Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи





Скачать 105.88 Kb.
НазваниеУрок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи
Дата публикации14.07.2013
Размер105.88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новопокровская основная общеобразовательная школа»

Кожевниковский район Томская область

Андреева Светлана Алексеевна, учитель химии и биологии

I квалификационная категория

Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс.

Развивающие задачи:

1.Формирование интеллектуальных умений: умений выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать.

2.Развитие общетрудовых умений: умений применять знания на практике. 

Образовательные задачи:

1. Осуществить контроль определённых знаний о строении и развитии папоротников.

Повторить, обобщить и систематизировать знания при работе с географическими картами.

2. Формировать навыки работы с раздаточным материалом. 

Воспитательные задачи:

1.Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей.

2.Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, с этой целью напомнить учащимся о произведениях литературы и познакомить с элементами эстетики в науке и природе.

Тип урока: интегрированный урок биологии и географии 

Вид урока: с применением средств мультимедиа

Формы урока: фронтальные, групповые, индивидуальные 

Методы:

по источникам знаний: словесные, наглядные, практические

по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа

по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

по принципу расчленения знаний: аналитический, обобщающий 

Средства урока:

компьютер, мультимедийный проектор

коллекции: “Каменный уголь и продукты его переработки”, “Ископаемые остатки растений”

гербарии “Папоротники”

атлас “Материков и океанов”

Красная книга России и Томской области

Лупы.

Ход урока:

Учитель: Добрый день, ребята! Тема нашего урока “Страна Папоротников”. Сегодня на уроке мы с вами должны вспомнить, что мы знаем о папоротниках, и расширить свои знания о них.

Отгадайте загадку:

  • Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
    Листья красивые, перистые.
    Стебли маленькие, крепенькие,
    А цветет только в легендах и поверьях! 


(слайд 1)

Девиз нашего урока:

Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
                        Г.Гессе “Игра в бисер


(слайд 3)

Неуемная и неугомонная человеческая душа не может удовлетвориться спокойной размеренной жизнью, в которой всё расписано и упорядочено. Душа жаждет волнующих тайн, неожиданных откровений и непостижимого чуда. Так появился на Руси таинственный праздник День Ивана Купалы, или Иванов день.

По преданию, накануне этого праздника, в теплую июльскую ночь свой дивный цветок распускает в лесной глуши папоротник. Папоротники хороши и без цветов. С наступлением лета они горделиво раскручивают исполненные величавой грации красивые завитки, высвобождая нежные кружевные вайи. И вот уже под пологом леса совсем не остается свободного места: всё затянуто узорным зелёным покрывалом.

Призвав воображение, можно представить себе этот великолепный полог над головой в палеозойском «лесу» из древовидных папоротников: плотный сырой теплый воздух, зеленый полумрак... Приходит время – и этот древний лес как будто расцветает новыми узорами теплых желтовато-коричневых тонов. Это созревают споры в хитроумных спорангиях на нижней стороне вай. Созревшие споры рассыпаются пыльным дождем на поверхность заросших водоёмов – и жизнь леса продолжится.

Пройдут еще миллионы лет, прежде чем Землю украсят растения с чудесными цветами, а папоротники, утратив свои гигантские размеры, так и не распустят цветов, оставаясь растениями споровыми. Так что же мы ждем и ищем в лесу в таинственную ночь накануне Ивана Купалы? Наши предки понимали и чувствовали, что не может это прекрасное растение миллионы лет населять Землю без таинства оплодотворения. Как и в далекую эпоху споры, упавшие в сырые теплые июльские ночи, когда прогрелись и земля, и вода, прорастают крохотным лепестком-заростком, плотно прижатым ризоидами к влажной земле. Природа не ошиблась, придав ему форму сердечка. Это и есть самое сердце папоротника, где свершается великое таинство слияния двух заветных клеточек жизни – мужской и женской. Они вырастут на нем вместе, но созреют в разное время, чтобы использовать возможность перекрестного оплодотворения с помощью других заростков, ну а уж если не получится, останется шанс и самооплодотворения.

Почему же клеточки непременно должны быть разными? Каждая из них концентрирует в себе бесценной важности информацию о том, что было и будет с ее родом, как расти, созревать и поступать в изменчивых условиях жизни, как дать новое потомство и не исчезнуть с лица земли. Каждая несет, если так можно выразиться, свое видение мира, может даже и оппонируя другой, чтобы у нового организма была возможность выбрать оптимальное. С высоты многомиллионной истории развития жизни мы уже знаем, что у цветковых растений подобное таинство слияния совершается в цветке. А заросток – это первые шаги на пути к цветку, далекий-далекий его прообраз, отделенный от родительского растения еще на стадии образования споры. Спор будет много, и именно на них будет возложена задача размножения, но из них вырастет не подобие родителя, а лишь его продолжение – заросток, который, взяв на себя ответственность за оплодотворение, даст жизнь новому молодому проростку будущего полноценного растения.

Папоротники, очень древние растения. Их расцвет пришелся на теплый и влажный период в истории Земли, и самый важный шаг в своей жизни они совершают тогда, когда эти два условия совпадают – у нас в конце июня–начале июля. А ночь накануне Ивана Купалы приходится как раз на 6–7 июля... И этой ночью тоже зарождается древняя новая жизнь. Что же касается огромного, красного, ослепительно яркого цветка папоротника, рожденного богатой человеческой фантазией, будем считать это вспышкой новой звезды на небосклоне жизни.

Ищите, смотрите! Только не перекапывайте заросли папоротника. Чудо происходит на поверхности. А кто увидит, считайте, что нашли настоящий клад!

(слайд 5, 6, 7)
Ответь на вопросы:

  • 1. Какие растения называют высшими?

  • 2. От каких растений произошли папоротники?

  • 3.Какими способами может размножаться папоротник?

  • 4.Что называют архегониями и антеридиями?

  • 5. Что такое спорофит?

  • 6.Что развивается из мегаспор и микроспор?

(слайд 8)

Среда обитания

  • Влажные места, сырые овраги.

  • Многолетние растения.

  • Встречаются от лесов севера до тропиков.

  • Папоротников более 10 тысяч видов.

Папоротники – это многолетние растения. Они растут во влажных местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. В настоящее время папоротники насчитывают более 10 тыс. видов, распространяются они очень широко и встречаются от лесов севера средней полосы до тропиков. Посмотрите на экран, какие многообразные бывают папоротники. Ребята приготовили сообщения о том, какие бывают папоротники, и какое значение они имеют. Они нам сейчас всё расскажут и покажут. (слайд 9)

Орляк достигает в длину до полутора метров. Орляк, как и все папоротники должен размножатся с помощью спор. Но это теоретически, практически же в средних широтах споры у орляка почти не образуются. Размножается он при помощи своего мощного корневища. Оно ветвится, расползается в разные стороны и благодаря этому папоротник-орляк захватывает новые территории. И держится на них крепко: ни морозы, ни пожары ему не страшны – корневище сидит глубоко в земле и легко переносит все невзгоды. Осенью вайи орляка отмирают, а весной появляются молодые. Они туго скручены и похожи на больших плоских улиток. Когда-то в России корни орляка использовали вместо мыла, а листья употребляли в пищу. В Японии и сейчас это очень популярное блюдо. В случае же пожаров в лесу, когда гибнет вся растительность на определённых участках, папоротник своими корневищами укрепляет землю, не позволяет воде смывать плодородный слой, препятствует образованию оврагов.

(слайд10)

Другой съедобный папоротник наших лесов – страусник, или страусово перо. Известен он гораздо меньше, чем орляк. В умеренной зоне Северного полушария насчитывают четыре вида страусников, в России – два. Это очень красивые растения высотой до 170 см с листьями, образующими правильный круг и напоминающими воронку. У старых кустов образуется стволик, напоминающий колючую луковицу высотой 10-12 см. Страусник размножается спорами, которые находятся на спороносных листьях, появляющихся в конце лета в середине воронки. При созревании спор эти листья буреют, становятся почти чёрными и превращаются в тонкие колбаски с продольными бороздками. Страусник употребляют в пищу. Для этого собирают черешки листа – рахисы, что в переводе с греческого означает хребет. При заготовке рахис должен ломаться с хрустом. Если он ломается, а не рвётся, значит, он перезрел и в пищу непригоден. От момента сбора до переработки папоротника может пройти не более 4 часов, иначе рахисы быстро загрубеют и станут несъедобными. Свежие рахисы в пищу непригодны, их либо отваривают, либо засаливают.

(слайд 11,12, 13, 14)


Щитовник мужской любит богатые почвы, и где попало, расти не будет. Чаще всего он встречается в дубравах, лиственных или кленовых лесах. Щитовник можно узнать по тому, что на черешках его листьев хорошо заметны тёмно-рыжие чешуйки. Больше всего чешуек в нижней части черешков. Там они самые крупные. Этот “аристократ” один из немногих папоротников, которые используются в медицине. Корневище используется для приготовления лекарства против гельминтов. Он служит отличным кормом многим домашним животным. Миллионы листьев щитовника каждый год собирают для оформления банкетов, торжественных собраний, и просто для букетов.

(слайд 15,16)

Сальвиния ушковидная – этот изящный папоротник с мутовками из трёх листочков прибыл из Южной Америки в Африку для украшения водоёмов. С 1959 года о нём стали поговаривать как о злостном сорняке. В 1960 году в Родезии построили крупное водохранилище Кариба, и вскоре его поверхность покрылась плотным ковром сальвинии. Стали забиваться сети у рыбаков, нарушилось судоходство, под угрозой оказались турбины ГЭС. Толщина слоя достигла четверти метра. Гибли животные и растения. Местные власти взмолились о помощи: “Пришлите учёных, помогите справиться с карибским сорняком!”.

Другая сальвиния – кувшинковидная, увеличивает свою массу столь молниеносно, что водоёмы превращаются в торфяники.

(слайд 17)

Эта информация заинтересует любителей комнатных растений. Существуют декоративные папоротники, которые выращиваются в садах, и для украшения интерьеров. Например, всем знакомый нефролепис (слайд), наиболее распространённый вид, характеризующийся перистыми светло-зелеными листьями. Выращивать их достаточно просто, они требуют лишь повышенной влажности воздуха и удалённого от источников местоположения.

(слайд 18)

Адиантум – один из красивейших папоротников, у него короткое корневище, перистые нежные тонкие листья, с блестящими коричневато-чёрными черешками. Это очень капризные создания – не переносят сухого воздуха и повышенного содержания солеё в почве.

(слайд19)

Асплениум имеет перистые или вильчатые листья, короткие корневища с корнями, образующие подобие гнёзд. В условиях естественного произрастания – это крупные растения-эпифиты, которые используют другие растения как опору, листья их достигают двух метровой длины. При выращивании в домашних условиях необходимо избегать прямых солнечных лучей.

(слайд 20,21)

Платицериум – в природе растёт на деревьях. Это эпифитное растение. Особую декоративность придают ему разнообразной формы листья. Одни из них зелёные, кожистые, причудливой формы, напоминающей оленьи рога. Другие укороченные, служат для прикрепления к деревьям или иной опоре. Из-за оригинальных листьев эти папоротники и используют в дизайне интерьеров. Это светолюбивые растения любят сильно освещенное место, но не под прямыми солнечными лучами.

(слайд 22)

Учитель: Некоторые виды папоротников занесены в Красную книгу России и Томской области, потому что их осталось очень мало и они охраняются.

(слайд 23, 24,25)

Папоротники – это растения древние.

В заболоченных лесах каменноугольного периода среди гигантских хвощей и плаунов, когда на Земле ещё не появились динозавры, росли древовидные папоротники – до 30 метров высотой. Посмотрите на экран. Так выглядели эти леса. И сейчас на кусках каменного угля нередко можно увидеть отпечатки их листьев. У вас на столах лежат кусочки каменного угля, рассмотрите их под лупой и найдите отпечатки листьев папоротника.

(Учащиеся рассматривают каменный уголь из коллекции “Ископаемые остатки растений”)

(слайд 26, 27, 28, 29, 30, 31)

А что такое каменный уголь?

Учитель: Каменный уголь – это твёрдое горючее, полезное ископаемое растительного происхождения. Каменный уголь образуется из продуктов разложения органических остатков высших растений, к которым и относятся папоротники. Каменный уголь залегает в земной коре в виде пластов различной мощности на глубине 2000-2500 и глубже. В жизни человека каменный уголь имеет большое практическое значение, посмотрите на экран.

(слайд32,33,34)

Использование каменного угля человеком:

источник энергии

химическое сырьё для получения пластмасс, тканей, смол

краски, красители

взрывчатые вещества

вещества, используемые в парфюмерной промышленности

кокс

смазочные масла

лекарства

(слайд 35)

Закрепление изученного материала:

Проверочная работа:

Заполните пропуски в тексте, используя полученные знания:

Папоротники произошли от потомков _______________________ и представляют собой одну из древних групп ___________________ растений.

В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более __________ видов.

Распространены папоротники в зоне ________________________________________, на материках: ___________________________________. Размножаются двумя способами: _______________________ и __________________________.

В жизненном цикле чередуются _______________________ и _______________________ поколения.

Употребляют в _____________. Применяют в ______________, для изготовления лекарств.

Выращивают в домах, как __________________ растение.

Образуют залежи ____________________ угля.

(слайд 36,37)

Найдите ошибку в предложенном тексте:

  • “…папоротник цветет в глухую, июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле”.

(слайд 38)

Выполни тестовое задание:

1. Для папоротников характерно:

А - цветение и образование семян

Б- размножение спорами

В - наличие ризоидов у заростка

Г - обитание в водоёмах
2. Какие органы появились у папоротников:

А - стебель

Б- ризоиды

В - корневище

Г - листья

3.Где происходит оплодотворение у споровых?

А - в воздухе

Б- в воде

В - в почве

Г - в клетке растения

4. Как называются первые наземные растения?

А - Маршанция

Б- Родобридиум

В - псилофит

Г - Сфагнум

5. Заросток папоротника это:

А - спорофит

Б- гаметофит

В - маленькое растение папоротника

Г - разворачивающиеся листья папоротника

6. В жизненном цикле папоротника преобладают:

А - спорофит

Б- гаметофит

В - обе формы развиваются одновременно (параллельно)

Г - обе формы развиваются последовательно – то гаметофит, то спорофит.

7. Вайи это:

А - побеги плауна

Б- листья папоротника

В - листья мха

Г - побеги хвоща

(слайд 39)

Рефлексивно-оценочный этап урока

  • Что нового мы узнали о папоротниках.

  • Поставьте себе оценку за урок

  • Качество нашего урока

(слайд 40)

Домашнее задание

  • Составить кроссворд, с ключевым словом – папоротник.

  • Напишите мини-сочинение на тему: “Путешествие в лес каменноугольного периода”.

(слайд 41)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок в 9 классе (класс с углубленным изучением математики) Тема урока: Задачи с параметрами
Развивающие: развивать логическое мышление, интуицию, умение анализировать ситуацию, разрабатывать способ решения, проводить рассуждения...
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconКалендарно-тематическое планирование для 6 класс
Родная страна и страна/страны изучаемого языка.(столицы, их достопримечательности)
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconКонспект урока Литературное чтение 4 класс Тема: Страна детства....
Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,...
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок в 7 классе Тема «Родная страна, страна изучаемого языка»
Воспитательная: расширить кругозор учащихся, познакомить с историей Олимпийских игр
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconТема: «Испарение и конденсация». Урок физики 8 класс
Развивающие – развивать когнитивную сферу учащихся, формировать представления о процессе научного познания
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок биологии 7 класс: Подцарство Простейшие. Урок Тип Саркодовые...
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок 28. 01. 2011 Математика, 6 класс Тема «Длина окружности»
Развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение делать вывод, выдвигать гипотезу; познакомить обучающихся с историческим...
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок-портфолио по биологии 8 класс
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки, гранат, яблоко, гематоген, изюм, хурма, черный ящик, мультимедийное пособие...
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок «Соли». 8 класс Цели
Развивающие: развитие и совершенствование учебно-организационных, учебно интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникативных...
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок биологии. 12 класс Тема. Биосинтез белка
Методическое обеспечение: таблицы по общей биологии Строение живой клетки, дидактический материал для проведения групповой работы,...
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconЗадачи -обучающие: Обучать графическим умениям и навыкам, расширить...
Развивающие: развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок окружающего мира 3 класс Тема: «Здоровый образ жизни»
Образовательные: ознакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья. Развивающие: формировать у учащихся желание осознанного...
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок по пищеварительной системе Интегрированный урок химии и биологии по теме
Цель: развитие экологически целесообразной культуры поведения, разумного отношения к своему здоровью, его сохранению, умения принимать...
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок изучение новой темы с использованием икт. Тема: «Заболевания почек»
Пк с мультимедийным проектором, мультимедийное пособие нового образца по биологии «Физиология и анатомия 9 класс». Издательство «Просвещение...
Урок биологии «Страна папоротников» 7 класс. Развивающие задачи iconУрок разработала Протодьяконова Александра Николаевна учитель изо....
Развивающие развить умения использовать геометрические фигуры и тела для художественного творчества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск