Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»





Скачать 465.33 Kb.
НазваниеПояснительная записка к курсу «Окружающий мир»
страница1/3
Дата публикации16.08.2014
Размер465.33 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» 2 класс

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по предмету, учебного плана МАОУ СОШ №1 на 2013-2014 у.г.

Система учебников «Система развивающего обучения Л.В.Занков» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.). УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования».

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

  • Знакомство с целостной картиной мира. Осмысление ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

  • Использовать для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

  • Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Для достижения поставленных целей изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие исходных представ Выводы: средний уровень сформированности УУД – 15 баллов из 22. Среди регулятивных УУД слабо развито умение составлять план. Среди познавательных УУД - умение находить информацию в тексте и схеме.

лений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;

освоение практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе;

овладение целостным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности.

Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно.


Специфика курса

Состоит в том, что она, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место учебного предмета в учебном плане Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Окружающий мир», Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2004 г. в объеме 68 ч. Предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю. Материал спланирован на 34 учебные недели.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения окружающему миру:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;

  2. освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;

  3. воспитание позитивного отношения к окружающему миру, экологической культуры.

Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования…

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня. С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков). Основой целеполагания является переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, различать, приводить примеры, определять признаки, понимать причинно-следственные связи и т. д.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся должны научиться слушать и слышать, более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, доказывать. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы, тексты, таблицы, видео, иллюстрации.

При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», определять свое знание и незнание.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Содержание тем учебного курса.
Общий взгляд на Землю ( 3 ч.)

Связь прошлого с настоящим. Россия - Родина космонавтики. Значение космонавтики для изучения Земли. Искусственные спутники Земли. Материки и части света. Океаны. Человек и океаны.
Как изучают окружающий мир (4 ч.)

Органы чувств человека. Язык науки. Наблюдения, рассуждения, обобщения. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Что изучают в окружающем мире: тела и вещества (три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства), явления природы, человека и человеческое общество.

Экология - наука о взаимосвязи природы и человека.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, микроскопом, термометром.

Астрономия (3 ч.)

Закономерность небесных явлений. Звезды, созвездия, Полярная звезда. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Астрономия и время: год, месяц, неделя, сутки.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня.
География (5 ч.)

Строение Земли. Географическая оболочка - область жизни. Форма Земли.

Ориентирование. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас, его назначение и устройство.

Глобус и географическая карта. Основные формы земной поверхности: равнина, горы. Изучение рельефа и ландшафта родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Определение на глобусе и карте изучаемых объектов.

Наблюдения за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков.
Взаимодействие сил природы (10 ч.)

Влияние Солнца на сушу.

Причины образования тепловых поясов Земли и смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды: бесцветность, отсутствие запаха и вкуса, прозрачность, текучесть. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Подземные воды. Гейзеры. Минеральные источники. Образование пещер. Вода - одно из условий жизни на земле.

Воздух. Состав воздуха. Его свойства: прозрачность, отсутствие цвета, запаха и вкуса, низкая теплопроводность, сжимаемость, упругость. Как образуются ветры. Разнообразие ветров. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между живой и неживой природой. Круговорот воды в природе. Внутренние силы Земли: вулканы и землетрясения. Изменение рельефа Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение с помощью флюгера направления ветра.

Экскурсия к водоему. Наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Биология (8 ч.)

Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Классификация растений: водоросли, мхи, лишайники, папоротники, хвойные, цветковые. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Зерновые культуры: пшеница, овес, рожь. Условия, необходимые для жизни растений.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; их разнообразие. Дикие и домашние животные. Взаимосвязь растений и животных.

Грибы - съедобные и ядовитые. Разнообразие грибов и их строение.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Защита от вредных бактерий. Гигиена тела и жилища.
От копья до компьютера (1 ч.)

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода.

Экскурсии в природу, возможны экскурсии в зоопарк, в ботанический сад.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 года обучения
Знать:

  • Что такое вещество и тело Что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;

  • Названия материков и частей света, океанов;

  • Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;

  • Устройство компаса и правила пользования им;

  • Три состояния воды. Основные свойства воды и воздуха. Причины круговорота воды в природе;

  • Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;

  • Условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;

  • Правила поведения в природе и меры ее охраны.


Уметь:

  • Ориентироваться на местности относительно своего тела;

  • Определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

  • Показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;

  • Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

  • Различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных;

  • Ухаживать за комнатными растениями, помогать животным в зимний период времени;

  • Выполнять правила личной гигиены.


Использовать приобретенные знания в и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья;

  • выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • поиска дополнительной информации о родном крае, стране, планете.


Данный план предусматривает формирование у учащихся следующих компетенций:

  • учебно-познавательной,

  • коммуникативной,

  • рефлексивной,

  • ценностно-смысловой.


Планируемые результаты
Личностные УУД
У обучающегося будут сфомированы:


  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительног отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

  • Интерес к предметно-исследовательской деятельности;

  • Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

  • Понимание причин успеха в учебе;

  • Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;

  • Понимание нравственного содержания поступков окружающих;

  • Этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

  • Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • Представление о своей этнической принадлежности


Регулятивные УУД

Обучающийся научится:


  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на англядно-образном уровне;

  • Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

  • Вносит необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

  • Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

  • Принимать роль в учебном сотрудничестве;

  • Выполнять учебные действия в устной форме, письменной речи и во внутреннем плане.



Познавательные УУД

Обучающийся научится:


  • Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

  • Строить сообщения в устной форме;

  • Находить в тексте ответ на заданный вопрос;

  • Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

  • Осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • Смысловому восприятию познавательного текста;

  • Проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений4

  • Обобщать;

  • Подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

  • Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:


  • Выбирать адекватные речевые средства в диалоге;

  • Воспринимать другое мнение и позицию;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Умению договариваться, приходить к общему решению;

  • Строить понятные для партнера высказывания;

  • Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


Предметные результаты

Человек и природа
Обучающийся научится:


  • Устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

  • Проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией;

  • Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • Характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

  • Ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

  • Различать твердые, жидкие , газообразные вещества;

  • Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

  • Различать три состояния воды; определять свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;

  • Определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

  • Определять условия, необходимые для жизни растений;

  • Различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;

  • Определять условия, необходимые для жизни животных;

  • Различать домашних и диких животных; животных разных групп;

  • Приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

  • Правилам ухода за комнатными растениями;

  • Строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • Определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

  • Показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;

  • Различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

  • Различать животных разных групп.



Человек и общество

Обучающийся научится:


  • Понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;

  • Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

  • Соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

  • Определять принадлежность организмов к царствам живой природы.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • Использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

  • Понимать различия между источниками информации об окружающем мире;

  • Оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.



Календарно-тематическое планирование





Раздел

Тема урока

К-во часов

Дата проведения

Дата по факту

примечание




1

Общий взгляд на Землю (6 часов)

Наша Родина.

1










2




Семья и труд

1










3




Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим.

1










4




Россия – родина космонавтики.

1










5




Материки. Мировой океан.

1










6




Северный Ледовитый океан.

1










7

Как изучают окружающий мир (10 часов)

Сто наук.

1










8




Органы чувств человека.

1










9




Органы чувств человека.

1










10




Язык науки.

1










11




Наблюдения, рассуждения, выводы.

1










12




Инструменты и приборы.

1










13




Книги и другие средства информации

1










14




Тела и вещества

1










15




Свойства веществ

1










16




Человек и природа.

Проверочная работа.

1










17

Космос (4 часа)

Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце.

1










18




Планеты

1










19




Звезды и созвездия

1










20




Луна – спутник Земли. Не верь глазам своим!

1










21

Планета Земля (10 часов)

Наш общий дом

1










22




Горизонт

1










23




Строение Земли

1










24




Ориентирование

1










25




Ориентирование по компасу

1










26




Определение сторон горизонта по народным приметам.

1










27




Глобус и географическая карта

1










28




Рельеф Земли

1










29




Ландшафт

1










30




Рельеф и ландшафт родного края

1










31

Взаимодействие сил природы (22часа)

Тепловые пояса Земли

1










32




Смена времен года

1










33




Особенности Земли как планеты

1










34




Суша под Солнцем

1










35




Внутренние силы Земли

1










36




Вода: ее значение и свойства. Тепло и вода

1










37




Три состояния воды. Водяной пар

1










38




Что такое снег. На дне снежного моря.

1










39




Почему лед плавает. Жизнь

животных

и растений

зимой.

1










40




Вода – растворитель.

1










41




Фильтрование.

1










42




Подземные воды.

1










43




Обобщающий урок. Источники

воды

в нашей

местности

1










44




Атмосфера. Состав воздуха.

1










45




Свойства воздуха

1










46




Движение воздуха. Грозные ветры.

1










47




Круговорот воды в природе

1










48




Работа воды и ветра.

1










49




Охрана воды и воздуха.

Проблемы экологии

1










50




Природные явления и стихийные бедствия в вашей местности. Человек и неживая природа

1










51




Проверочная работа «Взаимодействие сил природы»

1










52




Обобщающий урок

1










53

Живая природа (18 часов)

Жизнь - особенность нашей планеты

1










54




Водоросли, лишайники, мхи, папоротники

1










55




Хвойные и цветковые растения.

1










56




Дикорастущие и культурные растения.

1










57




Условия, необходимые растениям для роста

и развития.

1










58




Растения, которые мы едим

1










59




Растения - путешественники

1










60




Грибы

1










61




Значение

растений

и животных

на Земле

1










62




Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.

1










63




Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

1










64




Группы животных: птицы и млекопитающие.

1










65




Размножение животных

1










66




Среда обитания. Питание животных

1










67




Дикие и домашние животные

1










68




Бактерии. Гигиена.

1









  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир»
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка Основная цель изучения курса «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы...
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Окружающий мир»
Образовательная программа ноо гбоу гимназии №168 Центрального района Санкт – Петербурга 2014 год
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка Комплект дидактического обеспечения для повышения...
Примеры дидактических материалов (индивидуальных карточек заданий) (Окружающий мир)
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка окружающий мир. Учитель начальных классов Нуянзина...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от 09. 03....
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка Изучение учебного курса «Окружающий мир»
Изучение учебного курса «Окружающий мир» рассчитано на четыре года (по2 часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром...
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка рабочая программа учителя по курсу окружающий...
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)...
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс)
Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру
«Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир»
Конспект урока по курсу «Окружающий мир» для 3 класса по программе «Перспективная начальная школа»
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе...
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького с углубленным изучением английского языка»
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconОкружающий мир пояснительная записка
Географические открытия и географический кругозор. Зарождение общегеографических знаний
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «окружающий мир» 4 класс Учитель начальных...
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск