Основные формы рельефа Земли





Скачать 155.19 Kb.
НазваниеОсновные формы рельефа Земли
Дата публикации18.09.2014
Размер155.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Технологическая карта урока географии


Автор


Учитель географии Бухтоярова И.М.

Предмет

География

Класс

5 класс

Тип урока

Урок новых знаний

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Основные формы рельефа Земли

Цель

Создать условия, позволяющие учащимся сформировать общее представление о рельефе Земли

Задачи


Образовательная (формирование познавательных УУД): в процессе самостоятельной работы с разными источниками информации выяснить особенности рельефа суши и дна Мирового океана, установить, как происходит переход от материка к океану; найти и объяснить основные понятия урока.

Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; рефлексировать способы действий, контролировать процесс и результат своей деятельности на разных этапах работы, осуществлять коррекцию.

Воспитательные (коммуникативные и личностные): организовать сотрудничество при работе в парах, выстроить продуктивное взаимодействие детей друг с другом, учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы; побуждать их к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.

Основные термины, понятия

Рельеф, горы, равнины, шельф, материковая отмель, материковый склон, ложе океана



Планируемый результат

Предметные умения





Личностные УУД

- овладение на уровне общего образования определенной географической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД:

- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели;

- высказывать свои предположения на основе полученной в ходе работы информации;

- проговаривать последовательность действий при выполнении;

- работать по предложенному плану, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

- осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока.

Познавательные УУД

- сформировать представление об основных формах рельефа Земли, приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана;

- видеть особенности перехода материковой суши в океанское дно

-уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать её, выделять главное, преобразовывать информацию в соответствии с поставленной задачей,
Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей устно и письменно.



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Учебник, атлас, настенная карта

Маршрутный лист ученика

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска «Smart»


Дидактические задачи этапов урока


Основные этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к учебной деятельности, самостоятельному выполнению предложенных заданий.

Создать условия для успешного освоения учебного материала, выполнения заданий на основе разных источников информации с последующей фиксацией результатов (заполнение таблиц, определение содержания понятий).

Добиваться осознанного восприятия учащимися информации при работе с разными источниками

Научить учащихся фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибок ил недочетов.

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап (1мин)

Определение готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовы к началу урока

  1. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке, как необходимое условие успешного продвижения вперед (1 + 5мин + 1мин)

Учитель предлагает выполнить небольшую проверочную работу с целью проверки готовности к работе по новой теме

Учащиеся выполняют проверочную работу с последующей самооценкой

Определяется готовность продвигаться дальше

  1. Определение темы урока, постановка целей и задач, мотивационная деятельность учащихся (5 мин)

Учитель создает условия, помогающие определить тему и сформулировать цели урока

На этом этапе урока учащимся предлагается:

  • поработать с иллюстрациями

  • сформулировать вопросы для одноклассников

  • ответить на вопросы

  • определить тему урока

  • сформулировать цели урока (работа в парах)

  • соотнести их с общей целью

  • определить последовательность работы и её объем

  • установить способы фиксации результатов своей деятельности

  1. Самостоятельная работа учащихся в парах (12 мин)

Учитель исполняет роль консультанта

На данном этапе урока учащиеся:

  • на основе текста параграфа выясняют, как называются основные формы рельефа и определяют их особенности (результатом работы является заполнение таблицы №1);

  • рассматривая и анализируя рисунок как источник информации, выясняют:

  • как происходит переход от материка к океану;

  • какие формы рельефа есть на дне океана;

  • есть ли общие черты в рельефе суши и океанского дна (результатом работы является заполнение таблицы №2 и №3)

  • используя текст параграфа, составляют определение понятий ШЕЛЬФ, МАТЕРИКОВЫЙ СКЛОН, ЛОЖЕ ОКЕАНА, ГЛУБОКОВОДНЫЙ ЖЕЛОБ;

  • подводят итог, прочитывая текст и вставляя пропущенные слова.

  1. Проверка результатов работы и коррекция (7 мин)

Учитель использует интерактивную доску, создавая условия для закрепления учебного материала, контроля и коррекции

На данном этапе урока учащиеся:

  • закрепляют учебный материал

  • осуществляют контроль и коррекцию

  1. Работа с картой (3 мин)

Учитель помогает учащимся найти указанные формы рельефа на географической карте

На данном этапе урока учащиеся:

  • выделяют на карте атласа крупные формы рельефа суши и Мирового океана;

  • соотносят выделенные объекты с настенной картой;

  • закрепляют умение показывать географические объекты на карте.




  1. Подведение итогов урока (3 мин)

Учитель предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность

На данном этапе урока учащиеся:

  • выясняют степень достижения поставленной цели

  • рефлексируют свою деятельность

  • задают вопросы учителю по материалу урока

  1. Домашнее задание (2 мин)

Учитель обращает внимание на особенность домашнего задания (текст параграфа отработан, следовательно, акцент необходимо сделать на работе в ТПО)

На данном этапе урока учащиеся:

  • записывают домашнее задание

  • обращаются к ТПО и выбирают задания для домашней работы

  • задают вопросы учителю по домашнему заданию





Табл № 5

Технология изучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

вызов


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о планетах земной группы.

  1. Предлагает учащимся прослушать фонограмму первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома», на экране-фото Земли из космоса. Как вы думаете ,о чём поется в этой песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чём её уникальность?

  2. Представляет собственный вариант рассуждений. А может быть наша планета вовсе не уникальна?

3. В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах?

Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах. (на экране фото стартующего корабля сменяет фото космической станции)

Маршрутный лист(На каждую группу)

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5-б класса МБОУ СОШ№9, команды «Земляне»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркури



















Комментируют и объясняют о чём поется в этой песне, почему в ней говорится, что Земля одна, в чём её уникальность.

Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.

Делятся на три команды (заранее):

«Земляне»- полетят на Меркурий,

«Россияне»-- на Венеру,

«Ноябряне» - на Марс.

На старт! Поехали!

Вспоминают ,что знают об этих планетах, анализируют дополнительную информацию ,каждая группа работает с сайтом «Небесные тела Солнечной системы», выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист.

Маршрутный лист у каждого учащегося.

Проходят первый этап: оформляют отчёт.

Отчеты групп.

«Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной - -100 оС из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

«Ноябряне»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна

осмысление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

  1. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.


2. целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа.

Введение понятия «озоновый экран»



Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:

-расстояние от Солнца -150млн.км.;

-период обращения вокруг своей оси.

2.Наличие атмосферы.

3.Обладание большими запасами воды.

4.Наличие почвы.

Выполняют 3-этап.

Ответы групп.

Ответы групп.

Значение атмосферы для жизни на Земле:

1Защищает от метеоритов и опасного космического излучения

2.Сохраняет тепло в ночные часы

3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом Введение понятия «озоновый экран»

4.Поставляет углекислый газ для питания растений

5.Через атмосферу совершается круговорот воды.

Значение гидросферы для жизни на Земле:

1.Входит в состав всех живых организмов

2.Является средой обитания

3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ

Значение почвы для жизни на Земле:

1.Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений

2.Является средой обитания

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.
Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?

1.Входит в состав________________________________________________________

2. Является______________________________________________________________

3. Обеспечивает процесс создания растениями _______________________________

Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.


Рефлексия (осмысление)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- называть методы изучения Земли;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система, Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».

- приводить примеры географических следствий движения Земли.





Организует рефлексию.

Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.

1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

а) наличию атмосферы;

б) наличию воды;

в) наличию почвы;

г) положению Земли в космическом пространстве.

2. Озоновый слой предохраняет:

а) планету от падения метеоритов;

б) живые организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

а) все планеты Солнечной системы;

б) Земля и Меркурий;

в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

а) почва;

б) вода;

в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

а) углекислым газом, необходимым для питания;

б) светом;

в) необходимыми для развития минеральными веществами.
Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

Пять правильных ответов – оценка «5»

Четыре правильных ответов – оценка «4»

Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:



  1. Организует процедуру само- и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму( презентация к уроку).



2.Предлагает отправиться еще в одно виртуальное путешествие, на этот раз - сказочное.

  1. Интерактивная сказка «Приключения Росинки»


3.Итог урока.

Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.

А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.




Выполняют тест

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Слушают, анализируют.

Отвечают на вопросы:

Этап №5. Домашнее задание.

Повторить материал темы «Земля»

Творческое задание: сочинить,сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.14,раб.тет.с.36-37

Пример синквейна с урока:

Урок географии

Интересный, познавательный

Путешествовали, искали, узнавали

Быстро прошел урок.

Здорово!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные формы рельефа Земли iconКонспект урока «Основные формы рельефа. Горы.» (Тема урока) фио (полностью)...
Цель урока: Ознакомить обучающихся с разнообразием основных форм рельефа Земли на примере гор
Основные формы рельефа Земли iconУрока: обучающиеся должны знать/понимать
Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов....
Основные формы рельефа Земли icon«Рельеф литосферы»
Обобщить знания и представления учащихся об особенностях рельефа Земли и рельефа океана
Основные формы рельефа Земли iconУрок- репортаж по теме: «Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых Евразии.»
Сформировать у учащихся понятия об особенностях поверхности Евразии, расположении основных форм рельефа, закономерностях размещения...
Основные формы рельефа Земли iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор. Проверить умения показывать...
Основные формы рельефа Земли icon«Рельеф Ростовской области»
Максимальная и минимальная высоты. Связь рельефа с тектоническими структурами. Антропогенные формы рельефа (курганы, терриконы)....
Основные формы рельефа Земли iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Влияние понимания учащимися метода изолиний как общего изображения рельефа через перенос его как средства описания рельефа суши на...
Основные формы рельефа Земли iconПлан-конспект урока Предмет История России
Цель урока: Ознакомить обучающихся с разнообразием основных форм рельефа Земли на примере гор
Основные формы рельефа Земли iconТема : «Форма, размеры и движения Земли и их геофизические следствия....
Тема: «Форма, размеры и движения Земли и их геофизические следствия. Гравитационное поле Земли. Основные характеристики, их изменения...
Основные формы рельефа Земли iconИли задание текущей аттестационной работы
Основные этапы развития материка, особенности геологии и современного рельефа, Кр./р. 1
Основные формы рельефа Земли iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Основные формы рельефа Земли iconДоклад о состоянии и использовании
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Основные формы рельефа Земли iconБилет №1 Формы, размеры, движения Земли и их географические следствия....
Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI – VII классы)
Основные формы рельефа Земли iconМинистерство экономического развития российской федерации
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Основные формы рельефа Земли iconРазвития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...
Основные формы рельефа Земли iconМинистерство экономического развития российской федерации федеральная служба
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск