Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План





Скачать 284.25 Kb.
НазваниеТема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План
страница1/3
Дата публикации13.07.2013
Размер284.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии.

План.

1. Научно-техническая революция и осознание глобальной роли человечества.

1.1. Первая научная революция 17 в.

1.2. Вторая научная революция кон. 18 в. — 1 половина 19 в.

1.3. Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.

1.4. Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.

2. Современный взгляд на экспериментальный метод

3. Тенденция экологизации науки.

4. Наука как целостная интегрированная гармоничная система.

5. Экологическое значение техники.

Нау́чно-техни́ческая револю́ция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Черты НТР

Универсальность, всеохватность, задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности.

Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства.

Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки.

Составные части НТР

Наука: увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования

Техника: Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная.

Производство: электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энергетического хозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии, космизация.

Управление: информатизация и кибернетический подход

Эпоха НТР наступила в 40—50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два — три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70—80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ — начале ХХI вв.

Первая научная революция 17 в.

Связана с именами: Галилея, Кеплера, Ньютона.

Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падение тел.

Кеплер (1571—1630): установил 3 закона движения планет вокруг Солнца (не объясняя причины движения планет), разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем.

Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до кон 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)- мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

Механическая картина мира Ньютона:

Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве. Любые события предопределены законами классической механики. Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел. Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации. Синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

Механическая картина мира дала естественно научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Ее недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

Вторая научная революция кон. 18 в. — 1 половина 19 в.

Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов.

Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой.

Возникает идея развития (биология, геология).

Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах.

Начало возникновения парадигмы неклассической науки.

Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности.

Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»

Третья научная революция кон. 19 в. — середина 20 в.

Фарадей — понятия электромагнитного поля

Максвелл — электродинамика, статистическая физика

Материя — и как вещество и как электромагнитное поле

Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики

Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности

Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы

Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождении и развития всего живого

Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и тд переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.

Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость

Беккерель — радиоактивность

Рентген — Лучи

Томсон — элементарная частица электрон

Резерфорд — планетарная модель атома

Планк — квант действия и закон излучения

Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора

Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем

Бройль -все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)

Зависимость знания от применяемых исследователем методов

Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий

Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений

Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности

Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором

Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность

Тезис о непрозначности бытия — отсутствие идеальных моделей

Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта

Относительная истинность теорий и картины природы

Четвертая научная революция 90-е годы 20 в.

Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин, в своей книге «Теоретическое знание».

Объекты ее изучения: исторически развивающиеся системы (земля, вселенная и т. д.)

Синергетика

Современный взгляд на экспериментальный метод

В науке Нового времени сформировался экспериментальный метод, нацеленный на то, чтобы выпытывать у природы ее тайны. Определяя задачи экспериментального исследования, Ф. Бэкон использовал понятие «inquisition» — расследование, мучение, пытка (ср. русское слово «естествоиспытатель»). С помощью научной «инквизиции» открывали законы природы.

Общепринято, что экспериментальный метод является наиболее важной чертой, отличающей науку Нового времени от, скажем, античной. Применение этого метода тесно связано с новым пониманием и отношением к природе, которого не было ни в античные времена, ни на Востоке. В Древнем Китае, например, медицина достигла больших успехов, которые поражают и сегодня, но развивалась она другими путями, чем на Западе, во многом по той причине, что вивисекция была запрещена.

В основе новоевропейской науки лежит определенная парадигма отношения к природе, которая сама зависела от успехов науки. Она определялась потребностями развития капиталистического общества, а именно: становлением товарного производства, классово обусловленного разделения труда, развитием техники и системы машин. Не было рабов, над которыми можно было господствовать, и в их роли выступила научно подчиняемая природа и создаваемая на ее основе техника.

Влияние христианства на науку проявилось в том, что, начиная с классической механики Ньютона, мир представал в виде некоего часового механизма, действующего по вечным неизменным законам. Вспомним крылатые слова Галилея, что книга природы написана языком математики. Поиски самодвижения, саморазвития мира были излишни, коль скоро есть Высшее Существо, которое раз и навсегда завело механизм природы. Человек не способен проникнуть в побуждения этого Существа, но может узнать строение часового механизма и посредством этого управлять им, что, по-видимому, достижимо, так как человек создан по образу и подобию Бога. Однако, узнав вечные законы, человек может взять на себя функции Бога, и надобность в последнем отпадает. Ученый присваивает себе таким образом божественные атрибуты.

Так формировалась научная картина мира, которая продержалась до XX века, и многие люди развитие мира так и представляют. Идет по непреложным вечным объективным законам, которые человек может использовать, но которые не в силах отменить. Есть картина, в которой нет места человеку, и есть сам человек, познавший законы природы. Такое понимание мира вызывало бесконечные споры о свободе воли человека.

Классическая наука воплотила в себе основную тему западной философии, ориентированную на господство человека над природой. Сам образ природы был функцией стремления к господству. Легче властвовать над тем и морально легче побеждать то, что не похоже на тебя, частью чего ты не являешься, с чем невозможен диалог, что пассивно подчиняется законам, которые ты можешь познать и использовать.

Положительное значение объективности научного знания в том смысле, что результатом исследования являются законы природы при исключении влияния на них человеческого фактора, общепризнано. Но обратной стороной объективности зачастую выступает безличный характер, который понимается как достоинство науки в ее сциентистской интерпретации. «Наука... стремится стать, насколько возможно, безличной и абстрагировавшейся от человека» (Б. Рассел). На эту обратную сторону научной объективности обращалось мало внимания, пока не выявились негативные экологические последствия такого подхода к изучению природы. Безличный характер науки частично ответственен за экологические трудности прежде всего потому, что человек становится одним из основных факторов изменения природной среды; исследования, не учитывающие человеческий фактор, оказываются неадекватно отражающими современную ситуацию.

Включение человеческого фактора в исследования — вещь далеко не тривиальная, оно значительно усложняет исследовательский процесс. Объект исследования, в который входит в качестве подсистемы социальная система, невозможно описать строго детерминистскими законами. Сложность в необходимости учета свободы выбора, которой обладает самое преобразующее природную среду общество. Увеличение возможностей науки в данной области предполагает, помимо всего прочего, существенное обогащение ее логического аппарата, развитие специфического инструментария, приспособленного к научному постижению экологической проблемы.

Современный человек распространил свое влияние с отдельных процессов, происходящих в природе, на их совокупности, тесно переплетенные между собой, затронув тем самым механизмы, явления перспектив преобразования нашей планеты в качестве равноправных партнеров.

Тенденция экологизации науки

Несмотря на то, что в самой структуре науки и в ее связях с другими общественными институтами заложены предпосылки экологических трудностей, что наука не обладает абсолютной истиной в последней инстанции, не может предсказать все последствия человеческой деятельности и реагирует на изменение ситуации с запаздыванием, она тем не менее является необходимым инструментом отражения человеком действительности в плане гармонизации его взаимоотношений с природной средой.

Наука предоставляет человеку самый надежный ресурс — информацию. Если в вещественно-энергетическом плане человек сталкивается с такими природными ограничениями, как закон сохранения вещества-энергии и 2-е начало термодинамики, то в информационном плане подобных ограничений нет. Информация в ее субъективном аспекте способствует росту знания человеком природы, в объективном же аспекте представляет собой один из ресурсов человечества, причем имеющий преимущества перед ресурсами вещественными и энергетическими. Энергия неизбежно рассеивается в процессе ее использования, вещество при своем разделении дробится, в то время как информация способна передаваться в идеале без потерь, создавая в данном аспекте огромные возможности. Накапливая информацию и передавая ее (и таким образом размножая), можно преодолевать вещественно-энергетические барьеры. Человечество, перерабатывая информацию, в состоянии противодействовать повышению энтропии системы. Наука, следовательно, обеспечивает возможность увеличить количество упорядоченности, извлекаемой человеком из природной среды, познание представляет собой, в частности, процесс выявления упорядоченности в природе.

Но роль современной науки и в информационно-энтропийном плане двойственна. Парадоксальность ситуации состоит в том, что научно-техническая информация, которая призвана оказывать негэнтропийное влияние на природную среду, на самом деле приводит к явно энтропийным последствиям. Приобретая информацию в процессе познания, человек использует ее вольно или невольно для увеличения энтропии природной среды.

Идеал науки как целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы

Подчинение живого труда капиталу, осуществляющему власть над ним, облегчается с помощью системы машин, а для создания таковой требуется соответствующим образом организованная наука. Научный анализ и разделение труда являются источником и средством механизации производства. Все это преследует цель подчинения человека и природы.

Разделение наук как одно из направлений разделения труда ведет к чрезмерной специализации ученых. Общество продуцирует слой научных работников, который порой не видят ничего за пределами своей узкой специальности, частных дисциплин, на которые разбита наука.

Ныне часто отмечается, что нарастающая дифференциация тормозит прогресс науки, и это действительно так, хотя, с другой стороны, разве какое-либо научное открытие, даже и способствующее дифференциации, может быть во вред научному прогрессу? Ответ на этот вопрос требует предварительного определения того, что есть искомый прогресс.

Противоречие возникает в том случае, если прогрессом науки считать исследование отдельных сторон действительности в их обособленности. Насколько оправдан такой подход? Человек стремится познать мир в его целостности, и познание отдельных сторон действительности оправдано лишь постольку, поскольку учитывает значение данного фрагмента в функционировании целого. Истинное познание, стало быть, неразрывно связано с целостностью и интегративностью.

Можно выделить следующие основания интеграции знаний: онтологическое (единство мира), гносеологическое (единство человеческого сознания и законов мышления), методологическое (наличие общенаучных методов исследования), социальное (целостность человека). Последнее детерминирует необходимость гносеологического и методологического обеспечения интеграции знаний.

Особая актуальность интеграции знаний вызвана также тем, что интеграция выступает как способ повышения гибкости науки в условиях, когда изменения среды становятся все более масштабными и приводят ко все более ощутимым и многообразным последствиям.

Следует, впрочем, иметь в виду, что могут иметь место различные формы интеграции знаний. Интегративные процессы неразрывно связаны с дифференционными, однако часто интеграция или запаздывает или протекает в форме по преимуществу ненаучной.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconКонспект лекций по социальной экологии раздел Экологическое знание:...
Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconВода, её физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
Тема: Вода, её физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconРабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники...
Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли науки...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconХарактеристика и экологическое значение городских насаждений (на примере г. Уфы)
Защита диссертации состоится 26 апреля в 1500 часов на заседании диссертационного совета д 002. 251. 01 при Институте экологии Волжского...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconТема Введение. Химические системы
Предмет и содержание курса химии. Значение химических знаний для развития различных областей науки и техники. Роль курса химии при...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconТемы рефератов Возникновение социальной экологии как экологии города...
Возникновение социальной экологии как экологии города в 20-х годах ХХ века (Парк и Берджесс)
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconРеферат. Тема реферата: «Значение сибирского кедра в жизни человека»
Руководитель Шкут Елена Васильевна; предметное профессиональное направление деятельности педагога-руководителя экологическое
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconСочинение Моё отношение к инклюзивному образованию в школе. «Образование...
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconКонфликтный потенциал межэтнических отношений на Северном Кавказе
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconПрограмма дисциплины «Экологическое право» для специальности 030501....
Тема Источники экологического права. Современное экологическое законодательство
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconПрограмма по профилю «Экологическое образование» Москва 2013 г. Цель вступительных испытаний
«Педагогическое образование» по профилю «Экологическое образование» и отбор лучших претендентов для обучения. В ходе вступительных...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconИсследование по теме «Экологическое образование для устойчивого развития»
Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества, с взрослением и становлением...
Тема: Экологическое значение науки и техники: научный потенциал социальной экологии. План iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Курс призван развивать творческий потенциал и научный кругозор студента, учить ориентироваться в плюралистическом мире современной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск