Скачать 265.07 Kb.
|
Кузьмик Светлана Владимировна, учитель начальных классов Опытно-методическая работа Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира Учебники для 1 – 4 классов по курсу «Окружающий мир» /Авт. А.А.Вахрушев, руководитель; О.В.Бурский, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов, С.Т.Тырин, Курапова И.И. – М.: Баласс, 2007. (Образовательная система «Школа 2100») Содержание.
1. Вступление Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для расширения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактах и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод даёт возможность: - помочь развитию творческого мышления. - развивать познавательные умения и навыки учащихся; - научиться ориентироваться в информационном пространстве; - сформировать умение самостоятельно конструировать свои знания; - учиться интегрировать знания из различных областей знаний; - овладеть умением критически мыслить. В начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи. Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Задачи: - обучение проведению учебных исследований младших школьников; - развитие творческой исследовательской активности детей; -стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира; - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. 2. Методики развития общих исследовательских умений и навыков учащихся, используемые на уроках курса «Окружающий мир». Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, одна из основных практических задач современного образования. Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи. Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. Я кратко остановлюсь на некоторых из них. Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников. 1. Развитие умений видеть проблемы Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Задание “Посмотри на мир чужими глазами” Например, на уроке по теме «Ценный совет» (учебник для 1 класса «Я и мир вокруг», ч.1, с.16) детям предлагаются такие задания: «Попробуй составить рассказ вместе с товарищем. Пусть один начнёт, а другой продолжит». «Нарисуй на листке бумаги что-нибудь вместе со своим соседом по парте. Пусть каждый по очереди добавляет к рисунку по одной линии. Постарайся угадать, что задумал твой сосед и помоги ему». С.27 этого же учебника содержит такое задание: Задание “Составь рассказ от имени другого персонажа” Такие задания очень нравятся детям, их можно предлагать при изучении практически любой темы. Приведу пример. Изучаем в 3 – м классе тему «Маленькие рыцари», рассказываем о муравьях. «Представьте, что вы на какое-то время стали муравьём. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни». Такое задание способствует не только усвоению материала, но и развивает монологическую речь, носит воспитательный характер. Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы. Задание “Составь рассказ, используя данное начало” Такого рода задания встречаются, например, в ч.1 учебника для 1 класса на с. 24 : «Семья будет счастливой, если…» или на с.47: «Приятно дружить с тем, кто…». Задание “Тема одна – сюжетов много” Урок по теме «Как люди используют слова» (учебник для 1 класса «Я и мир вокруг», ч.1, с.12) предлагает после знакомства со стихотворением З.Федоровской «Осень» выполнение такого задания: «Нарисуй цветными карандашами осень, как ты её представил, слушая стихотворение». Разумеется, сюжетов оказывается множество, а некоторым ребятам требуются дополнительные альбомные листы. Задание “Назовите как можно больше признаков предмета” Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков и действий этого предмета. Примером может быть задание из учебника 2 – го класса (ч.1, с. 8): 2. Развитие умений выдвигать гипотезы Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы. Задание “Давайте вместе подумаем” Например, на уроке по теме «Клетки – маленькие лаборатории» ( учебник для 3 класса «Обитатели Земли», ч.2, с.6) детям предлагается вопрос: «Из чего состоят все тела?» Дети выдвинули следующие гипотезы: Все тела состоят из атомов. Все тела состоят из молекул. Все тела состоят из клеток. Мною детям была предложена провокационная идея: «Все тела состоят из неких кирпичиков, например, дом – это тело, он состоит из кирпичей». Урок по теме «Природа и мы» ( учебник для 1 класса «Я и мир вокруг», ч.4, с.36 - 38) содержит викторину, где ребятам нужно выбрать один из трёх предложенных вариантов ответа на вопрос, т.е. решить, какая из предлагаемых гипотез – верная. Упражнения на обстоятельства. В такого рода заданиях необходимо продемонстрировать, например, определённое поведение при заданных обстоятельствах, или указать условия, при которых данный предмет будет полезным, необходимым. Приведу пример из учебника для 4 – го класса (ч.1, с.54): Задания типа “Найди возможную причину события” Урок по теме «Отчего и почему» (учебник для 1 класса «Я и мир вокруг», ч.4, с.46 - 47) предлагает ребятам задания, в которых необходимо соотнести причину и следствие, восстановить правильный ход событий. 3. Развитие умений задавать вопросы. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Какими могут быть вопросы? Вопросы можно поделить на две группы. Уточняющие ( прямые или “ли”-вопросы): верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли… Уточняющие вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопрос, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос. Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному? Восполняющие (или неопределенные, непрямые, “к”-вопросы) Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса. Задания для развития умения задавать вопросы Задание “Найди загадочное слово” Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”. Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”. 4. Развитие умений давать определения понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Чтобы узнать. Как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово и просят дать определение этому предмету: “Что это?” Например: “Что такое трамвай?” Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что трамвай – это то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию. Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приёмами: описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщение, загадка как определение понятий и другие. В ч. 1 (с.17) учебника для 3 класса есть такое задание: «Четыре животных обитают в разных частях живой оболочки – биосферы. Попробуй догадаться по их рассказам, где они живут и кто они такие». Далее следуют рассказы, составленные от имени самих животных. Это задание предполагает развитие умения по описанию определить сам предмет. В этом же учебнике на с. 40 детям предлагается «отгадать часть экосистемы по набору связанных с ней по смыслу слов». Далее даётся группа слов, например: дышать, ветер, прозрачность, газ. Ответ нужно выбрать из предложенных ниже слов. Таким образом, ребёнок определяет понятие по его характеристике, сформулированной не предложением, а отдельными определяющими его словами. Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. В учебниках по «Окружающему миру» загадки присутствуют в 1 – 3 классах. Примеры из учебника 1 – го класса: С. 11 (ч.1). Загадки составлены в виде игры «Доскажи словечко»: Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Этот зверь – лесной….. С. 24 (ч.4) На с. 60 ч.2 учебника для 2 – го класса ребятам предлагается такая загадка: «На цепи сидит злая собака. Сколько звеньев цепи надо разогнуть, чтобы собака убежала?» Такая логическая загадка формирует нетрадиционный подход к решению (отгадыванию) загадок. На своих уроках использую загадки гораздо чаще, чем они встречаются в учебниках, в том числе и в 4- м классе. В этом мне помогает книга Гайдиной Л.И. «Изучаем «Окружающий мир с увлечением: 1 – 4 классы»[9]. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий. Авторы учебников «Окружающего мира» предлагая детям для закрепления изученного материала кроссворды, сознательно дают слова, о которых, чаще всего, в самом учебнике информация не содержится, её необходимо отыскать, проведя исследование, используя приёмы «спросить у взрослого», «посмотреть в книге», «посмотреть в сети Интернет». Как правило, все кроссворды отмечены значком * - задания максимального уровня. Эти задания предлагаю решить желающим, однако выполняют все, потому что каждый ребёнок считает себя знатоком, человеком, способным справиться с любой проблемой, для многих ребят это та планка, ниже которой им непозволительно опускаться. Примеры кроссвордов из учебников для 1 – 4 классов: 1 класс, ч.4, с.27. 2 класс, ч.1,с.21. 3 класс, ч.1, с.47. 4 класс, ч.1, с.18 5. Развитие умений классифицировать Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность. Правила классификации: - члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга); - деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию; - деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления. Задания для развития умения классифицировать Задание “Найди лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и их прокомментируй”. В учебнике для 1 класса такие задания встречаются в большом количестве. Приведу примеры лишь некоторых из них: с. 43,ч.1 с. 5, ч.4 с.55, ч.1 с. 7, ч.2 с. 4, ч.4 Пример из учебника для 2 – го класса (С. 29, ч.1). 6. Развитие умений и навыков экспериментирования Эксперимент – важнейший из методов исследования. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются сааме разные явления. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно проводить только в уме. Мысленный эксперимент В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. Такие задания есть уже в ч.1 учебника 1 класса. С. 14 С.26 С.34 Эксперименты с реальными объектами Примером таких заданий из учебника для 1 –го класса могут служить следующие: На с. 9, ч.2 На с. 52, ч.2 учебника для 1 класса На с. 60, ч.2 учебника для 1 класса |
Конспект урока окружающего мира учителя начальных классов маоу «Самковская... Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира | ||
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» (начальная школа 1-4 класс) Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира | Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс) Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г | ||
Рабочая программа педагогов уховой Елены Валентиновны и Титовой Алевтины... Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира | Урок по курсу «Окружающий мир»: «Жизнь древних славян» 4 класс умк... «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 4 классов: в 2 частях | ||
Учебники для 1- 2 классов «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н.... Охватывают курс программы 1-2 классов | Рабочая программа по курсу «окружающий мир» 4 класс Учитель начальных... Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение... | ||
Учреждение города москвы Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | ||
А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного... | Рабочая программа курса «Окружающий мир» Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей | ||
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | Тестирование по теме: «Познание окружающего мира» Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение... |