Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 267.92 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.12.2013
Размер267.92 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет»
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________проф. С. Г. Фролов

« » 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

М1.1.1. Философские проблемы науки и техники

Направление подготовки 280100.68 «Природообустройство и водопользование»

Программа подготовки магистров: «Природоохранное обустройство территорий»

Квалификация (степень) выпускника магистр-инженер

Форма обучения очная

Факультет инженерно-экономический

Выпускающая кафедра Природообустройство (ПРО)

Кафедра разработки программы: философии и культурологии

Семестр

Трудоемкость дисциплины

Контрольные,

расчетно-граф. работы

и рефераты


Курсовые

работы,

проекты


Форма отчетности

Экз/зач.

Зач.

ед.

Часы

общая

лекции

Прак.

Самост.

работа

2

3

108

16

18

74

Реферат




Зачет

Екатеринбург 2011

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли науки и техники в жизни общества, закономерностях и тенденциях развития науки и техники, специфики технического знания.

Основными задачами дисциплины является освоение магистрантами знаний, необходимых для:

- получения знаний о закономерностях и тенденциях развития науки и техники;

- формирование представлений о проведении научных исследований в области науковедения и технических наук;

- овладение магистрантами технического мышления;

Изучение дисциплины «Философские проблемы науки и техники» способствует формированию у магистрантов навыков технического, научного мышления и повышает профессиональную культуру будущих инженеров и исследователей.


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП 

Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» входит в базовую часть раздела М.1 «Общенаучный цикл» дисциплин подготовки магистрантов по направлению подготовки 280100.68 «Природообустройство и водопользование».

Овладение системой знаний по данной дисциплине требует высокой подготовки по дисциплине «Философия», а также умения работать с учебной и научной литературой, грамотно формулировать и аргументировать свои идеи.

Освоение дисциплины «Философские проблемы науки и техники» необходимо для осуществления научно-исследовательской работы, написания магистерской диссертации.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» магистрант формирует и демонстрирует следующие компетенции.


Индекс по ФГОС ВПО

Содержание компетенции

ОК-1

Способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

ОК-2

Способность к изменению профиля своей профессиональной деятельности

ОК-3

Способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения

ОК-4




ОК-6




ОК-7





В результате освоения дисциплины магистрант должен:

знать:

  • методологические приёмы и процедуры, научные парадигмы исследования;

  • общенаучные методы и методики, используемые в отдельных отраслях научного знания и технических науках;

  • технологию проведения научного исследования;

уметь:

  • применять методологические принципы и выбирать методы исследования, адекватные научной проблеме и особенностям объекта исследования;

  • развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;

  • самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;

  • выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования;

  • обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;

владеть:

  • методологией и методикой проведения научных исследований;

  • навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;

  • навыками поиска и получения новых знаний;

  • навыками оформления и публикации результатов проводимых исследований;

  • навыками участия в научной полемике и взаимодействия с научным сообществом.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Тематический план учебного курса

«Философские проблемы науки и техники»

Т е м а

Кол-во учеб. часов

всего

лекции

семинары

Часть 1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Тема 1. Наука как социокультурный феномен

4

2

2

Тема 2. Структура научного знания

4

2

2

Тема 3. Закономерности развития науки

4

2

2

Тема 4. Методология научного познания

4

2

2

Тема 5. Функции философии в научном познании

4

2

2

Тема 6. Философия естествознания

4

2

2

Тема 7. Философия социального познания

4

2

2

Тема 8. Нормы, ценности и идеалы научного творчества

4

2

2

Часть 2. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Тема 1. Предмет философии техники

4

2

2

Тема 2.Философия техники как мировоззрение

4

2

2

Тема 3. Техника в рамках практического отношения человека к миру. Философия техники как праксеология

8

4

4

Тема 4. Техника и теоретическое отношение человека к миру. Философия техники как методология

8

4

4

Тема 5. Техника и ценностная ориентация человека в мире. Философия техники как аксиология

8

4

4

В с е г о

64

32

32

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Часть 1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Тема 1. Наука как социокультурный феномен
Знание и познание. Обыденное и научное знание. Возникновение науки. Научное знание как система. Дифференциация наук. Классификация наук.

Наука и мировоззрение. Наука и мифология. Наука и религия.

Философский анализ науки. Новая наука и новый метод познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. И. Кант о природе науки и возможности научных суждений. Г.Гегель о философии как “науке наук”. Позитивизм о науке (О. Конт). Современная философия о науке.

Наука как социальный институт. Наука как процесс познания. Наука как вид духовного производства. Наука и общество.
Тема 2. Структура научного знания
Системность научного знания. Теоретическое и прикладное знание. Эмпирический и теоретический уровни знания. Особенности эмпирического познания и его формы. Специфика теоретического познания и его формы. Взаимосвязь различных уровней познания. Рационализм и эмпиризм, теория и практика.

Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм.

Понятие. Определение. Научный факт. Научная теория. Структура и функции научной теории. Понятие закона. Виды законов. Особенности законов социального развития.

Тема 3. Закономерности развития науки

Развитие науки как закономерный процесс. Преемственность в развитии научных знаний. Традиции и новаторство в науке. Природа научных открытий. Закономерности появления новых открытий.

Взаимодействие наук и их методов. Дифференциация и интеграция наук как общесоциологическая закономерность. Закономерности возникновения новых наук.

Единство количественных и качественных изменений в науке. Эволюционное и революционное развитие науки. Научные революции. Структура научных революций. Научные парадигмы (Т. Кун). Научный прогресс и научные революции.

Современные тенденции в развитии научного знания. Математизация наук. Использование компьютерных технологий в познании. От физики и химии к биологии, генетике и экологии как закономерность развития современного знания. Усиление роли гуманитарных наук в современном обществе.

Тема 4. Методология научного познания

Понятие методологии. Уровни методологии. Частнонаучная методология. Методология и метод. Методы научного познания и их классификация.

Методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Общенауные и частные методы исследования. Взаимодействие методов научного исследования.

Тема 5. Функции философии в научном познании

Философия и наука в истории развития познания. Соотношение философии и частных наук в прошлом и настоящем. Философия как наука и как особая форма освоения мира.

Функции философии в научном познании. Модели реальности и научная картина мира. Объективное и субъективное в научном исследовании. Мировоззрение ученого.

Критическая функция философии. Критика механицизма и редукционизма. Роль философии в преодолении кризисов в естествознании.

Методологические функции философии. Роль философских принципов в научном познании. Эвристическая функция философии. Философская природа научного предвидения.

Тема 6. Философия естествознания

Философский анализ естествознания. Натурфилософия и естествознание. Натурфилософия древнегреческих философов (Фалес, Гераклит, Демокрит, Аристотель). Натурфилософия Нового времени. Философия природы в немецкой классической философии.

Философия как методологическая основа развития естествознания. Философский анализ революции в естествознании конца 19 - начала 20 века. Возникновение неклассической науки.

Методологический анализ естествознания конца 20 века. Тенденции развития естествознания в 21 веке. Возрастание роли философско-миро­воз­­зренческих начал в развитии современного естествознания.

Тема 7. Философия социального познания

Философия и методология социального познания. Особенности социального познания и его методов. Соотношение социального и гуманитарного знания. Возрастание роли гуманитарного знания.

Методы и принципы социального познания. Принцип историзма. Методология социальных наук М. Вебера. Логика социальных наук К.Поппера. Герменевтика Г.Гадамера. Философия истории в 20 веке.

Структурно-функциональный метод в социальных науках. Новые методологии в социальных и гуманитарных науках в конце 20 века. Рациональное и внерациональное в социальном познании. Ценностный характер социального и гуманитарного познания.
Тема 8. Нормы, ценности и идеалы научного творчества

Идеалы в науке. Классическая наука (истинность, фундаментализм) и формы классического идеала (Математический, физический, гуманитарный). Формирование нового идеала науки.

Нормы и ценности науки. Наука и общественные потребности. Наука и идеология. Наука как профессиональная деятельность. Ученый и научное сообщество. Научная школа. Автономия науки.

Этика и наука. Этос науки и этика ученого. Нормы научной деятельности. Социальная ответственность ученого. Творческая свобода и социальная ответственность в научном творчестве.
Часть 2. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Тема 1. Предмет философии техники
Возникновение в проблемном поле философии вопроса о технике. Истоки философии техники, ее становление и современная ситуация.

Специфическая предметная область философии техники, ее структура. Техника как объект и предмет философского анализа.

Роль и задачи философии техники в современном обществе.
Тема 2. Философия техники как мировоззрение
Человек, мир, техника. Роль техники в мире человека. Понятие техники. Культура и техника.

Зарождение технического мироотношения человека. Этапы становления целерационального действия.

Техника и природа. Проблема технической реальности. Техноценоз. Виртуальная реальность.

Техника и общество. История технического мироотношения человека и возникновение цивилизаций. Специфика древних цивилизаций. Техника и искусство.

Закономерности развития техники. Функция техники в историческом процессе. Рождение техногенной цивилизации, ее сущность и специфические отличия. Ситуация человека в мире техники.

Структура и функции технического мироотношения человека.
Тема 3. Техника в рамках практического отношения

человека к миру. Философия техники как праксеология
Место и функция технической деятельности в практическом отношении человека к миру.

Техническая деятельность, ее субъект и объект. Родовое, групповое, личностное начало технической деятельности. Рациональность технического действия. Диалектика целей, средств и результатов.

Первоначальная техническая деятельность, ее структура. Ремесло. Дифференциация технической деятельности. Инженерная деятельность, ее виды. Инновационная деятельность. Изобретение, его природа и роль в техническом мироотношении человека.

Проектирование, конструирование, технология и организация производства, эксплуатация производственных артефактов. Системотехника и социотехническое проектирование. Эргономика. Антропологическое измерение технической деятельности. Управление технической деятельностью, его праксеологические основания.
Тема 4. Техника и теоретическое отношение человека к миру.

Философия техники как методология
Место и роль технического знания в духовном освоении мира.

Наука и техника, их различие и взаимодействие в историческом развитии. Особенности технического знания. Специфика естественных и технических наук. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.

Структура и функционирование технической теории, ее формирование и развитие. Основания технического знания. Методология технических исследований.
Тема 5. Техника и ценностная ориентация человека в мире.

Философия техники как аксиология.
Техника и ценности. Техническое отношение к ценностной ориентации. Техника как волеизъявление, выбор человеком способа отношения к миру. Полезность как инструментальная ценность. Польза и благо.

Ценность техники как социокультурный феномен. Отношение к технике и технической деятельности в мифологии, в древних (и в христианской средневековой) цивилизациях. Контроль над применением и совершенствованием техники.

Изменения в социокультурном и ценностном статусе науки и техники с возникновением и развитием техногенной цивилизации. Кризис индустриального общества в ХХ веке и усиление негативистского подхода к технике. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса. Технологический детерминизм и технократизм. Неоромантическая и экологическая критика техники и техногенной цивилизации.

Инженерный и гуманитарный варианты философии техники. Современный акцент философии техники на этической проблематике. Проблема гуманизации науки и техники. Ответственность техники и субъектов технической деятельности как философская, теологическая и нравственная проблема. Роль науки и техники в решении социально-экологических проблем современной цивилизации. Проблемы эстетики техники.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Освоение дисциплины предусматривает чтение лекций, а также практические занятия с использованием активных и интерактивных форм (доклады, обсуждение докладов, научные дискуссии по проблемам философии науки и техники).

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Формы текущего контроля: письменные домашние задания, доклады, подготовка и защита реферата.

Примерная тематика рефератов

Часть 1. Философия науки


  1. Наука как социальный институт

  2. Институционализация науки

  3. Наука как вид духовного производства

  4. Структура науки как системы знания

  5. Структура научного знания

  6. Специфика научного познания

  7. Научное исследование как деятельность

  8. Научная проблема

  9. Логика научного познания

  10. Эмпирический и теоретический уровни научного знания

  11. Методы эмпирического познания

  12. Методы теоретического познания

  13. Системный анализ как метод научного исследования

  14. Математизация и формализация знания в современной науке

  15. Моделирование как метод научного познания

  16. Гипотеза как форма развития научного знания

  17. Структура и функции научной теории

  18. Критерии истины в науке

  19. Методология и методы современного научного исследования

  20. Постклассическое естествознание: новый образ научного мышления

  21. Концепция развития научного знания К.Поппера

  22. Интуитивное и дискурсивное знание

  23. Научная картина мира и стиль научного мышления

  24. Дифференциация и интеграция в науке

  25. Классификация наук

  26. Традиции и творчество в современном естествознании

  27. Роль научных революций в развитии науки

  28. Структура научных революций

  29. Технологические революции в истории человечества

  30. Проблемы пространства и времени в свете современного естествознания

  31. Современные парадоксы бесконечности и непрерывности пространства

  32. Многообразие современного вненаучного знания

  33. Интуиция в современной науке

  34. Проблема обоснования научного знания. Гносеологические концепции Витгенштейна и Поппера

  35. Концепция самоорганизации и современное естествознание

  36. Порядок и хаос в свете современного естествознания

  37. Концепция ноосферы В.Вернадского

  38. Современные представления о коэволюции человека и биосферы

  39. Проблема инвариантности в современной физике

  40. Эволюционная парадигма современного естествознания

  41. Наука и нравственность

  42. Нормы и идеалы научного исследования

  43. Ценности и нормы научного исследования

  44. Этика и ответственность ученого

  45. Борьба в науке и этика научной дискуссии.


Часть 2. Философия техники


  1. М.Вебер о мотивах социального действия и рационализации мира

  2. Философия техники М.Хайдеггера

  3. Концепция техники у К. Ясперса

  4. Л.Мэмфорд о технике и природе человека

  5. Техническое мироотношение человека к античности

  6. Рождение техногенной цивилизации

  7. Техническая деятельность, её эволюция и структура

  8. Современный этап развития инженерной деятельности

  9. Техническое знание и его специфика

  10. Техническая теория, её структура, функционирование и развитие

  11. Технологический детерминизм как философия истории

  12. Футурология технологического детерминизма и концепции постиндустриального общества

  13. Футурология Г.Кана

  14. Критика техники и научно-технического прогресса в современной фи лософии и социологии

  15. Н.Бердяев: «Дух и машина»

  16. П.Кууси и А.Печчеи о человеке в научно-технической цивилизации

  17. Этическая и социальная ответственность техники

  18. Х.Ортега-и-Гассет о человеке и технике

  19. Техника и природа

  20. Техника и искусство

  21. Культура и становление и развитие техники

  22. Изобретение и его роль в техническом мироотношении человека

  23. Антропологическое измерение технической деятельости

  24. Наука и техника, их различие и взаимодействие в истории

  25. Специфика естественных и технических наук

  26. Основания технического знания

  27. Техника и ценности

  28. Инженерный вариант философии техники

  29. Гуманитарный вариант философии техники

  30. Проблемы эстетики техники.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература


  1. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., Инфра-М, 2010.

  2. Шитиков М.М. Философия техники. Екатеринбург, УГГУ, 2010.


Дополнительная литература

к части 1. «Философия науки»


  1. Берков В. Ф. Философия и методология науки: учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с

  2. Кохановский В.П.. Философия и методология науки. М., Р. на Д. 1999.

  3. Кохановский В. П. Философия науки: учебное пособие. – Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 496 с.

  4. Лебедев С. А. Философия науки: словарь основных терминов. – М.: Академический проект, 2004. – 320 с.

  5. Лось В. А. История и философия науки. Основы курса: учебное пособие. 2-е изд. – М.: Дашков и Кш, 2006. – 404 с.

  6. Митчем К. Что такое философия техники? М. 1995.

  7. Назаров И. В. История и философия науки: Учебное пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2007. – 136 с.

  8. Никифоров А.Л.. Философия науки: история и методология. М., 1998.

  9. Сальников В.П., Кальной И.И., Гуцериев Х.С.,Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. Санкт-Петербург,1999.

  10. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

  11. Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000.

  12. Философия и методология науки. Под ред. В.И. Купцова. М.,1996.

  13. Философия науки. Общий курс: учебное пособие / С. А. Лебедев, А. Н. Авдулов, В. Г. Борзенков и др. – М.: Академический проект, 2004. – 736 с.


2. Дополнительная литература

к части 2. «Философия техники»


  1. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М. 1995.

  2. Философия техники: история и современность. М. 1997.

  3. Митчем К. Что такое философия техники? М. 1995.

  4. Новая технократическая волна на Западе. М. 1986.

  5. Философия техники в ФРГ. М. 1989

  6. Самарин В.В. Техника и общество. М. 1988.

  7. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. М. 1986.


Дополнительная литература для рефератов

  1. Автономова А.С. Рассудок, разум, рациональность. М.,1988

  2. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М.,1983

  3. Башляр Г. Рациональный и технический детерминизм. // Философия и социология науки и техники. М. 1989

  4. Бердяев Н.А. Дух и машина. // Бердяев Н.А. Судьба России. М.1990.

  5. Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1956

  6. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967

  7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М. 1990. (Природа науки; Основные проблемы теории прогресса)

  8. Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994

  9. Вебер М. Наука как призвание и профессия. // Избр. произвед.М.,1989

  10. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.,1989

  11. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.,1991

  12. Вернадский В.И. О науке. Дубна. 1997. Т.1

  13. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988

  14. Гадамер Г. Истина и метод. М.,1988

  15. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII в.в.) М., 1987

  16. Гейзенберг В. Физика и философия: часть и целое. М.,1989

  17. Гвишиани Д.М., Митин М.Б., Рихта Р. Техника, общество, человек. М. 1981

  18. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. 1990

  19. Голубева Л.И. Технологическое отношение к знанию. Рыбинск. 1993

  20. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать. История инженерной деятельности и ее роль в современной культуре. М. 1987

  21. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. Вопросы философии, №3, 1986

  22. Денисов С.Ф., Дмитриева Л.М. Естественные и технические науки в мире культуры. Омск. 1997

  23. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л. 1977

  24. Койре А. Очерки истории философской мысли. М. 1985

  25. Кун Т. Структура научных революций. М.,1977

  26. Кууси П. Этот человеческий мир. М. 1988

  27. Лазар М.Г. Этика науки. Л. 1985

  28. Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М.,1993

  29. Малкей М. Наука и социология знания. М.,1983

  30. Мартишина Н.М. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск, 1997

  31. Мелещенко Ю.С. Человек, общество и техника. Л. 1964

  32. Методология и социология техники. Новосибирск. 1990

  33. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. М.,1992

  34. Мэмфорд Л. Мир машины. // Утопия и утопическое мышление. Л. 1991

  35. Научно-технический прогресс. Словарь. М. 1987

  36. Новейшие течения и проблемы философии ФРГ. М. 1987

  37. Ноосфера: духовный мир человека. Л.1989

  38. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М. 1997. (Размышления о технике).

  39. Парсонс Г.Л. Человек в современном мире. М. 1989. (Техника, гуманизм и философия)

  40. Печчеи А. Человеческие качества. М. 1985

  41. Перспективы информатизации общества. М. 1990

  42. Пригожин И. Наука, цивилизация и демократия. // Философия и социология науки и техники. М. 1989

  43. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М. 1991

  44. Рожанский И.Д. Античная наука. М..1980

  45. Романовская Т.Б. Наука 19 – 20 в.в. в контексте культуры. М.,1995

  46. Уайтхед А.Н. Наука и современный мир. // А.Н.Уайтхед. Избр. работы по философии. М.,1990

  47. Рубенис А.А. Техника и нравственность. // Этическая мысль. М. 1992

  48. Смирнова Г.Е. Критика буржуазной философии техники. Л. 1976

  49. Современная западная социология науки. М. 1988

  50. Современная западная социология. М. 1990

  51. Современная западная философия. М. 1991

  52. Степин В.С. Перспективы цивилизации. // Этическая мысль. М. 1992.

  53. Тесман К. Проблемы научно-технической революции. М. 1963

  54. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХI века. М. 1991

  55. Тулмин С. Человеческое понимание. М. 1984

  56. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М. 1990. (Наука и современный мир; Цивилизация)

  57. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М. 1986 (Наука – миф современности. Наука о свободном обществе).

  58. Философия и социология науки и техники. М. 1985-1989. (вып. 1-4)

  59. Философия, наука, цивилизация. М.1999

  60. Философия науки: проблемы анализа знания. М.,1997

  61. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986 (Введение; ч.3)

  62. Фромм Э. Пути из больного общества. // Проблема человека в западной философии. М. 1988

  63. Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993. (Время картины мира. Вопрос о технике, Наука и осмысление, Поворот, Вешь)

  64. Хёсле В. Философия техники М. Хайдеггера. // Философия М.Хайдеггера и современность. М. 1991

  65. Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа. Томск. 1981

  66. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.,1997

  67. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1997 (Духовная ситуация времени, ч. 46).


Литература, которая в библиотеке УГГУ отсутствует

  1. Введение в историю и философию науки: учеб. пособие для вузов / С. А. Лебедев [и др.]. – М.: Академический Проект, 2005. – 409 с.

  2. Войтов А. Г. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов. – М.: Дашков и К, 2004. – 692 с.

  3. Лешкевич Т. Г. Философия науки : учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 272 с.

  4. Микешина Л. А. Философия науки: учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 463 с.

  5. Томпсон М. Философия науки / Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: Гранд, 2003. – 304 с.

  6. Философия науки. Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л. А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 992 с.

  7. Шаповалов В. Ф. Философия науки и техники. О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: учеб. пособие. – М.: ГРАНД, 2004. – 310 с.



Вопросы к зачету по дисциплине

«Философские проблемы науки и техники»
Часть 1. Философия науки


  1. Знание и познание. Обыденное и научное знание.

  2. Возникновение науки. Научное знание как система.

  3. Философия и наука в истории развития познания. Философия как наука и как особая форма освоения мира.

  4. Наука и мировоззрение. Наука и мифология. Наука и религия.

  5. Модели реальности и научная картина мира. Объективное и субъективное в научном исследовании.

  6. Закономерности развития науки. Дифференциация и интеграция наук. Преемственность в развитии научных знаний. Традиции и новаторство в науке.

  7. Классификация наук.

  8. Наука как социальный институт.

  9. Наука как профессиональная деятельность. Ученый и научное сообщество. Научная школа.

  10. Наука как вид духовного производства. Наука и общество.

  11. Теоретическое и прикладное знание. Эмпирический и теоретический уровни знания.

  12. Особенности эмпирического познания и его формы.

  13. Специфика теоретического познания и его формы. Взаимосвязь различных уровней познания. Рационализм и эмпиризм.

  14. Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм.

  15. Понятие. Определение. Научный факт.

  16. Структура и функции научной теории. Понятие закона. Виды законов. Особенности законов социального развития.

  17. Взаимодействие наук и их методов. Дифференциация и интеграция наук как общесоциологическая закономерность.

  18. Структура научных революций. Научные парадигмы (Т. Кун).

  19. Эволюционное и революционное развитие науки. Научные революции. Научный прогресс и научные революции.

  20. Понятие методологии. Частнонаучная методология. Методология и метод. Методы научного познания и их классификация.

  21. Методы эмпирического исследования.

  22. Методы теоретического исследования. Общенауные и частные методы исследования. Взаимодействие методов научного исследования.

  23. Методологические функции философии. Роль философских принципов в научном познании. Эвристическая функция философии.

  24. Философия и методология социального познания. Особенности социального познания и его методов.

  25. Соотношение социального и гуманитарного знания. Возрастание роли гуманитарного знания.

  26. Нормы и ценности научного познания. Наука и общественные потребности. Наука и идеология.

  27. Этика и наука. Этос науки и этика ученого. Социальная ответственность ученого.


Часть 2. Философия техники


  1. Истоки философии техники, ее становление и современная ситуация.

  2. Специфическая предметная область философии техники. Техника как объект и предмет философского анализа.

  3. Понятие техники. Культура и техника.

  4. Техника и природа. Проблема технической реальности. Техноценоз. Виртуальная реальность.

  5. Техника и общество. История технического мироотношения человека и возникновение цивилизаций.

  6. Место и функция технической деятельности в практическом отношении человека к миру.

  7. Техническая деятельность, ее субъект и объект.

  8. Дифференциация технической деятельности. Инженерная деятельность, ее виды. Инновационная деятельность.

  9. Наука и техника, их различие и взаимодействие в историческом развитии.

  10. Особенности технического знания. Специфика естественных и технических наук.

  11. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках. Структура и функционирование технической теории, ее формирование и развитие.

  12. Методология технических исследований.

  13. Техника и ценности. Полезность как инструментальная ценность. Польза и благо.

  14. Изменения в социокультурном и ценностном статусе науки и техники с возникновением и развитием техногенной цивилизации.

  15. Кризис индустриального общества в ХХ веке и усиление негативистского подхода к технике.

  16. Технологический детерминизм и технократизм. Неоромантическая и экологическая критика техники и техногенной цивилизации.

  17. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.

  18. Проблема гуманизации науки и техники. Ответственность техники и субъектов технической деятельности как философская, теологическая и нравственная проблема.

  19. Роль науки и техники в решении социально-экологических проблем современной цивилизации. Проблемы эстетики техники.



8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Компьютерные классы, оснащенные компьютерами класса Pentium 4 с выходом в Интернет и в локальную сеть Уральского государственного горного университета, а также: принтеры, сканеры и ксероксы.

В рамках лекционных и практических занятий целесообразно использовать мультимедийную аппаратуру и демонстрационные слайды.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 280100.68 «Природообустройство и водопользование» и программе подготовки «Природоохранное обустройство территорий».
Авторы: Шитиков Михаил Михайлович, проф., д-р филос. наук

Кох Иван Адамович, проф., д-р социологических наук

Программа одобрена на заседании кафедры философии и культурологии. Протокол № 5 от 22 января 2011 г.
Заведующий кафедрой ____________________________ проф. Кох И.А.
Программа согласована с кафедрой природообустройства.
Заведующий кафедрой ____________________________ проф. Гревцев Н.В.

Программа одобрена методической комиссии

инженерно-экономического факультета
Председатель методической комиссии ИЭФ, проф. Тяботов И. А.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск