Скачать 0.72 Mb.
|
Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс, составленная на основе примерной программы к ФКГС основного общего образования по географии и авторской программы «Материки, океаны, народы и страны. 7 класс». Автор: Т.П. Герасимова. Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа «Материки, океаны, народы и страны», 7 класс составлена на основе:
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте основного образования (география) этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». Однако при составлении программы курса 7 класса в ее содержание были включены элементы знаний и из других разделов стандарта — «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и геоэкология». Структура документа Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем, рекомендуемым перечнем практических работ; требования к уровню подготовки учащихся. Общая характеристика учебного предмета Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Основная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей. Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
• учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории. Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 учебный час в неделю), в 7,8, и 9 классах – по 70 часов (2 учебных часа в неделю). В базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Тульской области 1 час учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный компонент. Этот час использован для изучения тем краеведческого модуля, включенного в курс географии 6 класса. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты обучения Результаты обучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе описывать и объяснять, приводить примеры, использовать разнообразные географические источники информации – карту, статистические материалы, геоинформационные системы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде для оценки её состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения прежде всего в своей местности. Практических работ 24; из них Оценочные - 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23; Тренировочные – 5, 8, 12, 13, 14, 16, 21, 24 Подчеркнутым выделен обязательный минимум содержания Федерального компоненты государственного стандарта Основное содержание Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС) Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. РАЗДЕЛ I . КАК ОТКРЫВАЛИ МИР (2 ЧАСА) «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли. Практические работы: ПР 1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.). РАЗДЕЛ II. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА – ВЕЛИЧАЙШЕЕ ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 ЧАСА) Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт, их различия (по охвату территории, по масштабу, по содержанию). Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте. Практические работы: ПР 2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. ПР 3. Чтение, сравнение и составление характеристики карт. Раздел III. ЗЕМЛЯ – УНИКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА (11 часов) Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения. Тема 1. Литосфера и рельеф Земли ( 2 часа) Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих земную кору горных пород. Карта строения земной коры (тектоническая). Развитие рельефа на материках и в океанах. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океанах. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Практические работы: ПР 4. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит). Обозначение на контурной карте литосферных плит, древних платформ, сейсмических поясов, вулканов. Тема 2. Атмосфера и климат ( 3 часа) Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Типы климатов. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. Практические работы: ПР 5 . Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата. Тема 3. Гидросфера ( 2 часа) Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Распределение вод суш по материкам в зависимости от количества осадков, испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Воды суши поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов. Практические работы: ПР 6. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально - аквальных природных комплексов. Тема 4. Биосфера и географическая оболочка ( 3 часа) Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества. Круговорот веществ и энергии. Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы. Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов. Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Карта природных зон. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия. Практические работы: ПР 7 : Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Тема 5. Земля – планета людей. Население Земли (1 час). Появление человека на Земле. Древняя родина человека, предполагаемые пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры. Численность населения. Размещение людей по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение людей по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции людей. Основные человеческие этносы. Основные религии. География языков и современных религий. Взаимосвязь материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Влияние окружающей природной среды на типы жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия людей. Многообразие стран современного мира. Основные типы стран. Наиболее крупные по площади и численности населения страны, их столицы и крупные города. Практические работы: ПР 8 : Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамики населения разных регионов и стран мира. Раздел IV. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (51 час) Тема 1. Африка (11 часов). Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История исследования материка. Основные черты природы Африки. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климатов материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки. Природные ресурсы Африки и их использование. Стихийные природные явления. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи), народные промыслы; религия. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности человека. Охрана природы. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. Практические работы: ПР 9:Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка. ПР 10: Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. ПР 11 : Изучение политической карты Африки. Краткая географическая характеристика стран различных типов. ПР 12 : Краткая географическая характеристика Африки и ее регионов. |
Никитина Н. А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс Примерной программы основного общего образования по географии а также программы. Автор программы И. В. Душина «Материки, океаны,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: стандарта... И. В. Душиной «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс (сборник : География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11... | ||
Рабочая программа по Географии. Материки, океаны, народы и страны.... Рабочая программа по Географии. Материки, океаны, народы и страны. Душина И. В., В. А. Коринская, Щенев В. А. составлена на основании... | Компьютер (арм учителя: монитор+системный блок+клавиатура+мышь) Начальный курс географии 7 кл. География. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы и страны | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. В. Душиной «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс (сборник : География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11... | И. В. Душина Cценарии уроков География: Материки, океаны, народы и страны. Становедение: 7 класс: Органайзер для учителя: Сценарии уроков. – М.: Вентана Граф,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник : И. В. Душина В. А. Коринская География Материки, океаны, народы и страны Дрофа 2010 | Урок по географии в 7 классе на тему: «Достопримечательности Северной Америки» Электронное учебное пособие «География. Наш дом-Земля. Материки, океаны, народы, страны». Для учащихся 7-х классов общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк: программа И. В. Душиной «Материки, океаны, народы и страны», издательство «Дрофа», 2008 год | Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам» Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В поурочное планирование включены разделы электронного учебного издания (эуи) «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы... | Тематическое планирование по географии Класс Учебного пособия: География. Материки и океаны: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Е. М. Домогацких, Н. И | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарно – тематическое планирование по географии 7 класс «Материки и океаны» ( 70часов) | География. Материки и океаны Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263, за основу рабочей программы взята... | ||
Рабочая программа учебного курса география 6 класс Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной... | Конспект урока географии на тему: «Северная Америка. Канада» ... |