Скачать 347.87 Kb.
|
Сборник «В помощь учителю» ВЫПУСК №7 по итогам методического семинара ОС «Школа 2100 (из опыта работы МОУ «СОШ №11 г.Вольска Саратовской области) 26 сентября 2013 года Содержание:
Фролова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №11 г.Вольска Саратовской области» Что такое электронные образовательные ресурсы? Коллекция ЭОР «Школа 2100». «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Китайская мудрость В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. «Электронный образовательный ресурс» – этот термин в настоящее время слышал каждый преподаватель. Это то, что требуют от педагога реалии сегодняшнего дня. Но, с другой стороны, большинство учителей так и не имеют об этой теме достаточного представления. А так ли страшны аббревиатуры ЭОР, ЦОР? Давайте разберёмся в этом вопросе! Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? Обратимся к словарю: Ресурс (образовательный) - запас, источник, средство, возможность для осуществления процесса (образовательного) Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) ЭОР - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы (электронные приложения), необходимые для организации учебного процесса. К основным инновационным качествам ЭОР относятся Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Формы работы с ЭОР Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР. Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме. Требования к современным ЭОР
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) ЦОР - образовательный ресурс представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач. Главное качество ЦОР, отличающее его от других ИОР и ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса. Особенности электронных ресурсов ОС «Школа 2100» В своей работе мы используем ЭОР, которые предлагает авторский коллектив ОС «Школа 2100». Предлагаю остановиться и рассмотреть специфику ЭОР Школа 2100 и провести небольшой обзор и анализ используемых образовательных ресурсов. В чем специфика электронных ресурсов и изданий ОС Школа 2100? Первая особенность: Они постоянно дорабатываются и пополняются. Вторая особенность ресурсов заключается в их КОМПЛЕКСНОСТИ (целостные линии учебников, методички, рабочие тетради, контрольные, дневник и и т.д. - комплекс электронных и бумажных ресурсов, разработанный единым авторским коллективом в едином ключе и на основе единой методической базы.) И третья важная особенность: все ресурсы разработаны на основе единой методической базы, в единстве образовательных технологий и соответствуют требованиям в частности ФГОС . Анализ Единой коллекции ЦОР Среди ЭОР, размещенных на сайте http://school-collection.edu.ruможно выделить Наборы цифровых ресурсов к учебникам ОС Школа 2100
Методические рекомендации для учителя:
Данные ЭОР уже активно внедряются в практику работы учителей начальных классов нашей школы. В своей работе мы также используем Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1–4 классы. Данный выполнен на платформе «1С:Образование 4. Дом» авторским коллективом ОС Школа 2100. основу образовательного комплекса (ОК) «Игры и задачи, 1–4 классы» составили красочные интерактивные задания и игровые тренажеры. Содержанием Образовательного комплекса охватываются основные предметные линии начального образования: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология и искусство. Образовательный комплекс помогает: младшим школьникам – с пользой провести время за компьютером, проверить свои силы перед контрольной работой, легко и с удовольствием наверстать упущенное в школе; учителям – разнообразить уроки современным дидактическим материалом, обеспечить индивидуальный подход в обучении, а также получить надежного помощника в проведении и подведении итога тематических тренингов, олимпиад, предметных недель, открытых уроков, контрольных работ; родителям – без усилий мотивировать дополнительный тренинг ребенка по основным школьным предметам на компьютере в домашних условиях. ОК разработан с учетом возрастных особенностей младшего школьника и с соблюдением санитарных требований при работе за компьютером. Образовательный комплекс содержит более 400 интерактивных заданий и тренажеров; свыше 30 анимаций; 86 интерактивных игр; 20 видеофрагментов; 22 словарика по разным темам. На сайте ОС Школа 2100 в разделе «Конспекты уроков и методические материалы на каждый день» с сентября 2012 года выкладываются электронные ресурсы (презентации к урокам) для свободного скачивания. Презентации разработаны на методической базе ОС «Школа 2100», дают учителю необходимый видеоряд и помогают организовать урок в технологии проблемного диалога. В практике работы начинаем использовать универсальные мультимедийные пособия по русскому языку издательства «Экзамен». Данные электронные пособия составлены на базе учебной программы по русскому языку для начальной школы в соответствии с учебником, подготовленным Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Данное электронное учебное пособие включает интерактивный тренажер, обеспечивающий возможность тренировки учеников в решении заданий разного типа и содержит демонстрационные материалы по всем изучаемым темам. В практике работы мы также используем ЭОР издательства «Планета» Данные пособия, помогают организовать и провести в необычной форме уроки построения системы знаний и контроля знаний, добиться прочных знаний у школьников по предмету. Диски содержат тесты с автоматизированной функцией определения правильного ответа, филворды, кроссворды, логические задания по русскому языку, математике, литературному чтению. К сожалению пока нет тех возможности осуществлять индивидуальный контроль каждого учащегося с помощью такого выда дисков. Однако мы используем их в парной, групповой работе с переносными ноутбуками, которых в начальной школе пока 3. Подводя итоги отмечу, что использование ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Список использованных источников
Труфякова Ольга Александровна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №11 г.Вольска Саратовской области» Современный урок с использованием электронных образовательных ресурсов. «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Зачем нужно применение ЭОР учителю?
мультимедиа- материалов;
рассуждать. Что дает ЭОР ученику?
учащихся по предмету;
ученика;
уверенными в себе. Важное достоинство ЭОР состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Я работаю по программе «Школа 2100». В своей работе я использую возможности ЭОР для достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов обучения в начальной школе, зафиксированных в ФГОС НОО. Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным. Презентации разработаны на методической базе ОС «Школа 2100», дают учителю необходимый видеоряд и помогают организовать урок в технологии проблемного диалога. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/ Я пользуюсь видеороликами, презентациями, тестами и из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов . Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. ( Например на уроке русского языка по теме «Опасные места» ). На уроках литературного чтения на этапе проверки домашнего задания . У учащихся появляется возможность использовать полученные знания на практике (например: при работе по теме урока: « А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке», подбери к каждому рисунку цитату из сказки или на этапе применения изученных знаний: перетащи мышью название сказки в нужную книжку, помогая ребятам усвоить понятия народная и авторская сказки) . На урока математики часто провожу компьютерные наблюдения – после того, как объяснён новый материал, или во время объяснения предлагаю учащимся 1-2 наблюдения. Работая с интерактивной моделью во время изучения нового материала, демонстрирую данное свойство через проекционную аппаратуру (например, при объяснении взаимообратности действий сложения и вычитания наглядно раскрываю взаимосвязь между действиями, что помогает учащимся успешно выполнять практическую работу при решении примеров и уравнений). Использую так же дидактические игры – учебный материал используется в качестве средства игры; тем самым при помощи игровых приёмов и ситуаций повышается интерес учащихся к математической деятельности, а так же в процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность. Играю на различных этапах урока : актуализация знаний , применения изученных знаний, закрепления в игры: с палочками, с фигурами (убери лишнюю фигуру) , продолжи ряд, помоги переправиться, рыбалка и тд. На данном диске много игр на развитие логического мышления, например: «Определи цвет волос», « Какая монета фальшивая», магический квадрат, «Кто лжец, а кто хитрец» , установи соответствие и т. д. На уроках обобщения и повторения использую интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это тесты из коллекций ЦОР. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Проблема только в том, что за урок за компьютером может поработать не более 3-х обучающихся: компьютер в кабинете один. Но я думаю, не за горами то время, когда в классах будет по 2-3 компьютера. Ведь совсем недавно у нас и одного компьютера в классе не было. Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности. Использованные ресурсы: 1. http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692/ 2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7095042-5b28-a814-baa1-d8eef096ba4e/p1aa1.html 3. http://www.openclass.ru/master_class_work_page/186521 4. http://www.openclass.ru/pages/184517 Баранова Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №11 г.Вольска Саратовской области» Мастер – класс с использованием ЭОР по литературному чтению во 2 классе по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке. А.С. Пушкин». Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с использованием ЭОР на уроках в начальной школе. Практическая значимость: ознакомление с использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе; предлагаемые на мастер - классе приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС. Задачи: - познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками; - раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с видами ЭОР и местом их на уроке в начальной школе ; Ход мастер – класса. I . Постановка проблемы Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) – одна из стратегий развития учебной деятельности школьников на уроках в начальной школе. Компьютерная поддержка создает принципиально новые (дополнительные) возможности для организации усвоения материала на уроках в начальной школе. Она может и обогатить содержание, и обеспечивает новые активные формы и способы овладения. Электронные образовательные ресурсы позволяют решить следующие задачи: - индивидуализации и дифференциации обучения; - стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся; - воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии; - изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. II. Презентация педагогического опыта Где и как использовать ЭОР? В своей работе я использую следующие ЭОР: Мультимедиа ресурсы . 1.Электронное приложение. Повторение и контроль знаний.- Издательство «Планета» 2.Игры и задачи 1-4 класс.- «1С: Образование 4.Дом» 3. Мультимедийный учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» Интернет 1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа. Модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. 2. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного Интернет-ресурса является наличие методического обеспечения по использованию ее ресурсов в образовательном процессе. Разработчиками методик являются сами учителя, которые смогли по-новому взглянуть на возможности использования ИКТ в преподавании различных учебных предметов. Основная часть цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции может применяться при различных методиках, педагогических технологиях, в УМК с бумажным компонентом, на любых стадиях процесса трансформации школы и по сегодняшним стандартам (массовые педагогические технологии), и в преподавании в соответствии с новыми стандартами (новые педагогические технологии). 3. Рубрикатор для 1-2 классов начального общего образования : http://eor-np.ru/taxonomy/term/4 4. Образовательная система «Школа 2100» http://www.school2100.ru/ ЭОР использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. Сегодня вашему вниманию будет представлен мастер- класс по литературному чтению, где вы увидите использование ЭОР на этапе актуализации знаний учащихся на уроке. Мастер- класс. Литературное чтение. 2 класс. |
Конкурс на лучшую постановку организации работы по предупреждению... | Бюллетень новых поступлений за февраль-март 2013 года Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" : (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). Новосибирск : Норматика, 2013.... | ||
Мониторинг средств массовой информации 15 апреля 2013 года Социальная норма энергопотребления заработает в 14 пилотных регионах уже с сентября 2013 года 4 | О проведении областного Конкурса ученических рефератов «Эврика 2013» «Эврика 2013», который будет проводиться с 15 сентября 2013 года по 5 ноября 2013 года на базе мбоу гимназии №7 г. Балтийска Калининградской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Регистрация участников организуется с 16 сентября 2013 года по 12 октября 2013 года на официальной странице Олимпиады | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Алтайском крае, решением Общелицейского родительского комитета (протокол №13 от 08. 05. 2013) и Совета лицея года протокол №5 от... | ||
Отчет о самообследовании школы на 1 сентября 2013 года Учредитель(и) На основании Приказа Минобрнауки РФ №462 от 14 июня 2013 года «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной... | И н в а р и а т и в О. В. Хохрякова 01 сентября 2013 года Учебный план мбоу верхнеталицкая сош на 2013-2014 уч год | ||
Приказ №54 от 30 августа 2013 года Календарный учебный график мкоу... В режиме 6-дневной недели обучаются – 19 классов: 2а, 3а, 3б, 3в(ско),4а, 4б, 5а, 5б, 5 в (ско), 6а, 6б, 7а, 7б, 8а, 8б, 9а, 9б (ско),... | Информационная справка по дисциплине «история психологии» для студентов... Сроки изучения дисциплины: с 3 сентября 2012 года по 6 июля 2013 года (III – IV семестры) | ||
Рабочая программа по обж для 8 класса Учитель обж Прот. №1 от сентября 2013 г. 31 августа 2013 г. Приказ №142 от 2 сентября 2013 г | Выписка из приказа №221 по мбоу буревестниковской средней общеобразовательной... Мбоу буревестниковской средней общеобразовательной школе «О тарификации на 2012-2013 учебный год» от 1 сентября 2012 года | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С 1 сентября 2013 года начинают действовать новые законы: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый 29... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мензелинского муниципального района от 10. 09. 2013 года №105 «О проведении антинаркотического месячника» с 16 сентября по 16 октября... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План работы с родителями во 2 классе с сентября 2013 года по май 2014 года. Утверждаю | "Экстремизму Нет!" 09. 13), с целью укрепления толерантного, веротерпимого... Главы Ютазинского муниципального района Республики Татарстан от 2 сентября 2013 №42 в период с 3 по 30 сентября 2013 года был объявлен... |