Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла»





Скачать 167.81 Kb.
НазваниеМастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла»
Дата публикации14.07.2013
Размер167.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №3»

Автор: Каварзина Лариса Алексеевна, учитель географии
Мастер-класс

«Развитие различных видов памяти

на материале предметов естественно-научного цикла»

Древнекитайская мудрость гласит:

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь».
 Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер-класс, чтобы передать вам освоенные мною способы деятельности, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать следующие проблемы:

  • как поддерживать высокую мотивацию учения и создавать для ученика ситуацию успеха и уверенности в себе;

  • как научить учащихся способам самостоятельной и творческой деятельности;

  • как закрепить знания, умения, полученные на уроках и научить применять их в жизни;

  • как осуществить интеграцию учебного материала предметов естественно-научного цикла и добиться высоких метапредметных результатов;

  • как обеспечить высокий уровень преподавания для детей с разным уровнем развития, с разным типом мышления, с разной способностью воспринимать и запоминать информацию, когда такие учащиеся занимаются в одном классном коллективе;

  • как развивать умение запоминать на уроке необходимый объем информации.


Более подробно я бы хотела сегодня остановиться на решении последней проблемы, которая отражена в тематике мастер-класса, и, которая, как я считаю, связана со всеми выше обозначенными проблемами, стоящими перед учителем.

Используя методики и технологии, которые я практикую в своей работе по развитию памяти детей и которые сегодня продемонстрирую, я добилась следующих результатов:


  • возросла активность учащихся на моих уроках;

  • «слабые» ученики стали чувствовать большую уверенность в своих силах и работать на равных с остальными;

  • ученики стали самостоятельно и творчески решать проблемы, самостоятельно их исследовать, видеть связь учебного материала с жизнью;

  • у учащихся появилось стремление аргументировать свои решения;

  • увеличилось количество учащихся, которые отмечают, что стало более легким и прочным усвоение учебного материала;

  • развивается умение детей работать с разными источниками информации, интегрировать материал разных предметов.


Итак, что же такое память? Памятью называется особого рода способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разнообразной информации. Когда мы имеем дело с запоминанием, то предполагается, что человек не просто воспринимает, но и сохраняет воспринятую информацию в течение определенного времени. Когда мы говорим о том, что человек пользуется памятью, имеется в виду, что информация уже хранится в его голове, а не получается вновь из окружающей среды. Таким образом, память — это психический процесс и одновременно способность, которая проявляется в сохранении информации, воспринимаемой при помощи органов чувств, или получаемого человеком жизненного опыта.

Напомню, что отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:


По каналу восприятия информации выделяют основные виды памяти - зрительную, слуховую, моторную. Зрительная память хранит ту информацию, которую мы получили путем наблюдений. Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения. Третий вид памяти особый - это своеобразный способ учиться на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. В соответствии с тем, какой канал восприятия у человека более задействован, выделяют людей визуалов, аудиалов и кинестетиков.

Как можно определить наиболее удобный вам способ восприятия информации? Для этого можно прочитать отрывок  из текста "про себя", другой отрывок прочитать вслух, третий – записать, а четвертый можно продиктовать в микрофон и прослушать. Определите, какой отрывок вы запомнили лучше всего и таким образом, вы узнаете, какой способ восприятия информации вам больше подходит. Но я хочу, уважаемые коллеги, предложить вам, работая с детьми использовать методики определения памяти, предлагаемые Чибисовой Н.Ю. в методическом пособии «Психологическая подготовка к ЕГЭ», которое активно рекомендуют школьные психологи. Тогда вы будете иметь представление о том, какие каналы восприятия информации более развиты у ваших школьников.

Все знают основной принцип преподавания: для того чтобы хорошо учить ученика на уроке, надо его хорошо знать и понимать. Поэтому, не теряя времени даром, я постаралась определить, какие дети приходят ко мне на уроки. И вот какое деление учащихся разных классов по каналу восприятия вы можете увидеть:


На уроках необходимо не только рассказывать, но и показывать изучаемый материал, активизируя ощущения, эмоции, чувства, движения. В процессе обучения учителю нужно для учеников-визуалов использовать слова, которые описывают цвет, размер, форму, схемы, таблицы, наглядные пособия. Для ученика-аудиала использовать модуляцию и тембр голоса, звуковые записи, фрагменты фильмов, звуковые презентации. Для ученика-кинестетика использовать жесты, прикосновения, движения, демонстрировать динамические модели и т.д.

И нам, педагогам, и нашим детям свойственно забывать. Мы забываем большую часть от того, что слышим, почти половину того, что видим, и только незначительную часть того, что делаем. А согласно исследованиям, забывает человек:


Не зря заставкой к мастер-классу я взяла слова древнекитайской мудрости. Вы запомнили их, уважаемые коллеги? Если нет, то напомню: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Поэтому, давайте действовать! И тогда мы запомним 90 % от того, что сегодня делаем.

Известно, что у детей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха. Но для этого учащимся необходимо выделить из общего материала наиболее значимое глазу.  С этой целью я применяю технологию опорных сигналов или пояснительных рисунков.  Опорный сигнал – это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово и др.), заменяющий смысловое значение. Методику применения и сами опорные сигналы я заимствовала у педагогов-новаторов (Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. и др.), но я дополняю опоры, изменяю и придумываю свои, а также обмениваюсь материалами с коллегами. Например, большим подспорьем в моей работе стали таблицы символов Селиванова С.Д., учителя географии из Королёва, который в 2000 году на страницах журнала «География в школе» делился опытом работы по составлению опорных конспектов по географии межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства, экономических районов России.

Вы скажете, что о роли опорных схем в обучении писал ещё Баранский Н.Н., подчёркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».

Действительно, опорные сигналы, а также опорные конспекты, способствуют самостоятельному усвоению новых знаний, систематизации учебного материала и формируют целостное восприятие взаимосвязей, существующих между предметами естественно-научного цикла. Их применение органично сочетается с привлечением учебника, карт, других источников знаний и компьютерных технологий. Имеются широкие возможности при применении интерактивной доски. Опорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика. Сигнал сжимает информацию, облегчает её понимание, упрощает процесс запоминания, помогает выделить главное, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к учебному предмету. Учащиеся запоминают материал, представленный с использованием опоры более осмысленно и надолго.

Применяя технологию опорных сигналов, я заметила, что она помогает развивать память, логическое мышление, раскрывает творческий потенциал учащихся и помогает осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у учащихся с разными уровнями усвоения учебного материала. Но что самое главное! На современном уроке мало применять опорные сигналы и создавать пояснительные рисунки, используя доску и цветные мелки. Надо вовлекать в этот процесс учеников. Пусть они сами предлагают схемы, которые легко позволяют им запоминать изучаемый материал. Задача учителя – корректировка грамотности, чтобы информация была верной, а не искажённой. На своих уроках я не только даю возможность ученикам побыть авторами того или иного опорного знака, но и провожу конкурсы на лучшие из них. В качестве закрепления материала предлагаю ученикам сделать компьютерный вариант опорного сигнала или понятийного рисунка. И сама стараюсь на уроках использовать опорные сигналы в тематических презентациях.

А теперь хочу привести примеры применения опор на уроках географии, биологии, экологии, ПРК. Например, при объяснении природного комплекса дается большой объем информации. Для облегчения записи в тетради и для лучшего запоминания я даю следующую схему природного комплекса, которая, как правило, запоминается прочно и надолго:

При изучении рельефа, геологического строения земной коры можно использовать следующие опорные схемы:








Уважаемые коллеги! Все опорные схемы, которые вы сейчас видите, в электронном варианте составлены учащимися 8 класса. К уроку они подготовили целую тематическую презентацию.

Вот вам задание: выберите одну из схем и попробуйте рассказать, о чём идёт речь в этой схеме. Итак, смелее!
А вот компьютерный вариант опорных схем, составленных к уроку учениками 7 класса:








Как правило, данные опоры запоминается надолго. Опора упрощает также процесс запоминания новых терминов. И вот вам пример:


По аналогии ученики стараются составить опоры определений: карта, масштаб, водные массы, природные зоны, экология, циклон, растительное сообщество и многие другие.
Многие темы можно объяснить с помощью опор, совсем не используя записей:

Применяя опоры на уроках, я даю возможность учащимся «видеть» объект или понятие, которое уже исчезло из поля восприятия, т.е. запоминать его.

Итак, данная технология опорных сигналов или понятийных рисунков помогает мне научить учащихся «видеть карту», даже не имея ее перед глазами. Умение «видеть карту» помогает учащимся результативно участвовать в  олимпиадах, конкурсах, сдавать экзамены в формате ЕГЭ. Посмотрите, как я применяю опорные сигналы на уроке географии в 7 классе, когда мы изучаем береговую линию материков, а именно при изучении Евразии.

Наша задача на уроке: найти, показать и постараться запомнить полуострова материка. Береговая линия Евразии сильно изрезана, поэтому полуостровов много.  Давайте представим, что материк Евразия – это часы (можно представить в виде компаса), а полуострова  - это деления на часах. И вот, что у нас получилось:



Каждому делению будет соответствовать один или два полуострова. Смотрим на экран, повторяем полуострова, находим их на карте и стараемся запомнить. Можно запоминать, применяя другие виды опор, например, ассоциации. На что похожи полуострова Евразии? Предлагаю каждому придумать ассоциацию.

А вот и детские примеры: Скандинавский полуостров – «тигр», полуостров Индокитай – «голова черепахи», Аравийский полуостров – «валенок», Камчатка – «лопатка» и др.).
На уроках природоведения и географии часто использую опорные схемы при изучении пищевых цепей, особенно в природных зонах. Рекомендую аналогичные схемы использовать учителям биологии, экологии и учителям начальной школы при проведении уроков окружающего мира.

Вот перед вами пищевая цепь, составленная учеником 5 класса:


А в качестве закрепления материала готовлю основы для пищевых цепей в тех природных зонах, которые учащиеся изучают самостоятельно или предлагаю ученикам готовить основы для соседа, сидящего с ним за партой. Таким образом, на следующем уроке можно организовать парную работу.

Обычно дети легко выполняют задания и даже через большой промежуток времени могут восстановить изученный материал по памяти.



Для развития памяти детей в своей практике широко использую технологию учебно-игровой деятельности. Учебная игра как педагогическая технология даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, активности учащихся и педагога, когда обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

Одну игру, которую я использую при изучении природных комплексов или природных зон, я хочу провести вместе с участниками мастер-класса.

Итак, перед вами природный комплекс. Какой? Какие компоненты природы образуют природные комплексы?


А теперь давайте мы выберем из участников мастер-класса тех, кто хочет быть компонентом природы. Выбираем «почву», «климат», «рельеф и горные породы», «воду», «растительный мир», «животный мир». Не забудем о влиянии солнечной энергии на все природные комплексы нашей планеты.

Посмотрите, какой интересный ПК у нас представлен. Теперь «компоненты» должны взяться за руки. Что это будет символизировать? Правильно! Что все компоненты природы в ПК взаимосвязаны, и изменение одного из них приведёт к изменению всех остальных компонентов. А теперь я предлагаю каждому «компоненту природы» рассказать о себе. Если у «компонента» не очень даётся характеристика, то тогда предлагаю участникам мастер-класса ему помочь.

После того, как мы познакомились подробнее с природным комплексом, представленным в игре, я хочу напомнить о том, как хрупок это мир, как осторожен, должен быть человек, влияя на окружающую его среду. Давайте смоделируем ситуацию, когда человек бездумно вмешивается в наш природный комплекс. Например, человек распахал участок ПК. Что произойдёт с нашей почвой? Подземными водами? Микроклиматом? И т.д.

В ходе игры каждый игрок - «компонент» заменяется другим участником. И вот перед нами стоит совершенно новый природный комплекс – антропогенный! Что он может рассказать о себе? Какие выводы могут сделать участники мастер-класса?
И.Кант писал, что в памяти важны три качества: быстрота запоминания, его прочность и проворство припоминания, то есть готовность памяти. Именно готовность памяти является одним из важнейших условий развития творческих способностей ребёнка. Часто плохая память является следствием плохого внимания, которое, как и память, имеет способность к развитию при помощи системы задач и упражнений, требует специальных тренировок.

Обучение для ребёнка должно быть результативным. Задача педагога – дать ученику возможность найти решение самостоятельно – тогда приходит ощущение личной победы.

Своевременное выявление и развитие детской одарённости – одна из важнейших задач любого педагога. Формирование соответствующих умений и личностных качеств возможны тогда, когда учитывается индивидуальный тип мышления ребёнка и используется соответствующий этому типу оптимальный стиль обучения.

Исследования показывают, что можно выделить интуитивный, логический, стратегический и эмоциональный типы мышления, которые характеризуются определёнными особенностями восприятия и переработки информации.

Каждому человеку присущи характеристики всех четырёх типов мышления, однако преобладающий – лишь один из них. Чтобы быть понятным разным по типу мышления ученикам в классе, учитель на уроке должен излагать новый материал по-разному, то есть «играть роль» интуитивно, логически, стратегически и эмоционально мыслящего человека. А это каждому из нас очень трудно, потому, что у нас, учителей, то же есть свой преобладающий тип мышления.

Уважаемые коллеги! В связи с этим хочу порекомендовать вам методическое пособие Карманчикова А.И. «Диагностика и технологии развития у детей мышления различных типов». В пособии рассматриваются различные типы мышления, развитие которых в совокупности позволяет ребёнку проявлять одарённость в различных областях. В пособии также представлены способы диагностики и приёмы определения преобладающего стиля мышления, тренинги по развитию каждого стиля.

Интересно, что обследование показало явное преобладание (72%) личностей с характеристиками эмоционального типа мышления. Эмоциональный тип мышления является преобладающим как у учащихся, так и у педагогов. Поэтому, я считаю обязательным на своих уроках регулярно применять средства эмоционального воздействия, которые являются эффективными помощниками в моей работе над развитием памяти детей.

Большое разнообразие при изучении природных явлений и для создания географических образов, особенно на интегрированных уроках, предоставляют репродукции картин русских художников. У меня в кабинете собрана коллекция репродукций и их электронных вариантов, как говорится, на все случаи жизни.

Перед вами некоторые из репродукций. Рассмотрите их внимательно, подумайте и скажите: можете ли вы использовать их на своих уроках? Если – да, то, на каких темах, в каких классах? Будете ли вы использовать на уроке приёмы развития творческого воображения и дадите ли возможность своим ученикам первыми описать тему, которую видят они сами на репродукции?



И.Э.Грабарь

«Февральская лазурь»




И.И.Левитан

«Большая вода»



А.А.Рылов

«Зеленый шум»



И.Э.Грабарь

«Сказка инея и восходящего солнца»



Я предоставляю вам, уважаемые коллеги, четыре наиболее любимые репродукции, которые использую в работе как с учащимися 5 класса, так и 8 класса.

В качестве примера возьмём репродукцию «Зелёный шум», которую можно использовать при изучении темы «Ветер» в 6 классе. Пусть ребята сами расскажут, что они видят на картине, как тему урока связать с тем, что они видят. Вопросы могут быть разными.

Что такое ветер? Как определить по картине, что речь идёт о ветре? Ветер - это физическое, химическое или биологической явление природы? Определите, в какую сторону дует ветер? Этот ветер слабый или сильный? Подумайте, ветер друг или враг для человека? Почему картину назвали «Зелёный шум»? Умеет ли ветер «говорить»? А какие вы знаете литературные произведения, где ветер говорит?

В 7 классе работа усложняется, и на уроке мы будем уже обсуждать роль ветра в формировании климата, говорить о постоянных ветрах. А в 8 классе добавим «плюсы» и «минусы» влияния ветра на хозяйственную деятельность человека и т.д.

А обратите внимание на цветовую гамму в картине «Февральская лазурь». Я её использую, когда мы с учениками рассматриваем условные обозначения типов погоды по средним температурам. Дети всегда замечают, что цвета в картине совпадают с типами погоды холодного времени года. Синий цвет обозначает значительно морозную погоду, сиреневый – сильно морозную погоду, фиолетовый – жестоко морозную погоду. Шестиклассники делают открытие, что художник отразил действительность, показал февраль самым холодным, морозным месяцем в году.

В своей педагогической практике я часто обращаюсь к приёмам развития творческого воображения. Воображение и фантазия – это виды мышления. Только воображение – это активный творческий процесс создания нового на основании ранее накопленных знаний, а фантазия – это создание новых, но нереальных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных, ранее накопленных знаний.

Так на уроках ПРК мы с учениками 6 класса придумывали топографические карты мифической местности, но используя реальные условные знаки и опираясь на учебные топографические планы. Эти же ученики на уроке географии составляли сказку «Путешествие капельки воды», используя знания, полученные при изучении мирового круговорота воды.

Считаю, необходимым стимулировать фантазию детей, а не критиковать за неё. Пусть дети фантазируя, учатся думать.

Ставьте своих учеников в смодулированные затруднительные ситуации – пусть думают и находят выход из них.

Например: Попали на необитаемый остров – как выжить? Создайте рекламу Океании, чтобы привлечь как можно больше туристов. Вы превратились в баобаб – посмотрите его глазами на жизнь в африканской саванне. Появились новые органы у человека, – какие и для чего?
Активному развитию воображения учащихся может способствовать метод ассоциаций, когда применяются стимульные понятия. Например, работая над понятием «экология» я сначала предлагаю учащимся построить пирамиду, в которой надо указать простыми словами, с чем они ассоциируют слово «экология». Не у всех детей это получается.

Затем ещё одну пирамиду я предлагаю построить в ходе объяснения нового материала. Обсуждаем, что получилось. А в качестве итога работы над понятием я предлагаю детям составить пирамиду, в которой прошу отразить все удобные для их запоминания слова, связанные с изученным понятием (или темой урока). Интересно выписать все стимульные слова, проранжировать их, посмотреть с какими из них наиболее часто у учащихся ассоциируется понятие «экология».
Предлагаю вашему вниманию пирамиду, построенную учеником 9 класса, в ходе объяснения нового материала:


А теперь предлагаю познакомиться с таблицей «Типы творческих заданий и как они способствуют развитию психических свойств». Давайте посмотрим, какие творческие задания репродуктивного, частично-поискового и творческого уровней можно применять в своей педагогической практике, работая над развитием памяти и внимания.



Из этого списка творческих заданий меня совсем недавно заинтересовали синквейны. Составление синквейнов - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Можно сказать, что синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Я рассматриваю синквейны как способ на любом этапе изучения темы урока, проверить, что находится у моих учеников на уровне ассоциации. Работа над созданием синквейна развивает образное мышление ребёнка. Синквейн пишут по определённым правилам: первая строка – одно существительное, выражающее главную тему урока; вторая строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; третья строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; четвёртая строка – фраза, несущая определённый смысл; пятая строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом.

Вот синквейн, составленный учащимся 9 класса, при изучении темы «Структура хозяйства России»:
Хозяйство.

Производственное, непроизводственное.

Кормит, одевает, обслуживает.

Хозяйство состоит из отраслей.

Экономика.

Этот синквейн составлен учащимся 7 класса при изучении материка Антарктида:
Антарктида.

Ледяная, далёкая.

Манит, скрывает, удивляет.

Находятся полюса: Южный, холода, Недоступности.

Континент-загадка.


Синквейн ученика 6 класса:
Карты.

Географические, топографические.

Показывают, уменьшают, изображают.

Карты – участки земной поверхности.

Атлас.


Уважаемые коллеги! У учащихся очень хорошо получается работа над составлением синквейнов, особенно групповая работа. Предложите своим ученикам создать сборник синквейнов, а авторы найдутся.

А теперь я предлагаю каждому из вас составить свой собственный синквейн, в котором предлагаю отразить свои чувства и ощущения, которые возникли у вас в ходе мастер-класса. Расскажите в пяти строчках нерифмованного стиха, какое у вас настроение.
Благодарю всех за участие!



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconСправка о проведении недели естественно-научных предметов
В соответствии с планом работы школы и мо учителей в школе проводилась неделя естественно-научного цикла с 20. 01. 2014г -25. 01....
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconУрок. Алгебра. 11 класс Тема: «Подготовка к егэ по математике»
С 12 по 19 апреля 2013 года в нашей школе проводится неделя предметов естественно-научного цикла. Приглашаем Вас посетить открытые...
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: повышение профессионального уровня учителей предметов естественно-научного цикла
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconОтчёт Методического подразделения учителей предметов естественно-математического...
Статьей 32 «Компетенция и ответственность образовательных учреждений» Закона РФ «Об образовании», «Положением о структурных методических...
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое объединение учителей естественно-математического цикла в 2012-2013 гг учебном году работало над темой «Системно-деятельностный...
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconАнализ работы кафедры естественно-математического цикла. Учителя...
Учителя естественно-математического цикла в течение 20012-2013 учебного года работали над темой: Повышение результатов обучения по...
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconАнализ работы шмо учителей естественно- математического цикла за 2012-2013 учебный год
Тема над которой работали учителя естественно-математического цикла «Разнообразие форм и методов организации образовательной деятельности...
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconСпецкурсы естественно- естественно-научного цикла (2012 – 2013 учебный год)
Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается...
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconРабочая учебная программа дисциплины
Уц ооп – б она базируется на результатах изучения дисциплин естественно-научного цикла и профессионального цикла; в том числе математики,...
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconРабочая учебная программа дисциплины
Уц ооп – б она базируется на результатах изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, естественно-научного...
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconМетодические материалы и диски для преподавателей 54 + методика 1
Информационно-коммуникационные технологии в предметной области естественно-научного цикла
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconРабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла...

Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» icon«Решение генетических задач»
Реализация преподавания предметов естественно-научного и (или) технического профилей по программам углубленного изучения
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconРабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла...

Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconВнеклассное мероприятие 5б 10б Мустафина А. Ф., 1 кв категория Шахматова А. М
Использование информационного интегрированного продукта «км-школа» на уроках естественно-научного цикла
Мастер-класс «Развитие различных видов памяти на материале предметов естественно-научного цикла» iconРабочая программа дисциплины
Дисциплина «Основы педиатрии и гигиены детей» относится к вариативной части естественно-научного цикла дисциплин


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск