неделя
| № урока
| № урока в теме
| Тема урока
| Содержание урока
| Номенклатура
| Необходимые знания и умения
| Домашнее задание
| Практическая работа
|
Введение (1часа)
|
|
|
1. 09-5 .09
| 1
| 1
| География как наука.
Как люди открывали мир.
Земля- планета солнечной системы.
| Что изучает предмет география.
Развитие знаний о Земле.
Представление о форме и размерах Земли. Вращение Земли. Спутник Земли
| .
| Содержание курса и его структура, особенности построение учебника.
Открытие морского пути в Индию. Васко де Гамма. Открытие Нового Света. Экспедиции Колумба, Веспуччи, Магеллана. Великие Географические открытия. Место Земли в Солнечной системе. Причины смены времён года, дня и ночи.
| №1
№2
№3
| Подготовка рефератов о жизни путешественников и первооткрывателей.
|
Раздел 1Виды изображений поверхности Земли.
|
Тема: План местности.(4 часа)
|
7. 09-
12.09
| 2
| 1
| План местности, условные знаки.
Масштаб. Виды масштаба.
| Представление о плане местности и условных знаках.
Численный, именованный, линейный масштабы.
|
| Топографический план. Условные знаки используемые в топографическом плане.
Научить пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно.
| №4
№5
|
|
14.09-19.09
| 3
| 2
| Ориентирование по плану местности. Азимут.
| Стороны горизонта. Способы ориентирования. Азимут.
|
| Сформировать представления об азимуте. Научить учащихся находить азимут.
| №6
№8
| Ориентирование по плану местности. Азимут.
|
21.09-26.09
| 4
| 3
| Полярная съёмка местности. Практическая работа по определению азимута.
| .
|
| Закрепить умение определять азимут на местности. Научить проводить полярную съёмку местности.
|
| Практическая работа по определению азимута
|
28.09- 3. 10
| 5
| 4
| Изображение на плане неровностей земной поверхности. Практическая работа. «Построение профиля холма по горизонталям»
| Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали.
|
| Сформировать представления о способах изображения рельефа на топографических картах. Научить строить профиль холма и впадины..
| №7
| Практическая работа. «Построение профиля холма по горизонталям
|
Тема: Географическая карта.(3 часа)
|
5. 10-10 10
| 6
| 1
| Глобус- модель Земли. Географическая карта.
Градусная сетка на глобусе и картах.
| Форма Земли. Размеры Земли. Глобус. Географическая карта –изображение Земли на плоскости.
Градусная сетка .Параллели, меридианы.
|
| Сформировать представление о глобусе, географической карте. Сформировать представления о параллелях и меридианах.
| №9, 10
№11
|
|
12.10-17 .10
| 7
| 2
| Географические координаты.
Определение расстояний, направлений и географических координат по карте
| Географическая широта. Географическая долгота.
|
| Сформировать представление о географических координатах. Научить определять географические координаты.
Закрепить умение определять географические координаты, направление и расстояние по глобусу и карте.
| №12, 13
| Практическая работа.
|
19.10-24. 10
| 8
| 3
| Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов местности и географических карт.
| Шкала высот и глубин. Послойное окрашивание. Современные географические карты.
|
| Научиться определять высоты и глубины на физических картах.
| №14
|
|
26. 10- 30. 10
| 9
| 5
| Обобщающий урок - игра по теме «План и карта»
| Обобщение и систематизирование знаний полученных при изучении темы.
|
|
| .
|
|
2-четверть
|
Раздел 2. «Строение Земли. Земные оболочки.»
|
| Тема: Литосфера.(4 часов)
|
9. 11-14. 11
| 10
| 1
| Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.
| Ядро, мантия, земная кора.
Землетрясения. Виды залегания горных пород.
.Вулканы, кратер, жерло, Действующие и потухшие вулканы.
| Ключевская сопка, Эльбрус, Везувий, Килиманджаро, Гекла, Кракатау, Орисаба, Котопахи Гейзеры в Исландии, Новой Зеландии, в Кордильерах , на Камчатке
| Сформировать представление о внутреннем строении Земли.
Сформировать представление об эпицентре, очаге, грабене, горсти.
Происхождение вулканов, гейзеров.
| №16
№ 18
№19
| Практическая работа. На контурной карте обозначить вулканы.
|
16. 11-21. 11
| 11
| 2
| Горные породы и минералы.
Определение горных пород.
| Магматические, осадочные, метаморфические горные породы
| .
| Научить различать происхождение горных пород по их свойствам.
Сформировать простейшие навыки определения горных пород.
| №17
| Практическая работа
|
23. 11-28 11
| 12
| 3
| Основные формы рельефа суши. Горы суши.
Равнины суши.
| Горы, горные хребты, горные долины, горные системы.
Рельеф равнин. Низменности, возвышенности, плоскогорье.
| Гималаи, Эверест, , Кавказ, Алтай, Альпы, Скандинавские горы, Кордильеры ,Анды, Мак-Кинли .Памир, Карпаты, Уральские горы , Аппалачи.
Восточно-Европейская ,Западно-Сибирская, Среднесибирское, Прикаспийская, Амазонская, Среднерусская, Великая Китайская, Великие равнины, Аравийское, Декан, Бразильское
| Сформировать представления о горных системах, хребтах, типах гор по высоте. Научить определять географическое положение гор , их высоту, показывать на карте.
Сформировать представления о видах равнин . Научить определять географическое положение равнин
| №20.
№21 На контурную карту нанести равнины.
| Практическая работа На контурную карту нанести горы.
Определение географического положения.
Практическая работа. Определение географического положения
|
30. 11-5. 12
| 13
| 4
| Зачёт по теме «Литосфера».
| . Обобщение и систематизирование знаний полученных при изучении темы
|
|
|
|
|
Тема: Гидросфера.(6 часов)
|
7. 12-12. 12
| 14
| 1
| .Круговорот воды в природе. Части Мирового океана.
Рельеф дна Мирового океана
| Гидросфера. Мировой круговорот. Материки, острова, архипелаги, полуострова. Океаны, моря. заливы, проливы.
Материковая отмель, материковый склон, глубоководный океанический желоб, ложе океана, срединно-океанические хребты. Атоллы
.
| Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское. Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малайский. Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали. Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское
| Сформировать представление о гидросфере. Понятия материки, острова, архипелаги, полуострова. океаны, моря. заливы, проливы.
Определять по карте глубину океана по цвету. Чертить профиль дна океана.
| №23, 24
№22
| Описание ”путешествия” капельки по большому круговороту из своего населённого пункта
Практическая работа. Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли
|
14. 12-19. 12
| 15
| 2
| Свойства вод Мирового океана. .Волны и их виды. Приливы и отливы. Течения в океане.
| Солёность воды. Температура. Высота волны. Длина волны .Цунами. Приливы, отливы.
Причины образования течений. Тёплые и холодные течения
| Сформировать представления о солёности, изменения температуры поверхности и с глубиной Основные виде волн .Причины приливов и отливов.
Представления об образовании видов движения вод: течений, вертикальных перемешиваний.
| №25 №26
№27
| Составление картосхемы ”Течения в Океане”.
|
21. 12-26. 12
| 16
| 3
| Растительный и животный мир океана Изучение и охрана вод Мирового океана.
| Планктон, нектон, бентос. Способы изучения океана.
| Сформировать представления о планктоне, нектоне, бентосе.
| №28
№48
| Определение по картам географического положения одного из океанов или морей, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин, свойств воды, особенностей движения воды и основных видов хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа.
|
3-четверть
|
12.01-16.01
| 17
| 3
| Воды суши. Подземные воды.
| Образование подземных вод. Подземные воды и их виды.
| Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь.
| Воды суши. Подземные воды, их виды ( надпластовые, межпластовые, верховодка, почвенные воды ) и происхождение. Охрана подземных вод
| №29
|
|
18.01-23.01
| 18
| 4
| Реки. Части рек. Речная система.
Речная долина, речной бассейн. Питание и режим рек
| Река и её части..
Бассейн реки и водораздел. Питание и режим рек. Горные и равнины реки.
| Река. Исток, русло, устье, приток реки, речная система, речной бассейн, водораздел, падение и уклон реки. Горные и равнинные реки. Речная долина. Речной сток. Питание реки и его основные виды: родниковое, дождевое, снеговое, ледниковое и смешанное. Режим реки. Половодье и паводок. Виды рек с различным режимом: с весенним половодьем, летним половодьем, с паводочным режимом. Пороги и водопады. Крупнейшие реки и водопады мира.
| №30
| Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера её течения, использования человеком.
|
25.01-30. 01
| 19
| 5
| Озёра.
Ледники.
Искусственные водоёмы
| Озеро. Виды озёр по стоку
Ледники и их виды
| Озёра: Каспийское мор-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер
| Озеро. Виды озёр по стоку ( сточные и бессточные ), по солёности (пресные и солёные) и по происхождению котловины ( остаточные, тектонические, ледниковые, вулканические, плотинные, карстовые, искусственные ). Крупнейшие озёра мира. Ледники и их виды: горные и покровные. Снеговая линия. Морена. Снежная лавина. Айсберги и их виды ( столовые и пирамидальные ).
Искусственные водоёмы: каналы, водохранилища и пруды. Воды своей местности. Охрана поверхностных вод.
| №32
№32
№33
№34
| Описание озера по типовому плану.
Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли
|
1 .02-6.02
| 20
| 6
| Обобщении по теме «Гидросфера» ( урок –игра «Геошанс»)
| Обобщение и систематизирование знаний полученных при изучении темы
|
|
|
|
|
Тема: Атмосфера.(6 часов)
|
8 .02-13.02
| 21
| 1
| Атмосфера и её строение.
Годовой ход температуры воздуха.
| Состав и строении атмосферы.
Температура воздуха и её изменение
|
| Атмосфера, её строение и состав. Значение атмосферы. Изучение атмосферы человеком
Температура воздуха и её изменение. Термометр. Суточный, месячный и годовой ход температуры. Средняя дневная, средняя месячная и средняя годовая температура воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой места.
| №35
№36, 38
| Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графика.
|
15.02-20.02
| 22
| 2
| Атмосферное давление.
Ветер.
| Виды ветров: постоянные ветры
|
| Атмосферное давление. Барометр. Изменение атмосферного давления. Ветер. Виды ветров: постоянные ( пассаты и западные ветры ), переменные ( бриз и муссон ) и местные ( бора, самум ). Шкала Бофорта. Флюгер. Роза ветров
| №38
№39
| Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.
Построение ”розы ветров”, диаграмм облачности и осадков.
|
22.02-27.02
| 23
| 3
| Водяной пар в воздухе.
Виды облаков. Осадки
|
|
| Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Точка росы. Облака и их основные виды: перистые, слоистые, кучевые, грозовые. Атмосферные осадки, их основные виды ( дождь, снег, роса, иней ) и измерение. Осадкомер.
| №40
№4041
| Водяной пар в воздухе.
|
1 .03-6 .03
| 24
| 4
| Погода. Практическая работа «Наблюдение над погодой и обработка собранных материалов»
| Погода, её изменение и предсказание
|
| Погода, её изменение и предсказание.
| №42
| Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения
|
9 .03-13.03
| 25
| 5
| Климат и его элементы.
Распределение солнечного тепла и света на Земле.
| Характеристика климата . Влияние климата на природу и жизнь человека.
Изменение освещения и нагрева Земли в течении года.
|
| Климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места и господствующих ветров. Распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли. Световые и тепловые пояса Земли: жаркий, умеренные и холодные. Основные типы климатов земли: экваториальный, тропический, умеренный и арктический ( антарктический ).
| №43
№44
№45
| Составление схемы ”Тепловые пояса Земли”. Выявление влияния различных факторов на формирование климата отдельных территорий
|
15.03-20.03
| 26
| 6
| Урок - обобщение по теме «Атмосфера»
| Обобщение и систематизирование знаний полученных при изучении темы
|
|
|
|
4- четверть
|
Тема: Биосфера.(6 часов)
|
1 .04-3.04
| 27
| 1
| Разнообразие живых организмов на Земле.
| Разнообразие организмов на Земле.
|
| Биосфера. Распространение животных на суше и в Океане. Воздействие организмов на земные оболочки.
| №46
|
|
5 .04-10.04
| 28
| 2
| Природные зоны: Экваториальные леса, саванны, пустыни. Природные зоны: степи, тайга, тундра
Круговорот веществ. Взаимодействие организмов с земными оболочками
| Характеристика природных зон Земли.
Воздействие организмов на атмосферу, гидросферу, литосферу. Почва.
|
| Природные зоны .Характеристика климата, растительного и животного мира.
Почва, её строение и состав. Виды почв по механическому составу: песок, супесь, суглинок и глина. Основные виды почв России
| №47
№48
|
|
12.04-17.04
| 29
| 3
| Природный комплекс.
Экскурсия по изучению вод местности.
| Взаимосвязь организмов. Географическая оболочка и биосфера
|
| Природный комплекс и воздействие на него человека. Природный комплекс. Географическая оболочка. Биосфера
| №50
| Описание изменений природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности.
|
Тема: Население Земли.(4 часа)
|
19.04-24.04
| 30
| 1
| Человечество - единый биологический вид.
Численность населения Земли
| Основные человеческие расы.
Численность населения Земли
|
| Численность и размещение населения Земли. Неравномерность размещения населения мира. Человеческая раса. Виды человеческих рас: основные ( европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная ), переходные и смешанные расы. Характерные признаки человеческих рас. Крупнейшие народы Земли
| №51
№52
| Составление и заполнение классификационной таблицы ”Расы Земли”.
|
26.04-30. 04
| 31
| 2
| Государства на политической карт мира.
Основные типы населённых пунктов
|
|
| Основные виды населённых пунктов: города и сёла. Крупнейшие города мира. Страны мира и их разнообразие. Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения.
| №53
| Нанесение на контурную карту крупнейших стран и городов мира.
|
5 .05-8 .05
| 32
| 3
| Человек-часть биосферы.
| Воздействие человека на биосферу. Ноосфера.
|
| Что такое биосфера. Ноосфера.
| №54
|
|
10.05-15.05
| 33
| 4
| Стихийны природные явления.
Экскурсия по изучению рельефа.
| Влияние природы на жизнь и здоровье человка. Стихийные природные явления.
|
| Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. Землетрясения, извержение вулканов, наводни, смерчи, ураганы.
| №55
|
|
17.05-22.05
| 34
|
| Обобщение знаний. Олимпиада по географии
|
|
|
|
|
|
24. 05- 29. 05
|
|
|
|
|
|
|
|
|