Скачать 1.37 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КАЛТАН УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ» СОСТАВИЛ МЕТОДИСТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛОКТЕВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КАЛТАН 2005 Автор-составитель методист методической службы муниципального учреждения Управления образования Администрации города Калтана Локтев Валерий Алексеевич. Рецензент Заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения, учитель географии средней общеобразовательной школы № 14 города Калтана Разваляев Юрий Дмитриевич. Учебно-методические материалы помогут учителям географии при изучении регионального компонента в курсе «География России» 8 класс. Они подготовлены в соответствии с федеральной программой и представляют собой вопросы, задания, тесты, справочный материал и предназначены для организации учебной деятельности обучающихся при изучении природы Кемеровской области. Рассмотрено на городском МО учителей географии от ______________ 200___ г. протокол №____________ СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………..4 РАЗДЕЛ I География Кемеровской области (учебно-методические материалы).......8 Введение. Географическое положение Кемеровской области…………...17 Тема 1. Геологическое строение. Полезные ископаемые. Рельеф Кемеровской области……………………………………………....23 Тема 2. Климат. Агроклиматические ресурсы Кемеровской области…...29 Тема 3. Внутренние воды Кемеровской области. Водные ресурсы……..36 Тема 4. Почвы Кемеровской области……………………………………...43 Тема 5. Природные зоны Кемеровской области. Особо охраняемые территории (ООПТ)………………………………………………48 РАЗДЕЛ II Итоговый контроль знаний………………………………………………...61 Внутритемный контроль знаний (ответы к тестовым заданиям)………..67 Список литературы…………………………………………………………69 Приложения…………………………………………………………………70 Задания по контурным картам……………………………………………..74 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методические материалы к курсу «География Кемеровской области». Изучение краеведческого материала – необходимый и значимый компонент содержания школьного образования. Именно он позволяет, с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях в природе, о взаимосвязях природы и общества, а с другой стороны, - представляет возможность рассмотреть и узнать детально все составляющие природы, жизни и деятельности населения, их взаимодействия на определенной, конкретной территории. «Для школы краеведение не особый предмет, не конечная задача, не метод, а путь или подход, источник или резервуар материала..., - утверждает классик отечественного краеведения И.М.Гревс. Необходимость познания родного края закреплены во всех вариантах современной школьной программы по географии. Это выражено в увеличении доли региональных обзоров, в особом внимании к разностороннему изучению географии своего субъекта Российской Федерации, на региональном и локальном уровне. В настоящее время в образовании отказываются от методики, ориентированной главным образом на информацию, сообщение определенного объема конкретных сведений. Краеведение как раз и исходит из установки на живое впечатление, без которого не возможно ни убедить, ни возбудить интерес, ни сформировать личностно-ориентированное отношение у подрастающего поколения к окружающему миру. Научно-поисковое творчество, как важный элемент современного образования, наиболее полно реализуется в системе краеведческих знаний. В последние годы интерес к родным местам способствовал появлению большого количества публикаций и активизировал исследовательские работы, которые ведутся учеными, студентами и даже учащимися школ. Учебно-методические материалы к изучению регионального компонента в курсе «География России» 8 класс подготовлены автором в соответствии с федеральной программой, созданной авторским коллективом географического факультета МПГУ. Основная цель изучения регионального компонента:
Составной частью предлагаемого материала являются методические рекомендации тематического планирования содержания «Географии Кемеровской области» и планирование результатов учебной деятельности учащихся при изучении регионального компонента. Основное содержание учебно-методических материалов – «Вопросы, задания, тесты», предназначены для организации учебной деятельности учащихся при изучении особенностей природы Кемеровской области. Они представлены двумя разделами. Раздел I. Особенности и экологическое состояние природы Кемеровской области. Введение. Географическое положение Кемеровской области. Тема 1. Геологическое строение. Полезные ископаемые. Рельеф Кемеровской области. Тема 2. Климат. Агроклиматические ресурсы Кемеровской области. Тема 3. Внутренние воды Кемеровской области. Тема 4. Почвы. Почвенные ресурсы Кемеровской области. Тема 5. Природные зоны. Особо охраняемые природные территории Кемеровской области. Раздел II «Итоговый контроль знаний» представлен краеведческим практикумом, системой тестовых заданий для итогового контроля знаний, заданиями для географических олимпиад и научно-исследовательской деятельности школьников во внеурочное время. Внутритемное построение дидактических материалов включает следующие составные части: «Вспомним», «Анализируем, составляем, доказываем», «Это вы можете», «Проверь свои знания», «Советую, прочти». Анализируем, сопоставляем, доказываем – главная составная часть внутритемного построения дидактического материала. Система вопросов и заданий разнообразна по содержанию, форме фиксации, уровню познавательной самостоятельности школьников. Она позволяет усовершенствовать приемы самостоятельной работы с различными источниками географической информации: общегеографическими и тематическими картами атласа, справочной литературой, научно-популярными тестами. В основном содержании дидактического материала выделяются три типа заданий I тип: задания, ориентированные на формирование географических понятий и представлений. II тип: задания, развивающие картографические умения школьников. III тип: задания, способствующие развитию бережного отношения к природе, любознательности. Многие задания, развивающие картографические умения, необходимо выполнять, используя контурные карты. Составная часть учебной деятельности учащихся – выполнение программных практических работ отражена в заданиях дидактического материала. Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты: описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами; измерять расстояния, наблюдать за различными процессами, явлениями на местности, объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические ситуации. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами. Практические работы 6,9,11 (программа авторского коллектива Московского государственного педагогического университета) можно выполнять на основе краеведческого материала. Творческие задания, определяющие направление ученической деятельности во внеурочное время, представляет составная часть «Это вы можете». Предлагаемые задания включают элементы исследовательской работы:
Они позволяют сформировать у школьников практические приемы и умения организаций наблюдений за изучаемым объектом природы. Объем творческой работы не ограничивается. При написании работы, в основе которой лежат собственные наблюдения, необходимо использовать и другие источники информации: научно-популярные тексты, картографический материал. Творческая работа может быть обязательной для выполнения учащимися всего класса и может носить характер добровольности, т.е. по желанию ученика (ведь не секрет, что истинное творчество носит свободу выбора). Оценивание творческого задания целесообразно проводить по следующим критериям: полнота раскрытия содержания задания, четкость оформления наблюдений за объектом, доказательность своего мнения, использование дополнительных источников информации, присутствие конкретных решений проблемы. Творческая работа - это методический прием, используемый как одна из форм домашнего задания. Он положительно влияет не только на формирование практических приемов и умений, но и на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет усовершенствовать навык письменного изложения суждений по определенной теме. «Проверь свои знания» - внутритемный тестовый контроль знаний. Для текущего контроля знаний предлагаются тесты в основном закрытого типа: выбери правильный ответ, укажи соответствие, дополни фразу. Тесты открытого типа выявляют знания учащихся о влиянии антропогенного фактора на природу, отношение школьников к экологическим последствиям деятельности человека. Заключительная часть внутритемного построения «Советую, прочти» - это своеобразная мини-хрестоматия, позволяющая учителю оживить урок фрагментами дополнительного текста по каждой теме. Дополнительный текст должен быть конкретен, короток, уместен. В помощь учителю и учащимся предложены библиографические данные об ученых-исследователях, внесших большой вклад в изучение Кемеровской области, научно-популярные тексты о природе Кемеровской области и ее экологическом состоянии, написанные известными учеными, стихи поэтов о красоте родного края. Автором предпринята попытка представить задания для учащихся не только на региональном, но и локальном уровне: изучение микрорельефа, микроклимата, климата города, почвенных разрезов, местных водоемов и т.д. Именно на конкретных примерах учащиеся должны учиться наблюдать, описывать, измерять, анкетировать – словом формировать свои представления, чувственные образы. В полном объеме задания локального уровня даны в краеведческом практикуме раздела «Итоговый контроль знаний». ГЕОГРАФИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Учебно-методические материалы 8 класс Учебно-методическое пособие написано в соответствии с федеральной программой и региональной программой. В нем содержится система вопросов, заданий и дополнительных текстов, определяющих особенности и экологическое состояние природы Кемеровской области. Задания разнообразны по содержанию, форме фиксации, уровню познавательной самостоятельности школьников. Они построены с учетом использования различных источников географической информации о природе Кемеровской области. Учебно-методические материалы помогут организовать учебную деятельность учащихся, развивать у школьников творческие способности, исследовательские и познавательные навыки. Предназначено пособие для учителя географии, преподавателей и студентов педвузов, учащихся. Основная цель регионального компонента в курсе «География России» 8 класса: 1.Создать у школьников целостное представление о своей малой Родине – Кемеровской области; 2.Раскрыть своеобразие ее природных условий и ресурсов; 3.Познакомить учащихся с основными этапами заселения и освоения территории Кемеровской области, условиями жизни и деятельности населения, с изменениями окружающей природы под воздействием антропогенного фактора. Изучение регионального компонента «География Кемеровской области» возможно по трем вариантам: Вариант 1. География Кемеровской области изучается в конце раздела II «Природа России. Вариант 2. География Кемеровской области изучается в разделе II, в теме 6 «Природное районирование: природные зоны и крупные природные района» после изучения природного района - Западной Сибири. Вариант 3. Изучение географии Кемеровской области осуществляется в каждой теме федеральной программы. Тематическое планирование, изучение регионального компонента (вариант 3) в рамках федеральной программы, а также планирование результатов обучения в каждой учебной теме по региональному компоненту представлены в таблице 1 «Региональный компонент в курсе «География России» 8 класс». При изучении «Географии Кемеровской области» - составной части курса «География России» продолжается формирование не только основных географических, но и геоэкологических понятий (таблица 2). Предлагаемый учебно-методический материал может быть использован: - учителем при формировании и контроле знаний об особенностях природы Кемеровской области, обобщающем повторении; организации творческих и научно-исследовательских работ учащихся; - учащимися – при обучении и повторении материала о природе Кемеровской области, в поисковой деятельности. Содержание учебно-методических материалов представлено двумя разделами и приложением. Раздел I Изучение особенностей и экологического состояния природы Кемеровской области в курсе «География России» 8 класс. Тематика первого раздела полностью соответствует названию тем региональной программы «География с основами экологии» 8 класс. Введение. Географическое положение Кемеровской области. Тема 1. Геологическое строение. Полезные ископаемые. Рельеф Кемеровской области. Тема 2. Климат. Агроклиматические ресурсы Кемеровской области. Тема 3. Внутренние воды. Водные ресурсы Кемеровской области. Тема 4 Почвы. Почвенные ресурсы Кемеровской области. Тема 5. Природные зоны. Особо охраняемые природные территории Кемеровской области. Предлагаемые в пособии материалы отражают деятельностный подход к изучению географии Кемеровской области. Внутритемное построение дидактических материалов содержит следующие виды заданий для учащихся: «Вспомним», «Анализируем, сопоставляем, доказываем», «Это вы можете», «Проверь свои знания», «Советуем, прочти» Вопросы и задания разнообразны по содержанию, форме фиксации, уровню познавательной самостоятельности школьников. Они позволяют усовершенствовать приемы самостоятельной работы с различными источниками географической информации: общегеографическими и тематическими картами атласа, справочной литературой, научно-популярными тестами. В основном содержании дидактического материала выделяются три типа заданий I тип: задания, ориентированные на формирование географических понятий и представлений. II тип: задания, развивающие картографические умения школьников. III тип: задания, способствующие развитию бережного отношения к природе, любознательности. Многие из них представлены в форме практических работ, которые ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты: описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами; измерять расстояния, наблюдать за различными процессами, явлениями на местности, объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические ситуации. Выполнение системы практических работ, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами. Для достижения поставленных целей при выполнении практических работ необходимо придерживаться единых требований:
Предлагаем примерные нормы оценок письменной фиксации ответов заданий и итогов практических работ. «5» - правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в орфографии; «4» - погрешности в орфографии, несущественные недочеты по содержанию; «3» - погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении; «2» - серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления; «1» - полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания. Такой вид заданий как - «Это вы можете» - предназначен для организации внеурочной деятельности учащихся. Задания представленные в нем включают элементы исследовательской работы: 4.Выявление и описание оврагов (тема 1);
Они позволяют сформировать у школьников практические приемы и умения организаций наблюдений за изучаемым объектом природы. Объем творческой работы не ограничивается. При написании работы, в основе которой лежат собственные наблюдения, необходимо использовать и другие источники информации: научно-популярные тексты, картографический материал. Творческая работа может быть обязательной для выполнения учащимися всего класса и может носить характер добровольности, т.е. по желанию ученика (ведь не секрет, что истинное творчество носит свободу выбора). Творческое задание можно оценить по следующим критериям: полнота раскрытия содержания задания, четкость оформления наблюдений за объектом, доказательность своего мнения, использование дополнительных источников информации, присутствие конкретных решений проблемы. «Проверь свои знания» - содержат тесты для внутритемного контроля знаний. Для текущего контроля знаний предлагаются тесты в основном закрытого типа: «выбери правильный ответ», «укажи соответствие», «дополни фразу». Тесты открытого типа предлагаются для выявления знаний учащихся о влиянии антропогенного фактора на природу, отношение школьников к экологическим последствиям деятельности человека. «Советую, прочти» - своеобразная мини-хрестоматия, позволяющая учителю оживить урок фрагментами дополнительного текста по каждой теме. Дополнительный текст должен быть конкретен, короток, уместен. В состав первого раздела включен краеведческий практикум – блок заданий, создающих образ родного края: описание природы и объяснение географических особенностей своей местности. Предлагаемая примерная тематика научно-исследовательских работ по изучению природы Кемеровской области позволит расширить поисковую деятельность школьников, и развивать у них познавательные и исследовательские навыки. Раздел II «Итоговый контроль знаний». Этот раздел представлен системой тестовых заданий для итогового контроля знаний, заданиями для географических олимпиад и научно-исследовательской деятельности школьников во внеурочное время. Приложение включает в себя ответы к тестам внутритемного и итогового контроля знаний, требования к выполнению практических работ на контурной карте, задания к контурным картам, планы изучения и характеристики важнейших географических понятий, список литературы. Надеюсь, что представленные в пособие дидактические материалы обеспечат оптимальные условия реализации регионального компонента в курсе «География России» 8 класс. Таблица 1 Региональный компонент в изучении Географии России
Таблица 2 Ведущие географические и геоэкологические понятия в курсе «География России»
Таблица 3 Использование краеведческого материала при выполнении программных практических работ
|
Тест по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: повторить материал, закрепить и проверить знания по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России" | ||
Рабочая программа геологического кружка «Известняк» В 6-8 классах они углубляют свои знания на уроках по темам «Литосфера», «Геологическое строение», «Рельеф и полезные ископаемые»,... | Диктант. 8 класс. Тема: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об... | ||
Конспект урока обобщающее повторение по теме: Южная Америка. Географическое... ... | Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки Изучить расположение крупных форм рельефа на территории материка, их особенности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Познакомить с понятием «полезные ископаемые», формировать умение узнавать полезные ископаемые по их основным признакам | Рельеф и полезные ископаемые африки ... | ||
«Рельеф Ростовской области» Максимальная и минимальная высоты. Связь рельефа с тектоническими структурами. Антропогенные формы рельефа (курганы, терриконы).... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок географии в 7 м классе по теме: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» с использованием ик ресурсов | ||
Кузбассвузиздат Кемеровской области и направляется Губернатору Кемеровской области, в Совет народных депутатов Кемеровской области, Главному федеральному... | Доклад Кемеровской области и направляется Губернатору Кемеровской области, в Совет народных депутатов Кемеровской области, Главному федеральному... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Химические основы биологических процессов ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Слова для повторения: 6000° С, земная кора, мантия, 2000°С, гипотеза, рельеф, полезные ископаемые | ||
Курс состоит из пяти разделов: что изучает география 2ч как люди открывали Землю 3ч «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера» | Реферат по дисциплине: «Окружающий мир» на тему: «Полезные ископаемые» Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Одними из них являются полезные ископаемые. Эти природные богатства... |