Пояснительная записка программа «География России»





НазваниеПояснительная записка программа «География России»
страница1/6
Дата публикации04.01.2015
Размер0.72 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
c:\documents and settings\admin\рабочий стол\для кужаковой\деряжная +\1 - 0015.tif

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «География России» для 8-9 классов – комплексный курс физической и социально – экономической географии, реализуемый в соответствии с концепцией страноведческого подхода в преподавании данного предмета. Является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводится 136 (на 2 года обучения, 8 и 9 класс) недельных часов.

Программа «География России» для 9 класса- это продолжение курса «География 8- – комплексного курса физической и социально – экономической географии, реализуемый в соответствии с концепцией страноведческого подхода в преподавании данного предмета. По виду является основной общеобразовательной программой. Разработана на основе Программы по географии для общеобразовательных учреждений - Москва, Просвещение – 2004 г

Программа для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089, содержащего временные требования к минимальному объему содержания по географии в 9 класса, утвержденные Приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312. примерной программы по географии основного общего образования МОРФ (письмо Департамента государственной политики Министерства образования и науки от 07.07.2005 № 03-1263), «Программы для общеобразовательных учреждений. География» - под редакцией А.И. Алексеева - Москва, Дрофа, 2004 год, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Обучение ведётся по УМК Учебник «География России. Природа и население» А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, Г.Ю. Кузнецов. Издательство «Дрофа» 2013год.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса географии в 9 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, в соответствии с учебным планом МБОУ Ширинская ООШ№17 на преподавание курса географии в 9 классе в выделено 67 часов, 2 часа в неделю,

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы





  1. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  2. Примерной программой основного общего образования, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов МО и науки РФ по предмету химия;

  3. Учебным планом МБОУ Ширинская ООШ № 17 Приказ № 95 от 04.09.2013г.;

  4. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин и (модулей) Ширинская ООШ №17 от 02.09.2013г Приказ №94.1

  5. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на уровне основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

География как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех уровнях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» география вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о природе.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требования к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных , социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины. В 8 классе обучение в основном направлено на изучение физической географии России.

Цели и задачи обучения в 9 классе

Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об основных географических понятиях, о разнообразии природных условий и ресурсов, населения и проблем хозяйства в разных регионах страны; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России.

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным.

Особенности класса: данная рабочая программа будет реализована в 9 классе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. В данном классе 19 учеников. Класс работоспособный, ученики активны на уроках, учение доставляет им удовольствие, имеют хороший уровень обученности, но трое учащихся крайне слабые, не систематически готовятся к занятиям, учебные действия могут выполнять только с помощью учителя.

В курсе «География России» рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.

Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения. Здесь же рассматривается место своей республики в природном и экономическом пространстве России.

Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии территорий России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение «образов мест» разного масштаба (крупных природных районов, городов, отдельных «замечательных мест России»). Учащиеся должны осознать, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Очень важно сформировать у учащихся привязку своей жизни к жизни своей республики и всей страны в целом через: личностно – ориентированные вопросы и задания, связь абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и своего села.

Программа содержит новые направления географического образования:

- главное – человек и его место человека в географическом пространстве;

-комплексные подходы к характеристике территории России и регионов;

- изучение регионов как крупных природных комплексов;

- изучение население, особенностей культуры и быта народов Российской Федерации и своей Родины.

В первом разделе изучается общая характеристика хозяйства России( 23 часа) материал об экономических комплексах России , во втором – «Регионы России» (35 часов) об особенностях экономического развития экономических районов России, характерных взаимодействиях природы и общества. Далее - особенности экономического развития Хакасии.

Основной блок «Регионы России» рассчитан на 35 часов.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение экономики России поможет освоению картографического метода познания нашей родины.

Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. Текущий и итоговый контроль проводится в виде практических работ, тестирования, проверочных и творческих работ.

В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, различные источники географической информации.

В курсе широко используются знания истории, литературы, биологии, экологии, краеведения, особенное место пространственно- историческому развитию территории.

  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестового контроля. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении географии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Географический материал может изучаться на интегрированных занятиях с биологией, экологией.

Виды учебных занятий: лекция, практическая работа, собеседование, консультация, практикум, тестирование.

Система оценивания результатов обучения по географии

Оценивание по географии осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету, оценивание происходит на основе: устных ответов; письменных работ; практических и лабораторных работ.

Оцениваются следующие элементы:

• знания по предмету, указанные в программе;

• умение пользоваться географическими терминами;

• умение связывать между собой знания, относящиеся к разным темам и использовать их,

поиск, обработка информации и её оценка;

• умение делать из пройденного материала выводы;

• умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

• умение самостоятельно работать с учебными материалами;

• отчёты по исследовательским проектам и групповым заданиям;

• сопроводительные тексты и комментарии к рисункам, схемам, диаграммам, графикам;

• умение пользоваться дополнительной литературой и составление рефератов и эссе;

• применять полученные знания от просмотра видеоматериала; умение комментировать и анализировать его;

• умение составлять опорные конспекты тем и отдельных уроков;

• умение самостоятельно подготавливать отдельные темы.

Оценивание итогов обучения делится на:

а) текущее оценивание: текущие оценки могут быть поставлены за устные ответы, письменные индивидуальные или фронтальные работы, выполнение письменного домашнего задания, за работу в группе, за практическую работу, доклад или реферат, за составление конспекта, за проверочную работу, за компьютерную презентацию.

б) итоговое оценивание: проверочная работа отражает результат обучения по какой-либо целостной части учебного материала. За основу при оценивании проверочной работы берутся требуемые результаты обучения, зафиксированные в программе обучения по биологии. Проверочная работа может быть проведена в форме теста. Сроки и форму проведения проверочных работ учитель сообщает ученикам в начале учебной четверти.

Ученик имеет право исправления неудовлетворительной оценки за контрольную работу в индивидуальном порядке в соответствии с графиком консультаций в течение 10 учебных дней после её получения.

Итоговыми являются четвертные годовые оценки. Четвертная оценка ставится на основании не менее трёх оценок. Годовая оценка ставится на основании четвертных оценок. Итоговая оценка выставляется как средний результат за данный период. В случае спорной оценки оценка выставляется в пользу ученика.

В конце 9 ученик может выбрать географию в качестве предмета, по которому сдаёт переводной экзамен.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков.

Отметка «5»

Практическая или проверочная работа выполняется в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения работ источники знаний, показывают необходимые для проведения работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д. ). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащимися основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знание теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя или хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Отметка «1» ответ отсутствует.

Критерии оценки за устный ответ.

За теоретический вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая

терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.

Отметка «2»

Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося

Отметка «1» ответ отсутствует.

За проблемный вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.

Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.

Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.

За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации для решения практических задач:

Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.

Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.

Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.

При оценивании проверочных работ или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания: 9 – 10 правильных ответов – «5» ; 7 – 8 правильных ответов – «4» ; 5 – 6 правильных ответов – «3» ; 3 –0 правильных ответов – «2»

• При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.

• Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.

• При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.

При оценивании письменной работы учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:

90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»

65-89% правильно выполненной работы – оценка «4»

40-64%правильно выполненной работы – оценка «3»

0– 39% правильно выполненной работы – оценка «2»

Требования к работе в контурных картах:

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин -по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании
Примерной программы основного общего образования по географии «География России»(VIII-IX классы), авторской программы: Ким Э. В.,...
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка курс «Экономическая география России. География...
Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития,...
Пояснительная записка программа «География России» iconРабочая программа основного общего образования по географии для 9...
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего...
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка Курс «География Иркутской области»
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Пояснительная записка программа «География России» iconРабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый...
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «География России. «Население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. «Население, хозяйство» составлена на основе примерной программы
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка по курсу «География»
...
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «География...
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Пояснительная записка программа «География России» iconРабочая программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Курс «География России»
России как великой евроазиатской державы. Данный курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма...
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной...
Классов Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч региональная характеристика...
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка по географии в 7 классе на 2013-2014 уч год...
Рабочая программа курса «География» разработана на основе авторской программы Алексеева А. И
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка программа: примерная программа основного общего...
Программа: примерная программа основного общего образования по географии, «География России» (8-9 классы), авторская программа по...
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка. В 20 12
Мо РФ от 09. 03. 2004 №1312). и Федеральным базисным учебным планом 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации,...
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка к программе География. Начальный курс. 6 класс
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка программа «География России» iconПояснительная записка Количество часов: Всего- 34; в неделю 1 Плановых...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск