Скачать 62.67 Kb.
|
Козленя Г.Г., учитель географии МОУ СОШ с.Ленинское Использование информационных технологий в преподавании географии и во внеклассной работе по предмету Содержание школьного географического образования находится в постоянном изменении. Все больше стирается грань между физической и социально-экономической географией. Включение географии в образовательную область «Обществознание» подчеркивает возрастающую роль социального вектора в содержании географического образования, а «география человека» проходит через все курсы школьной географии. Природные особенности территории рассматриваются не отдельно, а в тесной взаимосвязи с деятельностью человека. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты, а вместе с ними и цели географического образования. Наш век , век информационных технологий, требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, которая содержится во всевозрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умения самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать ее. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию, понимающей основные законы и закономерности взаимодействия природы и общества на различных территориях и причины пространственной неоднородности территориальных систем. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим освоить приемы работы с учебником, географическими картами, отбирать нужные им знания из компьютерных программ. Реализация деятельностного подхода в обучении географии в значительной степени зависит от оснащения кабинета географии необходимым оборудованием. В нашей школе кабинет географии обеспечен техническими средствами, позволяющими использовать информационные технологии. В своей практике я использую 3 формы работы ИКТ: Во-первых, это непосредственное применение в учебном процессе. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий. В-третьих, применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр по географии, электронных энциклопедий, эаданий по атласу и т.д.) Использование одного из направлений дает гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. При использовании ИКТ на уроках в практике работы опираюсь на следующие принципы:
Этапы подготовки урока с использованием ИКТ: 1-й этап – технологический (определяю способ использования ИКТ: работа учащихся за компьютером или работа в классе с использованием проектора); 2-й этап – содержательно-организационный (выбор темы урока, определяю цели и задачи, планирую свою деятельность и учащихся, оцениваю эффективность использования выбранных методов и форм изучения материала); 3-й этап – процессуальный (проведение урока и реализация замыслов на основе использования ИКТ); 4-й этап – аналитико-рефлексивный (анализ деятельности учащихся на всех этапах урока, обоснование эффективности использование компьютерных средств, оценка качества знаний учащихся). В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса при: актуализации знаний; объяснении нового материала; в практической деятельности и при закреплении знаний; обобщении и систематизации знаний; контроле знаний и умений. Это можно увидеть при презентации интегрированного урока по географии ЕАО «Историко-географическое развитие территории Ленинского района», разработанной совместно с учителем истории. Эпиграфом этого урока стали слова: «Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь! Нельзя любить то, чего не знаешь!» Переходя от одного этапа урока к другому, учащиеся знакомятся с историей освоения территории Ленинского района, выполняют задания на контурных картах, заполняют таблицы, воспроизводят материал исследовательской деятельности, отвечают на тест по данной теме. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. В своей работе я использую электронные версии учебников и энциклопедий. В кабинете имеются Мультимедийные электронные учебники для 6,7,8 и 10 классов. Использование данных учебников позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности учебного материала. Однако нужно отметить, что подготовка и проведение уроков с использованием ИКТ – достаточно трудоемкий творческий процесс. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видеозаписей. При подготовке их отбираю материал, необходимый для конкретного урока и в определенной последовательности. Просмотрите презентацию урока по географии России (8класс) по теме «Миграции населения в России». Допустимая норма работы с ПК по САНПИНу, утвержденной Госсанэпиднадзором России № 2.2.2.542-96, 6-7-миклассникам -20 минут, 8-10-тиклассникам- 25 мин., 11-тиклассникам не более 30 минут, и не более 2 уроков в день в расписании с использованием ИКТ. Это необходимо учитывать каждому из нас, чтобы не навредить учащимся, и место блага не сделать зло. Параллельно планирую работу с настенной картой, учебником, дополнительной литературой. Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентации. Поэтому превращаю эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. Например, при подготовке презентации по теме «Агропромышленный комплекс ЕАО» учащиеся 9 класса использовали материал справочников, буклетов, а также выходили на сайт правительства ЕАО, где получали интересующую информацию. Использование сети Интернета все активнее внедряется в школьную географию и во внеклассную работу по предмету. Интернет-ресурсы позволяют включать в учебный процесс научную и научно-популярную, справочную, статистическую, познавательную и образовательную информацию. Организуя работу учащихся в сети Интернет, выполняю роль координатора, рекомендуя школьникам искать географическую информацию методом от общего к частному, т.е. осуществлять поиск по ключевым словам. Интернет-ресурсы активно используются школьниками при подготовке рефератов по географии. Однако в сети можно найти большое количество готовых реферативных работ. Некоторые учащиеся представляют их как результат собственного труда. Чтобы не получить одинаковые работы я предлагаю учащимся план:
Это позволяет школьникам осуществлять:
Использование сети Интернет во внеклассной научно-исследовательской работе стало необходимостью. Например, в работах «Влияние Бурейской и Зейской ГЭС на развитие морфологических образований р. Амур в районе с. Ленинское» и «Изменение экосистемы поймы р.Амур в Ленинском районе в результате ежегодных палов» использовалась научная литература, изданная в 19 веке, начале 20 века, а также труды ученых МГУ, Томского университета и т.д. Члены экологического клуба «Шанс», которым я руковожу, выпускают газету «Наш Амур», буклеты. Подбор материала, верстка, оформление, тиражирование возможно благодаря навыкам работы на персональном компьютере и использованию оргтехники. Все это происходит в кабинете географии. Нашему любимому селу скоро 150 лет. К этому юбилею мы готовимся уже сейчас. Учащиеся школы написали эссе, стихотворения, принесли фотографии, а группа учащихся оформила материал в литературный сборник «Село на Амуре», который пользуется большой популярностью у учащихся школ района и односельчан. Таким образом, использование ИКТ в преподавании географии и во внеклассной работе позволяет обеспечить школьников учебной, научной, электронной информацией, на основе работы с которой учащиеся приобретают географические знания, практический опыт и основы информационной культуры. По результатам психологического мониторинга старшеклассников выявлено повышение уровня мотивации учащихся к предмету, возрос рейтинг географии среди других предметов. |
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание условий для получения качественного лицейского образования. Использование различных инновационных технологий на уроках,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Систематическое использование современных образовательных информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения и внеклассной... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных... Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Использование информационных технологий на уроках изо, музыки, мхк и внеклассной роботе» | Вероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных... Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании | ||
Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения географии | Использование информационных технологий в городской прессе Использование информационных технологий уп «Агентство «Минск-Новости»» 6 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Цель внеклассной... | Центр информационных технологий Использование информационных компьютерных технологий в процессе обучения – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная... | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» В своей работе я решила сделать осветить и использование информационных технологий в учебном процессе, так как я считаю, что применение,... | Использование информационных технологий в преподавании математики Из опыта работы учителя математики моу сош №6 мощр с. Екатериновка Крец Светланы Владимировны | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Целью комплекса является овладение студентами знаниями и практическими навыками внеклассной работы по географии, методами ее исследования... | Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе... | ||
Методические рекомендации по созданию и использованию электронных... Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных... | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» «Применение информационных технологий в географии на примере оценки недвижимости» 5 |