Технологическая карта урока географии
Автор
| Учитель географии Бухтоярова И.М.
| Предмет
| География
| Класс
| 5 класс
| Тип урока
| Урок новых знаний
| Технология построения урока
| Системно-деятельностный подход
| Тема
| Основные формы рельефа Земли
| Цель
| Создать условия, позволяющие учащимся сформировать общее представление о рельефе Земли
| Задачи
|
Образовательная (формирование познавательных УУД): в процессе самостоятельной работы с разными источниками информации выяснить особенности рельефа суши и дна Мирового океана, установить, как происходит переход от материка к океану; найти и объяснить основные понятия урока.
Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; рефлексировать способы действий, контролировать процесс и результат своей деятельности на разных этапах работы, осуществлять коррекцию.
Воспитательные (коммуникативные и личностные): организовать сотрудничество при работе в парах, выстроить продуктивное взаимодействие детей друг с другом, учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы; побуждать их к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.
| Основные термины, понятия
| Рельеф, горы, равнины, шельф, материковая отмель, материковый склон, ложе океана
|
Планируемый результат
| Предметные умения
| Личностные УУД
- овладение на уровне общего образования определенной географической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Регулятивные УУД:
- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели;
- высказывать свои предположения на основе полученной в ходе работы информации;
- проговаривать последовательность действий при выполнении;
- работать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль и коррекцию;
- осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока.
Познавательные УУД
- сформировать представление об основных формах рельефа Земли, приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана;
- видеть особенности перехода материковой суши в океанское дно
-уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать её, выделять главное, преобразовывать информацию в соответствии с поставленной задачей, Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
- выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей устно и письменно.
|
Организация пространства
| Формы работы
| Ресурсы:
| Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
| Учебник, атлас, настенная карта
Маршрутный лист ученика
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска «Smart»
| Дидактические задачи этапов урока
Основные этапы урока
| Дидактические задачи
| Вызов
| Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
| Осмысление
| Мотивировать учащихся к учебной деятельности, самостоятельному выполнению предложенных заданий.
Создать условия для успешного освоения учебного материала, выполнения заданий на основе разных источников информации с последующей фиксацией результатов (заполнение таблиц, определение содержания понятий).
Добиваться осознанного восприятия учащимися информации при работе с разными источниками
Научить учащихся фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибок ил недочетов.
| Рефлексия
| Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
| Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный этап (1мин)
Определение готовности учащихся к уроку
| Учащиеся готовы к началу урока
| Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке, как необходимое условие успешного продвижения вперед (1 + 5мин + 1мин)
Учитель предлагает выполнить небольшую проверочную работу с целью проверки готовности к работе по новой теме
| Учащиеся выполняют проверочную работу с последующей самооценкой
Определяется готовность продвигаться дальше
| Определение темы урока, постановка целей и задач, мотивационная деятельность учащихся (5 мин)
Учитель создает условия, помогающие определить тему и сформулировать цели урока
| На этом этапе урока учащимся предлагается:
поработать с иллюстрациями
сформулировать вопросы для одноклассников
ответить на вопросы
определить тему урока
сформулировать цели урока (работа в парах)
соотнести их с общей целью
определить последовательность работы и её объем
установить способы фиксации результатов своей деятельности
| Самостоятельная работа учащихся в парах (12 мин)
Учитель исполняет роль консультанта
| На данном этапе урока учащиеся:
на основе текста параграфа выясняют, как называются основные формы рельефа и определяют их особенности (результатом работы является заполнение таблицы №1);
рассматривая и анализируя рисунок как источник информации, выясняют:
как происходит переход от материка к океану;
какие формы рельефа есть на дне океана;
есть ли общие черты в рельефе суши и океанского дна (результатом работы является заполнение таблицы №2 и №3)
используя текст параграфа, составляют определение понятий ШЕЛЬФ, МАТЕРИКОВЫЙ СКЛОН, ЛОЖЕ ОКЕАНА, ГЛУБОКОВОДНЫЙ ЖЕЛОБ;
подводят итог, прочитывая текст и вставляя пропущенные слова.
| Проверка результатов работы и коррекция (7 мин)
Учитель использует интерактивную доску, создавая условия для закрепления учебного материала, контроля и коррекции
| На данном этапе урока учащиеся:
закрепляют учебный материал
осуществляют контроль и коррекцию
| Работа с картой (3 мин)
Учитель помогает учащимся найти указанные формы рельефа на географической карте
| На данном этапе урока учащиеся:
выделяют на карте атласа крупные формы рельефа суши и Мирового океана;
соотносят выделенные объекты с настенной картой;
закрепляют умение показывать географические объекты на карте.
| Подведение итогов урока (3 мин)
Учитель предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность
| На данном этапе урока учащиеся:
выясняют степень достижения поставленной цели
рефлексируют свою деятельность
задают вопросы учителю по материалу урока
| Домашнее задание (2 мин)
Учитель обращает внимание на особенность домашнего задания (текст параграфа отработан, следовательно, акцент необходимо сделать на работе в ТПО)
| На данном этапе урока учащиеся:
записывают домашнее задание
обращаются к ТПО и выбирают задания для домашней работы
задают вопросы учителю по домашнему заданию
|
Табл № 5
Технология изучения
Этапы урока
| Формируемые умения
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| вызов
| Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний о планетах земной группы.
| Предлагает учащимся прослушать фонограмму первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома», на экране-фото Земли из космоса. Как вы думаете ,о чём поется в этой песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чём её уникальность?
Представляет собственный вариант рассуждений. А может быть наша планета вовсе не уникальна?
3. В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах?
Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах. (на экране фото стартующего корабля сменяет фото космической станции)
Маршрутный лист(На каждую группу)
участника(цы) первой межпланетной экспедиции
5-б класса МБОУ СОШ№9, команды «Земляне»
Ф.И._______________________________
Тема: «Уникальность планеты Земля»
Цель: углубить и развить знания о Земле.
Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.
Название планеты
| Расстояние от Солнца
| Период обращения вокруг своей оси
| Наличие и состав атмосферы
| Температура на планете
| Наличие запасов воды
| Меркури
|
|
|
|
|
|
| Комментируют и объясняют о чём поется в этой песне, почему в ней говорится, что Земля одна, в чём её уникальность.
Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.
Делятся на три команды (заранее):
«Земляне»- полетят на Меркурий,
«Россияне»-- на Венеру,
«Ноябряне» - на Марс.
На старт! Поехали!
Вспоминают ,что знают об этих планетах, анализируют дополнительную информацию ,каждая группа работает с сайтом «Небесные тела Солнечной системы», выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист.
Маршрутный лист у каждого учащегося.
Проходят первый этап: оформляют отчёт.
Отчеты групп.
«Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.
«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.
«Ноябряне»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.
Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна
| осмысление
| Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества,
- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:
- учебно-познавательный интерес,
- самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
-знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.
-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;
- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.
| Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.
2. целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа.
Введение понятия «озоновый экран»
| Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?
1.______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.
1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:
-расстояние от Солнца -150млн.км.;
-период обращения вокруг своей оси.
2.Наличие атмосферы.
3.Обладание большими запасами воды.
4.Наличие почвы.
Выполняют 3-этап.
Ответы групп.
Ответы групп.
Значение атмосферы для жизни на Земле:
1Защищает от метеоритов и опасного космического излучения
2.Сохраняет тепло в ночные часы
3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом Введение понятия «озоновый экран»
4.Поставляет углекислый газ для питания растений
5.Через атмосферу совершается круговорот воды.
Значение гидросферы для жизни на Земле:
1.Входит в состав всех живых организмов
2.Является средой обитания
3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ
Значение почвы для жизни на Земле:
1.Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений
2.Является средой обитания
По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы. Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?
1.Входит в состав________________________________________________________
2. Является______________________________________________________________
3. Обеспечивает процесс создания растениями _______________________________
Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.
| Рефлексия (осмысление)
| Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
- рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
- называть методы изучения Земли;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система, Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
| Организует рефлексию.
Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.
1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:
а) наличию атмосферы;
б) наличию воды;
в) наличию почвы;
г) положению Земли в космическом пространстве.
2. Озоновый слой предохраняет:
а) планету от падения метеоритов;
б) живые организмы от губительного излучения;
в) планету от потери тепла.
3. Огромными запасами воды обладают:
а) все планеты Солнечной системы;
б) Земля и Меркурий;
в) только Земля.
4. Средами обитания являются:
а) почва;
б) вода;
в) воздух.
5. Почва обеспечивает растения:
а) углекислым газом, необходимым для питания;
б) светом;
в) необходимыми для развития минеральными веществами. Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.
Пять правильных ответов – оценка «5»
Четыре правильных ответов – оценка «4»
Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.
Итоговая оценка:
Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму( презентация к уроку).
2.Предлагает отправиться еще в одно виртуальное путешествие, на этот раз - сказочное.
Интерактивная сказка «Приключения Росинки»
3.Итог урока.
Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.
А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
|
Выполняют тест
Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму
Слушают, анализируют.
Отвечают на вопросы:
Этап №5. Домашнее задание.
Повторить материал темы «Земля»
Творческое задание: сочинить,сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.14,раб.тет.с.36-37
Пример синквейна с урока:
Урок географии
Интересный, познавательный
Путешествовали, искали, узнавали
Быстро прошел урок.
Здорово!
| |