Пояснительная записка экономическая и социальная география мира





НазваниеПояснительная записка экономическая и социальная география мира
страница1/3
Дата публикации20.09.2014
Размер0.6 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономическая и социальная география мира

под редакцией В.П. Максаковского, 68 часов

10 класс

Одними из важнейших принципов, положенных в основу данного курса являются историзм, с помощью которого можно нарисовать социально-экономическую панораму мира в динамике, и внутри- и межпредметная интеграция позволяющая учащимся использовать "наработанный" материал другими естественными и гуманитарными школьными дисциплинами. А также принципы актуальности, системности и д.р.. Последовательность тем диктуется историко-географической логикой. Курс открывается темой "Природа и цивилизация", в которой показаны основные этапы освоения планеты и изменение характера взаимоотношений человека и природной среды. Далее следует логичный переход к изучению темы "Природные ресурсы", а затем "Население". Далее следуют темы "Политическая карта мира" и "Мировое хозяйство". Обращение к мировому хозяйству символизирует единство и целостность современного мира, подчёркивает необходимость интеграции экономики в такое хозяйство. Тема "Региональная география" наиболее обширна. Главный вопрос в ней - изучение наиболее характерных особенностей отдельных регионов мире, являющихся продуктом естественной эволюции современного мира и учитывающее хозяйственно-культурные типы населения. Завершается курс темой "Глобальные проблемы человечества", в которой даётся общее представление об этих проблемах, одни из которых порождены развитием экономики и избыточными нагрузками на природные системы, другие - быстрым ростом населения миря, третьи -кризисом духовной культуры и т.л.. В связи с особенностями содержания курса, связанного с внутри- и междисциплинарной интеграцией, особенно важно Формирование умений у учащихся устанавливать межпредметные причинно-следственные связи с ранее пройденными курсами географии и истории.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, геогафических аспектах глобалных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умением сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим странам и народам, их культурам; бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

ВВЕДЕНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. (4 ч)

Предмет изучения, цели и задачи социальной и экономической географии мира. Значение и необходимость, знаний в области социальной и экономической географии в жизни современного человека. Основные методы в изучении отдельных стран и регионов мира.

Современная политическая карта мира как многовековой итог развития обществе. Особенности влияния различных исторических эпох на её Формирование. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира, принципиальные различия между ними. Территория, население и власть как основные элементы государства. Сходства и различия государств. Многоликость стран современного мира. Их типология. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны мира. Территория государств и государственная граница. Международное право и запрещение нарушения границ другого государства. Монархия и республика как Форма правления. Унитарное и федеративное государства как форму государственного устройства. Международные организации. ООН как наиболее массовая и авторитетная международная организация в современном мире, её Функции и задачи. Понятие о политической географии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1 Группировка стран на политической карте мира.
МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. (5 ч)

Восхождение человечества к вершинам социально-экономического прогресса и использование им разнообразных природных ресурсов. Связь природных и экономических ресурсов. Масштабы сырья, потребляемые современной промышленностью мира. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, лесные ресурсы. Ресурсы пресной воды и ресурсы Мирового океана: история освоения, особенности их распределения и использования. Основные проблемы в распределении и использовании различных видов ресурсов. Изменение роли отдельных ресурсов на протяжении истории развития человечества. Быстрое истощение природных ресурсов. Другие, нетрадиционные виды ресурсов. Неудовлетворительное состояние существующей системы производительных сил. Мобилизация творческих сил человечества для преодоления кризиса цивилизации. Охрана и рациональное использование природных ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2 Определение обеспеченности стран запасами основных видов топливных ресурсов при современном уровне добычи.

3 Характеристика природных ресурсов Земли. Классификация. Размещение.
НАСЕЛЕНИЕ МИРА (7 ч)

Важнейшие этапа демографической истории человечества. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Естественное движение населения, его воспроизводство. "Демографический взрыв", его причины и последствие Теория демографического перехода. Демографическая политика и её направленность в разных странах. Этнический и религиозный состав населения, мировые и национальные религии. Возрастной и половой состав населения. Половозрастная пирамида. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Неравномерность размещения населения по поверхности Земли. Характер и плотность расселения.

Связь образа жизни населения с местными условиями стран и регионов. Урбанизация, её особенности в развитых и развивавшихся странах. Крупнейшие города мира. Агломерации, мегаполисы. География международных миграций населения, их причины. Социально-экономические условия и продолжительность жизни населения в различных странах и регионах мира.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

4 Построение половозрастной пирамиды населения одной из стран мира.

5 Объяснение особенностей населения одной из стран (региона) мира.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (4 ч)

Понятие о мировом хозяйстве как совокупности национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений. Состав мирового хозяйства. Международное разделение труда как высшая Форма географического разделения труда. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических Факторов. Научно-техническая революция (НТР) и размещение производительных сил. Особенности современного этапа НТР. Старые и новые факторы размещения производительных сил.
ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (9 ч)

Промышленность мира: значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи, географические особенности. Энергетика. Топливно-энергетический баланс мира и тенденции его изменения. Нефтегазовая и угольная промышленность. Электроэнергетика. Обрабатывающая промышленность мира: машиностроение, химическая промышленность мира. Металлургия. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государства. Основные промышленные очаги и центры. Сельское хозяйство: значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Аграрные отношения в странах различного типа. Земледелие. "Зелёная революция" и её сущность. Животноводство. Различия между странами в уровне развития сельского хозяйства. Основные мировые районы земледелия. Транспорт, его роль в развитии и размещении мирового хозяйства, в международном разделении труда. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные вилы транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, трубопроводный и воздушный транспорт), их географические особенности. Мировые экономические связи. Формы международных экономических связей. Важнейшие интеграционные союзы. Экономическая интеграция "Восток-Запад".

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

6 Характеристика одной из отраслей мирового хозяйства.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ (25 ч)

Современный мир сквозь призму индивидуальности слагающих его регионов. Страноведение и региональная география историко-географические регионы (историко-культурные области) как наиболее подходящая основа для географического познания мира. Развитые страны. США, страны Западной Европы и Япония: соотношения в "треугольнике силы", "Новые индустриальные страны". Развивающиеся страны: их сходства и различия. Корни отсталости. Типология развивающихся стран. Характеристика стран и регионов: Западной и Восточной Европы; США, Канады, Латинской Америки, Азии (Японии, Китая и Индии), Африки, Австралии и Океании. Их природная, историческая и социально-экономическая специфика.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

7 Определение ПГП страны.

8 Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (9 ч)

Понятие глобальной проблемы, её признаки. Проблемы сохранения мира на Земле и ликвидация угрозы ядерной войны. Экологические проблемы. Энергетическая и сырьевая проблемы. Демографическая и продовольственная проблемы. Проблемы отсталости. Проблемы дефицита демократии, свободы, гуманизма и кризиса культуры1/ нравственности, семьи. Проблемы охраны здоровья. Проблема Мирового океана. Истоки этих и других проблем, их острота и взаимосвязь, географические особенности проявления и возможности решения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

9 Составление таблицы "Глобальные проблемы человечества".
ОБОБЩЕНИЕ (3 ч)

Повторение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения социальной и экономической географии мира. Подведение итогов обучения по географии в средней школе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ГЕОГРАФИИ:

Учащиеся должны:

1. Знать и применять:

-основные понятия и термины экономической и социальной географии, необходимые для изучения курса.

2. Называть и (или) показывать:

-примеры стран разных типов государственного устройства;

-примеры стран разного уровня социально-экономического развития;

-примеры стран-участниц важнейших международных экономических и политических организаций;

-основные виды природных ресурсов;

-антропогенные изменения природы Земли (примеры), источники и виды загрязнения окружающей среды, меры по охране окружающей среды;

-страны, выделяющиеся по запасем основных видов природных ресурсов;

-основные расы; крупнейшие народы мира. Наиболее распространенные языки и мировые религии, ареалы. Их распространения;

-крупнейшие по плошали и населению страны мира к их столицы;

-численность населения мира, основные черты размещения;

-примеры стран различных типов воспроизводства населения;

-соотношения городского и сельского населения мира, географические особенности процесса урбанизации;

-крупнейшие города и городские агломерации мире;

-состав мирового хозяйства и особенности его размещения в современную эпоху;

-факторы размещения основных отраслей хозяйства;

-примеры стран - крупнейших производителей основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

-важнейшие транспортные узлы и пути сообщения; государства на политической карте мира, страна СНГ.

3. Определять (измерять):

-показатели, характеризующие население и хозяйство.

4. Объяснять:

-особенности естественного и механического движения населения отдельных стран и регионов мира;

-особенности размещения населения мира и отельных регионов, связанные с историческими, природными и экономическими причинами;

-особенности урбанизации отдельных стран мира;

-особенности состава и структуры современного мирового хозяйства и хозяйств отдельных стран и регионов;

-особенности отдельных стран и регионов.

5. Прогнозировать:

-делать простейшие прогноза развития социально-экономических

явлений и процессов.
ПРАВИЛА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ:

Учитель оценивает умения и знания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, опираясь на следующие рекомендации:

1. Содержание и объём материала, подлежавшего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала определяется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять её в знакомых и незнакомых ситуациях на практике.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по географии являются: письменная контрольная работа, письменное и устное тестирование, устный опрос.

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависят так же от наличия и характера погрешностей, попущенных учащимися.

4. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочёты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и умениями, указанными в программе. К недочётам относятся погрешности, свидетельствующие о неполном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочётами так же считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником знания или способа его выполнения (неаккуратная запись, небрежное оформление работы). Граница между недочётами и ошибками является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочёт.

5. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят как из теоретических, так и из практических вопросов и задач.

6. Оценка ответов учащихся при устном к письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок:

1-"плохо"

2-"неудовлетворительно"

3-"удовлетворительно"

4-"хорошо"

5-"отлично"

7. Учитель может повысить отметку учащегося за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которое свидетельствует о высоком географическом развитии учащегося- за решение более сложной географической задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенный учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.


OЦEHKA УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАШИХСЯ
Ответ оценивается отметкой "5", если ученик:

-полно раскрыл содержание материала, предусмотренное программой и учебником:

-изложил материал грамотным языком в определённой последовательности, точно используя географическую терминологию и символику;

-правильно выполнил чертежи, графики, рисунки, сопутствующие ответу;

-показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформулированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

-возможны один - два недочёта при освящении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой "4", если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку "5", но при этом имеет один из недостатков:

-в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие географического содержания ответа;

-допущены один - два недочёта при освящении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

-допущена ошибка или более двух недочётов при освящении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя;

Отметка "3" ставится в следующих случаях:

-неполно и непоследовательно раскрыто содержание материала, не показано общее понимание вопроса и

продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

-имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании географической терминологии, чертежах, схемах, в выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задании, но выполнил задание обязательного уровня сложности по данной теме;

-при задании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков;
Отметка "2" ставится в следующих случаях:

-не раскрыто содержание учебного материала;

-обнаружено незнание и непонимание учеником большей и наиболее

важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании географической терминологии, в схемах, рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлении после нескольких наводящих вопросов учителя;

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

Отметка "5" ставится, если:

-работа выполнена полностью:

-в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

-в решениях нет географических ошибок (возможны: одна неточность, описка, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка "4" ставится, если:

-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

-допущены одна ошибка или два - три недочёта в выкладках, схемах, чертежах или графиках (ес:и эти силы Работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка "3" ставится, если:

-допущено более одной ошибки или более двух - трёх недочётов в выкладках, чертежах, схемах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка "2" ставится, если:

-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИХСЯ
На тестовые задания может быть отведена лишь часть урока, либо полный урок. Задания могут быть предложены выборочно (отдельным учащимся), либо всем одновременно в виде различных нескольких вариантов. Количество вопросов теста не должно превышать 30 (тридцати), на выполнение (ответ) одного вопроса-задания теста отводится не менее 1 (одной) минуть, если тест состоит по схеме "вопрос - несколько возможных вариантов ответов" (обычно - четыре).
Оценка "5" ставится, если:

-учащийся ответил правильно на 27-30 вопросов тестовых заданий, что составило 90-100% правильных ответов из 100% от возможных правильных ответов;
Оценка "4" ставится, если:

-учащийся ответил правильно на 23-26 вопросов тестовых заданий, что составило 77-89% правильных ответов из 100% от возможных правильных ответов;
Оценка "3" ставится, если:

-учащийся ответил правильно на 18-22 вопроса тестовых заданий, что составил 60-76% правильных ответов из 100% от возможных правильных ответов:
Оценка "2" ставится, если:

-учащийся ответил правильно лишь на 17 или менее вопросов тестовых заданий из 30, что составило менее 60% из возможных 100% правильных ответов.

Используемый УМК:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. Москва, «Просвещение», 2008 г.

  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса. Москва, «Дрофа», 2004 г.

  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира 10 класс. Москва, «Просвещение», 2004 г.

  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт. Москва, 2007 г.

  5. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии для 10 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учрежнений. Москва, «Просвещение», 2007 г.

  6. Мультимедийная обучающая программа «География 10 класс. Экономическая и социальная география мира».



Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

(подготовка в течение учебного года)


  1. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.

  2. Освоение богатств Мирового океана и охрана его прродных комплексов, как глобальная проблема человечества.

  3. Рекреационные ресурсы Земного шара и индустрия туризма.

  4. Охрана среды обитания как глобальная проблема человечества.

  5. Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.

  6. Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.

  7. Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.

  8. География религий. Влияние религий на социальные и экономические проблемы мира.

  9. География внешних миграций в XX веке.

  10. Национальные проблемы отдельных стран мира. Пути и методы их решения.

  11. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.

  12. География крупных мегаполисов мира.

  13. Экономическая интеграция в Европе.

  14. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.

  15. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.

  16. Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.

  17. Транспортная система мира. Ее значение в формировании мирового хозяйства.

  18. Нетрадиционные ситочники энергии и их использование человеком.

  19. Международные программы по охране природных ресурсов.

  20. Особенности урбанизации в разных странах мира.

  21. География христианства в современном мире.

  22. Историко-географический анализ странспорта мира: от телеги до аэробуса.

  23. Микрогосударства Европы.

  24. Освоение человеком труднодоступных районов планеты.

  25. Динамика численности населения в XX веке, региональные отличия.

  26. Особенности современного международного географического разделения труда.

  27. Экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство в современном мире.

  28. Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.

  29. Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.

  30. Страноведение.


ПЕРЕЧЕНЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ
Страны – монархии: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Щвеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа. Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.

Страны с федеративной формой правления: Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Мьянма, Индия, Пакистан, Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).

Внутриконтинентальные страны: Щвейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Боствана, Уганда.

Развитые страны: «Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны («страны переселенческого капитализма»).

Развивающиеся страны: ключвые, новые индустриальные страны, нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.

Страны, добившиеся независимости после Второй Мировой войны:

Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан,Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.

Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-дИвуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Босвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.

Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.

Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.

Европа: Мальта.
Зарубежная Европа.

Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.

Нефтегазоносный бассейн: Североморский.

Железорудный бассейн: Лотарингский.

Промышленность:

Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.

Химическая промышленность: ФРГ.

Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.

Высокоразвитые районы: Лондонский. Парижский, южные районы ФРГ (Штутгард, Мюнхен), «промышленные треугольник» Италии (Милан – Турин - Генуя).

Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ): Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания); Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция); Верхне-Силезский район (Польша); Остравский (Чехия).
Страны и их столицы

Зарубежная Азия и Австралия.

Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн.

Африка.

Страны и столицы.

Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
Северная Америка.

Страны и столицы.

Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.

Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.

Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка.

Страны и столицы.

Производители бананов: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.

Производители сахара: Куба.

Производители кофе: Бразилия, Колумбия.

Производители мяса и пшеницы: Аргентина.

Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро.
Крупнейшие городские агломерации мира: Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва.

Мировые центры: Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны-лидеры по промышленному производству в мире: США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира: США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья.

Медные руды: Чили, Перу, Замбия.

Олово: Малайзия.

Бокситы: Гвинея, Ямайка.

Фосфориты: Марокко.


Развернутое календарно-тематическое планирование по курсу

«Экономическая и социальная география мира» В.П. Максаковский, 10 класс

68 часов (2 часа в неделю)


№ п/п

Тема урока

Дата

Код

эл-тов

Образовательные

задачи

Понятия

Навыки

Форма


Оборудование

Домашнее задание

Современная политическая карта мира

1

Введение.

Экономическая, социальная география мира




6.1

Познакомить учащихся с основными уровнями изучения страноведческой, региональной глобальной географии; структуры учебника методами географических исследований.

Экономическая и социальная география мира. Социология.



Знать/понимать:

основные географические понятия и

термины

Уметь:

определять

распределение группировок по континентам


Беседа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

Введение по учебнику. Т. 1


2

Влияние международных отношений на политическую карту мира




6.2

Сформировать представление о разнообразии современного мира

Изменения на политической карте мира в новейшее время.

Многообразие стран

современного мира и их основные группы.


Знать: крупнейшие государства мира, страны с численностью более 100 млн. человек.

Уметь: классифицировать страны мира по площади, численности населения, уровню экономического развития

Семинар

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

Т1, §1

3

Государственный строй стран мира







Дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства

Государственный строй,

формы правления и административно-

территориального

устройства стран мира.

Геополитика и политическая география.

Международные организации.

Роль и место России в

современном мире.

Знать: понятия монархия, республика, унитарное и федеративное государства

Самостоятельная работа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

Т1, §2, 3

4

Политическая география







Показать влияние международных отношений на политической карте мира

Политическая карта, политическая география, геополитика.

Знать: Изменения на политической карте мира (по сводкам новостей), термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские драконы».

Практическая работа №1 «Страны добившиеся политической независимости после 2 мировой войны»

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к

Т1, §4

5

Обобщающий урок по теме «Современная политическая карта мира»


















Тест







География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

6

Взаимодействие

общества и природы




5.1

Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование»

Основные виды природных ресурсов.

Размещение природных

ресурсов и масштабы их

использования.

Обеспеченность природными ресурсами.

Особенности использования разных видов природных ресурсов.

Рациональное и нерациональное природо-

пользование.



Знать особенности

размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь

определять и

сравнивать по разным источникам нформации географические тенденции развития природных, соци-

ально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообес-печенность отдельных стран и регионов мира





семинар


Политическая карта мира, карта природных ресурсов, учебник, атлас, к/к



Т2,







7

Загрязнение окружающей среды







Познакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды

Причины и последствия

загрязнения окружаю-

щей среды.

Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию.

Геоэкология

Знать проблемы загрязнения и пути ее защиты

Реферат


Политическая карта мира, карта природных ресурсов, учебник, атлас, к/к



Т2, §1

8

Географическое ресурсоведение и геоэкология




5.2

Дать понятие «ресурсообеспеченность»

Основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд

Знать: неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.

Уметь определять ресурсообеспеченность стран мира

Практическая работа №2 «Мировые природные ресурсы»


Политическая карта мира, карта природных ресурсов, учебник, атлас, к/к



Т2,§2

9

Обобщение по теме «Мировые природные ресурсы»

















Зачет







Население мира



10, 11

Численность и воспроизводство населения




3.3

Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения

Численность и воспроиз­водство населения. Есте­ственный прирост насе­ления и его типы. Демо­графическая политика. Половой, возрастной и этнический состав насе­ления. Крупные народы и языковые семьи. Геогра­фия мировых религий. Этнополитические и ре­лигиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, геогра­фия международных ми­граций. Расселение насе­ления.

Знать численность и динамику населе­ния мира, отдель­ных регионов и стран, их этногеографическую спе­цифику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направле­ния миграций; про­блемы современной урбанизации. Уметь определять и сравнивать по раз­ным источникам информации гео­графические тен­денции развития природных, соци­ально-экономичес­ких и геоэкологиче­ских объектов, про­цессов и явлений

Лекция

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т3, §1

11

Состав и структура населе­ния.




3.5

Дать характеристику однонациональным и многонациональным государствам, возрастному и религиозному составу

Городское и сель­ское население. Урбани­зация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и го­родские агломерации ми­ра и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и ре­гионов мира

Оценивать и объяс­нять демографиче­скую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации насе­ления

Самостоятельная работа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т3,§2

12

Размещение и миграции населения




3.6

Сформировать знания об особенностях распределения населения

Расселение как процесс распределения населения по территории. Ареалы высокой плотности населения. Внешняя и внутренняя миграции

Знать: трудовые миграции, вынужденная миграция, плотность населения, ареалы.

Практическая работа №3 «Миграции населения»

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т3,§3

13

Го­родские и сельские поселения




3.5

Дать характеристику урбанизации как всемирного процесса

Города миллионеры, уровень урбанизации, геоурбанистика, субурбанизация

Знать основные исторические этапы развития городов.

Лекция

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т3,§4

14

Обобщение по­ теме «Население мира»
















Зачет







Научно-техническая революция и мировое хозяйство

15

Научно-техническая рево­люция







Сформировать понятие научно-технической революции

Научно-техническая ре­волюция. Особенности отраслевой и территориальной струк­туры мирового хозяйства.



Знать географиче­ские особенности отраслевой и терри­ториальной струк­туры мирового хозяйства, размещение его основных отрас­лей.

Беседа

Политическая карта мира, учебник, атлас, к/к


Т4, §1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Социальная...
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11-ых классов составлена на основе
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Социальная...
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 10-ых классов составлена на основе
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconПояснительная записка используемые программы: В. П. Максаковский....
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconПояснительная записка используемые программы: В. П. Максаковский....
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconРабочая программа по курсу: «Экономическая и социальная география...
Составлена на основе программы домогацких е. М. «Экономическая и социальная география мира» (2010 г)
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconРабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира»
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconТематическое планирование по курсу экономическая и социальная география мира. 10 класс
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников и сочетает экономико- географическое...
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconМаксаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский
Используемая программа: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Дрофа, 2000
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconРабочая программа педагога гусаковой Валентины Васильевны, I квалификационная...
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования...
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconРабочая программа «социально-экономическая география мира»
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconРабочая программа «социально-экономическая география мира»
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconПояснительная записка Количество часов: Всего- 34; в неделю 1 Плановых...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной...
Классов Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч региональная характеристика...
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconКалендарно-тематическое планирование разработано в соответствии с...
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по экономическая...
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconУчебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география...
При проведении уроков используются учебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» (издания 2000-2004...
Пояснительная записка экономическая и социальная география мира iconРабочая программа по курсу география 10 класс
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск