Скачать 4.57 Mb.
|
Ивановский государственный химико-технологический университет Ивановский государственный университет Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта РАН НОЦ «Центр мониторинга когнитивных проблем образования, науки. культуры» Ивановское отделение РФО &$[¿: Актуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы пятой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18-20 октября 2012 года) Иваново 2012 УДК 001 ББК 87.25 А 437 Отв. редактор д. филос. н. Т.Б. Кудряшова Статьи и тезисы публикуются в авторской редакции Рецензенты: Кафедра философии Ярославского государственного педагогического университета им К.Д. Ушинского, доктор философских наук, профессор Азов Андрей Вадимович
В сборник включены тексты выступлений и тезисы докладов участников пятой всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной когнитивной науки». Значительная часть выступлений посвящена когнитивным проблемам образования, науки, искусства. Также большое внимание уделяется обсуждению возможностей когнитивистики в актуализации и активизации культур-антропологического потенциала познавательных способностей человека в условиях техногенной информационной коммуникативной среды и электронной культуры. Для философов, психологов, лингвистов, педагогов, социологов и всех, интересующихся проблемами образования, познания, сознания, языка, науки, искусственного интеллекта, искусства, электронной культуры - с позиции когнитивной науки. ББК 87.25 ISBN 978-5-85229-442-5 © ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет», 2012 ОглавлениеРАЗДЕЛ 1 5 Когнитивно-антропологические проблемы исследования и моделирования сознания. Методологические возможности когнитивистики в расширении спектра познавательных способностей человека 5 Д. И. Дубровский 5 ПСИХИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД 5 Е.Н. Князева 14 ВОСПРИЯТИЕ КАК ТЕЛЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОПРИКОСНОВЕНИЕ ИНДИЙСКИХ УЧЕНИЙ И КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 15 Н.М. Смирнова 30 НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ 30 А. Г. Кислов 33 СОВРЕМЕННАЯ ЛОГИКА И КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 33 О.Е. Баксанский 36 ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА 36 В.Л .Васюков 41 ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КОГНИТИВНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ 41 Т.Б. Кудряшова 47 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИДЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ НАУКИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 47 А.В. Шейнин 57 ИНТЕРПАССИВНЫЕ РИТУАЛЫ В КОГНИТИВНЫХ ПРАКТИКАХ 57 С.В. Лещев 59 ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КОНВЕРГЕНТНОЙ КОГИНИТИВНОСТИ 59 Н.С. Катунина 61 КОГНИТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА 61 Р.Г. Баранцев 72 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ-ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ-СОВМЕСТНОСТЬ 72 А.Ю. Алексеев, Е.А. Янковская 75 ГЕТЕРАРХИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ТЕСТА ТЬЮРИНГА 75 П.Е. Калинин 79 СИММЕТРИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР СОЗНАНИЯ 79 И.Е. Волков 83 КОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ КАК КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН 83 А.И. Субботин 85 АПОЛОГИЯ ДЕКАРТА: О СИТУАЦИИ В КОГНИТИВИСТИКЕ 85 О.Б. Куликова 93 СУБЪКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭВОЛЮЦИОННО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ: ИНВАРИАНТЫ И ВАРИАНТЫ 93 Ю.М. Хрусталёв 96 КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ЕСТЕСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ 96 Г.А. Ширшин 98 КОГНИТИВНАЯ СВЯЗЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ: ОТ ТЕОРИИ К МЕТОДОДОГИИ 98 Е.Н. Шклярик 99 КОГНИТИВНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 99 Ю.С. Шкурко 101 СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ ВО ВРЕМЕНИ МЕЖДУ НЕОСОЗНАВАЕМЫМ ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЯ И ЕГО ОСОЗНАНИЕМ 101 С.В. Кудряшова 103 О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ИЕРАРХИЧЕСКИХ И ГЕТЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУР В СЛОЖНЫХ СИСТЕМАХ 103 М.Ю. Иванов 106 КОНЦЕПЦИЯ АВТОПОЭЗИСА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЗНАНИЯ 106 Н.В. Малахова 109 САМОДОСТОВЕРНОСТЬ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ СОЗНАНИЯ 109 М.В. Федотов 113 КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ: ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЯ, ЕГО ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ 113 РАЗДЕЛ 2 118 Воображение как когнитивный феномен и его трансформации в условиях визуализированной среды информационного общества. Когнитивные аспекты художественного. Интересы, ценности, эмоции и движущие мотивы как когнитивная проблема. 118 Е.Н.Шульга 118 ФАНТАЗИЯ КАК КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И СОЗНАНИЯ 118 М. Матсар 130 КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ: УЧЕНИЕ И. КАНТА О ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ СХЕМАТИЗМЕ. 130 М. Н. Павлова 132 ЭСТЕТИЧЕСКАЯ «СИСТЕМА КООРДИНАТ» ЭДГАРА ПО: МЕХАНИЦИЗМ И РОМАНТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ 133 В.М. Маслов 134 КОГНИТИВНЫЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ В ПРАКТИКЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 135 С.В. Борисов, В.О. Богданова 139 ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИДЕЙ КОНСТРУКТИВИЗМА ДЛЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ 140 В.О. Волкова 142 СИМВОЛОПОДОБИЕ «БЛУЖДАЮЩИХ» ТЕРМИНОВ 142 А.О. Коптелов 144 ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 144 Н.А. Пакшина, Л.В. Миронова 146 УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ 146 Жульков М.В. 148 КОГНИТИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СУТЬ ОБРАЗА 148 РАЗДЕЛ 3 151 Социальная когнитивистика. Познавательные аспекты повседневности. Ремифологизация и неомифологическое сознание как предмет когнитивной науки 151 И.А. Бескова 151 ОБЫДЕННОЕ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ОБЫДЕННОГО:ВОСТОК - ЗАПАД 151 Д.В. Куликов 161 К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ МЕТАФИЗИКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 161 О.Н. Масленникова 164 МЕТАМОРФОЗЫ КУЛЬТУРЫ: ЛИТЕРАТУРА С СЕТИ И СЕТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ 164 В.М. Адров 171 ОБ ОДНОЙ МЕТАФОРЕ ФЕДЕРАЛИЗМА 171 М.Г. Зеленцова, К.А. Ненашев 173 ИДЕОЛОГИЯ КАК ФЕНОМЕН КОГНИТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 173 В. И. Кудашов 179 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 179 П.А. Белоусов 181 НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ТЕЛОЦЕНТРИЗМА 181 А. С. Михалевская 185 К ВОПРОСУ О РЕМИФОЛОГИЗАЦИИ В НАУКЕ 185 М.В. Заладина 189 НЕОМИФОЛОГИЧЕСКИЙ И УТОПЧЕСКИЙ ТИПЫ СОЗНАНИЯ 189 М.А. Пилюгина 191 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК КОММУНИКАЦИЯ. 191 Н.В.Чумичева 195 РЕКЛАМНЫЙ МИФОГЕНЕЗ: ПО ЗАКОНАМ ВОСПРИЯТИЯ 195 К.А. Афанасьева 197 МУДРОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕТАРЕГУЛЯТИВОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 197 Е.В.Ширяева 199 КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИДЕАЛА БЕССМЕРТИЯ 199 Н.Д.Шмелёва 201 КОГНИТИВНЫЙ СМЫСЛ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ЭТИКЕТ 201 В.А.Шатохина 205 ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ (К ВОПРОСУ О ГЛОБАЛЬНОМ ПОСТАРЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ) 205 Т.Н. Овчинникова 207 ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕНИЯ 207 И.А. Белая 210 КОГНИТИВИЗАЦИЯ КАК ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП РЕДУКЦИИ ДУХА В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 210 РАЗДЕЛ 4 213 Семиотические, лингвистические аспекты когнитивной науки. 213 С.В.Чебанов 213 ЧЕТЫРЕХЧЛЕННЫЕ СХЕМЫ РАЗЛИЧЕНИЯ 213 Ф.И. Карташкова 235 СТАНОВЛЕНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА : КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ 236 Н.К.Иванова 239 ПАЗИЛАЛИИ И ПАЗИГРАФИИ: ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ КАК ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (XVII – XXI вв.) 239 Е.А. Вансяцкая 241 ЯЗЫК ЭМОЦИЙ В ПОВЕДЕНИИ КОММУНИКАНТОВ-ДЕТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 241 Д. С. Кузнецова 244 КОГНИТИВНАЯ ФОНОСЕМАНТИКА 244 К.А. Никифорова 246 КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ 246 К.А. Врыганова 248 МАСКИРОВКА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 248 Н. Г. Лаврентьева 251 К ВОПРОСУ ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЯ В ПОДЪЯЗЫКЕ ЭКОНОМИКИ (В СВЕТЕ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ) 251 Л.Д. Петряков 253 ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА КАК КОГНИТИВНАЯ ОБЛАСТЬ 253 Е.В. Сухая 256 ТЕОРИЯ ИНФЕРЕНТНОГО ВЫВОДА КАК КОГНИТИВНЫЙ ПРИНЦИП ПОРОЖДЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА 256 С.Л. Фокина 258 МЕТАФОРА КАК СПОСОБ ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЯ (ОБЛАСТЬ НАНОТЕХНОЛОГИЙ) 258 Мощева С.В. 260 РЕКЛАМНЫЙ ДИСКУРС КАК ОСОБЫЙ ТИП ОБЩЕНИЯ:МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯЦИИ 260 Е.С. Антипина 262 ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. БУНИНА «ВОДЫ МНОГИЕ» И «ОКАЯННЫЕ ДНИ»: ЛЕКСИЧЕСКИЙ И ЛИНВОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ 262 С.С. Сдобнов 264 О ДВУХ СТИХОТВОРЕНИЯХ АРКАДИЯ ДРАГОМОЩЕНКО 264 РАЗДЕЛ 5 270 Динамика образовательных методик и методологий в контексте электронной культуры. Рефлексия профессионального саморазвития участников педагогического процесса. Когнитивные условия формирования творческой самообразовательной компетентности в системе профессиональной подготовки 270 Т.А. Кувалдина 270 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ — В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ 270 Н.А. Пакшина, Ю.П. Емельянова, М.А. Кривоногова 272 К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕСТИРУЮЩИХ ПРОГРАММ И ТЕСТОВ САМОПРОВЕРКИ 272 А.И. Кувалдина 275 ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ 275 М.Е. Торшинин, В.В. Тюнина 277 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗАТРУДНЕНИЯМ 278 С.Р. Когаловский 283 О МОДЕЛИРОВАНИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ С КОГНИТИВИСТСКИХ ПОЗИЦИЙ 283 О.Е. Баксанский 291 Е.Н. Кучер 291 ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ 291 М.Б. Клейман 302 ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА 302 Ю. А. Прокопчук 306 РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ДОСТУПНОСТИ ОСОЗНАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА 306 Е.В. Палей 310 РОЛЬ ФИЛОСОФСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 310 К.Л. Ерофеева 313 НЕО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 313 О. В. Янковская 315 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 315 М.А. Буянкина, В.В. Онуфриева 319 КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ КАК ОСОБЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 319 В.М. Кондратьев 321 РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И СПЕЦИАЛИСТА 321 Веремьёва Н. В. 323 РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 323 И.А. Левицкая 324 К ВОПРОСУ О КОГНИТИВНОЙ КОНЦЕПЦИИ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ 325 НАШИ АВТОРЫ 334 |
Актуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы пятой... Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта ран | России Материалы III всероссийской научно-практической конференции... Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга,... | ||
Программа работы конференции предполагает работу нескольких секций... Пермский институт экономики и финансов приглашает Вас принять участие в работе IV всероссийской ежегодной научно-практической конференции... | Проблемы практики комплектования: стратегия преодоления, переход... Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 1—5 октября 2012 г. / Российская национальная библиотека, Воронежская... | ||
I всероссийской научно-практической конференции Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: Материалы I всероссийской научно-практической конференции,... | Программа всероссийской научно-практической конференции с международным... Место проведения: Россия, г. Москва, ул. Русаковская, д. 13, стр. 5, бизнес-отель «Бородино» | ||
Автономная некоммерческая организация высшего образования Приглашаем Вас принять участие в IX всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов «Человек. Общество.... | Актуальные проблемы современной медицины 2013 программа 67-й Научно-практической... Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации... | ||
Ьской местности материалы II всероссийской научно-практической интернет... С. В. Чернокозинская, заместитель директора по научно-методической работе тогбоу спо «Тамбовский бизнес-колледж» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сб научных статей «Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе», II всероссийской научно–практической конференции... | ||
Программа Всероссийской с международным участием научно- практической конференции Приветственное слово заместителя председателя Правительства Астраханской области по социальной политике Г. А. Зотеевой | И туризму челябинской области уральский государственный университет физической культуры Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 40-летию кафедры спортивной медицины... | ||
Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей Сборник научных статей по итогам IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17... | Российской Федерации Тольяттинский государственный университет Научно-образовательный... К 29 Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным... | ||
Устный журнал как форма социального творчества младших школьников,... Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Молодёжное самодеятельное творчество: возможности, направления, перспективы»... | Отчет о Всероссийской научно-практической конференции В соответствии с программой в течение трех дней (7 – 9 октября 2014 года) участники Всероссийской конференции приняли участие в работе... |