместное существование растений и животных на определенной территории, тесно связанных между собой. 2. Лес - это семья различных растений и животных, существующих вместе. 3. Растения леса: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи. 4. Животные леса: звери, птицы, насекомые (млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные). (Слайд №2) 2. Выход на тему урока: Учитель: Ребята, хотите узнать, о чем пойдет речь на уроке? Отгадайте загадки: (Слайд №3) Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? (Ель, сосна.) Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной, И стоит среди травы Уши больше головы? (Заяц.) Я под шапкою цветной На ноге стою одной. У меня свои повадки: Я всегда играю в прятки (Гриб.) Учитель: Давайте, ребята, подумаем, что объединяет эти слова? (Лес.) А все ли вы знаете о лесе? А сейчас проведем блиц-турнир “Я знаю лес”: (Слайд №4) а) Какой лес называют тайгой? (Хвойный) б) Назови дерево: Высокое, стройное с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине, хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна) в) Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки) г) Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка) д) Какое дерево является символом России? (Береза) е) Плодами какого дерева являются желуди? (Плоды дуба) ж) У какого животного пять черных полосок на спине? (Бурундук) з) Узнай животного по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь) 3. Изучение новой темы. Учитель: Как вы думаете, а о чем же мы будем разговаривать на уроке? А также мы попытаемся установить взаимосвязь между растительным и животным миром. Учитель: Ребята, а каково значение леса? ЛЕС: (Слайд №5) - дом для животных; - защитник воздуха, водоемов, почв; - место отдыха человека; - ягоды, грибы, лекарственные растения; - древесина. Экологическая проблема Учитель: Ребята, а всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по вине ли человека возникают экологические проблемы в лесу? - Послушайте стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь: (Слайд №6) Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы парили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал – и вон убежал. Н. Некрасов Учитель: О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.) Учитель: Ребята, поговорим еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар” (Слайд №7) Забывчивый охотник на привале Не заметал, не затоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер. И, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес пошел. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. Учитель: Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он разгоревшись, превратился в лесной пожар.) —Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев. (Слайд №8) Знакомство с природными сообществами Учитель: Итак, я предлагаю вам отправиться в лесное путешествие. Для этого организуем команды. (Создаются команды: «Совята», «Лисята», «Ежата», «Бельчата», «Зайчата», «Медвежата».) Задание №1. (Слайд №9) Отберите необходимое для похода в лес (компас, рюкзак, магнитофон, палатка, спички, котелок, веревка, фонарик, чашка, ложка, термос, ружье, удочка, рогатка). Обоснуйте выбор. Задание №2. (Слайд №10)Кто лучше всех знает деревья, травы, кустарники леса? (Выходят по одному представителю от команд, выбирают карточки с изображением дерева, кустарника и т. д. Представитель от каждой команды доказывает, что именно его растение необходимее и красивее других. Что будет, если оно исчезнет?) Задание №3. (Слайд №11) Вот какой «живой лес» у нас получился. Расположите растения так, как они должны расти в лесу. 1-й этаж - ель, сосна; 2-й этаж - береза, клен; 3-й этаж - калина; 4-й этаж - ландыш, земляника (травы); 5-й этаж - грибы; 6-й этаж - мхи, лишайники. Вы построили «дом леса» правильно. «Этажи» леса ученые называют ярусами (работа над словом, см. толковый словарь русского языка). Ярус - это определенный этаж, в котором произрастают различные растения. (Слайд №12) - Самый верхний ярус - деревья, - ниже - кустарники, - еще ниже - мелкие кустарники, грибы, - самый нижний - мхи. Почему такое расположение? (Слайд №13) Замечали ли вы, где чаще всего растут грибы, мхи? Вы знаете почему? (Меньше света, больше влаги.) Учитель: Рассказ о том, что грибы (грибница) связаны с деревьями (корнями) и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными минеральными солями. Звучит доклад о грибах. Физкультминутка Дети по лесу гуляли Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.) За природой наблюдали. (Ладони прикладывают к глазам.) Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, тянутся к солнышку.) И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали. (Машут руками.) Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.) Ногами топаем! (Топают ногами.) Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.) И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.) Учитель: Садитесь. Нравится путешествовать? А знаете ли вы, что весь лес - от верхушки дерева до земли - заселен животными? Назовите, пожалуйста, животных, которые обитают на деревьях; ведут наземную жизнь; обитают в почве. Задание № 4. (Слайд №14) Каждая команда имеет свое название. Расскажите, что вы знаете об этих животных. Расположите их в своем лесу. Почему такое расположение? Какие же животные живут в лесу?
4.Этап закрепления изученного материала. 1. Самостоятельная работа (Слайд № 16, 17, 18) Задание повышенной сложности. И пока мы еще не ушли из леса, составьте цепи питания. Сильная группа - самостоятельно; более слабая - добавляет 2 звена; слабая - 1 звено. 2. Анализ работы Вывод: Какую роль играют растения в жизни животных? А какую роль играют животные в жизни растений? (Умирают, nерегнивают - соли; участвуют в размножении растений путем переноса их семян на шерсти живота; навоз.) Учитель: Можно ли лес назвать природным сообществом? (Да.) Как вы понимаете лексическое значение слово сообщество? (Разбор слова, толковый словарь). Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (Ожегов С.И. Толковый словарь. М. - 2005). (Слайд №19) 5. Подведение итогов. Учитель: Действительно, обитатели леса живут coвместно и тесно связаны друг с другом. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы ее? Эмоциональный фон урока: Понравилось ли в лесу? Какое настроение? Опишите его словами. Учитель: Природа леса вдохновляет поэтов, писателей, композиторов на прекрасные творения. (Муз. И. Штрауса «Сказки венского леса»). Учитель: И закончить я хочу стихотворением И.А. Бунина «Лес, точно терем расписной». (Слайд №20) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой ... Лес, словно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной Завороженный тишиной. 6. Домашнее задание (Слайд №21) Учитель: Оглянитесь. Вспомните. Прислушайтесь. Где мы с вами побывали? Чтобы все это понять, прочувствовать, давайте пофантазируем и вообразим телевизионный экран будущего, с помощью которого можно будет увидеть картинку леса. Подумайте, какой она будет? Изобразите свой уголок леса ХХI века. (Объясните, почему ХХI века?) Используемая литература (Слайд №22)
|
Урок обобщения и систематизации знаний. По основному способу проведения Урок – деловая игра по теме: «Применение производной в различных областях науки» | План проведения недели предметов естественно-математического цикла... Урок-игра «Путешествие к звёздам» (обобщающий урок по теме «Решение уравнений» с использованием интерактивной доски) | ||
Урок репортаж; Урок вернисаж; Урок круглый стол; Урок-игра «Угадай мелодию» Нестандартные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся. Поэтому, эти уроки в своей... | Пашатова Екатерина Анатольевна учитель английского языка Муниципального... Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | ||
Фрагменты уроков Тип и форма проведения урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности. Урок-игра | Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | ||
Урок-игра «В мире замечательных людей» Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость» | Урок-деловая игра по теме «Отмена крепостного права в России» Первый урок традиционен, он предусматривает знакомство с основными положениями крестьянской реформы 1861 г Второй же урок, посвящённый... | ||
Урок – последний урок в теме. Учебный предмет Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме | Урок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов» Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока... | ||
Урок-игра в 9 классе, обобщающий знания учащихся по теме «Химическая... Урок-игра в 9 классе, обобщающий знания учащихся по теме «Химическая связь. Электролитическая диссоциация» (умк оржековского П. А.).... | Урок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е.... Оформление урока: карта-схема города, на которой изображена школо дорожных наук, светофор | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разнообразие форм проведения уроков «Окружающего мира» способствует проявлению творчества учителя и учащихся: это и урок – игра,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Время проведения: №10 урок по теме «Четырехугольники» (по учебнику «Геометрия 7 – 9», Погорелов А. В.) | ||
Урок в 9 классе по теме: «Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства» Охватывает сообщества любого ранга. Например, к экосистемам относятся подушка лишайника на стволе дерева, пень с населяющими его... | Урок Игра крестики-нолики. Урок 3 Урок 29 – 30. Проект «Дневник наблюдения за погодой», 1 часть (решение задач из тетради проектов) |