Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе





Скачать 222.43 Kb.
НазваниеНижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе
Дата публикации06.10.2014
Размер222.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Н.А.Атяпшева,

МОУ СОШ № 177, г. Нижний Новгород

Экологические проблемы большого города и пути их разрешения




Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе



Цели урока: развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов физики, химии, биологии, географии. Обобщить и расширить знания учащихся по экологическим проблемам. Научить определять масштабы загрязнения окружающей среды и предвидеть возможные последствия этого процесса для природы и человека.

Содействовать формированию представления о причинно-следственных связях явлений. Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь. Воспитывать у учащихся ответственность, самостоятельность, активность в познавательной деятельности.
Оборудование: компьютер, экран карточки с названием групп (физики, химики, биологи, эксперты, экологи, географы).

Подготовка к уроку. За 2 недели сообщается тема и вид урока. К нему готовятся все. Учащиеся делятся на 6 групп – физики, химики, биологи, экологи, географы, эксперты. С помощью учителя они подбирают дополнительную литературу, готовят свои выступления, используя современную информацию и средства (диаграммы, таблицы). Остальные готовят основной материал и придумывают вопросы выступающим.

Ход урока


1. Организационный этап (приветствие, представление участников, проверка готовности к уроку, формулирование темы конференции).
2. Выступления участников.

Учитель. Человечество озабочено проблемами окружающей среды и поисками путей их решения. Давайте сегодня посмотрим на эти проблемы, как на личностно-значимые, ибо их осознание и решения зависят от каждого из нас: участников конференции и её гостей – специалистов разных направлений: географов, физиков, биологов, экологов, экспертов. Нам важно узнать мнения разных специалистов, чтобы иметь целостное представление о сути проблем и возможных путях их решения.

Лучшим свидетельством нашей успешной работы будет умение каждого из нас сформировать пути решения экологических проблем.
Начало.
В переводе с греческого  [ойкос]– дом,  [логос]– учение. Экология – это наука о среде обитания.

Наряду с «биологическим» определением экологии, в современном обществе существует представление об экологии как об уровне техногенного загрязнения окружающей среды, как о науке занимающейся изучением антропогенного воздействия на окружающую среду и разработкой методов уменьшения такого воздействия. Такие представления, хотя и не являются научными, но наиболее широко распространены в обществе и в среде учёных, занимающихся прикладными исследованиями.

Загрязнением среды считается внесение не свойственных ей физических, химических, биологических составляющих или превышение естественного среднего уровня за многолетний период этих составляющих в среде. Оно может вызываться как естественными причинами (наводнения, извержения вулкана, падения метеоритов и т.д.), так и антропогенными, т.е. быть результатом человеческой деятельности, и иметь физическую, химическую, биологическую природу.

Физическое загрязнение связано с изменением физических параметров: тепловых, световых, электромагнитных, радиационных, звуковых и др.

Химическое загрязнение представляет собой поступление тех или иных веществ, количественного или качественного чуждых экосистеме. При этом не только изменяются химические свойства среды, но и может нарушиться функционирование экосистемы. Человек поставляет в окружающую среду соединения, которых раньше в ней не было. Поэтому отсутствуют естественный (природный) путь их нейтрализации.

Биологическое загрязнение является не менее опасным, чем химическое загрязнение. Эпидемии гриппа, других болезней являются примерами микробиологического загрязнения, вызванного микроорганизмами. Распространение патогенных организмов со сточными водами часто являлось и продолжает являться причиной эпидемий.

Множественность путей миграции загрязняющих веществ приводит к необходимости комплексного подхода к изучению этого процесса. Решить задачу переноса загрязнений только в рамках изучения физических, химических или биологических процессов невозможно.

Город – экосистема, созданная человеком с невиданной ранее плотностью населения. Здесь искусственно изменены почти все факторы среды, действующие на организм: климат, воздух, вода. Слово, для характеристики физико-географических, экономико-географических особенностей в Нижнем Новгороде, предоставляется географам.
Географ 1. Нижний Новгород расположен на 56 параллели с.ш. и на 44 градусах в.д. в Центрально-Европейской части России на слиянии рек Волги и Оки. Город находится в зоне умеренного климата, сейсмически безопасен, имеет выгодные географические условия для экономического и социального развития. Площадь города составляет 364 кв. км, из них площадь застроенных земель 217 кв. км. Жилой фонд города 31 млн. кв. м. Население – 1 млн. 393 тыс. чел, средний возраст жителей 36 лет. Общая протяженность улиц, проездов, набережных – 1379 км. Площадь зелёных насаждений общего пользования в городе составляет 1864,7 га, на одного жителя приходиться ~ 13,8 кв.м.
Географ-2. Город имеет 8 административных районов. Ведущее место в структуре города занимает промышленность, которая предоставлена 160 предприятиями 15 отраслей, на них занято 270 тысяч человек – это ~ 1/2 всех работающих в городе. Основными отраслями являются: машиностроение, металлообработка, чёрная и цветная металлургия, производство строительных металлов, лёгкая и пищевая промышленность. На эти отрасли падает 95% удельного веса всей промышленности города. Основным направлением машиностроения является транспортное машиностроение: автомобилестроение (ОАО «Г А3»), судостроение (АО «3-д «Красное Сормово»), самолётостроение (АО «Сокол»), станкостроение (АО 3еФС), производство дизельных двигателей (АО «РУМО»).

Выгодное географическое положение обеспечили статус Н.Новгорода как торгового центра с достаточно развитой транспортной инфраструктурой – железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути соединяют Н.Новгород с любым регионом России и СНГ, с зарубежными странами. Нижегородский транспортный узел – один из наиболее насыщенных и развитых в России. То, чем город по праву гордится – развитой промышленностью и. Мощной инфраструктурой – одновременно является и причиной неблагоприятной экологической обстановки.
Эколог. Сложная и неблагоприятная обстановка формировалась в Н.Новгороде на протяжении многих десятилетий. Негативное состояние окружающей среды приводит к ухудшению здоровья населения и, как следствие, к сокращению продолжительности жизни. Итак, для Н.Новгорода характерны типичные для крупных промышленных центров следующие экологические проблемы. Во-первых, это высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Во-вторых, загрязнённость поверхностных и подземных вод. Большой проблемой для города является и низкое качество питьевой воды, что обусловлено высокой степенью износа водопроводных сетей, и большой протяженностью и антропогенным загрязнением основным источником водозабора – Оки и Волги. В-третьих, это шумовое и радиационное загрязнение. И, наконец, в-четвёртых, это загрязнение промышленными и бытовыми отходами в связи с их несвоевременным захоронением или утилизацией.
Химик 1. Источниками загрязнения атмосферы являются предприятия чёрной и цветной металлургии, тепловые электростанции, автомобильный транспорт и др. В атмосферу выбрасывают различные газы и пыль. Из космоса видны дымовые шлейфы и скопления дыма над крупными промышленными районами. С 1900 года использование топлива увеличилось в 10 раз. Ежегодно в атмосферу поступает более 200 млн т ксидов углерода, серы, азота.

Выброс больших количеств СО2 нарушает круговорот углерода в природе – переход органических соединений в неорганические, и наоборот. За счёт фотосинтеза по рекции nCO2 + mH2O = CnH2mOm = nO2 ежегодно образуется 80 млрд т органических веществ, выделяется 1 •1011 т кислорода и аккумулируется в растениях 1,7 •1021 кДж солнечной энергии. В атмосферу CO2 возвращается за счёт процессов дыхания животных, человека и растений, а также. разложения их останков.

Всё увеличивающееся содержание СО2 вызывает так называемый парниковый эффект. CO2 свободно пропускает на Землю излучение Солнца, но сильно задерживает тепловое излучение Земли. Слой СО2 играет такую же роль, как стекло в парниках. За последние 100 лет средняя температура на поверхности выросла на 0,5–0,6 градуса. Дальнейшее накопление СО2 в атмосфере может привести к изменению климата на Земле. Многие учёные полагают, что это вызовет таяние льдов и катастрофическое повышение уровня Мирового океана.

Наибольшее количества СО2 выбрасывают тепловые электростанции и предприятия цветной металлургии, на которых осуществляется окислительный обжиг сульфидных руд. При растворении в капельках влаги тумана, дождя, облаков оксиды неметаллов (в основном СО2) образуют кислотные дожди. Это приводит к понижению рН осадков, вызывает повышение кислотности водоёмов, гибели их обитателей. Кислотные дожди способствуют также коррозии металлов, разрушению лакокрасочных покрытий. Под губительным действием оксидов серы и азота разрушаются памятники архитектуры и многие строительные материалы.

Сейчас в мире имеется более 500 млн автомобилей. На них приходится 60% всех вредных выбросов в атмосферу; в выхлопных газах содержится не менее 200 пагубных для здоровья компонентов (это оксид углерода (II), оксиды азота, оксид серы (IV), углеводороды, соединения свинца и др.). Угарный газ (СО) взаимодействует с гемоглобином крови в 200 раз активнее кислорода и снижает способность крови быть переносчиком О2. Выхлопные газы могут быть причиной образования смога над городами. Этот процесс можно представить схемой: NO + ½ О2 = NО2.
Под действием ультрафиолетового излучения Солнца молекулы NО2 распадаются. Образовавшийся атомный кислород при взаимодействии с молекулярным кислородом образует озон:
h = NO + О,

O + O2 = O5,
h

NO2 + O2 NO + O3,

O3 + NO  O2 + NО2.
Озон и атомный кислород вступают в реакцию с углеводородами, что приводит к образованию токсичного продукта – смога – ядовитого загрязнения атмосферы городских районов с интенсивным автодвижением.

В выхлопных газах содержатся также соединения свинца (Рb – токсичный элемент), которые действуют на ферменты системы и обмен веществ, накапливаются в морских отложениях и пресной воде. В продуктах сгорания топлива содержится ртуть – один из опаснейших загрязнителей пищевых продуктов. Она накапливается в организме и вредно действует на нервную систему.

Представитель городского комитета охраны окружающей среды и природынх ресурсов.

1. Экологическое состояние атмосферы. В 2006 году уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Н.Новгороде был ниже среднего по России. Не снижались выбросы энергетических и топливосжигающих установок (промышленных и коммунальных котельных) росло. Количество автомобильного транспорта, наиболее высоким уровнем загрязнение атмосферы характеризовались Автозаводский и Сормовский районы, в которых находится большинство крупных промышленных предприятий города и ТЭЦ.


Наибольший вклад в загрязнение воздушного бассейна вносили взвешенные вещества и формальдегид, среднегодовые концентрации которых, по данным центра мониторинга среды (ЦМС) в целом по городу составили 0,8 ПДК (предельно-допустимая концентрация). Приближалась к допустимому уровню среднее за год содержание диоксида азота. Среднегодовые концентрации аэрозолей тяжелых металлов не превышали ПДК. Максимально разовые концентрации регистрировались по: взвешенные веществам – 3,4 ПДК, диоксиду азота – 4,7 ПКД, фенолам – 4,5 ПДК, аммиаку – 4,2 ПДК, формальдегиду – 2,6 ПДК.

Наиболее часто отмечались повышенные концентрации загрязняющих веществ в Ленинском районе (бульвар Заречный), Московский (ул.Мокина и Куйбышева), Сормовском (ул. Коминтерна), Автозаводском (ул. Веденяпина).
Распределение выбросов по административным районам (по данным городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов)


Районы города

Выбросы (тыс. т/год)

% вклада в выбросы

Автозаводский

33,14

46,7

Канавинский

3,73

5,3

Ленинский

2,88

4,1

Московский

3,59

5,1

Нижегородский

1,40

2,0

Приокский

2,12

3,0

Советский

1,23

1,7

Сормовский

22,76

32,1


2. Экологическое состояние гидросферы. Вода – бесценное богатство, без неё невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 т. В связи с развитием промышленности, ростом городов расход воды всё увеличивается. Одновременно усиливается загрязнение воды промышленными и бытовыми отходами. Это приводит к нарушению естественных процессов самоочищения водоёмов, наносит ущерб их обитателям. В современном городе на бытовые нужды ежесуточно требуется 300–500 л воды на одного человека. Количество ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время равняется годовой добыче всех полезных ископаемых.

Важным показателем качества воды является количество растворенного в ней кислорода. Кислород необходим для жизни обитателей водоемов. За счёт деятельности аэробных бактерий кислород используется для окисления органических веществ останков животных и растительных организмов с образованием СО2, Н2О, а также небольших количеств ионов N+О3, SO2–4, PO3–4, которые усваиваются растениями. Тем самым осуществляется самоочищение водоёма. При избытке органических веществ растворенного кислорода оказывается уже недостаточно для деятельности аэробных бактерий. В этих условиях процесс разложения органических веществ выполняют анаэробные бактерии, но в результате их деятельности образуются уже СН4, NН3, H2S, РН3. Вода приобретает гнилостный запах, гибнет рыба и другие обитатели водоёмов. Большой вред природным водам наносят растворённые в сточных водах минеральные удобрения, смываемые с поверхности почвы. Удобрения (в особенности нитраты и фосфаты) вызывают бурное разрастание сорной травы и водорослей. Это приводит к засорению водоемов и их гибели.

Источником загрязнения воды также является: 1) горюче-смазочные материалы морского и речные флота; 2) нефть, покрывающая 1/4 часть поверхности Мирового океана, вследствие потери её при подводной добыче, перевозках, авариях нефтеналивных судов; 3) отходы животноводчества – один свинокомплекс на 108 тыс. голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тыс. голов даёт загрязнение, эквивалентное отходам крупного города с населением 400–500 тыс. человек.
3. Состояние водопользования. Н.Новгород расположен на слиянии двух крупнейших рек России. Реки Волга и Ока являются основой жизнеобеспечения населения и промышленности города водными ресурсами. Окская и Волжская воды в пределах Н.Новгорода имеет в своём составе 2221 наименование органических примесей, и из них 765 присутствуют в питьевой воде, 20 признаны канцерогенами, 56 вызывают мутагенные изменения. Это прежде всего, разнообразные хлорорганические соединения, образование которых связано с процессом хлорирования питьевой воды. Характерными загрязняющими веществами водных объектов Нижегородской области были в 2006 году медь, железо, марганец, нефтепродукты, цинк, сульфаты, свинец. По качеству воды 85% водных объектов относились к умеренно-загрязненным 12,5% загрязнённым и 2,5% – к грязным.

Производственная деятельность предприятии, ливневые, сточные воды, которых попадают в малые реки города, отражается на качестве воды, наиболее заметно влияние сточных вод АО «ЭТНА» на речку ржавку, которая практически несёт немного разбавленные сточные воды завода и является самой грязной рекой города. В сточных водах «ЭТНЫ» присутствует весь набор токсических металлов, имеющих прямое отношение к гальваническому производству. Наиболее интенсивный загрязнитель – железо. По официальным данным до 30% заболеваний населения в той или иной мере инициировано загрязнением питьевой воды, особенно чувствительны к качеству воды органы пищеварения детей. Поскольку на станциях водоподготовки города в сутки приготавливается 600 тыс. м3 воды питьевого качества, а на питьевые нужды населения (в том числе на приготовление пищи) в соответствии с санитарными нормами, тратится в день примерно 6 тыс. м3, т.е. всего 1%, нет смысла проводить доочистку всей воды хозяйственно-бытового назначения.

Для комплексного решения проблемы улучшения качества питьевой воды были разработаны областная и городская, программы «Чистая вода– детям» и «Чистая вода» основой, которых является внедрение систем доочистки питьевой воды непосредственно у потребителя с целью снятия хлорорганических и вторичных загрязнений.

Такое решение проблемы обеспечения населения чистой водой принято как в мировой практике, так и в России.
Качество воды водных объектов Нижегородской области по гидрохимическим показателям в 2006 году


Водный объект

Качество воды

Загрязняющие вещества (в ПДК)

Горьковское водохранил.– г. Чкаловск

Умеренно загрязнённая

Медь (3), железо общее (2), нефтепродукты (1,5)

Чебоксарское Водохранил.– г.Нижний Новгород

Умеренно загрязнённая

Медь (4), железо общее (1 ,6), азот нитритный (1,6), марганец (1,4), свинец (1,4)

Р. Ока г. Нижний Новгород

Умеренно загрязнённая

Медь (5), железо общее (1,6), азот нитритный (3), марганец (1,2), свинец (1, 7)


Характеристика средних уровней загрязнения атмосферы по отдельным веществам



Загрязняющие вещества

Средний ПДК по России за 2006 год

Средний ПДК по Н.Новгороду за 2006 год

Взвешенные вещества

0,9

0,8

Диоксид азота

1,1

0,6

Аммиак

0,9

0,7

Формальдегид

2,8

0,8

Оксид углерода

0,5

0,3

Фенол

0,3

0,3



Характеристика максимальных уровней загрязнения атмосферы


Загрязняющие вещества

Средний ПДК по России за 2006 год

Средний ПДК по Н.Новгороду за 2006 год

Взвешенные вещества

23,6

3,4

Диоксид азота

23,0

4,7

Аммиак



4,2

Формальдегид

11,0

2,6

Оксид углерода

10,8

1,6

Фенол

19,4

4,5



4. Биологические загрязнения. От качества питьевой воды зависит наше здоровье. Биологическое загрязнение воды микроорганизмами не менее опасно, чем химическое загрязнение. В августе  – декабре 2005 г в г. Н.Новгороде гепатитом А переболели 2401 человек. Большая часть переболевших проживает на территории Сормовского района. Причиной эпидемии явилось нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Вирус гепатита «А» был обнаружен в пробах воды в одной из квартир 9 августа, и в тот же день информация об этом поступила к главному технологу «Нижегородского водоканала». Этот специалист обязан был немедленно прекратить подачу холодной воды в жилые дома, детские сады, а также организовать оповещение местных органов власти жителей и медиков, но ничего этого сделано не было. Человек скрыл информацию, в результате этого был причиной вред здоровью 2,5 тыс. жителей нашего города.



5. Шумовое загрязнение окружающей среды. Шум – звук, мешающий окружающим причиняющий им значительные неудобства. Шум действует непосредственно на наш орган слуха и может повредить ему, ослабить и даже лишить слуха, шум действует на центральную нервную систему, человека, и может вызывать разнообразные физические например, сердцебиение, повышение кровеносного давления) и психические (ослабление внимания, нервозность) нарушения.

Шум – это звуковыe колебания самых разных частот. Шумы испускаются работающими машинами и моторами, движущимся транспортом, текущими жидкостями, газами. Интенсивность звука измеряют в децибеллах. Звуки интенсивностью свыше 130 дБ вызывают ощущение боли.

К основным источникам шума относится уличное движение, особенно сильный шум, производят тяжёлые грузовики, автобусы, на втором месте – мотоциклы и мопеды, затем легкие грузовики и легковые машины. Особенно много шума создаёт уличное движение в центре города, где машинам часто приходиться тормозить и разгоняться снова, а также подолгу стоять с включёнными моторами. Уровень шума зависит от числа машин, их технического состояния, а также от удаления домов от проезжей части улицы. Застройка улицы повышает уровень шума от транспорта, Т.к. звуковые волны отражаются от домов. При проезде 210 машин в час по городской улице создаётся шум 60 дБ. Водители могут способствовать уменьшению шума на улицах. Не надо хлопать дверьми, играть педалью газа, заставлять мотор завывать, не срывать резко машину с места, не оставлять двигатель включённым перед красным светофором.

Методами борьбы с транспортным шумом являются рациональное планирование городских районов, продуманное размещение проездов и потоков транспорта, а также всевозможные инженерные сооружения: котлованы, насыпи, валы. Для снижения уровня шума следует увеличивать площадь зелёных насаждений вдоль дорог. Целесообразно высаживать кустарник и невысокие деревья в придорожной зоне шириной 20 м. При строительстве зданий и сооружений в городах необходимо использовать конструкционные материалы, поглощающие шум. Это может быть пористый кирпич, бетон, пластик. Окна в домах должны быть двойными, форма зданий также должны способствовать поглощению шума. Кроме того, можно использовать индивидуальные средства защиты от шума.
Способы борьбы с шумом:

1. Увеличение площади зелёных насаждений вдоль дорог.

2. Улучшение инженерной защиты крупных автомагистралей.

3. Применение шумопоглощающих материалов в строительстве

4. Внедрение шумоизолирующих линий на заводах.

5. Использование индивидуальных средств защиты
Радиационное загрязнение. С развитием человеческого общества непрерывно увеличивалось потребление энергии. Сейчас почти наполовину используется органическое топливо, но его запасы вскоре будут исчерпаны! Необходимы другие источники, и один их наиболее реальных – ядерное топливо. Процесс получения энергии всегда связан с вредными для человека последствиями независимо от вида топлива, но степень вредности разная.

Наиболее интенсивные споры всегда ведутся вокруг использования атомных электростанций. Их считают большим источником радиации. Хотя в настоящее время они вносят незначительный вклад в суммарное облучение в население. При нормальной работе ядерных установок выбросы радиоактивных материалов в окружающую среду очень невелики. Чем дальше человек живёт от атомной электростанции, тем меньшую дозу он получает. Каждый реактор выбрасывает в окружающую среду целый ряд радионуклидов с разными периодами полураспада. Большинство радионуклидов распадаются быстро и поэтому имеют лишь местное значение однако, некоторые из них живут достаточно долго и могут распространяться по всему земному шару, а определённая часть изотопов остаётся в окружающей среде практически бесконечно.

Радиация действительно смертельно опасна. При больших дозах она вызывает серьёзнейшие поражения тканей, а при малых может вызвать рак и индуцировать генетический дефекты, которые возможно, проявятся у детей и внуков человека, подвергшегося облучению, или у его более отдаленных потомков. Но для основной массы населения самые опасные источники радиации – это вовсе не те, о которых больше всего говорят. Радиация, связанная с развитием атомной энергетики, составляет лишь малую долю радиации, порождаемой деятельностью человека; значительно больше дозы мы получаем от других, вызывающих гораздо меньше нареканий, форм этой деятельности, например от применения рентгеновских лучей в медицине.

Кроме того, такие формы повседневной деятельности, как сжигание угля и использование воздушного транспорта, в особенности же постоянного пребывание в хорошо герметизированных помещениях, могут привести к значительному увеличению уровня облучения за счёт естественной радиации. Наибольшие резервы уменьшения радиационного облучения населения заключены именно в таких «бесспорных» форм деятельности человека.

Однажды в Н.Новгороде была построена, но не пущена АЭС теплоснабжения. И большую роль в этом сыграл бывший губернатор Нижегородской области Б.Е.Немцов. Физик по образованию, он представлял себе все возможные последствия работы атомной станции в черте города в 5 км от жилой застройки. В случае катастрофы с большими выбросами (около 100 т высокоактивных веществ) в атмосферу потери могли быть неисчислимы. Причина этому – географическое положение города, высокая концентрация населения. В 30-км зоне проживает свыше 2 млн человек. В Великобритании в аналогичной зоне проживают от 15,5 до 950 тыс. человек. Это удовлетворяет требованиям размещения АЭС в пределах оптимальной эвакуации населения.

Сейчас снова встал вопрос о возможном строительстве атомной электростанции в Нижегородской области.

Радиационная обстановка в Н.Новгороде в 2006 году. По сведениям комитета охраны природы в Н. Новгороде организован радиологический контроль, обследуются свалки города. В 2006 году уровень радиационного фона на территории не превышал естественного и находился в пределах от 8 до 12 мкР /ч. Максимальное значение гамма-фона 15 мкР/ч было отмечено в сентябре. Наблюдался один случай высокого загрязнения 25–26 сентября. Суммарная бета-активность приземного слоя атмосферы на территории Н.Новгорода превысила фоновые значения в 6 раз.
Учитель. Мы обсудили экологические проблемы большого города и показали необходимость комплексного подхода к решению этих проблем. Слово экспертам.
Эксперты. Пути решения экологических проблем большого города:

1. Перевод автотранспорта на неэтилированный бензин; на газовое топливо.

2. Выполнение предприятиями воздухоохранных мероприятий.

3. Строительство очистных сооружений ливневой канализации.

4. Строительство сооружений на промышленных предприятиях города.

5. Сохранение и развитие земного фонда.

6. Техническое переоснащение промышленного производства.

7. Открытость информации о состоянии окружающей среды.

8. Развивать систему государственной экологической экспертизы.

9. Совершенствовать платежи за негативные воздействия на окружающую среду на основополагающем принципе: «загрязнитель планет».

Учитель. Отношение людей к той или иной опасности определяется, тем насколько она им знакома. Экологическая проблема во многом порождены научно-техническим прогрессом, но именно развитие науки даёт прогресс технике, создаёт новые технологии. Однако если человек будет смотреть на природу только как на ресурс, а не как на универсальную ценность, если не будет соблюдаться нравственные нормы по отношению к природе, экологические проблемы значительно обострятся.




Литература


1. Коробкин В.И., Передельский Л.В.Экология. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2001.

2. Трухин В.И., Показеев К.В. и др. Основы экологической геофизики. СПб «Лань», 2004 г.

3. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году. М., «Мысль». 1990.

4. Экологический ежемесячник Нижегородская область. № 11 (146) № 10 (145) № 9 (144) 2006 г.

5. Я иду на урок химии: Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2000.
От редакции

Рекомендуем также публикации:

Губанова И. А., Карелина О. В., Лапеко Л. В., Марукова Н. В., Семенова Н. В. Урок-конференция "Вода, вода — кругом вода". Фестиваль «Отрытый урок». 2004 г.

Замковая Н.Н. Атомная энергия: «за» и «против». № 12/2004.

Зиятдинов Ш.Г. Народонаселение и энергопотребление. № 21/03.

Колдобский А.Б. Ионизирующие излучения. Брошюра № 2/2005 (серия «Библиотечка ПС»).

Леоненко Анна Николаевна. Урок-семинар "Энергетика: проблемы и надежды" для учащихся 11-х классов (2 часа, базовый курс). Фестиваль «Отрытый урок». 2005 г.

Лыбашев А. В. Урок физики по теме "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды" . 8-й класс Фестиваль «Отрытый урок». 2006 г.

Ляхова Н.А.. Экология. Безопасность. Жизнь. Устный журнал, 2 ч. 9–10-й кл. № 5/2005.

Миронова Ю.,Терентьев В. Влияние цивилизации на природу и человека. Ученический научно-исследовательский проект. № 27-28/2004.

Поддубецкая Н. Н. Тепловые двигатели в городском хозяйстве и связанные с их применением экологические проблемы Фестиваль «Отрытый урок». 2006 г

Пронина О. М. Интегрированный по содержанию с биологией, географией и экологией урок физики в 7-м классе по теме "Масса. Плотность" Фестиваль «Отрытый урок». 2006 г

Сархеева Зиля Ямилевна. Экологическое воспитание на уроках физики. Фестиваль «Отрытый урок». 2005 г.

Семёнов А.П. Физика и НТР в окружающем нас мире. Обобщающий урок-пресс-конференция. № 48/04. Фестиваль «Отрытый урок». 2006 г.

Сёмке А.И. Практические работы: ЭКОЛОГИЯ+ФИЗИКА. 5-я межрегиональная экологическая экспедиция, 2006 г. № 12/2007.

Смирнова В. И. Методические рекомендации по проведению обобщающего урока по теме: "Атомная энергетика. Экологические, технические и экономические проблемы" в 9-м классе. Фестиваль «Отрытый урок». 2006 г.

Соколовская Н. Ю. Урок-конференция: «"Тепловые двигатели: "за"и "против"». Фестиваль «Отрытый урок». 2004 г.

Трубачеева С. А. Применение метода проектов в обучении физике Фестиваль «Отрытый урок». 2006 г.

Шапошникова Т. С. Интегрированный урок по теме: "Вода — уникальное вещество природы". Фестиваль «Отрытый урок». 2004 г.

Шинкоренко А. С. Интегрированный урок по физике и экологии по закреплению раздела "Количество теплоты" на тему "Экологический десант". Фестиваль «Отрытый урок». 2006 г.

Ястремская С.И. Экология. Безопасность. Жизнь. Предпрофильный элективный курс, 15 ч. 9-й кл. № 2/2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconПроблемы теории и практики
М 75 Молодежь и предпринимательство: проблемы теории и практики: Материалы II научно-практической студенческой конференции (Нижний...
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconСборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с...
Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием....
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconНиу вшэ нижний Новгород. 603000, г. Н. Новгород, ул. Родионова, д....
Кафедра общей социологии и социальной работы ннгу им. Лобачевского, кафедра общего и стратегического менеджмента ниу вшэ – Нижний...
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconСборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14...
Жизнь провинции как феномен духовности: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции. 12-14 ноября 2009 г. Нижний...
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconРекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов...
Ч–12 Чалиев А. А., Овчаров А. О. Статистика. Учебно-методическое пособие. Часть – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета,...
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация: Урок по теме “Экологические проблемы нашего города” имеет целью сформировать у студентов умения и навыки употребления...
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconРабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс
Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,...
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе icon603076, г. Нижний Новгород, 603005 г. Нижний Новгород
Рио-де-Жанейро. Прибытие в международный аэропорт Рио-де-Жанейро. Трансфер в отель
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconУрок с использованием игровых технологий. Урок по теме «Использование...
Урок по теме «Использование топлива человеком. Экологические проблемы» проводится в форме «Суда над техническим прогрессом»
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconМетод проектов в практике работы с учащимися: школьная конференция «Фестиваль идей»
Муниципальное автономное образовательное учреждение лицей №82, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, Россия
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconРазработка урока в 10 классе по теме: «Загрязнение окружающей среды...
Оборудование. Карта «Экологические проблемы мира», учебник Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение,...
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconУрок «Байкал – уникальный уголок России»
...
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconУрок на тему: «У роковой черты»
...
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconНовые поступления в библиотеку 1
Научное обоснование и пути оптимизации реализации прав пациента в Российской Федерации : автореферат диссертации доктора медицинских...
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006....
Нижний Новгород Экологические проблемы большого города и пути их разрешения Открытый урок-конференция в 11-м общеобразовательном классе iconОткрытый урок во 2а классе
В феврале месяце 2010 года в нашей школе прошел открытый урок «Овощи и фрукты – полезные продукты» во 2а классе, учитель Фролкина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск