Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина»





Скачать 96.72 Kb.
НазваниеПрограмма образовательного модуля «Заповедная Брянщина»
Дата публикации02.11.2014
Размер96.72 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Методический комментарий к программе и учебному пособию

«Заповедная Брянщина»
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» ориентирована на более глубокое и подробное изучение заповедных и особо охраняемых природных территорий Брянщины, развитие интереса к природным достопримечательностям. Развивая пытливость, любознательность и наблюдательность, юный гражданин сформирует целостное представление о взаимосвязи развития природы региона и современного общества.

Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение его к уникальной природе Брянского края, в первую очередь, заповедных и особо охраняемых природных территорий, в т. ч. посредством формирования навыков исследовательской работы.

Цель:

Расширить знания учащихся о природе Брянского края, его заповедных местах, способствовать развитию интереса к изучению родного края, малой родине и воспитанию любви и заботы о ней на основе изучения историко-географических, социально-экономических и экологических проблем.

Задачи:

- познакомить с природными особенностями заповедных мест Брянского края: с заповедниками, заказниками, памятниками природы и другими заповедными объектами на территории края;;

- формировать у школьников умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы края;

- повысить степень участия обучающихся и педагогов в проектно - исследовательской и проектной деятельности, развивать их  творческую активность, исследовательские навыки.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Введение. Что мы узнаем на уроках модуля «Заповедная Брянщина».

1

2.

Категории ООПТ и заповедные объекты Брянщины.

1

3.

ООПТ Брянщины международного и федерального значения.

1

4.

Растения и грибы Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1

5.

Животные Государственного природного биосферного заповедника «Брянский лес».

1

6.

Государственные природные заказники регионального значения.

1

7.

ООПТ буферной зоны в составе биосферного резервата «Неруссо-Деснянское Полесье».

 1

8.

ООПТ комплексного и гидрологического природоохранного значения.

1

9.

ООПТ ландшафтного и геологического природоохранного значения.

1

10.

Дендрологические и ботанические сады.

1




ИТОГО:

10 часов

Пособие рассчитано на учащихся 6 (7) классов, в нем учтен повышенный интерес школьника данного возраста к окружающему миру. Это не учебник экологии Брянской области, а пособие к учебному модулю по изучению заповедных и особо охраняемых природных территорий Брянщины. «Заповедная Брянщина» достаточно органично вписывается в структуру учебно-методического комплекса «Экология» для 5-9 классов основной школы, разработанного в соответствии с образовательной моделью «Экология в системе культуры» (Самкова В.А., Шурхал Л.И., г. Москва), апробация которой второй год успешно осуществляется на территории области. В каждом классе программой предусмотрено 10 часов на региональный компонент. Те, кто ведет обучение по другим учебникам экологии (или те, у кого отдельного курса экологии в учебном плане вообще нет), смогут организовать работу по данному модулю и познакомить учащихся 6(7) классов с охраняемыми природными территориями и природой Брянской области, используя наше пособие. Пособие будет способствовать удовлетворению познавательных потребностей детей при изучении окружающего мира, дополняя и расширяя эколого-биологический кругозор и представления об уникальности природы Брянщины.

Методические трудности и способы их решения при реализации модуля «Заповедная Брянщина»



п\п

Возможные методические затруднения

Возможные пути решения методических затруднений

1

Множество охраняемых природных территорий

В пособии использован принцип «модельных» территорий – приводятся примеры всех типов особо охраняемых природных территорий от заповедника до памятников природы областного значения. Используя список из приложений 3 и 4, можно по аналогии составить текст учебного материала для выбранного Вами района или ООПТ.

2.

Множество видов животных и растений.

Использовать таблицы приложений 1 и 2, связывать названия с систематикой (типы, классы, отряды, семейства, известные детям из курса биологии).

3.

Повторяемость охраняемых видов из параграфа в параграф.

Создать набор цветных фотографий видов и использовать как презентацию или вставлять в буквенный или слоговой абак.

4.

Много новых видовых названий организмов.

Использовать таблицы приложений 1 и 2, связывать названия с систематикой (типы, классы, отряды, семейства, известные детям из курса биологии). Использовать задания кроссвордов, часто поясняющие перевод или этимологию видовых или родовых названий.

5.

Обилие нового учебного материала.

Использован принцип выделения цветом материала в зависимости от его образовательных задач, использование принципа повторения и закрепления учебного материала (цветовое выделение важного, главного, рубрика «Повтори и запомни»).

6.

Некоторая сложность учебного материала для возраста 6(7) класса.

Предусмотрена памятка ученику. Подача материала в занимательной и игровой форме (в виде тематических кроссвордов, чайнвордов, филвордов, анаграмм, криптограмм, сканокатов и головоломок), разнообразие методического аппарата пособия.

7.

Связь с другими региональными учебными пособиями.

Пособие написано в развитие и дополнение региональных учебных пособий «Природа родного края», «География родного края», «История родного края» и других.

8.

Область применения за пределами модуля

Пособие может быть использовано при преподавании курса «Экология», на уроках биологии, географии, природоведения и окружающего мира. В него включено около 400 вопросов в виде тематических обучающих кроссвордов, которые помимо своей прямой учебной цели, удовлетворят интерес подростков к ботанике, зоологии, рыбалке, мифологии, истории, географии, литературе, космонавтике, астрономии.

9.

Возможность внепредметного использования.

Учебное пособие может применяться при организации внеклассной работы, занятий профильных клубов, кружков в системе дополнительного образования, использоваться педагогами дополнительного образования, классными руководителям и родителями учеников в целях расширения кругозора, обучения и воспитания.

10.

Большой объем учебного материала при малом количестве часов.

Вариативность использования материала универсальных и тестовых заданий, материала приложений - «переизбыточность» заданий (создание некоторого банка вопросов и дидактических идей), предлагаемых учащимся в игровой форме.

11.

Сложность организации дифференцированного и индивидуального подхода к обучению в условиях дефицита учебного времени

С учетом индивидуальных интересов предлагается подобрать материал о легендах, преданиях и мифах выбранной особо охраняемой природной территории Брянского края, реальном или легендарном персонаже, связанном с конкретной ООПТ. Для более подготовленного ученика предлагается найти материал о перспективах развития региональной сети особо охраняемых природных территорий, о возможности и особенности развития экологического туризма (проведения научных исследований, экологического волонтерства или другой формы использования ООПТ) с учетом ее профиля и охранного статуса.

12.

Возможность использования пособия для углубленного эколого-биологического обучения учащихся и самообразования.

Для расширения кругозора учащихся и лучшего запоминания имеются рубрики «Оказывается», «Повтори и запомни», «ВНИМАНИЕ!». Для углубленного изучения заповедных и особо охраняемых природных территорий и их видового разнообразия предлагаются универсальные и тестовые задания и задания для самостоятельной работы. По предложенному алгоритму на основе включенного в пособие справочного материала и универсальных заданий, педагог может предложить ученикам составить собственные анаграммы, чайнворды, кроссворды, головоломки, игры в слова на интересную для конкретных учеников тему или для других охраняемых природных территорий. При желании можно научить ребенка создавать тематические учебные игры самому, используя включенный теоретический материал и варианты заданий в игровых формах.

13.

Механизм преодоления перегрузки учащихся

Часть вопросов и кроссворды можно решать с учетом интересов, по 10-15 заданий к уроку, по заданию учителя. Выполнение универсальных заданий ко всем параграфам также индивидуальны для каждого ученика по указанию учителя. Такие задания предлагают ученику подготовить материал с использований приложений в любой интересной форме о выбранной особо охраняемой природной территории, выбранном (или предложенном учителем) объекте охраны на данной территории, ее проблемах (уязвимость охраняемых видов, антропогенная нагрузка на территорию, браконьерство, пожары и палы на охраняемой территории и др.).

14.

Отсутствие поурочных методических разработок в помощь учителю.

Разработка и методическое наполнение модуля будут продолжены, наиболее интересные и востребованные учебно-методические материалы будут постоянно размещаться на сайте областного эколого-биологического центра и печататься на страницах Брянской учительской газеты.

15

Повторяемость алгоритма описания особо охраняемых природных территорий, набора контрольных вопросов и заданий возможно «обедняет» содержание учебного материала и его методический аппарат.

Данный подход к этому времени уже известен учащимся этого возраста из курса географии (план физико-географической характеристики территории). Выбранный нами алгоритм характеристики ООПТ, конструкции вопросов и заданий в предложенном виде – это форма ухода от перегрузки учащихся (по алгоритму легче учить новый материал). В тоже время, учителю предлагается практически каждый урок построить как нетрадиционный (см. ниже структуру методики преподавания модуля «Заповедная Брянщина»), т.е. за счет обогащения типологии уроков, их структуры, разнообразия форм и методов, нивелировать кажущиеся единообразие подачи учебного материала и контрольных вопросов и заданий к нему.


Структура методики преподавания модуля «Заповедная Брянщина»1


ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ


ПРИРОДОВЕДЕНИЯ

ЗООЛОГИИ

БОТАНИКИ


СПЕЦИФИКА МОДУЛЯ «ЗАПОВЕДНАЯ БРЯНЩИНА»


Содержание курса

Развитие

понятий

Материальной базы

Воспитания

Методов и приемов


Урока

(предлагаемые формы)

- систематизации

- знаний

- устный журнал

- викторина

- защита рефератов

- творческого отчёта

- соревнование

- конкурс

- игра

- конференция

- диалог

- аукцион

- турнир

- путешествие

- мудрости

- откровение




МЕТОДИКА



Общественно полезного труда**

Внеклассных

занятий**

Экскурсий**

Внеурочных

работ**

Домашних работ**


На учебном участке**

В уголке живой природы**

В кабинете**

В природе**



1 Из схемы убраны блоки эколого-биологических, психолого-педагогических, философских наук и общей методики преподавания биологии, которые, безусловно, учитель-практик учитывает в своей повседневной работе.

** Приветствуется многообразие форм, применяемых учителем исходя из психолого-педагогических особенностей класса, материально-технической базы школы, педагогического опыта и творчества учителя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля проведение санитарно-просветительской деятельности
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconРабочая программа профессионального модуля пм. 02 Участие в лечебно-диагностическом и
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля 04 Приготовление блюд из рыбы
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля 03 Приготовление супов и соусов
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля 01
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля пм 02 Выполнение монтажа какасно-обшивочных конструкций
...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрофессионального модуля
Рабочая учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля приготовление блюд из рыбы
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля приготовление сладких блюд и напитков
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля приготовление холодных блюд и закусок
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2013 г рабочая...
Кв8 «Инновационные технологии в работе с участниками образовательного процесса»
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля приготовление сладких блюд и напитков
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля приготовление блюд из овощей и грибов
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля пм. 01
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconРабочая программа профессионального модуля пм. 01 «Реализация лекарственных...
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Программа образовательного модуля «Заповедная Брянщина» iconПрограмма профессионального модуля эксплуатация и техническое обслуживание...
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск