Аннотация
Предметная область: окружающий мир.
Тема урока. Многообразие грибов.
Цель: познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи: 1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
2) развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; речь, воображение;
3) воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – игра.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые ( эвристические),
словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).
Формы работы: общеклассная, индивидуальная.
Инновационные технологии: - развивающего обучения;
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название УМК «Гармония» Предмет окружающий мир Класс 1а
Тема урока. Многообразие грибов.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Тип урока: урок -игра
Цель урока: познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи урока:1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
2) развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; речь, воображение;
3) воспитывать бережное отношение к природе.
Этапы урока
| Время, мин
| Содержание учебного материала
| Методы и приемы работы
| ФОУД (формы организации учебной деятельности)
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| ФУУД (формирование универсальных учебных действий)
| 1.Организационный этап
| 2
| Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
Ну – ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
|
|
| Приветствует учащихся, настраивает их на работу.
| Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
|
| 2.Мобилизирующий этап.
| 3
| -Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
(Показ слайдов. Звучит музыка)
| Стимулирования интереса к учению
| Фронтальная беседа
| Вступительное слово учителя.
Настраивает на познавательную деятельность.
|
| Познавательные УУД
| 3.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
| 4
| - Сегодня на уроке мы познакомимся с самым интересным видом растений.
- Послушайте загадку и отгадайте о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся за грибами.
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на сегодняшнем уроке. Поставим учебные задачи
| Словесные, наглядные
Частично-поисковые
| Фронтальная беседа
| Организует фронтальную работу по систематизации знаний детей.
Записывает вопросы детей
|
-Какие растения относят к грибам?
-Чем отличаются грибы от других растений?
-Из каких частей они состоят?
| Личностные УУД
Регулятивные ( целеполагание) УУД
| 4. Изучение нового материала
Физминутка
| 11
| - Знаете ли вы, где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Что можно приготовить из грибов?
- Любите ли вы собирать грибы?
- Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов. Богатый урожай собрали люди на полях, в садах и огородах. В лесах созрели ягоды и орехи. Продолжается и «грибная охота». Главное, чтобы в корзинку попадали только съедобные грибы. Их варят, жарят, сушат и солят. Заготавливают на зиму.
- Какие грибы вам известны?
- Поэтесса Зоя Александрова поможет нам набрать грибов.
- Поиграем в игру «Лучший грибник класса»
Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.
Там, где солнышко пригрело,
Задержаться можно смело,
Значит, здесь семья маслят
Или рыжики стоят.
А под елкой, а под елкой
Кто-то спрятался в иголках,
В темной шляпке набекрень
Боровик укрылся в тень.
А веселые ребята —
Тонконогие опята —
Притаились возле пня
И кричат: «Ищи меня!»
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, — Это чудо из чудес.
- Посмотрим, кто же был самый внимательный.
- Где следует искать разные грибы?
( За правильный ответ дети получают грибок.)
- Кто же лучший грибник в классе?
- На этом конкурс не закончился. Мы его продолжим, выполняя задание №3 с.53.
- На странице вправо нарисованы грибы. Сейчас прочитаем стихотворения и к каждому из них подберем свой грибок.
- Какие из этих грибов вам приходилось собирать?
| Словесные, наглядные
Эвристические
Словесные
| Фронтальная беседа
Работа с учебником. (Выборочное чтение) Фронтальная беседа.
|
Проводит игру, знакомит с правилами.
Раздает «грибки»
Рисунки с надписями проектируются на доску
|
За правильный ответ дети получают грибок
.
| Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
| 6. Самостоятельный поиск
| 5
| - В лесу растут не только съедобные, но и опасные грибы, которые вызывают отравление у людей. Почти каждый съедобный гриб имеет в лесу своего ядовитого «двойника». Об этом всегда нужно помнить, собирая грибы и не допуская, чтобы «двойники» попадали в вашу корзину, а тем более на стол.
- Познакомимся с опасными грибами (№1) (Доска)
Поганки. Поганок тоже после дождей развелось немало. У съедобных грибов главный — белый. У поганок — бледная поганка. Берегись ее! В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки — сильнее укуса змеи. Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом.
По счастью, узнать бледную поганку нетрудно. От всех съедобных грибов она отличается тем, что ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. На шляпке у нее белые обрывочки, а на ножке воротничок.
Сатанинский гриб встречается с июля по сентябрь. Мякоть белая, на изломе сначала краснеет, потом синеет (в отличие от белого гриба). Ножка при основании — с красным сетчатым узором. Трубчатый слой красный, это и является главным отличием от белого гриба (боровика). С древнейших времен его называют дьявольским грибом и лесным чертом. Гриб ядовитый.
Отличительный признак всех ядовитых ложных опят — отсутствие на ножке кольца из остатков пленки. Кроме того, у них более яркая окраска шляпки, оливково-коричневая или голубовато-зеленая нижняя часть шляпки, горький вкус. Если сомневаетесь в качестве собранных опят, то опустите их в воду — ложные ядовитые опята почернеют или посинеют.
- Запомните их. Эти грибы являются опасными для человека. Но не смотря на это их нельзя уничтожать. Несъедобные грибы лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.
Выступление родительницы – медсестры. Рассказ «Грибы бывают разные»
| Объяснительно – иллюстративные
|
Индивидуальные сообщения учащихся.
| .
|
| Регулятивные УУД
Личностные УУД
| 7. Первичное закрепление знаний.
.
| 6
| Строение гриба.
- Отгадайте загадку:
Землю пробуравил,
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся. (Гриб) - Вы послушали сейчас загадку. Из каких частей состоит гриб?
- Рассмотрим строение шляпочного гриба. Задание №2. - Самостоятельно впишите название частей шляпочного гриба. ( Шляпка, ножка, грибница)
( 1 ученик на закрытой доске) - Кто из вас выполнил задание без ошибок?
- Посмотрите на рисунок. Что вы видите? (Мальчик собирает грибы)
- Объясните, как правильно собирать грибы?
- Человек в лесу – гость, и вести себя нужно подобающим образом. Собирать грибы, ягоды, орехи нужно очень осторожно, чтобы не навредить растению в целом. Если правильно, не повреждая грибницу, собирать грибы, то они будут расти на одном месте не только в течение одного грибного сезона, но и в течение нескольких лет. Итак, гриб надо аккуратно срезать ножичком, чтобы не повредить грибницы. В лесу надо делать все аккуратно, не нанося вреда природе. Рассказ учителя о грибах – невидимках.
- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. На пользу человеку работают: грибы – хлебопеки, грибы – сыровары, грибы – маслоделы, грибы – пивовары. На самом деле вкусный кефир готовит кефирный грибок. Возьмем булочки. Какими пышными сделал их дрожжевой грибок – хлебопек. А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь. Об этих и других грибах вы узнаете на следующих уроках. ( Рисунок грибов – невидимок)
| Практические
Объяснительно – иллюстративные
|
Самостоятельная работа в тетради.
| Создает проблемную ситуацию.
| Выполняют задание.
Высказывают свои суждения. Самопроверка
.
|
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| Закрепление изученного.
| 4
| Составление коллективной аппликации.
- Давайте вспомним с вами то, о чем говорили на сегодняшнем уроке. У нас рассыпалась картинка. Соберем её. Вопросы:
Какие виды грибов вам известны?
Назовите съедобные грибы.
Какие ядовитые грибы вам известны?
Из чего состоит шляпочный гриб?
Для чего нужны грибы?
Где растут грибы?
Как правильно собирать грибы?
| Частично - поисковые
|
| Контролирует работу
| Составляют аппликацию
| Регулятивные (контроль, коррекция) УУД
| 10. Итог урока. Рефлексия.
| 5
| - А теперь поделитесь своим настроением с окружающими.
- У вас на столе лежат разноцветные отрезки.
Жёлтый - мне было интересно и я доволен своей работой на уроке.
Зелёный – мне понравилось на уроке.
Синий– мне сейчас грустно. -Жёлтые отрезки – лучи солнышка, зеленые- травка, синие – капли дождя.
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы… Спасибо за урок.
| Стимулирование интереса к учению
|
|
Подводит итог урока.
|
Анализируют свою
деятельность
| Регулятивные (оценка, волевая саморегуляция) УУД
|
|