Тема урока. Наш край





Скачать 74.38 Kb.
НазваниеТема урока. Наш край
Дата публикации07.08.2014
Размер74.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Выполнила Мищенко Ирина Леонидовна

Тема урока. Наш край.

Цели урока: знакомство с живой и неживой природой Кузбасса; привитие навыков охраны природы; соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества, человека; воспитание любви в своей малой Родине.

Оборудование: компьютер, карта Кемеровской области, Красная книга, выставка книг, презентации учащихся, глобус.

Ход урока.

1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

Добрый день. Сегодня у нас необычный урок. В начале урока я предлагаю послушать отрывок из замечательной песни и определить тему нового раздела, который начинаем изучать.

( Звучит куплет и припев песни «Гимн Кузбасса»)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Наша область отмечает в этом году своё 70 летие.

-Тема раздела «Наш край», мы познакомимся с историей, культурой, бытом нашей области.

Зачем нам это нужно знать?

-Знание истории и культуры отчего края вознаградит вас любовью к нему, придаст силы и уверенности в жизни.
2.Работа над новой темой.

Учитель:

Работа с картой.

Посмотрите на глобус. Это изображен наш общий дом – планета Земля. На ней широко раскинулась Россия – наше Отечество , Родина. Кемеровская область находится в Сибирском федеральном округе Российской Федерации, на юге Западной Сибири, в бассейне реки Томь.

В российской нашей необъятной шири

Есть край известный.  Край, где мы живём

Зовут его жемчужиной Сибири,

А мы землёй любимою зовём.

Кузбасс – земля особенного рода.

Её не спутать ни с какой другой.

И днём и ночью жаркая работа

Кипит и на земле и под землёй.

Хранит земля несметные запасы

Щедры поля родимой стороны.

От ритма жизни нашего Кузбасса

Зависит состояние страны.

Шумит тайга. Зовут к вершинам горы.

Земля отцов нам с детства дорога.

Волнуют сердце милые просторы,

Ласкают взгляд родные берега.

Гордимся мы твоею доброй славой,

Твоим богатством, наш родимый край

Кузнецкий край, на благо всей державы,

На счастье нам живи и процветай.

Обучающийся:

В 1842 году русский геолог и историк Петр Алесандрович Лихачёв 
предложил назвать этот край Кузбассом -по имени первого города 
края-Кузнецка. В начале 1840-х годов горный инженер Соколовский 
первый определил границы «каменноугольной области» и предсказал, 
что имеющиеся в нашем крае огромные запасы каменного угля, 
железных руд и лесов открывают широкие возможности для развития 
здесь промышленности.

К началу 1917 г. Кузбасс являлся одним из наиболее развитых промышленных районов Сибири. Здесь работали угольные копи и золотые прииски, на которых было занято около 20 тыс. рабочих.

В настоящее время Кузбасс входит в число наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации.

Учитель:Ребята, сегодня мы поговорим с вами о нашем родном крае. Наша область – Кемеровская, образовалась 26 января 1943 г. Выделилась из состава Новосибирской области. Область расположена в центре страны, на расстоянии 4,5 тыс. км от западных и восточных границ и 2 тыс. км от северных. Такое географическое положение было очень выгодно во время Великой Отечественной войны. Она протянулась на 500 км с севера на юг и 300 км с запада на восток.

Наша область больше Московской области в 2 раза. На ее территории могут разместиться такие государства, как: Бельгия, Голландия, Швейцария. Площадь области 95,7 тыс. км2.

Рельеф Кузбасса очень разнообразен. На западе с севера на юг на 300 км протянулся Салаирский кряж. Его самая высокая точка – гора Барсук 567м. Кузнецкий Алатау на востоке, с вершиной Верхний Зуб – 2178 м. Горная Шория на юге области – это отроги Алтая, с высшей точкой – горой Пустаг 1560 м.

Наиболее обжитая часть области – Кузнецкая котоловина. Это холмистая равнина в долине р. Томь , между Салаирским кряжем и Кузнецким Алатау.

Кузнецкая котловина богата полезными ископаемыми, особенно углем. Это наиболее промышленный и густонаселенный район нашей области, где расположены в основном все крупные города Кузбасса.

Работа с картой.

Обучающиеся:

Среди высоких снежных гор

Простор Кузнецкой котловины,

Сияют блюдечки озер

Пестрят коврами луговины.
Вихрами дыбятся леса,

Пронзают небо стрелы кранов.

И заводские корпуса

Дымят как трубы великанов.
Пусть о тебе, мой край родной,

Молва идет, шумит по свету,

В твоей богатой кладовой

Каких сокровищ только нету.
Не о цветах, друзья пою,

Не о чащобах, где медведи.

Слагаю песню я свою

О горном золоте и меди.
Смотрю в синеющую даль,

Любуюсь утренней зарею

Хочу воспеть чугун и сталь

Что брызжет огненной струею.
Кузбасс, ты дорог и любим

Горжусь твоею красотою

Твоею мощью, широтою

Рабочим обликом твоим.

Учитель: Богата наша область и другими полезными ископаемыми. Громадные запасы угля, железной руды, фосфоритов, бокситов, золота, мрамора, стекольного песка, стройматериалов, глины, бурого угля зарыты в глубине недр нашей области. Но самое важное значение имеет каменный уголь. Его запасы более 700 млн. тонн. Крупные угольные районы: Прокопьевский, Киселевский, Кемеровский, Ленинск-Кузнецкий, Томь-Усинский, Междуреченский, Беловский, Анжеро-Судженский.

Работа с картой.

В 1721 г. На берегу р. Томь рудознатец Михайла Волков открыл «горючий камень»

Обучающийся:

ГОРЮЧИЙ КАМЕНЬ

Блестит как смоль,

В изломах, как стекло.

Тяжелый, горный –

Впрямь «горючий камень».

И это моего труда тепло

В нем спрессовалось в будущее пламя.

Он мертвый камень, здесь лежал века,

Землею тяжкой сжатый в пласт огромный.

Он извлечен руками горняка

Он запылал огнем в Кузнецких домнах.

Взгляни кругом, шахтерского труда

Видны плоды везде, в любой округе,

Ведь освещает села, города

И движет пароходы, поезда

Добытый мной, Кузнецкий жаркий уголь.

Огнями залит весь простор

И вижу я, как вся моя Отчизна

Гряды Курильских до Карпатских гор

Встает в великих стройках.

И всюду уголь наш. И это я – шахтер

Вдохнул в него огонь неугасимой жизни.

Учитель: Наша область богата речной сетью. Самая крупная река – Томь, протекающая по Кузнецкой котловине, берет начало в Кузнецком Алатау. На большей части своего пути имеет быстрое течение с порогами, водопадами, а, выйдя на равнину, течет медленно, плавно. На северо-востоке течет река Кия, на западе – Иня. Реки используют для сплава леса и для речного сообщения.

Работа с картой.

Обучающийся:

Разнотравье…

Аромат медовый.

Тих и светел солнечный денек.

Волны уплывают вдаль

И снова с шорохом ложатся на песок.

Томь родная, синий бор на круче, кудри золотые ивняка,

Может есть на свете где-то лучше

Голубее, ласковей река.

Томь. Ты мне близкой стала с детства.

Память детства в сердце берегу.

И его без твоего соседства

Я никак представить не могу.

Помнится, как шумною ватагой

Мы врезались в волны головой,

Воспевали ласковую влагу

Пахнущую солнцем и травой.

Забывали голод и усталость

И про то, что мамы дома ждут.

Мы одни, как нам это казалось,

Знали, где черемухи кусты.

Птичьи гнезда находить умели

И скрививши рот, не сладко ведь,

Мужественно мы боярку ели

С боку начинавшую краснеть.

Хороша ты, Томь моя, с обрыва,

Или заглядевшись на волну

Может реки лучше есть, красивей,

Но люблю тебя я, Томь, одну.

Учитель: А как прекрасен растительный мир нашей области! Огромные сосны, могучие ели и лиственницы, великаны кедры, кудрявые березы и осины, рябина и черемуха покрывают хребты Горной Шории, Кузнецкого Алатау, Салаирского Кряжа. Непроходимые чащобы, где хозяевами себя чувствуют бурый медведь и огромный лось, которого нередко можно встретить у озер, на водопое. В этих глухих, таежных лесах находит себе приют рысь. Богат лес пушным зверем- белкой, соболем. На опушках леса нередко можно встретить волка, а в степях – сусликов, хомяков, тушканчиков.

В Горной Шории есть липовая роща. Липа – это теплолюбивое растение, которое сохранилось у нас со времен, когда климат был намного теплее.

В Кузнецкой котловине раскинулись поля, среди них встречаются березовые колки – это лесостепь. На западе Кузнецкой котловины раскинулись бескрайние степи, ковыльные и разнотравные. Земли Кузнецкой котловины очень плодородны, на них выращивают пшеницу, кукурузу, ячмень, картофель, овощи. А на сочных лугах пасется крупный рогатый скот и овцы.

Работа с картой.

Обучающийся:

КРАЙ РОДНОЙ

Край родной, пихтач на косогоре,

В синеве далекие «белки»

Да ютятся сосны тихим бором,

Изредка, в излучинах реки.

С детских лет в романтику влюбленный

В трудности нехоженых дорог.

Этот край пихтовый, обновленный

Исходил я вдоль и поперек.

Исходил не как турист, работал

С жаром сердца в 18 лет

И нередко подмокал от пота

С силуэтом Ленина билет.

И взирают горы удивленно

На Кузнецк идет, идет руда.

А в краю пихтовом, обновленном

Есть частица моего труда.

Учитель: Население нашей области почти 3 млн. чел. Основное население – русские. Коренные жители – шорцы и телеуты, которые живут в Горной Шории. Сейчас в области 20 крупных городов. Самые крупные по числу жителей: Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Белово.

Города в основном расположены вдоль линии железной дороги. По числу городских жителей наша область занимает одно из первых мест в России. А знаете ли вы города нашей области? Назовите их.

3.Физминутка

4.Закрепление изученного

Викторина «Наш край родной»

  1. Назовите города Кемеровской области.

  2. Когда и как возник город Таштагол?

  3. Какой месяц считается самым тёплым и самым холодным в Кемеровской области?

  4. Назовите основные лекарственные растения, распространённые в Кузбассе.

  5. У какой земляники плоды будут слаще: у растущей под деревьями или на открытой полянке?

  6. Сколько лет живёт сосна, кедр?

  7. Какие хвойные деревья распространены на территории Кемеровской области?

  8. Почему в Сибири кедр называют хлебным деревом?

  9. Назовите птиц, которые зимуют в нашей области.

  10. Какие птицы зимой в сильный мороз зарываются в снег?

  11. Какая дикая кошка встречается в лесах нашей области? 

  12. Какие хищники употребляют в пищу ягоды?

5.Конкурс чтецов.

Обучающиеся читают стихотворения по желанию.

6. Подведение итогов урока.

Обучающиеся с помощью сигнальных карточек показывают своё настроение и делятся впечатлениями.

7.Домашнее задание.

Сделать презентацию о родном крае.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока. Наш край iconТема урока: «Наш край в древности.»
Цели и задачи: Способствовать формированию у школьников представления о местоположении Тамбовщины
Тема урока. Наш край iconУрок русского языка в 5 классе «Край наш северный»
Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом...
Тема урока. Наш край iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: «Наш край»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Турецкая средняя общеобразовательная школа аграрного направления» Балезинского района...
Тема урока. Наш край iconТема: Целители Приаргунских степей
Мы живем в Забайкальском крае. Наш край богат растительным и животным миром. Приаргунский район славится своими просторами. Это красивейшие...
Тема урока. Наш край iconКак прекрасен Чувашский край! На первый взгляд – это тихая и спокойная...
Еста и особенно остро испытываем это чувство, когда уезжаем далеко и надолго. Истинную любовь к родному краю не могут заглушить ни...
Тема урока. Наш край iconРабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс
Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,...
Тема урока. Наш край iconКонспект урока Предмет: география Класс: 7 Тема урока: «Антарктида загадочный край»
Протокол №2012г от 2012 от 2012г
Тема урока. Наш край iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока: урок №6, тема: «Как мы общаемся с миром» в разделе «Мы и наш мир»
Тема урока. Наш край iconКонспект урока Тема урока «Движение воздуха» Ф. И. О.: Рыбанчук Надежда...
Место работы: Краснодарский край Крымский район мбоу сош №56 Муниципального среднего общеобразовательного учреждения
Тема урока. Наш край iconТема урока: Наш гость песня
Развитие интереса учащихся к песенному творчеству как части традиционной российской культуры
Тема урока. Наш край iconИсследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях...
Мкоу «Мисковская средняя общеобразовательная школа» Костромского муниципального района Костромской области
Тема урока. Наш край iconОтчет по работе дизайн студии «фантазия»
Выставка рисунков в рекреации школы (2 этаж) посвященная жителям Урала «Их имена прославили наш край» и 130-летию со дня рождения...
Тема урока. Наш край iconТема урока: «Ты и твоя семья»
Занимайте свои места. Очень здорово, что наш первый урок мы проведём вместе с родителями. /клик 1, 2
Тема урока. Наш край iconКонспект Интегрированного урока письма, чтения и окружающего мира...
Мы начинаем наш урок, а вот о чем мы будем сегодня говорить на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку
Тема урока. Наш край iconКонференция школьников
Слайд №2. Наш край расположен на стыке умеренного и субтропического поясов. Наличие двух морей, обширных равнин и высоких гор обуславливает...
Тема урока. Наш край iconУчебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»
«Наш край, часть большой страны»; создать условия для развития познавательной активности, творческого воображения, логического мышления;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск