России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г





Скачать 98.69 Kb.
НазваниеРоссии Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г
Дата публикации16.01.2015
Размер98.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Эколого-географические проблемы регионов России

Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии ПГСГА, Самара, 16 января 2012 г.

УДК 913(470)

ББК 26.89

Э 35

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Поволжской государственной социально-гуманитарной академии

Оргкомитет конференции:

Проектор по НИР, профессор О.М Буранок (председатель),

Зав. кафедрой географии и методики её преподавания, доцент Л.Ф. Ляховская,

Профессор Ю.М. Попов, доцен И.В. Казянцев, старший преподаватель О.В. Воробьёва

Редакционная коллегия:

Доцент Л.Ф. Ляховская (отв. Редактор),

Доцент И.В Казанцев (отв. Секретарь),

Старший преподаватель О.В. Воробьёва (секретарь)

Э 35

Эколого-географические проблемы регионов России:

Материалы III всероссийской научно-практической кон-

ференции с международным участием, посвящённой

75-летию кафедры географии и методики ее преподавания

ПГСГА. 16 января 2012 года. – Самара : ПГСГА,

ISBN 978-5-8428-0886-1

В авторской редакции

В сборник вошли материалы исследований в области физической и социально-экономической географии, экологии, туризма, методики преподавания географии и биологии в школе и вузе.

ISBN 978-5-824-0886-1

УДК 913(470)

ББК 26.89

Поволжская государственная

Социально-гуманитарная, 2012

Современные достижения методики преподавания географии, региональные аспекты развития системы образования в области географии и экологии

Г.Г. Петрова

Борисоглебский индустриальный техникум, г. Борисоглебск

Современная географическая наука переживает информационный переворот, который усиливается другими другими достижениями HTP.

Идёт переосмысление места географии среди других наук, переустройство её теоритической базы. Благодаря разносторонним исследованиям, преобразования в географии ещё не завершены, возможно, наступившее тысячелетие будет ознаменовано крупными открытиями.

Сам курс «география» переживает бурные преобразования, что связано с общей перестройкой системы образования, но при этом содержательный план дисциплины во многом остаётся доминирующим.

Предмет география занимает особое место в общей системе знаний, так как изучает природу и общество в их взаимодействии, обладает широким диапазоном межпредметных связей, имеет разнообразные формы и средства обучения, а это позволяет утверждать, что данный предмет обладает значительным потенциалом для достижения цели экологического обучения и воспитания.

В связи с развитием общества поступающий поток информации с экрана телевизоров, разнообразных журналов, газет, необходимо использовать различные инновационные формы и приемы на уроках с учетом возрастных особенностей и подготовленности учащихся.

Главную роль играет преподаватель. Его главная функция заключается в формировании не только предметных знаний, сколько универсальных учебных действий на основе своего предмета, а для того нужно полностью пересматривать методы работы – делать их практикоориентированными, познавательными, переходить на сотрудничество с учеником, необходимое широкое ведение информационно-коммуникативных технологий, работа с электронными продуктами(компакт-диски, учебники с электронными приложениями). Преподаватель должен сам информировать информационную среду, но это не только электронные, но и бумажные ресурсы. О том, как изменится система и методы преподавания географии с введением нового образовательного стандарта, рассказал зам. Руководителя по методической работе центра «Сфера», кандидат географических наук, доцент географического факультета МПГУ, соавтор учебников по географии линии «Сферы», Людмила Савельева. Она пояснила, что стандарт под информационно-образовательной средой понимает: во-первых, информационно-методическое обеспечение – бумага электронный продукт, натуральные модели, т.е всё то что, что работает на образовательный процесс. Во-вторых, технические средства компьютеры, электронные диски, гаджеты. В-третьих, педагогические терменологии, т.е, учитель должен уметь строить образовательную деятельность в зависимости от интереса в классе, сложности класса.

Для создания новых методик преподавания географии необходимо иначе формировать цель: не выучить географию, а научиться применять полученные сведения для оценки прогнозирования процессов, происходящих в природе и обществе, т.е цель – не теория, а практика.

Существует разные способы передачи знаний – это рассказ(общительный, описательный), беседа, диспуты, исследования. И тут я не могу согласиться с учителем географии СОШ№8 (г.Буйнанск. Республики Дагистан) А.Ю Гетиновой, которая предлагает разные формы ведения уроков, что способствует повышению интереса учащихся к учебному материалу. Например, к каждому своему уроку старается подобрать эпиграф, который имел бы отношение к теме урока или являл собой значимую и яркую форму, отражающая нормы нравственности. При решении творческой задачи она организует урок в формк мозгового штурма, добиваясь при развитии творческого мышления. Дидактические ценности этого метода: активная форма работы; тренировка умения кратко и чётко выражать , слышать, и слушать друг друга; способ поддержать трудного ребенка; умение вызывать боьшой интерес у учеников и на его основе организовывать деловую игру. В свою очередь игры проводимые на уроках играют важную роль в активизации познавательной деятельности учащихся. Они могут быть разного рода: ситуационные, ролевые, пресс-конференции.

Особое внимание нужно уделять проверке знаний, которая осуществляется различными способами. Что здесь можно изменить и усовершенствовать? Обычно при опросе одновременно может говорить только один человек, а остальным оставалось слушать, хотя руку поднимают несколько человек, но выбрали не их. А.Ю Гетинова предлагает в этом случае несколько новаторских примеров:

  1. Одним за другим у доски отвечают несколько человек, продолжая или опровергая ответы предыдущего ученика.

  2. Отвечает один ученик, оценивает с места второй, дополняет третий, готовит письменный ответ четвёртый, составляет тезисы у доски пятый.

  3. Ученики по командам соревнуются, выполнять по очереди действия в соответствии с определённым правилом.

  4. «Игра случайность» в опрос вводится элементы случайного выбора.

  5. Блиц-опрос: первый ученик задаёт вопрос второму, второй третьему, и т.д, до последнего ученика.

Как обычно в конце урока преподаватель подводит итог занятия, но при этом важно не столько повторить пройденный материал, сколько осуществлять рефлексию состояния ученика, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая коснулась его, захватила, либо была бесполезной и неинтересной, а может он остался безразличен к происходящему. Для этого можно использовать индивидуальные карточки с вопросами о пользе проведённого урока, или ученик составляет «резюме» урока или письменно отвечает на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку.

В работе с отстающими учениками надо учитывать причины отставания при изучении предмета, желание преодолеть это отставание, а так же заинтересованное отношение родителей. Если отстающий ученик относится к первому типу, то для работы с ним создаётся группа поддержки из числа педагогов, родителей, старшеклассников, разрабатывается программа выведения из кризиса и постепенно, с учётом способностей ученика, вывести его по дороге успеха.

Одним из примеров по выявлению к какой категории относится учащийся – это заполнение личной карты «характер отклонений», в которой учитывается личностные качества его и степень их проявлений.

В современном обществе нужно изменить подход к понятию «одаренность», важно выявить одаренных детей, но ещё важнее относиться к обычному ученику как к одаренному. Для реализации нового подхода нужно внедрять индивидуальное взаимодействие с учащимися. Один з методов – это метод специальный раскладки в зависимости от формы урока:

  1. «Шпалерно-фронтальный – для переполненных классов и ля массовых.

  2. «глаза в глаза» - столы ставятся один к одному и четырие ученика сядятся друг против друга.

  3. «Замкнутый прямоугольник или большой овальный стол»

  4. «Полусфера» - столы ставятся полукругом и учитель занимает место внутри полукруга.

  5. «На завалинке» - ученики на стульях садятся гроздью по трём граням стола.

  6. «Торжественный момент» - столы ставятся по трём сторонам периметра класса, учащиеся расположены лицом середине класса(для творческих занятий).

Сегодня в преподавании предмета «География» происходят большие перемены и это надо учитывать педагогу в своей работе. Он должен знать и использовать такие приёмы, в которой каждый учащийся будет чувствовать себя личностью.

По мнению И.С Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентировочная педагогика. Для выстраивания модели личностно ориентированного обучения; она считает необходимым различать следующие понятия:

  1. Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала доступного ученику.

  2. Дифференцированный подход – выделение групп учащихся по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

  3. Индивидуальный подход - распределение учащихся по успеваемости, способностям профессиональной направленности.

  4. Субъективно-личностный подход – отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

В отличие от традиционного, личностно-ориентированный урок, на мой взгляд, изменит тип взаимодействия между учителем и учеником, так как от командного стиля педагог переходит к сотрудничеству. Это включается в следующем: чаще поощрять учащегося за правильные ответы; создаваь условия для самостоятельного получение знаний. Особую роль в обучении играет применение краеведческого принципа. В этом я согласна с преподавателем географии Т.М Окунцевой. Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понять географию более отдаленных районов России и зарубежных стран. Нужно отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Родной край – это объективная среда, способствующая формированию патриотических чувств. Поиско-иследовательское направление в изучении родного края способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интересов учащихся, овладения умениями и навыками самостоятельного получения знаний, развитию творческих способностей. Большое значение имеет внеклассная работа, так как позволяет работать с учащимися, не ограничиваясь рамками учебной программы, что развивает у шкоьников исследовательские наклонности.

Еще помогает осуществить личностно-ориентированный подход в обучении – это работа над исследовательскими проектами. Создание проектов дает возможность учащимся освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Учащиеся не стесняются выражать своё мнение, приобретают навыки самостоятельной учебной работы, могут дать оценку экологического и экономиеского состояния отдельных территорий, стран и регионов.

Отдельно сказать о региональных аспектах развития системы образования в области географии и экологии. Основой формирования экологической культуры в нашем регионе служат общеобразовательные учреждения различных видов. В региональном компоненте есть возможность ведения в учебный план школы интегрированного предмета типа «Экология» , содержащее которого целесообразно строить с учетом региональных особенностей экологической ситуации Воронежского края. Осуществить это можно путем выделения учебного времени на проведение учебных экологических практикумов для учащихся разных классов, которые проводятся путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде, а по содержанию они должны быть ориентировны на:

- изучение и оценку экологического состояния своей местности;

- проектирование и уход за ландшафтом;

- практическое участие в предохраненных мероприятиях;

- пропаганду идей здорового образа жизни.

Наилучший способ достижения этих ориентиров – это вовлечение учащихся в выполнение экологических проектов, работа над которыми проводится с использованием прогрессивного педагогической технологии, а именно –индивидуальная учебная деятельность, организованная в малых группах сотрудничества. По своему содержанию учебные проекты должны состоять из трех частей:

  1. Поиск источников и сбор первичной информации, ей анализ, обработка и оформление в виде текстов, рисунков, графиков и диаграмм.

  2. Разработка программы практической деятельности по осуществлению проекта.

  3. Личное участие и вовлечение других частников в практическое осуществление теоритически разработкой части проекта.

Таким образом, разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школы создает лучшую и реалистическую возможность для достижения цели непрерывного экологического образования подрастающего поколения нашей области.

В региональной системе неприрывного экологического образования активно участвуют все учебные заведения области. Экообразованию способствуют экологическое просвещение, но отдельно надо сказать об экологической пропаганде, которая позволяет распространить конкретные идеи.

Образование в области экологии- непрерывный процесс воспитания обучения, самообразования, накопление опыта и развития личности направленный на формирование ценностей ориентации, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, реализуемых в экологической грамотной деятельности; экологическая культура – наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодйствии с окружающей природой средой, способствующий здоровому образу жизни , устойчиво специально экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека(Федеральный закон «О государственном регулировании образования в области экологии»)

Литература

  1. Выдержки из интервью с заместителем руководителя по методической работе центра «Сферы», кандидатом географических наук, доцентом географического факультета МПГУ, с автором учебником по географии линии «Сферы» Л.Е.Савельевой.

  2. Закон Российской Федерации об образовании. М., 2001.

  3. Гитинова А.Ю. Методика преподавания урока географии. Реферат. Буйнаком. 2009.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М 1998.

  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

Роль туризма в жизни школьников

А.В. Подулыбина

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.

Все мы любим отдыхать, одна из распространенных форм отдыха – туризм. Туризм занимает важное место в воспитании подросткового поколения. Туристическая деятельнсть способствует формированию активной жизненной позиции школьника. В туристических походах учащиеся закаливают свой организм, укрепляют здоровье.

Туризм прекрасен тем, что каждый день находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие испытать себя на прочность. Натянутые нервы тоже, кк ни странно, могут помочь человеку снять усталость. Этому служит набирающий силу во всем мире, и особенно в России, экстремальный туризм. Все больше людей стремятся увидеть красоты подводного мира, спуститься по горному склону на лыжах и даже прыгнуть с парашута. В Европе, например, этот вид туризма начал развиваться быстрым темпами и становится более массовым туризмом в конце 80-х в начале 90-х годов. А у нас, в России, с середины 90-х.

Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника. Нельзя недооценивать того, что детскому возрасту свойственно…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconИ туризму челябинской области уральский государственный университет физической культуры
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 40-летию кафедры спортивной медицины...
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconАктуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы пятой...
Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта ран
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconАктуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы пятой...
Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта ран
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconРоссийской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Года во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Общественное здоровье и здравоохранение в xx1 веке:...
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconПрограмма Всероссийской с международным участием научно- практической конференции
Приветственное слово заместителя председателя Правительства Астраханской области по социальной политике Г. А. Зотеевой
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconПрограмма всероссийской научно-практической конференции с международным...
«Наследие А. Е. Кулаковского в контексте духовной культуры России: современные аспекты исследования», посвященный 100-летию создания...
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconКировский областной клинический противотуберкулезный диспансер информационное письмо
Вас принять участие в работе очно-заочной межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы...
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconАвтономная некоммерческая организация высшего образования
Приглашаем Вас принять участие в IX всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов «Человек. Общество....
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconI всероссийской научно-практической конференции
Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: Материалы I всероссийской научно-практической конференции,...
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconМатериалы II российской научно-технической интернет-конференции,...
Российской научно-технической интернет-конференции, посвященной 10-летию Себряковского филиала Волггасу и 60-летию Волггасу, 12 марта...
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconПрограмма всероссийской научно-практической конференции с международным...
Место проведения: Россия, г. Москва, ул. Русаковская, д. 13, стр. 5, бизнес-отель «Бородино»
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сб научных статей «Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе», II всероссийской научно–практической конференции...
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconПрограмма II научно-практической конференции молодых ученых с международным...
Научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Язык. Культура. Литература»
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconИ школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции
Книга предназначена для широкого круга читателей: ученых, преподавателей высших учебных заведений, учителей
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г icon13 июня 2006 г. N 474 о проведении V всероссийской научно-практической...
Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
России Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга, Самара, 16 января 2012 г iconСборник статей d Ставрополь, 2012 удк (082): 159. 9: 616-085:=>616-089:...
Научно-практическая конференция с международным участием «Инновации молодых учёных», посвященная 75-летию гбоу впо «Ставропольская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск