Скачать 81.99 Kb.
|
МОУ «Копнинская основная общеобразовательная школа»Открытый интегрированный урокв 4 классе по окружающему мируи русскому языкуПровела : учитель начальных классовФадеева Т.А.2009 г.Тема. Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании безударных окончаний существительных в р.п. и д.п. (Русский язык). Цель урока. Вести разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствовать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах; развивать любознательность, наблюдательность, учить их делать выводы. Оборудование. Карта "Природные зоны"; учебник "Мир вокруг нас "- А. А. Плешаков; учебник «Русский язык» - Т.Г.Рамзаева Ход урока I. Организационный момент. "Жужжащее чтение". II. Массаж рук. ― Постучим в кулачки . ― Похлопаем в ладошки. ― Помассируем каждый палец. ― Покатаем ручку между ладонями. III. Минутка чистописания. Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба. ― Как вы понимаете смысл этой пословицы ? ― Запишите пословицу в тетрадь. IV. Актуализация прежних знаний. (списывание текста с доски) "Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке." (Дат.п, 2-е скл.,; род.п., 1-е скл., дат.п., 1-ескл.). Задание: списать, выделить окончания имен существительных в родительном и дательном падежах, определить склонение. V. Формирование новых понятий. 1. Понятие о лесе. Постановка проблемы урока. - Мы начали урок с минутки чистописания, с доски списали интересный текст. Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить? - Наш разговор пойдет о роли леса в природе и жизни людей. Сейчас нужно выйти и показать зону лесов на карте. А какие леса растут в нашем районе? Какую роль они играют в природе? - Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают очень засушливый климат, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, делают их наиболее полноводными. - А какую пользу приносит лес человеку?( Лес называют "легкими" нашей планеты. Защитник воздуха, водоемов, почв. Дом для растений, животных, грибов. Место для отдыха человека. Источник ягод, грибов,лекарств. Источник древесины.) 2. Работа с учебником. В учебнике природоведения на стр. 106 - 107 найдите текст "Роль леса в природе и жизни людей". ЗАДАНИЕ: найдите в тексте существительные в родительном и дательном падежах (устно). Лес - это и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах , где вырублен лес. Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес ! От животных, на которых разрешена охота, люди получают мясо и ценный мех… 3. Работа с пословицами и текстом. ― У вас на партах лежат половинки пословиц. Составьте пословицы. Как вы понимаете смысл этих пословиц ? Рощи да леса родного края краса. Дерево держится своими корнями, а человек пищей. - Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. ---- Послушайте, какую телеграмму получил однажды из леса Виталий Бианки: (приложение 1) "Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень". - Какой ответ послали бы вы на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь и какую? VI. Физкультминутка. По равнине все пойдём, Там цветочки мы найдём. Маки яркие, гвоздики, Васильки, ромашки В беленькой рубашке. VII. Применение знаний. 1. Работа над рассказом. -А знаете ли вы правила поведения в лесу? Послушайте рассказ Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой". Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку. - Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля . - Брось под куст. Ведь мы в лесу , никто же не увидит! - Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида. - Кто поступил правильно: Оля или Лида? Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой? 2. Работа с учебником. Прочитать вслух текст "Лесная столовая", упр.200. Выписать выделенные слова с предлогами. (Один ученик работает у доски.) - По каким признакам различаются родительный и дательный падежи? 3. Письмо по памяти. Молоденькие осинки выстроились у лесной полянки. Определить падеж, склонение имен существительных, определить главные члены предложения. ( Взаимопроверка ) 4. Игра « Это я, это я, это все мои друзья…» Приложение 2. 5. Разгадывание кроссворда на тему «Природа». Приложение 3. Учитель читает стихотворение Сергея Никулина "Русский лес". Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться - И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану - Присяду на пенек. Лес очень любит пеших. Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. VIII. Итог урока ― По каким признакам различаются родительный и дательный падежи? - Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины? Один словом, превратить Землю в один огромный заповедник? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести? Почему на Земле с каждым годом становится все меньше лесов? К чему это приводит? Чем ученики начальных классов могут помочь ? Приложение 2. Игра « Это я, это я, это все мои друзья » Тема : « Лес ― природное сообщество . Его охрана » Цель : Повторить правила поведения в лесу, расширять кругозор учащихся. Ход игры : Учитель читает строки стихотворений. Если учащиеся согласны с их содержанием, то отвечают дружно « Это я, это я…» или молчат. Мухомор увидев , я Мимо прохожу друзья. ( Это я, это я ….. ) Выпал птенчик из гнезда, Трогать нам его нельзя. ( Это я, это я … ) Кто бруснику собирает, С корнем кустик вырывает ? (…………………) По тропинке кто шагает, На жуков не наступает ? ( Это я, это я …) Веточки мы не ломаем, Когда по лесу гуляем. ( Это я, это я …. ) Мы ежонка увидали И домой его забрали. ( ……………….….) Муравейник мы найдем, Понаблюдаем и уйдём. ( Это я, это я … ) Магнитофон мы взяли в лесок И заглушили птичек голосок. ( ……………….….) В лес собачек мы возьмём, Спокойней птичкам будет в нём. ( ………………… …. ) Ландышей нарву в лесу, На праздник маме принесу. ( …………………… ) Съедобные грибы мы топчем и сбиваем, А несъедобные в корзинку собираем. ( ………………..… ) Приложение 1. Телеграмма "Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень". Приложение 4 . Стихотворение Сергея Никулина "Русский лес". Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться - И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану - Присяду на пенек. Лес очень любит пеших. Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. Приложение 3. П Р И Р О Д А 1.Нарушает тишину гомон, щебетанье. Это встретили весну гости наши ранние. 2.У какой кисочки на ушах кисточки? 3.Хвост пушистый. Мех золотистый. В лесу живёт. В деревне кур крадёт. 4.В одежде богатой, да сам слеповатый. Живёт без оконца, не видал солнца. 5.Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. 6.Всё время стучит. Деревья― дом. Но их не калечит, а только лечит. 7.И ушаст, и глазаст, и пугаться горазд. Заберётся в куст― и спит, кочерыжку съест ― и сыт. Литература 1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П./ Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. М.: «ВАКО», 2004 2. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Рамзаевой Т.Г. – М: ВАКО, 2004 г. 3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. / Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: «ВАКО», 2004 4. Журнал «Педагогическое творчество» № 3 2007 г. 5. Сборник загадок: Пособие для учителя/ Сост. М.Т.Карпенко. – М.: Просвещение, 1988 |