МБОУ «Гимназия №5» г. Рязань
«Рассмотрено» «Утверждено»
на кафедре гуманитарных наук директором МБОУ «гимназия №5»
зам. директора --------------------------/Бутрин В.О./
-------------------/Войтенко И.В./ приказ№_____от «___»_____2013
Протокол №____от «___»2013
Рабочая программа
по русскому языку в 11 классе (68 часов)
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Гимназия №5» г. Рязани
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык.10-11 классы» Н.Г.Гольцовой и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Тематическое планирование составлено по учебнику Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А. Мищерина . «Русский язык.10-11 классы»._М. «Русское слово», 2010.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностного ориентированного подхода к обучению:
_ воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку,отношению к языку как к духовной ценности, средству общения;
_ развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
_ формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
_ применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиции компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На профильном уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на профильном уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
_ коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
_информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
_ организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
: знать/понимать
-связь языка и истории, культуры русского народа;
-смысл понятий: речевая ситуация и еекомпоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы языка, их признаки;
- орфоэпические, лексические,грамматические, орфографические и
речевого поведения;
уметь:
-осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письбменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
-проводить лингвистический анализ текста различных стилей;
аудирование и чтение:
-использовать основные виды чтения;
-извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо:
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
-применять в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка;
-соблюдать нормы речевого поведения;
-использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем. Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку и культуре речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии ,морфологии «малых частей речи».
Изучаемый материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А, комплексный анализ текста.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В том числе для проведения:
-контрольных диктантов- 6
-развитие речи – 11
-тесты – 6
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:
- Гольцова Н.Г.,Шамшин И.В., Мещерина М.А. «Русский язык.10-11 классы», М. «Русское слово», 2010.
-Гольцова Н.Г. «Русский язык.10-11 классы: программа курса», М. «русское слово»,2010.
-Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. «Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя»,М. «Русское слово»,2008.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогические средства, реализуемых с помощью компьютера.
Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе (68 часов)
№
| Тема урока
| Цель урока
| Тип урока
| Формы и методы
познавательной деятельности
| Формы и средства контроля
| 1
| Вводный урок. Русский язык
как мультикультурное явление. Роль русского языка в диалоге культур
| Формирование навыков создания монологического высказывания на лингвистическую тему. Познакомить с понятием «диалог культур», «мультикультурное явление», расширить представления о роли русского языка в современном мире.
| Урок объяснения нового материала
| Лекция с элементами беседы, словарная работа, составление плана высказывания на лингвистическую тему
| Аналитическая беседа, эссе о роли языка в диалоге культур
| 2
| Повторение изученного в 10 классе. Повторение орфографии
| Систематизировать изученное по теме, повторить основные орфограммы
| Урок обобщения и систематизации
| Словарно-орфографическая работа, тренировочные упражнения, орфографический разбор
| Самостоятельная работа
| 3
| Повторение пунктуации
| Систематизировать изученное по теме, повторить основные пунктограммы
| Урок обобщения и систематизации
| Фронтальная и индивидуальная работа
|
|
|
|
|
| Пунктуационный разбор, тренировочные упражнения, словарная работа
| Самостоятельная работа
| 4-5
| Повторение морфологии
| Систематизировать изученное по теме, закрепить навыки морфологического разбора
| Урок обобщения и систематизации
| Морфологический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения, составление схем, индивидуальный опрос
| Самостоятельная работа
| 6
| Повторение лексики и фразеологии
| Систематизировать изученное по теме(основные понятия слово, его значение, прямое и переносное, многозначность), совершенствовать навыки связной монологической речи
| Урок обобщения и систематизации
| Фронтальная беседа-опрос, словарная работа, лексический разбор, устные выступления о выдающихся лингвистах
| Творческая работа
| 7
| Р/р Изобразительно-выразительные средства языка, тропы и фигуры речи
| Повторить и обобщить основные тропы, учить уместному употреблению средств украшения речи, развивать чувство слова
| Урок повторения и обобщения
| Словарная работа, работа с таблицей, анализ текста
| Самостоятельная работа
| 8
| Повторение фонетики и орфоэпии
| Систематизировать изученное по теме, повторить основные понятия «фонема», «звук», «орфоэпия», «графика», «фонетика», совершенствовать навыки фонетического разбор слова, формировать чувство языка
| Урок повторения и обобщения
| Самостоятельная работа с учебником, фонетический разбор слов, лексическая работа, тренировочные упражнения, фронтальный и индивидуальный опрос
| Самостоятельная работа
| 9
| Повторение словообразования и морфемики
| Повторение основных терминов и понятий раздела ( морфемика, морфема, состав слова, способы словообразования, аффиксы и др.), отработка орфографических навыков
| Урок систематизации и обобщения
| Работа с учебником, составление таблицы, словарно-орфографическая работа, словообразовательный разбор, фронтальный опрос
| Самостоятельная работа
| 10
| Контрольный диктант
| Контроль ЗУН
| Урок контроля
| индивидуальная
| Диктант с грамматическим заданием
| 11
| Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды синтаксической связи.
| Познакомить с тремя основными направлениями в истории русской пунктуации, дать представление о функции знаков препинания; повторить и углубить сведений о словосочетании и видах связи в словосочетаниях.
| Комбинированный урок
| Фронтальная, групповая, индивидуальная; разбор словосочетаний, составление плана статьи учебника
| Запись тезисов в тетрадь
| 12
| Р/р Научный стиль речи
| Повторить и углубить сведения об особенностях научного стиля речи
| Урок систематизации и обобщения
| Работа с текстом, тренировочные упражнения
| Анализ текста научного стиля
| 13
| Трудные случаи согласования и управления
| Повторить и углубить сведения об основных видах сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях
| Урок систематизации и обобщения
| Работа с упражнениями учебника, фронтальная, групповая, индивидуальная
| Самостоятельная работа
| 14
| Простое предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений.
| Повторить и углубить сведения о предложении как минимальном речевом высказывании, повторить классификацию предложений
| Комбинированный урок
| Составление таблицы, работа с учебником, конструирование предложений, синтаксический разбор
| Таблица
| 15-16
| Главные члены предложения. Тире в простом предложении.
| Обобщить сведения о способах выражения подлежащего и сказуемого, правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполных предложениях.
| Урок систематизации ЗУН
| Тренировочные упражнения, комментированное письмо, составление таблицы, синтаксический разбор, анализ текста
| Самостоятельная работа
| 17
| Контрольный тест по теме «Словосочетание»
| Контроль ЗУН
| Урок контроля
| Индивидуальная
| Тестовые задания
| 18-20
| Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами, обобщающие слова при однородных членах, согласованные и несогласованные определения.
| Повторить знания об однородных членах, знаках препинания при одн.членах с обобщающими словами, формировать пунктуационные навыки.
| Урок систематизации ЗУН
| Работа с учебником. Фронтальная, групповая, индивидуальная, работа с таблицей
| Самостоятельная работа
| 21
| Контрольный диктант
| Контроль ЗУН
| Урок контроля
| Индивидуальная работа
| Диктант с грамматическим заданием
| 22
| р/р Официально-деловой стиль речи
| Повторить и обобщить знания, характерные для данного стиля речи
| Урок систематизации и обобщения
| Работа с упражнениями учебника, фронтальная и групповая работа
| Самостоятельная работа
| 23-24
| Предложения с обособленными членами. Обособленные определения.
| Закрепить и систематизировать знания по теме, совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания
| Урок систематизации и обобщения
| Работа с учебником, индивидуальная, словарно-орфографическая работа, синтаксический разбор, тренировочные упражнения
| Тест
| 25-26
| Обособленные приложения и дополнения
| Закрепить и систематизировать знания по теме, совершенствовать навыки постановки знаков препинания
| Урок систематизации и обобщения
| Работа с учебником, индивидуальная, словарная работа, синтаксический разбор, составление таблицы
| Самостоятельная работа
| 27-28
| Обособленные обстоятельства. Сравнительный оборот.
| Закрепить и обобщить знания по теме, совершенствовать навыки постановки знаков препинания
| Урок систематизации и обобщения
| Синтаксический разбор, работа с учебником, индивидуальная работа, тренировочные упражнения
| Самостоятельная работа
| 29
| Контрольный диктант
| Контроль ЗУН
| Урок контроля ЗУН
| Индивидуальная
| Диктант с грамматическим заданием
| 30-31
| Пробное ЕГЭ
| Контроль ЗУН
| Урок контроля
| Индивидуальная
| Сочинение, тестовые задания
| 32
| Контрольный словарный диктант з
| Контроль ЗУН
| Урок контроля
| Индивидуальная
| Словарный диктант
| 33-34
| Вводные слова и предложения
| Систематизировать и обобщить знания по теме, совершенствование навыков постановки знаков препинания
| Урок систематизации и обобщения
| Фронтальная, групповая, индивидуальная. Синтаксический разбор, словарно-орфографическая
| Самостоятельная работа (анализ текста)
|
|
| Всего в 1 полугодии :
к/д – 3
р/р -5
тесты – 2
|
|
|
|
2 полугодие
35
| Обращения, междометия
| Повторить и обобщить знания по теме
| Урок повторения и обобщения
| Фронтальная, групповая
| Анализ текста
| 36
| Контрольный тест
| Контроль ЗУН
| Урок контроля
| индивидуальная
| Тест
| 37
| р/р Публицистический стиль речи
| Повторить и обобщить признаки публицистического стиля речи
| Урок повторения и обобщения
| Фронтальная, индивидуальная, выступление учащихся на публицистическую тему
| Сочинение на публицистическую тему
| 38
| Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды
| Повторить понятие о сложном предложении, о средствах связи предикативных частей сложного предложения, закрепить навыки постановки знаков препинания в СП
| Урок систематизации ЗУН
| Работа с учебником, индивидуальная, синтаксический разбор, составление схемы
| Запись тезисов в тетрадь
| 39
| ССП, знаки препинания в ССП
| Повторить сведения о сочинительных союзах, классификации ССП по характеру союза и значению, совершенствование навыков постановки знаков препинания
| Урок систематизации и обобщения
| Работа с текстом, учебником, синтаксический разбор. Индивидуальная, фронтальная, групповая
| Самостоятельная работа
| 40
| Трудные случаи постановки знаков препинания в ССП
| Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП
| Урок повторения и систематизации ЗУН
| Индивидуальная, групповая, синтаксический разбор ССП
| Самостоятельная работа
| 41
| Контрольный тест по теме «ССП»
| Контроль ЗУН
| Урок контроля
| Индивидуальная
| Тестовые задания
| 42-43
| СПП, виды СПП
| Углубить понятие о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении СПП, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в СПП
| Урок повторения и систематизации ЗУН
| Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником, схема «Виды СПП»
| Самостоятельная работа
| 44-45
| Виды подчинения в СПП, СПП с несколькими придаточными
| Систематизация и углубление знаний о видах подчинения в СПП, постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными
| Комбинированный урок
| Беседа, фронтальная и индивидуальная работа, синтаксический разбор, составление схем СПП
| Самостоятельная работа, схема
| 46
| Контрольный диктант
| Контроль ЗУН
| Урок контроля ЗУН
| индивидуальная
| Диктант с грамматическим заданием
| 47
| р/р Художественный стиль речи
| Повторить и обобщить знания по теме
| Урок систематизации и обобщения
| Фронтальная, групповая , индивидуальная, работа с художественным текстом
| Анализ худ. текста
| 48-49
| БСП, знаки препинания в БСП
| Повторить и обобщить основные признаки БСП, условия постановки знаков препинания в БСП, сравнить БСП с синонимичными конструкциями ССП и СПП
| Урок систематизации и обобщения
| Фронтальная, индивидуальная, работа
| Самостоятельная работа
| 50-51
| Прямая речь и диалог. Цитирование
| Повторить и обобщить знания по теме, формировать пунктуационные навыки в предложениях с прямой речью и при диалоге, повторить основные способы цитирования
| Комбинированный урок
| Практическая работа, работа с текстом, работа с таблицей
| Самостоятельная работа
| 52
| Обобщающий урок по теме «Сложное предложение»
| Систематизировать и обобщить знания по теме «Сложное предложение»
| Урок обобщения и систематизации
| Тренировочные упражнения, индивидуальная, фронтальная работа
| Самостоятельная работа
| 53
| Контрольный диктант
| Контроль ЗУН
| Урок контроля ЗУН
| Индивидуальная
| Диктант с грамматическим заданием
| 54-56
| Пробное ЕГЭ
| Контроль ЗУН
| Урок контроля
| индивидуальная
| Тестовые задания, сочинение
| 57
| Культура речи. Орфоэпические нормы русского языка
| Повторить и обобщить знания по теме, учить оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, применять знания по орфоэпии в практике правописания
| Комбинированный урок
| Работа с учебником, фронтальная и индивидуальная, устное высказывание, тренировочные упражнения
| Орфоэпический диктант
| 58
| Морфологические нормы русского языка
| Повторить и систематизировать знания по теме, учить применять в практике речевого общения основные морфологические нормы
| Комбинированный урок
| Работа с учебником, тренировочные упражнения, составление таблицы
| Самостоятельная работа
| 59
| Лексические нормы русского языка
| Обобщить знания по теме, учить оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, выразительного словоупотребления
| Комбинированный урок
| Работа с учебником, анализ текста, устное высказывание
| Анализ текста
| 60
| Синтаксические нормы русского языка
| Обобщить знания по теме, повторить правила построения словосочетаний и предложений, уметь строить синонимические синтаксические конструкции
| Комбинированный урок
| Тренировочные упражнения, групповая и индивидуальная работа
| Самостоятельная работа
| 61
| Практикум по орфографии
| Повторить основные орфограммы(слитное и раздельное написание «не», «н» и «нн», употребление дефиса в разных частях речи и др.)
| Урок повторения знаний и систематизации ЗУН
| Тренировочные упражнения, работа с таблицей
| Орфографический диктант
| 62
| Практикум по пунктуации
| Повторить основные пунктограммы (знаки препинания при стечении союзов, при союзе «как», в предложениях с общим членом или общим придаточным)
| Урок систематизации ЗУН
| Комплексный анализ текста, синтаксический разбор
| Тест
| 63
| Итоговый контрольный диктант
| Контроль ЗУН
| Урок контроля
| Индивидуальная
| Диктант
| 64
| Итоговый словарный диктант
| Контроль ЗУН
| Урок контроля ЗУН
| Индивидуальная
| Словарный диктант
| 66-67
| Итоговая контрольная работа (ЕГЭ)
| Контроль ЗУН
| Урок контроля ЗУН
| Индивидуальная работа
| Тестовые задания
| 68
| Резервный урок
|
|
|
|
| Всего во 2 полугодии:
к/д -3
тесты -5
р/р-6 |