Скачать 341.04 Kb.
|
ПОЛОЖЕНИЕО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ П СМК 7.2.1 - ___ - 12 Версия 01 Дата введения: 01.09.2012
Содержание I. Общие положения …………………………………………………………...................2 1. Назначение документа 2. Область применения документа II. Нормативные ссылки …………………………………………………………….…...3 III. Термины и сокращения………………………………………………………………..3 IV. Основная часть ………………………………………………………….…...….…....4
V. Ответственность и полномочия …………………………………………….……......11 VI. Лист ознакомления………………………………………………………….…………12 Приложения………………………………………………………………………………..13 I. Общие положения 1. Назначение документа Настоящее Положение определяет порядок подготовки и проведения открытых занятий в Колледже туризма (далее – Колледж), устанавливает общие требования к содержанию, проведению и оформлению открытых занятий. 2. Область применения документа Настоящее Положение применяется при подготовке и проведении открытых занятий (уроков и внеклассных мероприятий) как в предметно-цикловых комиссиях на отделениях, на уровне Колледжа, так и на уровне города (Ресурсный Центр и другие городски мероприятия). Положения документа обязательны для всех педагогических работников Колледжа.
В настоящем Положении использованы ссылки на следующие документы:
ПЦК – предметно-цикловая комиссия УМО – учебно-методическое обеспечение ФГОС СПО нового поколения– Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального (начального профессионального) образования нового поколения ПК–профессиональные компетенции ОК – общие компетенции РЦ - ресурсный центр Мастер п/о - мастер производственного обучения IV. Основная часть 4.1.Общие положения об открытом занятии 4.1.1. Открытое занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта а также формой методической работы преподавателя (мастера п/о), действенным элементом учебного и воспитательного процессов. 4.1.2. Целью открытого занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. 4.1.3 Задачей преподавателя (мастера п/о), готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы со студентами. 4.1.4.Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. 4.1.5. Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и опыта, формирование ОК и ПК студентами под руководством педагога или мастера производственного обучения. 4.1.6. Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива, через сайт колледжа, раздел «Новости». 4. 2. Планирование открытых занятий 4.2.1. На Методическом совете в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий педагогов ПЦК, определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. 4.2.2. На основании обсуждения творческого опыта педагогов членами комиссии составляется план проведения открытых занятий с целью обобщения их опыта. 4.2.3. При составлении плана проведения открытого занятия, целесообразно поручать проведение открытых занятий, в первую очередь, опытным, творчески работающим педагогам. К открытым занятиям могут привлекаться молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски, педагогические находки. 4.2.4. При планировании открытых занятий определяется конкретная методическая цель. 4.2.5. Длительность открытого занятия – 45 минут (1 академический час). 4.2.6. Выбор темы открытого занятия предоставляется педагогу, который проводит открытое учебное занятие. При прочих равных условиях, преимущество должно быть отдано сложным темам программы, которые важны для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют серьезных изменений в методике их изложения. 4.2.7. При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать их на сентябрь и первую неделю после каникул (адаптационные периоды). 4.3. Требования к открытому занятию 4.3.1. Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки и практики в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач. 4.3.2. Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие. 4.3.3. Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, осуществляется формирование знаний, умений и навыков, ПК и ОК, на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому занятию. 4. 4. Подготовка к открытому занятию. 4.4.1. Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей обучения конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия. 4.4.2. Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия, которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия. В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства. 4.4.3. При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения профессиональных или методических выставок, передовых предприятий, организаций. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит студентам быть в курсе современных достижений. 4.4.4. К открытому занятию необходимо составить план открытого урока с четким и разумным распределением времени занятия и указаниями, что и как делают преподаватель и студенты ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 7) 4.4.5. Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и техническое оборудование для занятия заранее и продумать последовательность их использования. 4.4.6. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов. 4.4.7. Предметно-цикловая комиссия должна оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия, в обсуждении плана его проведения, методического и технического оснащения занятия. 4.4.8. Порядок утверждения материалов открытого занятия Все материалы открытого занятия рассматриваются на заседании ПЦК, проверяются председателем ПЦК, о чем свидетельствует выписка из протокола.
4.5. Методическое обеспечение открытого занятия 4.5.1. Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение открытого занятия, включает следующие документы:
4.5.2. В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения. Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает это занятие в свете тех педагогических задач, которые положены в основу его деятельности, чтобы используемые методы и средства воздействия на студентов, способы организации из работы на занятии помогли другим педагогам критически оценить увиденное, и вызвали желание использовать отдельные элементы в преподавании своей дисциплины. Для городского открытого мероприятия следует подготовить методическое обеспечение урока каждому посещающему данное занятие, с учетом требований к оформлению (приложение 5). 4.5.3. Методическая разработка занятия может дополняться и частично перерабатываться после проведения, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями. 4.5.4. Содержание и оформление методической разработки занятия должно соответствовать методическим требованиям. 4.5.6. Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после утверждения на заседании ПЦК представляется на рассмотрение заведующему отделением, может участвовать в смотре конкурсе ПЦК. Копии (в электронном виде) сдаются в методический кабинет и отдел ресурсного центра. 4.6. Рекомендации по проведению открытого занятия 4.6.1. За одну неделю (максимум за две недели) до проведения занятия педагог или председатель ПЦК ставит в известность учебную часть о проведении открытого учебного занятия и все отделения Колледжа, для проведения городского открытого учебного занятия РЦ составляется Приказ о проведении открытого мероприятия. 4.6.2. Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке.
4.6.3. Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности. 4.6.4. Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого занятия» (см. ПРИЛОЖЕНИЯ 1-3) 4.7. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия 4.7.1. Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения. Организует обсуждение методист колледжа или зав. отделением. 4.7.2. Цель обсуждения – оценка правильности постановки цели занятия, целесообразность выбранных методов и средств, оказание помощи преподавателю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приемах, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач. 4.7.3. При обсуждении занятия вопросы к преподавателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели. 4.7.4. Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:
При проведении городского мероприятия, завершают обсуждение -Руководитель РЦ, директор Колледжа. 4.7.5. Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие. Он должен четко дать свою оценку уроку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие цели, которые лежат в основе его работы. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). 4.7.6. Выступающие преподаватели должны детально разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования мультимедийной компьютерной техники. Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации дидактических принципов. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя. 4.7.7. В заключении выступает ответственное лицо за проведение данного мероприятия (заведующий отделением, заместитель директора по УПР,УР, или МР., зав учебной частью и методист, руководитель РЦ). Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специальности/профессии. 4.7.8. Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и творчески использовать его опыт в работе. 4.7.9. После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения. 4.7.10. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику. 4.7.11.По результатам обсуждения, заполняется оценочный лист открытого занятия с подписью всех присутствующих. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 или 3). 4.8. Внедрение результатов открытого занятия в педагогическую практику 4.8.1. Все присутствующие на открытом занятии сдают заполненные бланки листов наблюдений занятия председателю ПЦК. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа открытого учебного занятия подводятся итоги посещения. Результаты открытого урока рассматриваются на заседании ПЦК учебного отделения. 4.8.2. Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и предложений относятся к воплощению инновационного педагогического опыта, и преподаватель сдает копию в методический кабинет Колледжа, а подлинник – в Портфолио преподавателя. 4.8.3. Система открытых занятий должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику инновационных форм и методов обучения и воспитания, обучающихся Колледжа.
5.1. Ответственность за качество открытого занятия возлагается на преподавателя и председателя ПЦК. Общую ответственность за качество работы ПЦК несет заведующий отделением соответствующей специальности/профессии. Ответственность и полномочия других лиц, участвующих в регламентированной настоящим Положением деятельности, определяются настоящим и другими локальными актами. ПОЛОЖЕНИЕ о подготовке и проведении открытых занятий рассмотрено и одобрено на Методическом совете Колледжа протокол №4 от 23.05.2012г. 7. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ П СМК-7.2. -…-12 «Положение о подготовке и проведении открытых занятий» С документом «Положение о подготовке и проведении открытых занятий» ознакомлены:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карта – контроля результатов посещения открытого занятия |
Отчет о проведении Декады открытых уроков в период с 28. 11. 2013 по 10. 12. 2013г Декада открытых уроков. В этот период каждый родитель и педагог имел возможность посещения учебных занятий. Предварительно был составлен... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Декада открытых уроков проводилась в школе с 29. 01. 13 по 15. 02. 13гг на основании Приказа по моау «сош №2» от 28. 01. 2013г. «О... | ||
Текстовый отчет о работе кафедры электроники и вычислительной техники... Проведенная организационная работа (выполнение графиков проведения открытых уроков, открытых классных часов, недели кафедры, среза... | Программа Дня открытых дверей: регистрация гостей просмотр видеофильмов... Мбоу оош п. Бакшеево, с целью профессиональной ориентации, информирует о проведении Дня открытых дверей в гбоу нпо пу №66 мо для... | ||
Реферат по физической культуре Общие требования при проведении занятий по лыжной подготовке При изучение и совершенствование попеременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивания, что в... | Использование информационных технологий при подготовке к егэ Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает... | ||
Положение о проведении зарядки до занятий Утренняя зарядка до учебных занятий способствует повышению возбудимости нервной системы, активизации обменных процессов ускорению... | Государственный комитет кыргызской республики по управлению государственным... Инвестиционном конкурсе по реализации государственных пакетов акций открытых акционерных обществ «Северэлектро», «Бишкектеплосеть»... | ||
План проведения семинара. Представление опыта работы по применению икт. (15 минут) Колегова Л. В Выступления из опыта работы по применению икт в подготовке и проведении занятий: (30-35 минут) | Информация о проведении открытых уроков «Космос – человечеству» в... Информация о проведении открытых уроков «Космос человечеству» в мкоу сош №1 г. Карабаша, посвященных празднованию 50-летия полета... | ||
Положение о проведении открытых уроков. Общие положения Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении;... | О проведении открытых уроков и мероприятий в рамках школьного этапа конкурса «Учитель года 2014» Утвердить программу проведения открытых уроков и мероприятий в рамках школьного этапа конкурса «Учитель года 2014» | ||
Методические указания по подготовке и проведению практических занятий... Основы права: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. Р.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данное пособие может быть использовано при подготовке и проведении уроков в период актированных дней, организации обучения учащихся,... | ||
План открытых занятий экспериментальных площадок цо №429 «Соколиная гора» Формирование познавательных – общеучебных и регулятивных ууд в начальной школе (1-2 класс) средствами интеллект-карт | Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических,... История государства и права: Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических занятий и выполнению семестрового... |