И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции





НазваниеИ школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции
страница1/34
Дата публикации21.03.2015
Размер5.27 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Алтайский государственный университет
филологический факультет

ЛИНГВИСТИКА

И

ШКОЛА – III

Материалы

Всероссийской научно-практической конференции

(6–8 ноября 2007 г.)
Издательство Алтайского государственного университета

Барнаул – 2007

ББК

Л59

Лингвистика и школа – III: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Л.Б. Парубченко. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. с.
ISBN

Редакционная коллегия:

Л.Б. Парубченко (отв. редактор), С.В. Доронина, А.В. Морозов,

А.А. Позднякова, Ю.В. Трубникова,
В сборник вошли материалы конференции: доклады, лингвистические и методические статьи, стенограмма «круглого стола» о Едином государственном экзамене по русскому языку, заочная дискуссия по поводу ЕГЭ. В разделе «Из методического наследия» опубликованы работы А.М. Пешковского, Р.И. Аванесова и М.В. Панова, посвященные проблеме квалификации членов предложения. Заключает сборник беседа с М.В. Пановым, записанная в последний год его жизни. Книга предназначена для широкого круга читателей: ученых, преподавателей высших учебных заведений, учителей.
Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по образованию: аналитическая ведомственная программа «Развитие научного потенциала высшей школы».
ISBN
© Алтайский государственный университет, 2008

© Л.Б. Парубченко


СОДЕРЖАНИЕ




Предисловие

5

Раздел 1. ФИЛОЛОГИЯ КАК НАУКА И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ




Бисык О. В. (Барнаул) Практическая методика обучения русскому языку армянских детей-дошкольников

7

Булохов В.Я. (Красноярск) Графическое обозначение точек применения орфографических правил

8

Булохов В.Я. (Красноярск) Отложенное редактирование сочинений как прием формирования у школьников писательского умения учиться на собственном опыте по составлению текстов

13

Вальбрит Л.К. (Барнаул) Именование персонажей в рассказах В.М. Шукшина

15

Григорьева Т.М. (Красноярск) Орфоэпия в русской культуре и просвещении

21

Гриднева Т.Г., Батурина О.А. (Томск) Развитие творческой активности студентов на уроке немецкого языка

30

Дегтярева Т.А. (Оренбург) Устаревшие слова на уроках русского языка в начальной школе: постановка проблемы

33

Дмитриева Л.М., Краева В.Ю (Барнаул) Региональная фразеология в контексте изучения национальной культуры (на материале русских говоров Алтая).

37

Доронина С.В. (Барнаул) Динамика грамматической нормы в конструкциях с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием

42

Дроздова О.Е. (Москва) Лингвистика в средней школе: особенности методики преподавания

50

Заика В.И. (Великий Новгород) Функционально-прагматическая теория для лингвистического анализа художественного текста

56

Захидова Л.С. (Новосибирск) Мифопоэтические парадигмы в произведениях Ю.Полякова (элективные курсы для 10–11 классов)

61

Каверина В.В., Тузикова Е.С. (Москва) Обозначение <и> после приставок на согласный в словах с иноязычными корнями

67

Кадоло Т.А. (Абакан) Анализ наименований городских объектов на уроках русского языка

74

Канакина Г.И. (Пенза) Использование на занятиях русским языком лингвокраеведческого материала

79

Касымова О.П. (Уфа) Система предложения и позиция подлежащего

84

Катышева И.Ю. (Тюмень) Выступление с сообщением на уроке как жанр учебного дискурса

86

Кинцель А.В., Войлошникова Е.С. (Барнаул)

92

Коптева Н.В., Минеева С.А. (Пермь) Речевое развитие школьника: проблемы «родом из детства»

96

Кошелева Л.А. (Барнаул) М.М. Бахтин об «оживлении грамматики» на уроках русского языка

102

Кузнецов А.М., Королева Е.Е. (Даугавпилс, Латвия) Новый школьный учебник синтаксиса

107

Кузьмина С.М. (Москва)

113

Логинова И.М. (Москва) О соотношении интонации и пунктуации в русском языке

115

Любимова О.А. (Барнаул) Региональный компонент как культуроведческий аспект обучения русскому языку в классах филологического профиля средней школы

124

Месеняшина Л.А. (Челябинск) Проблема инпута в обучении письменной речи

129

Николенкова Н.В. (Москва) Письменная коммуникация современных школьников как отражение уроков русского языка в средней школе

134

Осипов Б.И. (Омск) О принципах орфографии и типах написаний

140

Парубченко Л.Б. (Барнаул) «Смотреть в глаза языку» (обучение грамматике в школе)

144

Позднякова А.А. (Барнаул) Грамматическая теория в учебном пособии А.В. Миртова

151

Позднякова Е.Ю. (Барнаул) Русское просторечие в иностранной аудитории

156

Родионова И.Г. (Пенза) «Москва – она, и Пенза – она, Лондон – он». О метаязыковых способностях детей (на материале дневника Жени Гвоздева)

159

Сенюшкина Т.В. (Барнаул) О проекте «Газеты в образовании»

164

Трубникова Ю.В. (Барнаул) Деривационный потенциал текста и проблемы школьного изложения

170

Чернова Л.Н.(Барнаул) Анализ языка художественного произведения как способ повышения читательской активности учащихся (на материале рассказов В.М. Шукшина)

174

Раздел 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Киркинская Т.И. (Барнаул) Развитие языковой способности в работе с текстами (на материале клоуз-тестирования и озаглавливания текста)

180

Киселёва О.А. (Барнаул) Мотивация орфографической работы при коммуникативно-деятельностном подходе к обучению русскому языку

183

Маевский Н.Н. (Ростов-на-Дону) Учебный (школьный и вузовский) «портфель» («портфолио») как инновационная форма самостоятельной работы и контроля за ней

189

Сайкова Н.В., Седова С.Д. (Кемерово) Типы языковой личности при выборе ключевых слов (лингводидактический аспект)

195

Раздел 3. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Макаров В.И. (Великий Новгород) Эволюция одного критерия оценки

202

Обласова Т.В. (Тюмень) Понимание учащимися письменного текста как методическая проблема (на материале выпускных работ ЕГЭ по русскому языку)

206

КРУГЛЫЙ СТОЛ И ЗАОЧНАЯ ДИСКУССИЯ: «ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ»

214

Парубченко Л.Б. (Барнаул) Послесловие к дискуссии

241

Раздел 4. ИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Пешковский А.М. <Вопросы как методический прием>

248

Аванесов Р.И. Второстепенные члены предложения как грамматические категории

253

Панов М.В. <Синтаксис. Второстепенные члены предложения>. Публикация Л.Б. Парубченко

262

Раздел 5. В ГОСТЯХ У МИХАИЛА ВИКТОРОВИЧА ПАНОВА

Публикация Л.Б. Парубченко

271

Сведения об авторах и участниках дискуссии о ЕГЭ

290


Предисловие
У сибирских конференций «Лингвистика и школа» есть своя история. Первая конференция была организована кафедрой современного русского языка Алтайского гос. ун-та в ноябре 1999 г. С докладами выступили д.ф.н., зав. сектором орфографии и орфоэпии Ин-та русского языка РАН С.М. Кузьмина, д.ф.н., проф. ОмГУ Б.И. Осипов, д.ф.н. проф. АлтГУ Н.Д. Голев, д.ф.н. проф. Барнаульского ПГУ Н.Б. Лебедева, д.ф.н. проф. АлтГУ С.М. Козлова, к.ф.н., проф. Челябинского ун-та Л.А. Месеняшина, к.ф.н. доцент АлтГУ Л.Б. Парубченко, школьные учителя. Самое активное участие в конференции принимали к.ф.н. Л.А. Гончар, гл. редактор еженедельника «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября») и сотрудник редакции еженедельника к.ф.н. Т.Н. Леонтьева. Конференцию освятил своим невидимым присутствием великий русский ученый М.В. Панов, который специально написал и передал для нас доклад-статью «Усложнить значит упростить». Конференция почти целиком была посвящена проблемам научного содержания школьного курса «русский язык». 1

Вторая конференция «Лингвистика и школа» была организована и проведена в марте 2002 г. кафедрой русского языка Красноярского гос. ун-та и в научном отношении была также очень представительной: в ее работе приняли участие ведущие сотрудники ИРЯ РАН доктора филол. наук Е.В. Красильникова и С.М. Кузьмина (Москва), сотрудник ИРЯ РАН к.ф.н. А.А. Плетнева (Москва), доктора филол. наук, профессора ОмГУ Б.И. Осипов и Л.О. Бутакова (Омск); д.п.н., профессор КГПУ В.Я. Булохов (Красноярск); доктор филол. наук проф. Т.М. Григорьева (Красноярск), кандидаты филол. наук, доценты И.Е. Ким, Л.С. Подберезкина, Е.С. Бойко, Л.С. Сильченкова (Красноярск), Е.В. Лукашевич, Ю.В. Трубникова, Л.Б. Парубченко (Барнаул), красноярские учителя. На конференции также активно работали в качестве докладчиков и участников дискуссий сотрудники редакции еженедельника «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября») к.ф.н. С.М. Евграфова и Н.А. Шапиро. Здесь обсуждался и нашел отражение в материалах конференции более широкий круг вопросов: содержание и методика преподавания русского языка; теория и современное состояние орфографии; проблемы обучения церковнославянскому языку и др. 2

Особенностью сибирских конференций «Лингвистика и школа» является состав ее участников: академические ученые, профессора, преподаватели университетов, школьные учителя. Диалог между наукой и школой, который на наших конференциях всегда бывает оживленным, сегодня продолжается. Особенность нынешней конференции – большое тематическое разнообразие материалов: на конференции шла речь о преподавании не только русского языка, но и иностранных языков, русского языка как иностранного, литературы, культурологии. Помимо ученых, в работе конференции приняли участие 211 учителей Барнаула.

На конференции было два «круглых стола»: один был посвящен проблемам развития устной и письменной речи в школе, другой – Единому государственному экзамену по русскому языку. Случилось так, что обсуждение ЕГЭ продолжилось и за пределами конференции: в нем приняли участие видные ученые и деятели российского просвещения – «круглый стол» и заочная дискуссия о ЕГЭ помещены в настоящем издании.

Традицией сборников «Лингвистика и школа» является публикация ценных, но малодоступных современному читателю материалов. В этот сборник мы включили труды, посвященные проблемам преподавания синтаксиса в школе, а именно – наиболее болезненной проблеме этого курса: вопросам как средству определения синтаксических единиц. В разделе «Из методического наследия» представлены три точки зрения на эту проблему крупнейших российских ученых: А.М. Пешковского (фрагмент из книги «Школьная и научная грамматика» [1914] 1925г., Р.И. Аванесова (статья о второстепенных членах 1936 г., с тех пор не переиздававшаяся), М.В. Панова (два фрагмента из лекций, прочитанных им в марте–апреле 1996 г. в Московском Открытом педагогическом университете).

В этом издании мы публикуем также текст беседы с М.В. Пановым, происходившей у него дома 21 ноября 2000 г., в последний год его жизни. Перед читателями, знакомыми с Пановым–ученым по его книгам, в живой беседе предстанет Панов–человек: ученик, учитель, наставник, воин…

Председатель оргкомитета конференции

Л.Б. Парубченко

Раздел 1. ФИЛОЛОГИЯ КАК НАУКА И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Бисык О. В. (Барнаул)
ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ АРМЯНСКИХ ДЕТЕЙ – ДОШКОЛЬНИКОВ
Весной 2003 года меня попросили обучить двух армянских детей русскому алфавиту, русской письменности (осенью дети должны были идти в первый класс). А так как с теорией подобного обучения я не была знакома, пришлось выработать частную методику, опираясь на собственные наблюдения реакций девочек на те или иные методы. Я выделила 5 видов опор при обучении детей русской письменности, как иноязычной:

  1. особый, «детский» подход к ребенку при обучении;

  2. система образов;

  3. цвет;

  4. графика;

  5. звук (созвучие).

Рассмотрим подробно эти виды опор. Каждому педагогу известно, что ребенка нельзя мерить своей мерой – мерой взрослого человека. Ребенок 6-ти – 7-ми лет не понимает такой взрослой категории, как – «надо». Зато в детском сознании существуют такие категории, как игра и творчество. Мы опирались в первую очередь на эти категории.

Нам, учителям–словесникам, повезло в том отношении, что первой потребностью ребенка является желание взять карандаш в руку. И – начать рисовать (творчество). Позже рисунок плавно переходит в буквы, слова, предложения. То есть это – своеобразная лестница, которая ведет ребенка вверх ступень за ступенью. И рисунок, и слова – это образы. На высших ступенях познания выступает уже система образов – текст, который укрепляет, развивает и обогащает разум и душу подрастающего человека. Понять это – значит подойти к развивающей методике.

Будь то родной или не родной язык, в системе принятия ребенком знаний лежит именно принцип системы образов. Черная (или серая) невзрачная буква для ребенка 6–7 лет не значит ничего. Обретая цвет, она обретает свой особенный образ. А это – уже ассоциация, стимул к запоминанию и безошибочному воспроизведению в будущем.

Пример: знакомя Сюзанну и Сабрину с алфавитом, я дала девочкам разноцветные карандаши, предложив писать отдельные буквы тем цветом, который им понравится (игра). Знакомились с написанием буквы А. Сабрина взяла оранжевый карандаш и начертила букву этим цветом. Взяв у Сабрины карандаш, эти же действия произвела Сюзанна. Букву М обе девочки также написали одним цветом – голубым (обе девочки пользовались одинаковым цветом при написании буквы, что облегчило мне задачу обучения). На следующий день у нас было повторение. Писали белым мелом на асфальте. Я попросила девочек написать букву М. Ни Сюзанна, ни Сабрина не могли вспомнить, как она пишется. При словах: «Вчера вы ее чертили голубым цветом» обе девочки написали правильно. То же – с буквой А. Здесь же, чертя мелом, мы учились составлять буквы в слоги и в слова, используя метод вспоминания цвета. Таким образом, помогая ребенку вспомнить цветообраз, мы укрепляем в нем память определенных звуков и, как следствие, – букв.

При обучении девочек я опиралась прежде всего на простые, наиболее знакомые детям слова: это мама, дочь, он, она, ты, язык, голова, месяц, луна, вечер, мышь, жить, брать, дать, привет и т.п. На эти слова, по моим наблюдениям, Сюзанна и Сабрина реагировали более эмоционально, чем, например, на слова карандаш, часы, лицо, страна и т.д. Оказалось, что звучание первой группы вышеперечисленных слов схоже с их звучанием в армянском языке, звучание же второй группы слов отлично от звучания этих слов в армянском.

Возможно, мотивацией к обучению русскому алфавиту, графическому изображению звуков послужили также мои слова: «Давайте, я буду учить вас писать русские буквы, а вы будете учить меня вашему, армянскому языку. Хорошо?» Дети согласились, приняв, таким образом, условия игры: я – учитель и ты – учитель, я – ученик и ты – ученик.

Наше взаимное обучение окончилось успешно: дети научились оформлять звуки в буквы (навыками звукового общения они уже обладали), писать слоги и слова, записывать и читать простые предложения; а я приобрела педагогический опыт и некоторые познания в армянском языке.

Булохов В.Я. (Красноярск)
ОТЛОЖЕННОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ СОЧИНЕНИЙ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПИСАТЕЛЬСКОГО УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ
Идея использовать опыт писателей в обучении школьников сочинениям приветствуется традиционной методикой русского языка. Современные методисты часто сравнивают работу школьников по написанию сочинений с трудом писателей [Система обучения сочинениям 1973. c. 140, 141, 153], Если ученики – это отчасти писатели (П.Ф. Ивченков использует даже термин «ученик-писатель» [Ивченков 1999, с. 39] ), то методика обучения сочинениям должна строиться в первую очередь на опыте писателей.

Ян Парандовский, автор романов, повестей, рассказов, драм, очерков, эссе, в книге о тайнах писательского ремесла, названной «Алхимия слова», констатировал: «Писатели всегда обучали себя сами». «Тайны писательского ремесла» каждый «должен открыть <…> сам, добыть собственным разумением, инстинктом, искать дороги ощупью, открывать неизвестные тропы <…>, блуждать в зарослях и вновь выходить на столбовую дорогу <…>» [Парандовский 1982, с. 150, 151]. Ответ на вопрос, как писатели это делали, делают и будут делать, можно найти у писателя Ричарда Уэбстера, опубликовавшего книгу «Как написать бестселлер», в которой излагаются рекомендации для начинающих писателей, в частности: «Самым лучшим образованием для писателей является сам процесс написания книг, поэтому надо писать как можно больше» [Уэбстер 2005, с. 53].

Процесс написания протекает за письменным столом, когда автор остается один на один с чистым листом бумаги, своими мыслями, черновиком рукописи, ее вариантом, когда пишет, исправляет, дополняет, переделывает, редактирует, добиваясь совершенства, исходя из собственных о нем представлениях. До полного завершения произведения писателю или поэту никто не помогает, он учится на собственном опыте, стремится взглянуть на свои творения «чужими» глазами, как бы со стороны, чтобы увидеть недостатки и самостоятельно их устранить, для чего обычно откладывает прочтение рукописи на некоторое время, а затем снова правит ее.

В.В. Маяковский признавался: «Все стихи, которые я писал на немедленную тему при самом большом душевном подъеме, нравившиеся самому при выполнении, все же через день казались мне мелкими, несделанными, однобокими. <…> Даже готовя спешную агитвещь, надо ее, например, переписывать с черновика вечером, а не утром. Даже пробежав раз глазами утром, видишь много легко исправляемого. Если перепишете утром – большинство скверного там и останется. Умение создавать расстояние и организовывать время (а не ямбы и хореи) должно быть внесено как основное правило всякого производственного поэтического учебника» [Маяковский 1988, с. 681].

В.В. Маяковскому достаточно было одной ночи, одного дня или нескольких дней, чтобы обнаружить недостатки в том, что ранее нравилось. Требование отсроченного прочтения поэт считал «основным правилом» для всех пишущих.

И.Э. Бабель, по свидетельству К.Г. Паустовского, два-три дня удерживал себя от очередного прочтения рукописи: «Когда эта работа окончена, я переписываю рукопись на машинке (так виднее текст). Потом я даю ей два-три дня полежать – если у меня хватит на это терпения – и снова проверяю фразу за фразой, слово за словом. И обязательно нахожу еще какое-то количество пропущенной лебеды и крапивы. Так, каждый раз наново переписывая текст, я работаю до тех пор, пока при самой зверской придирчивости не могу уже увидеть в рукописи ни одной крупинки грязи» [Паустовский 1982, с. 138].

Д.А. Фурманов советовал молодым авторам: «…Дайте написанному полежать месяц, другой, третий, загляните в этот материал десять–двадцать раз и сто раз исправьте» [Советы молодому автору 1965, с 130].

Прежде чем рукопись писателя дойдет до редактора, писатель сам правит ее, и не один раз. Если использовать опыт писателей в практике преподавания русского языка в школе, то, прежде чем сочинение попадет в руки учителя-редактора, ученик должен сам приложить максимум усилий для улучшения собственного текста. У каждого школьника есть возможность опереться на собственный опыт, самому быть учителем для себя, что можно продемонстрировать на примере отложенного редактирования второго или последующих вариантов сочинения, но при условии, если учитель не вмешивается в процесс редактирования, как не вмешивается редактор в процесс создания художественного произведения, часто даже не зная о существовании такого автора или такого произведения. Чтобы поставить школьников в подобные условия, учитель должен (первый шаг) организовать отсроченную правку учащимися своих рукописей. Многие учителя и методисты так и поступают, рекомендуя очередной беловой вариант сочинения отложить для следующей правки на некоторое время: на несколько часов или несколько дней [Развивайте дар слова 1982, с. 53]; на несколько дней, неделю или две [Ивченков 1999, с. 39]; на 7–10–14 дней [Сотова 2003, с. 4, 5, 10]. Это время нужно юному автору, как и профессиональному писателю, чтобы забыть свой текст и посмотреть на него чужими глазами, найти недостатки и ошибки в содержании, речевом оформлении и правописании, всесторонне улучшить рукопись.

Вполне возможно, что для каждого класса и каждого жанра сочинений требуется свое время для эффективной отсроченной правки, возможно также, что величина этого промежутка зависит не столько от возраста учащихся, сколько от индивидуальных способностей и опыта редактирования, подобно тому, как у разных писателей их рукописи отлеживаются в столе далеко не одинаковое время. Нужны экспериментальные исследования, определяющие эффективность различных временных промежутков между первым и вторым вариантами сочинений.

Прием отсроченного прочтения первого варианта мы использовали в пятом классе при написании сочинений-миниатюр. При этом мы ставили задачу заинтересовать пятиклассников совершенствованием написанного, дать им возможность на первых же этапах работы по редактированию испытать удовлетворение от самостоятельных поисков и находок. Вначале мы бегло просматривали первые варианты сочинений учащихся и давали всему классу указания общего характера, в каком направлении вести работу по совершенствованию написанного (уточнить, расширить, добавить, сократить, вычеркнуть, исправить). Затем просто требовали улучшить свой текст, не говоря каждому о том, как это конкретно можно сделать. Первые и вторые варианты сочинений мы проверяли одновременно, чтобы видеть, насколько школьники самостоятельно улучшили текст, но оценки ставили как за две совершенно самостоятельные работы, что обязывало учащихся одинаково серьезно работать над каждым вариантом сочинения.

По нашим наблюдениям, когда учащиеся выправляют недочеты своих сочинений, исходя из посреднического характера письма, а не из оставленных преподавателем на полях ученических работ условных значков, большинство учащихся, как правило, скорее овладевает навыками редактирования.

Через два дня, забыв содержание первого варианта своего сочинения, пятиклассники в состоянии самостоятельно улучшить ранее написанное. Сочинения второго варианта ближе к теме, больше по объему, богаче по содержанию, стройнее по композиции.

В качестве примера приводим три сочинения-миниатюры первого и второго вариантов учащихся пятых классов сельских школ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconI всероссийской научно-практической конференции
Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики: Материалы I всероссийской научно-практической конференции,...
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconРоссии Материалы III всероссийской научно-практической конференции...
Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии пгсга,...
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconГриф Минис-тв, умо, нмс, и номер документа
С чего начинается…Кафедра // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывный цикл эстрадно-джазового обучения?...
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconМатериалы второй межрегиональной научно-практической конференции
Шадринские чтения: Материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. Литературоведение. Культурология. / Отв редактор...
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconОтчет о Всероссийской научно-практической конференции
В соответствии с программой в течение трех дней (7 – 9 октября 2014 года) участники Всероссийской конференции приняли участие в работе...
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconЬской местности материалы II всероссийской научно-практической интернет...
С. В. Чернокозинская, заместитель директора по научно-методической работе тогбоу спо «Тамбовский бизнес-колледж»
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconМатериалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 ноября 2007 года Мурманск 2007
Р. И. Трипольский, доктор философских наук, профессор, ректор Мурманского государственного педагогического университета
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconНаука. Практика. Образование. Материалы III всероссийской научно-технической...
Волгоградское региональное отделение Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconПоложение о III школьной научно-практической конференции учащихся
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интеграция образования, науки и производства как фактор инновационного развития региона: материалы Всероссийской научно-практической...
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconТельная среда как фактор повышения качества образования материалы...
Рекомендовано к изданию организационным комитетом международной научно-практической конференции
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconМинобрнауки
Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения : Материалы всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк,...
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconТезисы к VI школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Положение о проведении VI городской научной конференции молодых исследователей в рамках Всероссийской научно-социальной программы...
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconАктуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы пятой...
Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта ран
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconАктуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы пятой...
Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта ран
И школа – III материалы Всероссийской научно-практической конференции iconА. И. Шадже // Материалы III научно-практической конференции мгти. Майкоп, 1998. С. 117-119
Порядку оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)», утвержденному приказом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск