РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного материала по окружающему миру
Классы 4
Количество часов на год 68 , 2 часа в неделю
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
УМК:
Школа России
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2008 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.
Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
- воспитание любви к своей Родине.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.
Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:
-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,
- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,
- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,
-обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,
-экскурсии и учебные прогулки,
- встречи с людьми различных профессий,
-организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.
Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество» (10 ч), при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России»(10 ч), которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.
Далее в теме «Родной край – часть большой страны»(14 ч) изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории»(5 ч), «Страницы истории Отечества»(20ч), «Современная Россия» (9 ч)- формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса:
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать:
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);
- названия океанов, материков;
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники России;
- основные природные зоны, уметь дать им характеристику;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). В результате изучения окружающего мира ученик должен
уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Для реализации программного содержания используются: А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение.
А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение.
А.А. Плешаков От земли до неба. Атлас - определитель
А.А. Плешаков Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 4 класс». – М.: Просвещение.
Календарно-тематическое планирование курса окружающий мир (68 ч за год) с интегрированным курсом ОБЖ ( 20 ч за год) и литературным чтением (34 ч) в 4 классе на 2013-2014 учебный год
№
п/п
| Тема урока:
| Интеграция
Литературное чтение
| Интеграция ОБЖ
| Дата
|
| Раздел: Земля и человечество. ( 10 ч )
|
|
|
| 1
| Мир глазами астронома.
Повторение: «Природа.Значение природы для людей.»
|
|
|
| 2
| Планеты Солнечной системы.
Повторение «Неживая природа.Живая природа.»
|
|
|
| 3
| Звёздное небо - великая книга природы. Знакомство с картой звездного неба (Практическая работа).
Повторение «Взаимосвязи в природе.»
| 1.И.С.Никитин. Тема любви к Родине.
|
|
| 4
| Мир глазами географа. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте (Практическая работа).
Повторение «Роль природы в жизни людей.»
| 2.Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид...»
| 1.Человек и его деятельность. Правила безопасности.
|
| 5
| Пояса Земли.
Повторение «Охрана природы».
| 3.Произведения авторов о родной природе.
|
|
| 6
| Мир глазами историка. Знакомство с историческими картами (Практическая работа)
Повторение «Человек-часть природы».
| 4.Серии книг и их назначение.
|
|
| 7
| Когда и где?
Повторение «Общество.»
|
|
|
| 8
| Прошлое и настоящее глазами эколога.
Повторение «Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу.»
|
| 2.Отравление жидкостями, парами, газом.
|
| 9
| Сокровища Земли под охраной государства.
Повторение «Охрана природы».
| 5.Стихи С. Есенина о природе родного края.
|
|
| 10
| Урок-обобщение «Сокровища Земли под охраной человечества».
Повторение «Охрана природы».
|
| 3.Как оказать помощь при отравлении ядовитыми парами и дымом.
|
|
| Раздел: Природа России. (10 ч)
|
|
|
| 11
| Равнины и горы России. Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов (Практическая работа)
Повторение «разрушение твёрдых пород под действием воды,ветра,растений,изменений температуры».
|
| 4.Знакомство с компасом.
|
| 12
| Моря, озёра и реки России. Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов (Практическая работа)
Повторение «Вода.Свойства воды.»
| 6.Стихи С. Есенина и М. Цветаевой.
|
|
| 13
| Зона арктических пустынь. Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа)
Повторение «круговорот воды в природе».
|
| 5.Безопасная переправа.
|
| 14
| Тундра. Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон. (Практическая работа)
Повторение «Почва.Состав почвы.Плодородие-главное свойство почвы.»
| 7.А.В. Жигулин «О, Родина!»
|
|
| 15
| Леса России .Рассматривание гербарных экземпляров (Практическая работа).
Повторение «Разнообразие растений».
| 8.Бианки «Лесная газета».
|
|
| 16
| Лес и человек. Проверочная работа
Повторение «Охрана природы».
|
| 6.Оринтиро-вание на местности.
|
| 17
| Зона степей. Рассматривание гербарных экземпляров (Практическая работа)
Повторение «Представление об образовании почвы,роли организмов в этом процессе.»
|
| 7.Как правильно обработать рану?
|
| 18
| Пустыни.Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа)
Повторение «Охрана почвы от разрушения».
| 9.Рассказы М. Пришвина о животных.
|
|
| 19
| У Чёрного моря. Поиск и показ изучаемых географических объектов на карте природных зон (Практическая работа)
Повторение «Значение воды для растений,животных, человека.»
|
| 8.Вывихи. Первая помощь при вывихах.
|
| 20
| Экологическое равновесие.
Повторение «Редкие растения и животные.»
|
| 9.Определение сторон света по компасу.
|
|
| Раздел: Родной край – часть большой страны. (34ч)
|
|
|
|
| Природные богатства нашего края (5 ч)
|
|
|
| 21
| Наш край. Знакомство с картой края. (Практическая работа).
Повторение «Великий круговорот жизни».
| 10.Пришвин-певец русской природы.
|
|
| 22
| Поверхность нашего края.
Повторение «Размножение и развитие растений.»
|
| 10.Влияние одежды и погоды на безопасность на улицах и дорогах.
|
| 23
| Водоёмы нашего края. Знакомство с картой края (Практическая работа)
Повторение «Вода.Очистка воды от примесей с помощью фильтра.»
|
| 11.Безопасность на водоёмах.
|
| 24
| Наши подземные богатства. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств (Практическая работа)
Повторение «Почва .Состав почвы.»
|
| 12.Как оказать помощь при отравлении ядовитыми парами и газом?
|
| 25
| Урок-обобщение «Земля – кормилица.»
Повторение «Размножение и развитие растений: представление об опылении, распространении плодов и семян, развитии растения из семени.»
|
| 13.Режим дня.
|
|
| Раздел: Растительный и животный мир края. (9 ч)
|
|
|
| 26
| Жизнь леса.
Повторение «Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных.»
|
| 14.Как предупредить инфекционные болезни?
|
| 27
| Растения и животные леса (экскурсия).
Повторение «Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные.»
|
| 15.Инфекционные болезни. Опасные насекомые.
|
| 28
| Жизнь луга. Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ (Практическая работа)
Повторение «Цепи питания. Роль хищников в природе.»
| 11.Рассказы М. Пришвина о животных.
|
|
| 29
| Растения и животные луга (экскурсия).
Повторение «Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления.»
| 12.И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями...»
|
|
| 30
| Жизнь пресного водоёма.
Повторение «Разнообразие животных».
|
| 16.Спасательные средства на водоёмах.
|
| 31
| Растения и животные пресного водоёма. (экскурсия).
Повторение «Забота о потомстве у животных».
|
| 17.Здоровый образ жизни.
|
| |