Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования





Скачать 272.99 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования
страница1/2
Дата публикации03.09.2014
Размер272.99 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе:

-федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

-фундаментального ядра содержания общего образования;

-примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию;

-программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, личностного и познавательного образования учащихся;

-программы: 5-9 классы (А. А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е. А.Таможняя) -М. Вентана-Граф, 2013 год;

-идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

География-учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное системное и социально -ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен.

Основная цель географии в системе общего образования -познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни и для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально -экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Изучение предмета географии в школе обеспечивает:

-понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности:

-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.

-формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно — смысловой сферы личности на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;

-приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневно бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;

формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникативные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.

Содержание курса географии в школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:

-владеть научными географическими понятиями;

-умение пользоваться современными информационными технологиями;

-видеть проблемы и ставить вопросы;

-анализировать информацию, классифицировать и группировать её;

-наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.

В процессе освоения школьниками предметного географического содержания, формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
Требования

к результатам обучения географии.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа. Своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гумманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, , соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4).формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения друг к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

6)формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, соответственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

12)формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной системы мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  3. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах:

  4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  8. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущих к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Содержание курса

Начальный курс 5-6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А.Летягин.

« Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5-6 классах по 34 часа (из расчёта 1 ч. В неделю.)

Основная цель « Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке ,подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

-актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

-развивать познавательный интерес учащихся 5-6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

-научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

-научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.) а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Тематическое планирование

Начальный курс географии

5 класс. 35 ч

Темы уроков

Содержание

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

Уроки 1–2

География — одна

из наук о планете

Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии

Практикум «Наблюдение за географическими объектами своей местности, приёмы проведения наблюдений»( обучающая).

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

Урок 3

Наблюдения — метод географической науки

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

Планета Земля (4 ч)

Урок 4

Земля среди других планет Солнечной системы

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования

Практикум «Измерение «земных окружностей» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли (обучающая)

Уроки 5–6

Движение Земли по околосолнечной орбите

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Практикум «Организация наблюдений за погодой и правила ведения календаря природы»

Урок 7

Суточное вращение Земли

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. Практикум «Составление

рассказа по плану о четырёх особых положениях Земли»

Геосферы Земли (25 ч)

Литосфера (8 ч)

Урок 8

Слои «твёрдой» Земли

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

Строить модель «твёрдой» Земли

Урок 9

Вулканы Земли

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Практикум:

«Определение положения Тихоокеанского огненного кольца»

Обозначать на схеме действующие вулканы

Уроки 10–11

Из чего состоит земная кора

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов (внеурочная деятельность)

Урок 12

Строение земной коры. Землетрясения

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

Практикум « Определение интенсивности землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы».

Уроки 13–14

Рельеф земной поверхности

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности Практикум: «Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности»

Урок 15

Человек и литосфера
Урок 16

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые
Контроль темы « Литосфера». Тестирование.

Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Атмосфера (4 ч)


Урок 17

Воздушная оболочка Земли

Контроль темы «Литосфера» Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

Практикум «Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления».

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром

Уроки 18–19

Погода и метеорологические наблюдения

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска»

Практикум (во внеурочное время)Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

Урок 20

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) .)

Водная оболочка Земли (7 ч)

Уроки 21–22

Вода на Земле

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

Практикум « Изучение и описание свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды

Урок 23

Мировой океан — главная часть гидросферы

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов .Работа с контурной картой.

Создавать игру «Знатоки морских названий».

Урок 24

Воды суши. Реки

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Практикум «Проведение воображаемого путешествия по Волге и Тереку. Выявление основных различий горных и равнинных рек»

Уроки 25–26

Озёра. Вода в «земных кладовых»

Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью. Практикум

«Проведение опытов по определениюскорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Урок 27

Человек и гидросфера

Урок 28

Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

Контроль темы «Гидросфера».Тестирование.

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

Биосфера (6 ч)

Урок 29

Оболочка жизни

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

Урок 30

Жизнь в тропическом поясе

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

Практикум «Составление и описывание коллекции комнатных растений по географическому принципу».

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

Урок 31

Растительный и животный мир умеренных поясов

Степи. Лиственные леса. Тайга

Создавать игры биогеографического содержания

Урок 32

Жизнь в полярных поясах и в океане

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

Практикум «Изучение виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах»».

Работать с определителем морских животных

Уроки 33–34

Природная среда. Охрана природы
Урок 35

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником
Обобщение и контроль темы «Биосфера»

Обобщение по курсу начальной географии.

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы(внеурочная деятельность.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка к курсу «Окружающий мир»
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка Образовательная программа начального общего...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы;...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconРабочая программа по окружающему миру для 1класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по географии...
Рабочая программа учебного курса по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по географии...
Рабочая программа учебного курса по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconРабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования приказ...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин образования и науки РФ от «17»...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Математика. (Приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного...
Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; примерной программы...
Пояснительная записка. Программа начального курса географии (5-6 кл.) составлена на основе: -федерального государственного образовательного стандарта общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования пояснительная записка
Программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с требованиями федерального государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск