Скачать 49.52 Kb.
|
МОУ гимназия № 9 г. Кызыла Урок «Древнее религиозное верование тувинцев и его ценности». Разработала учитель истории Донгак В.В. Кызыл 2004г Разработка урока в 9 классе. Тема: Древнее религиозное верование тувинцев и его ценности. Педагогическая технология: критическое мышление. Цели урока: 1. Дать учащимся общее представление о древнем религиозном веровании тувинцев - шаманизме через раскрытие сущности шаманизма, выявление его основных ценностей и идей, тем самым определить место в ряду многочисленных религий и верований. 2. Показать, что идеи шаманизма актуальны в современное время. 3. Сформировать личностное отношение к идеям шаманизма. Оборудование: видеозапись: «Камлание шамана», Схема: «Религии мира», иллюстрации. План урока:
Ход урока.
В современное время возрос интерес к религии, в частности интерес к древнему верованию – шаманизму. -Как вы думаете, почему именно сейчас возрастает интерес к религии, к шаманизму? Ведь долгое время, когда существовал СССР, нам говорили, что религия – это опиум для народа, все были атеистами. Почему? Примерный ответ: идеология, ради которой люди жили, потерпела фиаско, множество жизненных проблем, порожденных постсоветским временем, отсутствие ответов на многочисленные вопросы, катастрофы, гибель родных, войны и многие другие проблемы заставляют обращаться к религии. Поэтому возникла в людях потребность в том, что дает им надежду и любовь в нелегкое время. Стало важным определить те ценности, которые позволяют жить человеку в гармонии с окружающей действительностью. Эту гармонию дает человеку религия, в том числе древнее верование нашего народа - шаманизм. Что лежит в его основе, что позволило этому верованию вновь завладеть сердцами людей, вот основные вопросы которые мы должны на этом уроке осмыслить и понять. Этим целям должен послужить наш урок. Основная часть урока.
- Какие религии вам известны? - Какое же место отводится шаманизму в ряду других религий? Работа по схеме: «Религии мира». Религия – вера. Национальные Мировые родоплеменные 1. Иудаизм 1.буддизм 1.синтоизм 2. Индуизм 2.христианство 2.шаманизм 3.ислам Родоплеменные религии основаны на связи человека с природой, человек рассматривается как одно целое с природой, природа одухотворена. Шаманизм известен не только тувинскому народу, но и многим сибирским народам, а также народам Африки, Северной Америки и Южной Америки. М.Кенин-Лопсан считает шаманизм даже 4 мировой религией. Таким образом, роль шаманизма в ряду других религий, несомненно, особенная. И это благодаря особенностям, в частности его уникальной сущности. Для того чтобы понять сущность шаманизма, посмотрите на этот рисунок и попытайтесь объяснить его смысл. Рис. №1 «Трехуровневый мир» В шаманизме выделяются 3 мира – верхний, где есть звезды, луна, Солнце, 5 небес, небесные божества, живут души умерших хороших людей, есть также нижний мир – населенный злыми существами, откуда посылаются беды и болезни, здесь обитают души злых людей. Также есть средний мир, где живем мы с вами, в окружении природы, весь мир в целом одушевлен, все до последней травинки имеют душу. Если человек почитает их, совершает моления, жертвоприношения, то духи оберегают человека, помогают ему. Суть шаманизма - это гармония человека с окружающим миром, со своей душой. Нарушить эту гармонию - значит разгневать духов и получить несчастья. И поэтому издревле тувинцы с почтением относились ко всему, что их окружало. Земля - мать, она порождает и вскармливает все живое, она священна, ее нельзя тревожить, не по делу вскапывать, по ней лучше ходить в мягкой, с плавно загибающимся носком обуви, чтобы не повредить травинку, насекомое, и тем более запрещалось засорять землю. При рождении ребенка на третий день его послед зарывали в юрте под кроватью родителей, чтобы навсегда связать с землей, с родным краем жизнь человека, его душу. Небо - это отец, оно несет на землю, оплодотворяя ее влагу, тепло, свет. Реки, горы, местности, деревья одушевлялись, без необходимости ничего не делали, что могло бы быть во вред природе. Воду не брали грязной посудой, не бродили по реке, не купались без необходимости, чтобы не разгневать духа. Все вокруг одушевлялось и почиталось. Человек не отделял себя от природы, он один из детей природы, и поэтому он с особым почтением относился к природе. Шаманизм - это верование, в основе которого лежит поклонение природе. - Каким же образом связывался человек с духами? Посмотрите иллюстрации и скажите, что это за сооружения, встречались ли вам на пути такие сооружения и для чего они, на ваш взгляд, предназначены? (Иллюстрация №2 «Оваа»). Оваа – это место, где человек вступал в связь с другими мирами. Это место поклонения «духам». Чаще всего они сооружались на высоких местах у дорог. И мы иногда, не зная сути обычая, часто, проезжая мимо оваа, всегда останавливаемся, завязываем ленточки, оставляем куски пищи. А ведь таким образом мы общаемся с духами этих мест и просим у них благополучия. - Некоторые ученые-шамановеды говорят, что каждый человек в душе шаманист. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ. Организм человека не противопоставлен среде, а тело - душе, все они взаимосвязано существуют в гармоничном единстве, эту гармонию человек мог поддерживать сам. Но бывало так, гармония нарушалась, утрачивались связи с природой, с космосом тогда приходили болезни, несчастья. В этом случае звали на помощь шамана – он уже профессионально налаживал связи между душой и телом, человеком и природой. Просмотр видеозаписи. - Кто же такой шаман?– Какими способностями он обладает?– Каково ваше личное отношение к шаманам? Рефлексия. - Подумайте, какие ценности может формировать в человеке шаманистская идеология? Уважение старших Почитание природы Любовь к своей земле Гармоничность Милосердие Гуманность Мы должны понять, что именно религиозные идеи лежат в основе культурного развития и духовного обогащения. Идеи шаманизма жить в гармонии с природой, уважение к земле, к окружающему миру стали наиболее актуальными в современное время. Именно шаманизм, его ценности издревле воспитывали в человеке любовь и уважение к родной земле. И пусть эти ценности станут вашими жизненными принципами. |
Методическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному... Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной... | Конспект урока в 5 классе по истории по теме «Древнее Двуречье» Цели урока: Образовательная Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры... | ||
Методическая разработка урока английского языка во 2 классе. Тема урока: «Мои друзья животные» Развивать умения монологической и диалогической речи учащихся с использованием схем | Разработка урока математики в 8 классе Тема: «Многообразный и удивительный мир симметрии» Тема «Симметрия» благодатный материал для демонстрации межпредметных связей, формирования целостной картины мира | ||
Тема: «Пословицы и поговорки» Разработка урока литературы в 7 классе рамках изучения антикоррупционной политики | Разработка урока алгебры в 9 классе Тема урока: Стандартный вид числа Учебник Ш. А. Алимов, Ю. М. Калягин, Ю. В. Сидоров, Н. Е. Фёдорова, М. И. Шабунин. Алгебра, 9 класс. Под научным руководством академика... | ||
Методическая разработка урока в 9-м классе Тема урока «Синтез искусств:... Характеристика учащихся: Общеобразовательный класс, с устойчивой учебной мотивацией, вокальные данные детей хорошие | Методическая разработка урока русского языка в 4 классе тема урока.... Белить, прибежать, бельё, болезнь, голубок, гористый, грибник, грозовая, громыхать, дворцовый, голосище | ||
Урок-презентация. Тема Разработка урока по русскому языку в 11 классе «Официально-деловой стиль. Ситуация трудоустройства» | Методическая разработка урока по алгебре в 10 классе Тема урока:... Цель урока: Формирование экономической грамотности и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся путем знакомства... | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Разработка урока географии в 7 классе Тема: Автор: Гарбуз С. М Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании | Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» (учебник Биболетовой М. З и др. «Happy english» unit 2) | ||
Разработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Методическая разработка. Урок по информатике в 11 классе Тема урока:... Образовательная – научить решать экономические задачи на оптимизацию средствами электронных таблиц |