Скачать 52.64 Kb.
|
5 класс Урок № 43. Тема. И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». Цель:
Оборудование: мультимедийная презентация. ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Анализ содержания рассказа И.А.Бунина «В деревне». 1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач. 2. Вступительное слово учителя. Произведения И.А.Бунина 1890-1900 гг. посвящены переживаниям писателя, рождённым воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, вызванными посещением русской деревни. Внутренне все рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле». Оживляя картины детства, Бунин пытается найти ценности бытия, порой трудно уловимые, нестойкие или даже «непохожие на действительность». В большинстве рассказов И.А.Бунина, написанных в тот период, герои стремятся в той или иной форме ответить на вечные вопросы жизни. Рассказы этих лет позволяют углубиться в «многослойное» бытие личности, исполненное искренними чувствами. Такие произведения сближаются с бунинской поэзией и обогащают её. 3. Беседа по первичному восприятию рассказа. - Какое настроение преобладает в рассказе? (Рассказ наполнен предвкушением счастья, ожиданием перемен, которые совершаются в жизни человека вместе с наступлением весны). - Какой изображена зима в рассказе И.А.Бунина? 4. Обращение к выставке репродукций картин И.Шишкина, Н.Крымова, К.Юона, посвящённых зиме. - Что объединяет картины русских художников и рассказ И.А.Бунина? 5. Лексическая работа. - Объясните значение слов вогул, иноходь, коренник, пристяжные? Ма́нси (устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Иноходь – особый бег, при котором лошадь одновременно выносит сначала обе правые ноги, а затем обе левые. Коренник – средняя, самая сильная лошадь в тройке. Пристяжные – лошади, запряженные сбоку от оглобель, для помощи кореннику. 6. Проверка цитатных планов, составленных дома. Работа с текстом. Примерный цитатный план первой части.
Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Да, это настоящая зима!» - Какая картина возникла в вашем воображении в процессе чтения этого абзаца? - Назовите слова, передающие настроение героя. Подберите синоним к прилагательному «суровый». Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал Святок…» до слов «…да стены домов». - Изменилось ли настроение героя во втором абзаце? Какие чувства испытывает герой, наблюдая приготовления к празднику? - Какие детали позволяют понять, почему увидеть весну в городе невозможно? Выразительное чтение фрагмента от слов «И вот наконец наступал желанный, радостный день до слов «Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно». - Найдите в прочитанном отрывке слова, передающие настроение героя. О каких качествах свидетельствует это описание чувств? Исследовательская работа с текстом. Фрагмент от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части. 1 вариант. Выпишите из текста сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие литературные средства помогают автору описать картину зимы? Приметы зимы. Яркие эпитеты молодой (снег), мёртвое (молчание); метафора сугроб, набитый вчерашней метелью; олицетворение задумчиво позванивает колокольчик делают картину яркой, максимально достоверной. 2 вариант. Выпишите из текста сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение замечать разнообразные оттенки цветов характеризует героя? Краски зимы. В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутровые тона. Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутона и оттенки. 7. Слово учителя. Корней Чуковский точно отметил очень важную особенность поэтического взгляда на мир И.А.Бунина: «Его степной, деревенский глаз так хваток, остёр и зорок, что все мы перед ним – как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зелёные, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозём – синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков». 8. Проверка цитатных планов, составленных дома. Работа с текстом. Примерный цитатный план второй части.
Примерный цитатный план третьей части.
Выразительное чтение по ролям диалога от слов «Мне было грустно покидать родной дом…» до слов «И хорошо можно жить в деревне!» - В чём смысл совета отца? - Отец с грустью замечает: «Бедности в деревне много». Какой кажется жизнь крестьян герою? Как это характеризует мальчика? Выразительное чтение от слов «Правда, правда!» до слов «Радостно взвизгивает и заливается смехом». III. Подведение итогов урока. - Почему в морозный январский день мальчик чувствует весну? (Герой счастлив. Это ощущение ему даёт общение с природой. Мальчика не покидает чувство глубокого довольства и покоя, весеннее радостное настроение наполняет душу. Он забывает о реальности, очарованный солнечными днями, светлыми грёзами о близкой весне). - Эти впечатления – лишь предчувствие весны. Какой представляет настоящую весну мальчик? («Этот же ветер скоро станет теплее, а когда наступит март, - шумно и весело пойдёт он по берёзовым лесам в блеске весеннего солнца, пробуждая природу от зимнего сна. А потом загремят по оврагам полые воды, налетят с далёкого юга птицы, зазеленеют поля… Хорошо в полях!» Весна для героя – сказочное существо, приносящее миру радость и обновление). IV. Домашнее задание. 1.Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче», с.25-35, ч.2 2.Составить цитатный план рассказа. 3.Инд. задания. Подготовить сообщения: - «Гимназические годы Л.Андреева»; - «Годы учёбы в Петербургском и Московском университетах»; - «Увлечения Л.Андреева». |
Урок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов» Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок) | Урок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач» Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс | ||
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»... Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок № Тема: «Музыка леса» Урок № Тема: «Музыкальная драматизация тем сказочных героев» | ||
Урок – соревнование Тема урока Тема урока: Урок – соревнование па круговой системе по национальным видам спорта (интегрированный урок: физическая культура, национальные... | Урока Тема Домашние задание 1 Повторение Урок 1 Personal Identification... | ||
Урок: «Математический калейдоскоп». Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний. Тема Тема: Подготовка к контрольной работе по темам: «Решение неравенств с одной переменной с помощью графика квадратичной функции и методов... | Урок: обучение грамоте. Тема: Согласные звуки Тема: Согласные звуки «М», «М'», буквы Мм. Чтение слов с буквой М. Урок закрепление | ||
Урок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12.... Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок) | Урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения» Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении.... | ||
Конспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По... Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя | Урок по музыке и опк, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси. 1 урок на 40 мин. 5 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 муниципального образования Темрюкский... | ||
Урок математики в 6 классе. Тема Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа».... | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Урок поиск. Тема: Небесные тела: планеты, звёзды, форма и размер Земли Предмет: «Мир вокруг нас», урок – овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысливания. Урок – поиск | Урока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения |