Тема: « В царстве грибов» Цели и задачи
Продолжить раскрытие связей в природном сообществе «лес» на основе знакомства с царством грибов
Ознакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов
Формировать умение распознавать съедобные и несъедобные грибы
Развивать мышление и внимание
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью
Тип урока:
Изучение и закрепление новых знаний Оборудование:
Презентация учителя, учебник А.А Плешакова « Мир вокруг нас», атлас- определитель А.А Плешакова « От земли до неба», учебные картинки грибов, муляжи грибов, плесень (предмет исследования). Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Методы
| 1.Мотивация
| - Добрый день! Начинаем урок. Мы сегодня с вами опять окунёмся в удивительный мир природы, проверим свои знания. Хотели бы вы узнать новые сведения о природе? Для чего вам нужны новые знания о мире природы?
|
Ответы детей
| Беседа
| 2. Актуализазия опорных знаний.
| -Что такое природа? - Какая бывает природа? -Какие признаки живого нам известны? -На какие царства учёные-биологи делят живую природу? Слайд № 1 -Отгадайте загадку и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. Слайд №2 - Назовите тему урока?
( показ слайда начала урока)
| - всё, что окружает человека
-природа бывает живая и неживая
-рождается, дышит, питается, растёт, даёт потомство, умирает
- бактерии, люди, животные, растения,грибы.
- гриб
| Диалог
Наглядный метод. Включение эмоционального компонента
Выход на тему
| 3. Восприятие, осмысление и первичное запоминание. Зона ближайшего развития
| -К какой группе организмов относятся грибы? Слайд № 3 На доске таблички:
-Кто из вас видел грибы?
-Кто из вас собирал грибы?
- Что ещё известно о грибах? -А теперь задайте вопросы, на которые хотели бы вы на уроке получить ответы ( физпауза )
По дорожке, по дорожке , скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайка! Стоп, ( присели).
Немного отдохнём! И домой пешком пойдём!
| - организмы – разрушители
Ответы детей
- какие бывают грибы?
-из чего состоят грибы?
- как правильно собирать грибы?
-какое значение для человека имеют грибы?
- как размножаются?
|
Подводящий диалог
|
| Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание на карточках и подготавливает его самостоятельно по учебнику.
1группа: Рассказать о строении гриба ( стр. 118)
2групп: Рассказать о связи грибов и деревьев ( стр. 118 и дополнительный материал)
3 группа: Съедобные и несъедобные грибы ( стр, 120)
4 группа: Необычные грибы.( стр.119, атлас « От земли до неба», исследование)
|
Работают в группах.
| Самостоятельная работа
Работа в группах Коммуникативное взаимодействие
| 4. Проверка усвоения
5. Закрепление
6. Рефлексия.
| Защита ответов.
-Рассказать о строении гриба( 1 группа)
-Вопрос классу от группы:
Долгое время грибы считались растениями. Что общего у грибов и растений?
-Дополнение учителем: В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.
Слайд № 4
Оцените ответ этой группы
После оценки ребят работу группы оценивает учитель. -Рассказать о связи деревьев и грибов. ( 2 группа) Дополнение к ответу детей .
Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут потому, что рядом нет сосны.
Слайд № 5
- Вопрос для класса.
Люди выращивают шампиньоны на навозе, вешенку - на спиленных деревьях. Почему подосиновики, подберёзовики, белые грибы нельзя выращивать таким способом. Оценка учителем.
-Рассказать о съедобных и несъедобных грибах.( 3 группа)
Вопрос классу:
Многие ребята считают, что если гриб ядовит, то его нужно уничтожить. Правы ли они? Поясни свой ответ.
Оценивание учителем.
-Рассказать о необычных грибах( 4 группа)
Вопрос классу: Многие человеческие жизни в годы Великой Отечественной войны спасло новое тогда лекарство-пенициллин. Какое отношение он имеет к грибам? Оценка учителем.
Игра « Узнай гриб по описанию - Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают ложные и настоящие - Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что и получил он своё название. Это царь- гриб. -Этот гриб можно найти в берёзовой роще или под молодой берёзкой. У него плотная тонкая ножка белого цвета и круглая шляпка бурого цвета. -У этих грибов в сырую погоду шляпки блестят, будто смазаны маслом. - Рыжие, как лисички -Любят сырые места, имеют разнообразную окраску ( белая, розовая, красная - Растёт в лиственных, чаще осиновых местах.
Тест « Грибы – это грибы»
( рядом с утверждениями поставь знаки + или –)
-Грибы- это растения
- Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы
-Рыжик, лисичка- съедобные грибы
-Животные едят несъедобные грибы
- Самый ядовитый гриб-мухомор
-За грибами надо отправляться днём
- Оцените свои знания , полученные на уроке.
( 1 ошибка- 5, 2 ошибки- 4, 3 ошибки- 3, более 3 ошибок- 2)
Итог урока:
-Что нового узнали о грибах?
-Кто сделал для себя открытия?
- А кому захотелось ещё что-то узнать о грибах, прочитайте материал в атласе- определителе
« От земли до неба».
Д/з : Вылепить из пластилина несколько грибов, постараться правильно передать их отличительные признаки или составить кроссворд о грибах. Можно придумать загадки о грибах.
|
-ведущий группы рассказывает о строении гриба, участники группы дополняют ответы -ответы дают ребята других групп( если ребята затрудняются ответить, то отвечает группа, которая готовила этот вопрос или учитель)
Ребята сигнальными кругами оценивают ответ товарищей( красный цвет- 5, зелёный- 4. синий- 3)
.
-выступление 2 группы
( ведущий)
2 ученик: Когда то в степных зонах стали создавать лесные полосы, чтобы защитить посевы от суховеев. И обнаружили. Что деревья здесь очень плохо растут. Чего- то не хватает. Заметили: нет грибов. Тогда из старых лесов привезли землю с грибницей. Вскоре в молодых посадках тоже появились грибы. И что же? Лес словно ожил, деревья заметно прибавили в росте, силе. Деревья и грибы, оказывается, между собой дружат. Тонкие белые нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях. Ответы детей. Оценивание работы группы. Выступление ребят 3 группы
Слайд № 6 -это лекарство для животных. Слайд №7
Оценивание работы группы
1 ученик рассказывает о грибах из Красной книги.
2 ученик рассказывает о исследовании роста плесени(демонстрация корочки апельсина, хлебной корочки,сыра)
Слайд № 8
Слайд № 9 Оценивание ребят
Дети отгадывают грибы и находят нужную картинку - опята
- белый гриб
- подберёзовик
- маслята
- рыжики - сыроежки
- подосиновик
-
+
+ + - +
|
Наглядный метод
Взаимооценка
Учебная игра
Самопроверка.
Тест по новой теме
Самооценка
| |