Скачать 74.38 Kb.
|
Выполнила Мищенко Ирина Леонидовна Тема урока. Наш край. Цели урока: знакомство с живой и неживой природой Кузбасса; привитие навыков охраны природы; соединение программного природоведческого материала с краеведческим с целью формирования у обучающихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества, человека; воспитание любви в своей малой Родине. Оборудование: компьютер, карта Кемеровской области, Красная книга, выставка книг, презентации учащихся, глобус. Ход урока. 1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Учитель: Добрый день. Сегодня у нас необычный урок. В начале урока я предлагаю послушать отрывок из замечательной песни и определить тему нового раздела, который начинаем изучать. ( Звучит куплет и припев песни «Гимн Кузбасса») - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Наша область отмечает в этом году своё 70 летие. -Тема раздела «Наш край», мы познакомимся с историей, культурой, бытом нашей области. Зачем нам это нужно знать? -Знание истории и культуры отчего края вознаградит вас любовью к нему, придаст силы и уверенности в жизни. 2.Работа над новой темой. Учитель: Работа с картой. Посмотрите на глобус. Это изображен наш общий дом – планета Земля. На ней широко раскинулась Россия – наше Отечество , Родина. Кемеровская область находится в Сибирском федеральном округе Российской Федерации, на юге Западной Сибири, в бассейне реки Томь. В российской нашей необъятной шири Есть край известный. Край, где мы живём Зовут его жемчужиной Сибири, А мы землёй любимою зовём. Кузбасс – земля особенного рода. Её не спутать ни с какой другой. И днём и ночью жаркая работа Кипит и на земле и под землёй. Хранит земля несметные запасы Щедры поля родимой стороны. От ритма жизни нашего Кузбасса Зависит состояние страны. Шумит тайга. Зовут к вершинам горы. Земля отцов нам с детства дорога. Волнуют сердце милые просторы, Ласкают взгляд родные берега. Гордимся мы твоею доброй славой, Твоим богатством, наш родимый край Кузнецкий край, на благо всей державы, На счастье нам живи и процветай. Обучающийся: В 1842 году русский геолог и историк Петр Алесандрович Лихачёв предложил назвать этот край Кузбассом -по имени первого города края-Кузнецка. В начале 1840-х годов горный инженер Соколовский первый определил границы «каменноугольной области» и предсказал, что имеющиеся в нашем крае огромные запасы каменного угля, железных руд и лесов открывают широкие возможности для развития здесь промышленности. К началу 1917 г. Кузбасс являлся одним из наиболее развитых промышленных районов Сибири. Здесь работали угольные копи и золотые прииски, на которых было занято около 20 тыс. рабочих. В настоящее время Кузбасс входит в число наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Учитель:Ребята, сегодня мы поговорим с вами о нашем родном крае. Наша область – Кемеровская, образовалась 26 января 1943 г. Выделилась из состава Новосибирской области. Область расположена в центре страны, на расстоянии 4,5 тыс. км от западных и восточных границ и 2 тыс. км от северных. Такое географическое положение было очень выгодно во время Великой Отечественной войны. Она протянулась на 500 км с севера на юг и 300 км с запада на восток. Наша область больше Московской области в 2 раза. На ее территории могут разместиться такие государства, как: Бельгия, Голландия, Швейцария. Площадь области 95,7 тыс. км2. Рельеф Кузбасса очень разнообразен. На западе с севера на юг на 300 км протянулся Салаирский кряж. Его самая высокая точка – гора Барсук 567м. Кузнецкий Алатау на востоке, с вершиной Верхний Зуб – 2178 м. Горная Шория на юге области – это отроги Алтая, с высшей точкой – горой Пустаг 1560 м. Наиболее обжитая часть области – Кузнецкая котоловина. Это холмистая равнина в долине р. Томь , между Салаирским кряжем и Кузнецким Алатау. Кузнецкая котловина богата полезными ископаемыми, особенно углем. Это наиболее промышленный и густонаселенный район нашей области, где расположены в основном все крупные города Кузбасса. Работа с картой. Обучающиеся: Среди высоких снежных гор Простор Кузнецкой котловины, Сияют блюдечки озер Пестрят коврами луговины. Вихрами дыбятся леса, Пронзают небо стрелы кранов. И заводские корпуса Дымят как трубы великанов. Пусть о тебе, мой край родной, Молва идет, шумит по свету, В твоей богатой кладовой Каких сокровищ только нету. Не о цветах, друзья пою, Не о чащобах, где медведи. Слагаю песню я свою О горном золоте и меди. Смотрю в синеющую даль, Любуюсь утренней зарею Хочу воспеть чугун и сталь Что брызжет огненной струею. Кузбасс, ты дорог и любим Горжусь твоею красотою Твоею мощью, широтою Рабочим обликом твоим. Учитель: Богата наша область и другими полезными ископаемыми. Громадные запасы угля, железной руды, фосфоритов, бокситов, золота, мрамора, стекольного песка, стройматериалов, глины, бурого угля зарыты в глубине недр нашей области. Но самое важное значение имеет каменный уголь. Его запасы более 700 млн. тонн. Крупные угольные районы: Прокопьевский, Киселевский, Кемеровский, Ленинск-Кузнецкий, Томь-Усинский, Междуреченский, Беловский, Анжеро-Судженский. Работа с картой. В 1721 г. На берегу р. Томь рудознатец Михайла Волков открыл «горючий камень» Обучающийся: ГОРЮЧИЙ КАМЕНЬ Блестит как смоль, В изломах, как стекло. Тяжелый, горный – Впрямь «горючий камень». И это моего труда тепло В нем спрессовалось в будущее пламя. Он мертвый камень, здесь лежал века, Землею тяжкой сжатый в пласт огромный. Он извлечен руками горняка Он запылал огнем в Кузнецких домнах. Взгляни кругом, шахтерского труда Видны плоды везде, в любой округе, Ведь освещает села, города И движет пароходы, поезда Добытый мной, Кузнецкий жаркий уголь. Огнями залит весь простор И вижу я, как вся моя Отчизна Гряды Курильских до Карпатских гор Встает в великих стройках. И всюду уголь наш. И это я – шахтер Вдохнул в него огонь неугасимой жизни. Учитель: Наша область богата речной сетью. Самая крупная река – Томь, протекающая по Кузнецкой котловине, берет начало в Кузнецком Алатау. На большей части своего пути имеет быстрое течение с порогами, водопадами, а, выйдя на равнину, течет медленно, плавно. На северо-востоке течет река Кия, на западе – Иня. Реки используют для сплава леса и для речного сообщения. Работа с картой. Обучающийся: Разнотравье… Аромат медовый. Тих и светел солнечный денек. Волны уплывают вдаль И снова с шорохом ложатся на песок. Томь родная, синий бор на круче, кудри золотые ивняка, Может есть на свете где-то лучше Голубее, ласковей река. Томь. Ты мне близкой стала с детства. Память детства в сердце берегу. И его без твоего соседства Я никак представить не могу. Помнится, как шумною ватагой Мы врезались в волны головой, Воспевали ласковую влагу Пахнущую солнцем и травой. Забывали голод и усталость И про то, что мамы дома ждут. Мы одни, как нам это казалось, Знали, где черемухи кусты. Птичьи гнезда находить умели И скрививши рот, не сладко ведь, Мужественно мы боярку ели С боку начинавшую краснеть. Хороша ты, Томь моя, с обрыва, Или заглядевшись на волну Может реки лучше есть, красивей, Но люблю тебя я, Томь, одну. Учитель: А как прекрасен растительный мир нашей области! Огромные сосны, могучие ели и лиственницы, великаны кедры, кудрявые березы и осины, рябина и черемуха покрывают хребты Горной Шории, Кузнецкого Алатау, Салаирского Кряжа. Непроходимые чащобы, где хозяевами себя чувствуют бурый медведь и огромный лось, которого нередко можно встретить у озер, на водопое. В этих глухих, таежных лесах находит себе приют рысь. Богат лес пушным зверем- белкой, соболем. На опушках леса нередко можно встретить волка, а в степях – сусликов, хомяков, тушканчиков. В Горной Шории есть липовая роща. Липа – это теплолюбивое растение, которое сохранилось у нас со времен, когда климат был намного теплее. В Кузнецкой котловине раскинулись поля, среди них встречаются березовые колки – это лесостепь. На западе Кузнецкой котловины раскинулись бескрайние степи, ковыльные и разнотравные. Земли Кузнецкой котловины очень плодородны, на них выращивают пшеницу, кукурузу, ячмень, картофель, овощи. А на сочных лугах пасется крупный рогатый скот и овцы. Работа с картой. Обучающийся: КРАЙ РОДНОЙ Край родной, пихтач на косогоре, В синеве далекие «белки» Да ютятся сосны тихим бором, Изредка, в излучинах реки. С детских лет в романтику влюбленный В трудности нехоженых дорог. Этот край пихтовый, обновленный Исходил я вдоль и поперек. Исходил не как турист, работал С жаром сердца в 18 лет И нередко подмокал от пота С силуэтом Ленина билет. И взирают горы удивленно На Кузнецк идет, идет руда. А в краю пихтовом, обновленном Есть частица моего труда. Учитель: Население нашей области почти 3 млн. чел. Основное население – русские. Коренные жители – шорцы и телеуты, которые живут в Горной Шории. Сейчас в области 20 крупных городов. Самые крупные по числу жителей: Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Белово. Города в основном расположены вдоль линии железной дороги. По числу городских жителей наша область занимает одно из первых мест в России. А знаете ли вы города нашей области? Назовите их. 3.Физминутка 4.Закрепление изученного Викторина «Наш край родной»
5.Конкурс чтецов. Обучающиеся читают стихотворения по желанию. 6. Подведение итогов урока. Обучающиеся с помощью сигнальных карточек показывают своё настроение и делятся впечатлениями. 7.Домашнее задание. Сделать презентацию о родном крае. |
Тема урока: «Наш край в древности.» Цели и задачи: Способствовать формированию у школьников представления о местоположении Тамбовщины | Урок русского языка в 5 классе «Край наш северный» Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом... | ||
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: «Наш край» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Турецкая средняя общеобразовательная школа аграрного направления» Балезинского района... | Тема: Целители Приаргунских степей Мы живем в Забайкальском крае. Наш край богат растительным и животным миром. Приаргунский район славится своими просторами. Это красивейшие... | ||
Как прекрасен Чувашский край! На первый взгляд – это тихая и спокойная... Еста и особенно остро испытываем это чувство, когда уезжаем далеко и надолго. Истинную любовь к родному краю не могут заглушить ни... | Рабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,... | ||
Конспект урока Предмет: география Класс: 7 Тема урока: «Антарктида загадочный край» Протокол №2012г от 2012 от 2012г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока: урок №6, тема: «Как мы общаемся с миром» в разделе «Мы и наш мир» | ||
Конспект урока Тема урока «Движение воздуха» Ф. И. О.: Рыбанчук Надежда... Место работы: Краснодарский край Крымский район мбоу сош №56 Муниципального среднего общеобразовательного учреждения | Тема урока: Наш гость песня Развитие интереса учащихся к песенному творчеству как части традиционной российской культуры | ||
Исследование по литературному краеведению «Наш край в произведениях... Мкоу «Мисковская средняя общеобразовательная школа» Костромского муниципального района Костромской области | Отчет по работе дизайн студии «фантазия» Выставка рисунков в рекреации школы (2 этаж) посвященная жителям Урала «Их имена прославили наш край» и 130-летию со дня рождения... | ||
Тема урока: «Ты и твоя семья» Занимайте свои места. Очень здорово, что наш первый урок мы проведём вместе с родителями. /клик 1, 2 | Конспект Интегрированного урока письма, чтения и окружающего мира... Мы начинаем наш урок, а вот о чем мы будем сегодня говорить на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку | ||
Конференция школьников Слайд №2. Наш край расположен на стыке умеренного и субтропического поясов. Наличие двух морей, обширных равнин и высоких гор обуславливает... | Учебник А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» «Наш край, часть большой страны»; создать условия для развития познавательной активности, творческого воображения, логического мышления;... |