Скачать 465.33 Kb.
|
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» 2 класс Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по предмету, учебного плана МАОУ СОШ №1 на 2013-2014 у.г. Система учебников «Система развивающего обучения Л.В.Занков» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.). УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования». Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Для достижения поставленных целей изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: развитие исходных представ Выводы: средний уровень сформированности УУД – 15 баллов из 22. Среди регулятивных УУД слабо развито умение составлять план. Среди познавательных УУД - умение находить информацию в тексте и схеме. лений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; освоение практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе; овладение целостным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности. Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно. Специфика курса Состоит в том, что она, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Место учебного предмета в учебном плане Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Окружающий мир», Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2004 г. в объеме 68 ч. Предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю. Материал спланирован на 34 учебные недели. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения окружающему миру:
Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования… На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня. С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков). Основой целеполагания является переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков. На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, различать, приводить примеры, определять признаки, понимать причинно-следственные связи и т. д. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся должны научиться слушать и слышать, более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, доказывать. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы, тексты, таблицы, видео, иллюстрации. При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», определять свое знание и незнание. Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Содержание тем учебного курса. Общий взгляд на Землю ( 3 ч.) Связь прошлого с настоящим. Россия - Родина космонавтики. Значение космонавтики для изучения Земли. Искусственные спутники Земли. Материки и части света. Океаны. Человек и океаны. Как изучают окружающий мир (4 ч.) Органы чувств человека. Язык науки. Наблюдения, рассуждения, обобщения. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Что изучают в окружающем мире: тела и вещества (три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства), явления природы, человека и человеческое общество. Экология - наука о взаимосвязи природы и человека. Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, микроскопом, термометром. Астрономия (3 ч.) Закономерность небесных явлений. Звезды, созвездия, Полярная звезда. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Астрономия и время: год, месяц, неделя, сутки. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня. География (5 ч.) Строение Земли. Географическая оболочка - область жизни. Форма Земли. Ориентирование. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас, его назначение и устройство. Глобус и географическая карта. Основные формы земной поверхности: равнина, горы. Изучение рельефа и ландшафта родного края. Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Определение на глобусе и карте изучаемых объектов. Наблюдения за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков. Взаимодействие сил природы (10 ч.) Влияние Солнца на сушу. Причины образования тепловых поясов Земли и смены времен года. Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды: бесцветность, отсутствие запаха и вкуса, прозрачность, текучесть. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Подземные воды. Гейзеры. Минеральные источники. Образование пещер. Вода - одно из условий жизни на земле. Воздух. Состав воздуха. Его свойства: прозрачность, отсутствие цвета, запаха и вкуса, низкая теплопроводность, сжимаемость, упругость. Как образуются ветры. Разнообразие ветров. Значение воздуха для растений, животных и человека. Взаимосвязи и взаимозависимости между живой и неживой природой. Круговорот воды в природе. Внутренние силы Земли: вулканы и землетрясения. Изменение рельефа Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение с помощью флюгера направления ветра. Экскурсия к водоему. Наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности. Биология (8 ч.) Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии. Многообразие растений и их роль в жизни человека. Классификация растений: водоросли, мхи, лишайники, папоротники, хвойные, цветковые. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Зерновые культуры: пшеница, овес, рожь. Условия, необходимые для жизни растений. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; их разнообразие. Дикие и домашние животные. Взаимосвязь растений и животных. Грибы - съедобные и ядовитые. Разнообразие грибов и их строение. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Защита от вредных бактерий. Гигиена тела и жилища. От копья до компьютера (1 ч.) Практические работы. Проращивание семян; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода. Экскурсии в природу, возможны экскурсии в зоопарк, в ботанический сад. Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 года обучения Знать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания в и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Данный план предусматривает формирование у учащихся следующих компетенций:
Планируемые результаты Личностные УУД У обучающегося будут сфомированы:
Регулятивные УУД Обучающийся научится:
Познавательные УУД Обучающийся научится:
Коммуникативные УУД Обучающийся научится:
Предметные результаты Человек и природа Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Человек и общество Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Календарно-тематическое планирование
|
Пояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» | Пояснительная записка Основная цель изучения курса «Окружающий мир» Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Окружающий мир» Образовательная программа ноо гбоу гимназии №168 Центрального района Санкт – Петербурга 2014 год | Пояснительная записка Комплект дидактического обеспечения для повышения... Примеры дидактических материалов (индивидуальных карточек заданий) (Окружающий мир) | ||
Пояснительная записка окружающий мир. Учитель начальных классов Нуянзина... Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03.... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | ||
Пояснительная записка Изучение учебного курса «Окружающий мир» Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по2 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром... | Пояснительная записка рабочая программа учителя по курсу окружающий... Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс) Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г | Пояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А.... | ||
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» Конспект урока по курсу «Окружающий мир» для 3 класса по программе «Перспективная начальная школа» | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе... «Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького с углубленным изучением английского языка» | ||
Окружающий мир пояснительная записка Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний | Рабочая программа по курсу «окружающий мир» 4 класс Учитель начальных... Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение... |