Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы)





Скачать 117.57 Kb.
НазваниеУрок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы)
Дата публикации01.10.2014
Размер117.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МБОУ «Кильдюшевская СОШ» Яльчикского района ЧР


Интегрированный урок

(русский язык, литература, история)
«Человек и природа»
(10 - 11 классы)

Подготовила учитель русского

языка и литературы I кв.кат.

Николаева Г.И.





Тема урока. Человек и природа.
Цель урока:

- обучить детей воспринимать, чувствовать, понимать, любить и защищать природу,

- расширить знания учеников о значении природы для человека, влиянии на окружающую среду;

- подготовить учеников к домашнему сочинению на эту тему.
Предварительное д/з: выучить стихотворения русских поэтов, подготовить презентации о природе.
Оборудование: мультимедиапроектор.
Ход урока.
I. Слово учителя. (Рассказ сопровождается мультимедийной презентацией).
Учитель истории: Земля является третьей планетой Солнечной системы, пятой по величине. Она единственная в своем роде. Когда Ю. Гагарин впервые увидел нашу Землю из космоса, он вскрикнул: «Красота-то какая!», а затем говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан — все в нежной кисее облаков».

Это наша планета — Земля. Это наш дом, в котором живет все человечество. Земля нам мать, она дает нам питание, воздух и воду, является источником силы и вдохновения.
Учитель русского языка: Всегда природа привлекала к себе внимание людей. По-другому и быть не может, ведь она предоставляет нам все: одежду, пищу, жилье... И нет прекраснее природы. Люди жаждут передать подобную красоту, используя при этом звуки, краски, слова.

Перед учениками появляются репродукции картин русских художников: (cм. Приложение). Пейзажем называется рисунок, на котором изображены виды природы, а также описание природы в литературном виде.

- Давайте же всматриваться и вслушиваться в природу, вчитываться в произведения о природе, вдумываться в слова.
Выступления учеников с подготовленными стихотворениями русских поэтов.
Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик, —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

(Ф. И. Тютчев)
Мы забываем, повзрослев едва,

Что общим корнем связаны слова:

Народ, и благородство, и природа.

(Н. К. Киселев)
Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, —

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

(Ф. И. Тютчев)
Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е. Евтушенко)
Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

(Н. Рыленков)
Охранять природу значит охранять Родину. (М. М. Пришвин)
Думы о зелени - думы о будущем. (Л. С. Леонов)
2. Слово учителя русского языка.
- Ребята, посмотрите на глобус – это наша Земля, голубая планета.

- Какова она, наша Земля?
( Демонстрируются слайды, свидетельствующие о красоте и богатстве ее природы).
- Но не все благополучно на нашей планете сейчас. Об этом размышляет Тургенев в стихотворении в прозе «Разговор».
II. Работа с текстом.
Анализ текста. (Работа по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Разговор»)


Стихотворение в прозе И.С Тургенева «Разговор».
Ни на Юнгфрау, ни на Финстерааргорне

еще не бывало человеческой ноги.
Вершины Альп… Целая цепь крутых уступов… Самая сердцевина гор.

Над горами бледно-зеленое, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз; твердый, искристый снег; из-под снегу торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

Две громады, два великана вздымаются по обеим сторонам небосклона: Юнгфрау и Финстерааргорн.

И говорит Юнгфрау соседу:

- Что скажешь нового? Тебе видней. Что там внизу?

Проходят несколько тысяч лет – одна минута. И грохочет в ответ Финстерааргорн:

- Сплошные облака застилают землю… Погоди!

Проходят еще тысячелетия – одна минута.

- Ну, а теперь? – спрашивает Юнгфрау.

- Теперь вижу; там внизу всё то же: пестро, мелко. Воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней. Около них всё еще копошатся козявки, знаешь, те двуножки, что еще ни разу не могли осквернить ни тебя, ни меня.

- Люди?

- Да; люди.

Проходят тысячи лет – одна минута.

- Ну, а теперь? – спрашивает Юнгфрау.

- Как будто меньше видать козявок, - гремит Финстерааргорн. – Яснее стало внизу; сузились воды; поредели леса.

Прошли еще тысячи лет – одна минута.

- Что ты видишь? – говорит Юнгфрау.

- Около нас, вблизи, словно прочистилось, - отвечает Финстерааргорн, ну, а там, вдали, по долинам есть еще пятна и шевелится что-то.

- А теперь? – спрашивает Юнгфрау, спустя другие тысячи лет – одну минуту.

- Теперь хорошо, - отвечает Финстерааргорн, - опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь… Везде наш снег, ровный снег и лед. Застыло всё. Хорошо теперь, спокойно.

- Хорошо, - промолвила Юнгфрау. – Однако довольно мы с тобой поболтали, старик. Пора вздремнуть.

- Пора.

Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей землей.
Февраль, 1878


Беседа с учащимися:

- О чем, по-вашему, ведут разговор две вершины гор?

- Какую проблему поднимает писатель в рассказе?

1. Проблему сохранения жизни на планете Земля.

2. О грядущей экологической катастрофе.

3. О безответственном отношении людей к своей планете.
Земля

Воды

Леса - это образы, создающие облик Земли.
Горы, рассуждающие о Земле – это представители Вечности.
«Люди?»

«козявки»

«двуножки»

«что-то»

«пятна» - это образы, представляющие человечество Земли.
- Что же происходит на Земле? («Всё бело совсем» - жизни нет.)
- Обратите внимание на цвет неба. (Радиоактивное, мертвое, неживое, безжизненное)
- По чьей вине живой мир исчез, замолкла Земля?
- О чем предупреждает нас писатель? Вечно ли все эта красота?
Вывод: «Человек не должен допустить зеленого неба».
Составление синквейна:
Земля.

Пустая. Заледенелая.

Спит, умолкла, застыла.

Над ней зеленое небо.

Смерть.
IV. Слово учителя географии о значении природы.
Вода, Земля, воздух являются тремя основами природы. Для человека вода, земля, воздух, растения, животные представляют собой клад, который имеет огромное значение в нашей жизни.

Гидросфера является водной оболочкой Земли. Она состоит из океанов, морей, рек, озер, подземных вод, ледников. На 94 % гидросфера представлена солеными водами океанов и морей. Из 6 % пресной воды 5,8 % являются подземные воды и вода, находящаяся в ледниках. И только 0,2 % является водой озер, рек, почвы и паров воды в атмосфере.

Вода (гидросфера) является неразлучным спутником человека всю его жизнь. Вода является колыбелью жизни. Это вещество, входящее в состав всего живого. Сам человек на 60 % состоит из воды.

Атмосфера является воздушной оболочкой Земли. Она обеспечивает человека кислородом, защищает от пагубных космических излучений, поддерживает температурный баланс на планете.

Земля, ее твердая оболочка, предоставляет человечеству полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь нельзя, верхний плодородный слой почва — нужен для выращивания сельскохозяйственных культур. Растения представляют собой уникальные организмы, способные воспринимать энергию солнца, при помощи фотосинтеза получая органические вещества и восполняя запасы кислорода в атмосфере.

Растения способны выделять особенные вещества фитонциды, которые поражают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и вредных газов, воздействуют на климат. Растения забирают себе индустриальные шумы, которые вредны для здоровья. Аромат и яркие краски цветов уменьшают нервное напряжение, вызывают у человека положительные эмоции, создают хорошее настроение, приносят радость. От животных человек уже давно берет сырье, из которого получает продукты питания, сырье для промышленности, лекарства.

Человек сам является частью природы, поэтому, существуя среди животных, растений, воды и воздуха, почвы, он на нее воздействует как положительно, так и отрицательно.

В бурный век индустриализации, когда человек покорил космос, способен опускаться на дно океана, он является силой, которая способна изменить природу, чему можно привести массу доказательств. Например, орошение, осушение, постройка водоканалов и плотин и т.д. Изменение природы в подобном глобальном масштабе стало причиной экологических проблем, которые срочно необходимо решать.

Вопрос: какая наука постигает взаимоотношение человека с окружающей средой? Ответ: экология. Экология — слово, произошедшее от греческого «экос» - дом, родина, «логос» - наука. Оно означает взаимоотношения организма с окружающей средой.
V. Презентации учащихся.
Заповедники

История Красной книги.
VI. Историческая викторина.
1. Откуда в Россию был привезен картофель? (Из Америки)

2. Как называется основное овощное растение, выращиваемое на Руси до освоения картофели. (Репа)

3. Какие проблемы ботаники легли в основу работы Михаила Михайловича Пришвина? (У него есть 2 работы, которые посвящены выращиванию картофеля)

4. Родиной подсолнечника является юг Северной Америки. Почему Россия считается второй родиной подсолнечника? (В 1829 году крепостной графа Шереметьева Бокарев сделал первое масло. В России подсолнечник стал являться масличной культурой)

5. Плодами какого растения пытались отравить Дж. Вашингтона, и почему именно, данными плодами? (Плодами томата, они считались ядовитыми, как у всех растений сем. пасленовые).

6. Во второй половине ХIХ века в Крым в первый раз привезли «золотые яблоки». Как мы называем такие «золотые яблоки» сейчас? («Золотые яблоки» с итал. - помидоры).
VII. Оранжевый лепесток — «Сказки о растениях» — литературный конкурс.
- Какой персонаж очень хотел создать каменный цветок? (Данил - мастер, персонаж П. Бажова)

- В каком литературном произведении герои летели на воздушном шаре в цветочный город? (Н. Носов «Незнайка и его друзья»)

-«. и вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок, цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать... ». Что за цветок? Кто автор произведения? (А. Аксаков, «Аленький цветочек»)

-От какого растения приходил в ужас тигр Шерхан? ( Огненный цветок. Р.Киплинг «Маугли»)

-Кто и где описывал «зеркальные цветы»? (К Булычев «Путешшствие Алисы, или Тайна третьей планеты»)

-Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный лен)

-Какой писатель заставил цвести подснежники в феврале? (С.Маршак. «Двенадцать месяцев»)

-В каком балете П. И. Чайковского цветы исполняют вальс? ( «Щелкунчик»)

-«…Тут цвели все цветы, какие только растут на Земле, — и весенние, и летние, и осенние. Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками пестрей и красивей этого цветника. Герда прыгала от радости, играя среди цветов...». Кто является автором и как называется произведение. Каких цветов не было в саду? (Г. Х. Андерсен. «Снежная королева», живых цветов)

-«… посадила женщина ячменное зернышко в цветочный горшок, и тут же из него вырос большой чудесный цветок...». Кто является автором и как называется произведения. Какой это был цветок? На лист какого растения жаба поставила скорлупку с девочкой? (Г. Х Андерсен. «Дюймовочка», тюльпан, кувшинка).

-Какие цветы являлись символом массового кровопролития в средневековой Англии? (Война Алой и Белой роз)

-В гербе какой страны можно увидеть цветок — хризантему? (Япония)

-Какой цветок служит символом Шотландии? (Чертополох)
VIII. Поэтический конкурс «Кто автор?»
1. Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках с нежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Ответ: С. А. Есенин

2. Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком...

Ответ: С. А. Есенин

3. Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль...

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль...

Ответ: С. А. Есенин

4. Я пришел к тебе с приветом, рассказать,

Что солнце встало, что оно горячим светом

По листам затрепетало,

Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,

Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Ответ: А. А. Фет

5. Леса уходят

Жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы,

Рябины гасят пламенные гроздья.

Осинников смолкают голоса.

Когда-то жили в тех лесах дубы,

И ясени, и золотые клены.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают — океан зеленый.

Ответ: С. Орлов
IX. Назвать автора стихотворения и вставить пропущенное слово.
1. Зарумянились вишня и слива,

Налилась ________ рожь,

И, как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

Ответ: Н. Греков, золотистая.
2. Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг _______

Ответ: С. Есенин, серебрит.
З. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется: его задень,

Он тихо ________

Ответ: Е. Серова, зазвонит.
4. Звезды меркнут и гаснут,

В огне облака,

Белый пар по лугам расстилается

По _______ воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Ответ: И. Никитин, зеркальной.
X. Черный ящик.

Участникам предстоит продемонстрировать знания в области географии, истории и физики.

Задание 1. В черном ящике находится всем знакомый плод.

1. Этот плод с давних пор считался древом познания и мудрости.

2. Адам сорвал запретный плод — яблоко раздора.

З. Ньютон благодаря этому плоду открыл важнейший закон физики.

Ответ: яблоко.

Задание 2. В черном ящике находится живое существо.

1. В народе говорят: разумное существо, которое надо бояться.

2. Его мозг способен распознать объект всего за 0,05 секунды.

З. За свою жизнь оно съедает примерно 40 тонн пищи.

Ответ: человек.

Задание 3. В черном ящике находится вещество, про которое китайский философ древности Лао-Цзы писал: «Самое мягкое и самое слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и ему нет равного в мире».

Ответ: вода.
XI. Музыкальный конкурс.

Назвать или спеть песню, в которой речь идет о животных или растениях, например:

1) «В траве сидел кузнечик»;

2) «Я на солнышке лежу... рядом львеночек сидит»;

З) «Пчелочка златая, что же ты жужжишь...»;

4) «Дельфин и русалка»;

5) «Жил да был черный кот за углом...»;

6) «Чижик-пыжик»;

7) «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...»;

8) «У кошки четыре ноги...»;

9) «Тополиный пух».

10) «Мохнатый шмель на душистый хмель»
XII. Конкурс.

Нужно привести как можно больше примеров, пословиц и поговорок, в которых встречаются названия животных или растений, например:

1) волка ноги кормят;

2) слово не воробей, вылетит — не поймаешь;

З) собака — друг человека;

4) метать бисер перед свиньями;

5) без труда не вытянешь и рыбки из пруда;

б) май холодный — год хлеборобный;

7) снег глубок — хлеб хорош.
XIII. Блиц-турнир.

В этом конкурсе команды отвечают на вопросы на перегонки. Здесь нужно закончить фразу

Морской .. (конек).

Морская ... (капуста).

Морская ... (обивка).

Горный ... (козел).

Условный и безусловный ... (рефлекс).

Чижик ... (пыжик).

Тихий ... (океан).

Поваренная ... (соль).

Химическая .. (реакция).

Дмитрий Иванович ... (Менделеев).

Периодическая ... (таблица).

Дезоксирибонуклеиновая ... (кислота).

Молярная ... (масса).
XIV. Итог урока. Оценки за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconМку отдел образования Администрации мр бурзянский район рб по окпо
«География», «Химия», «Лингвистика» (в том числе «Русский язык и литература», «Башкирский язык и литература», «Английский язык»,...
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский...
Труфанова, С. Л. История русского языка : учеб метод компл дисц спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»...
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconУрок по информатике Учебная группа 1 курс специальностей "Русский язык и литература"
Учебная группа – 1 курс специальностей "Русский язык и литература", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Профессиональное...
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconЛитература при переводе на 2 курс
При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,...
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconПланирование рейтинговой оценки знаний студентов на факультете славянской...
Специальность: «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconТематический план учебной дисциплины «Иностранный язык»
Дисциплина «Иностранный язык» тесным образом связана с целым рядом гуманитарных и естественных дисциплин (русский язык, литература,...
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconПрограмма учебной дисциплины «Иностранный язык»
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: иностранный язык, русский язык,...
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconКонкурс проводится по следующим
История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика,музыка,...
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основе программы обучения русскому языку в 7 классе лежит программа: «Русский язык» 5 – 9 классы. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова...
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)....
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема. Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании безударных...
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconПобедители и призеры
«Чувашский язык и литература», «Топонимика», «Человек в истории и культуре», «История моей семьи»
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый...
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconСправочник школьника. Русский язык. 5-11 классы
Электронное учебное издание. Русский язык. 7 класс. К учебнику под редакцией М. М. Разумовской
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconУрок русский язык +литература Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения»
Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися
Урок (русский язык, литература, история) «Человек и природа» (10 11 классы) iconПрограммы Учебники Русский язык и литература
Программа по рус яз для общеобразовательных учреждений 5-9 классы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Москва, Просвещение, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск