УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ИПАТЬЕВСКАЯ СЛОБОДА» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор ЦДТ
ЦДТ «Ипатьевская слобода» «Ипатьевская слобода»
_______________ Н.Н. Белорукова _____________ В.В. Ерёмин
№ 3 протокола педагогического совета
от «__19 __»_января _______2011________ г.
ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» возраст обучающихся: 13-14 лет
Разработала
педагог дополнительного образования
высшей категории
Михайлова
Тамара Анатольевна
Кострома - 2011
Структура программы
I Пояснительная записка 3
II Цель и задачи программы 3
III Условия реализации программы 4
IV Тематическое планирование 4
Конечные результаты 7
I Пояснительная записка Данный курс предлагается для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к экологическим проблемам, стоящих перед человечеством.
Последнее время люди все чаще задумываются о своем будущем и будущем нашей планеты, страны, города, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.
Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Человек – это неотъемлемая часть природы и вне природы жизнь людей невозможна. Поэтому эта программа посвящена влиянию среды обитания на жизнь и здоровье человека.
С целью оживления внимания, интереса учащихся планируется проведение лабораторных работ, экскурсий, семинаров, выступление учащихся на семинарах, конференциях, участие их в олимпиадах, конкурсах, Дне Науки.
Срок действия программы – 1 год.
II Цель и задачи программы Цель –
рассмотреть вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям города.
- выяснить влияние природных и антропогенных факторов на здоровье человека.
- показать проявление ведущего принципа жизни – смысла системности её организации, взаимосвязи живых организмов в жизни человека.
Задачи:
прививать бережное отношение к природе родного края
- развивать экологические морфологические понятия
- развивать умения, навыки учащихся, способствовать развитию эмоционально-ценностных отношений, творческой деятельности
- выяснять значение для человека оздоровительных мер
Девиз:
«Не забывайте, что купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими усилиями»
/Поль Брэг/
III Условия реализации программы
Механизм реализации программы: Лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии. Принципы работы:
Индивидуальный подход – выявление разнообразных интересов учащихся и оказание помощи в подготовке семинаров, рефератов.
Гуманизм – в делах и поступках проявляются чувства добра, сострадания, желание защитить все живое.
Активизация эмоционально-чувствительной сферы в процессе взаимодействия с объектами природной социальной сферы.
Творчество, направленное на исследование, заботливое отношение к природе родного края, города.
Целеустремленность – достижение определенных результатов, наблюдений, исследований, опытов.
IV Тематическое планирование
№ п/п
| Тема занятия
| Кол-во
часов
| 1.
2.
| Инструктаж по технике безопасности.
| 4
| Глава 1. Многообразие природных сообществ Костромской области и г. Костромы и их использование человеком.
Раздел 1. Естественные биогеоценозы.
Биогеоценоз смешанного леса.
Л.р. № 1 Изучение лекарственных растений смешанного леса и их использование человеком.
| 3.
| Биогеоценоз елового леса.
П.р. № 2 Изучение лекарственных свойств ели.
| 4
| 4.
| Экскурсия в ельник.
Сбор растений, грибов. Фенологические и эмоциональные наблюдения.
| 4
| 5.
| Биогеоценоз соснового леса.
Изучение пород хвойных деревьев и выяснение их значения в жизни человека.
| 4
| 6.
| Экскурсия в сосновый бор.
1. Сбор растений, шишек.
2. Фенологические наблюдения и эмоциональное состояние.
| 4
| 7.
| Биогеоценоз луга.
Виды лугов.
Л.р. № 4 определение растений луга.
| 4
| 8.
| Биогеоценоз болота.
П.р. № 5 Изучение растений болота.
Использование сфагнума и его продуктов человеком.
| 4
| 9.
| Красная Книга растений Костромской области /Семинар/
| 4
|
10.
| Раздел 2
Культурные природные сообщества. Питание человека.
1. Растения – кормильцы. Путь к хлебу. Значение хлеба в жизни человека. Викторина: «Хлеб – всему голова»
|
4
| 11.
| 2. Ячмень – ровесник мамонта. Рожь – сорняк, ставший хлебом. Кукуруза – кормилец инков /Семинар/
| 4
| 12.
| Овощные культуры
1. Картофель
2. Свекла
3. Редька и др.
Пр.р. Изучение лечебных свойств картофеля, свеклы столовой.
|
4
| 13.
| Парки, лесопарки, дендрарий г. Костромы
Памятники природы. /Семинар/
Подготовка к проектной деятельности.
Темы:
Состояние парков г. Костромы
Значение дендропарка для г. Костромы
Памятники природы г. Костромы и участие человека в их сохранении
Тополь-очиститель воздуха
| 4
| 14.
| Защита проектов (см. выше)
| 4
| 15.
| Глава 2.
Раздел 1.
1.Водные ресурсы Костромского края.
1. Реки, озера, пруды.
2. Чистота водных ресурсов. Влияние человека на состояние водной среды /Семинар/
|
| 16.
| 2. Питьевая вода и здоровье человека.
Пр.р. № 2 Определение пригодности воды для питья.
Очистка проточной воды и ее значение для человека.
|
| 17.
| Раздел 2.
Почва и ее состав, свойства.
1.Виды почвы Костромского края.
2. Польза или вред применения удобрений.
3. Пр.р. 5 Изучение состава почвы пришкольного участка.
|
4
| 18.
| Причины эрозии почвы.
Нитраты и их вред здоровью человека.
Пр.р. 3 Выявление нитратов в различных овощах: морковь, свекла.
| 4
| 19.
| Раздел 3.
Водная среда города, ее состав и значение для человека.
1. Факторы, влияющие на чистоту воздуха
Пр.р. №6 Определение запыленности воздуха в школе. Правила очищение воздуха. Борьба с загрязнением воздуха.
|
4
| 20.
| 2. Приемы тренировки дыхания
Пр.р. № 4. Приемы дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н.
|
4
| 21.
| Инфекция. Эпидемии. Пандемии.
Профилактика инфекционных заболеваний человека: грипп, туберкулез, ангина.
Вред курения: курение или здоровье – выбирайте сами.
Использование природных антибиотиков в борьбе с инфекционными заболеваниями.
| 4
| 22.
| Подготовка (вечера) конференции: «Суд над табаком»
1. «Выпуск газеты «Курительный рацион»
2. Выступления учащихся /с сообщениями о табаке и его использовании/
3. Распределение ролей.
4. Презентация: «Курение или здоровье – выбирайте сами»
|
4
| 23.
| Проведение конференции: «Суд над табаком»
| 4
| 24.
| Раздел 4.
Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.
1. Пища и ее состав.
Чужеродные примеси пищи.
Профилактика вызываемых ими заболеваний.
ПР.р. №5. О чем может рассказать упаковка?
|
4
| 25.
| Рациональное питание и культура здоровья.
Подготовка проектов:
1. Блюда национальной кухни: попытка объяснения вековых традиций
2. Диета и здоровье.
|
4
| 26.
| 1. Проекты: (см. № 25)
2. Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей)
3. Пр.р. № 6 Составление режима питания
|
4
| 27.
| Раздел 5.
Закаливание – важный способ укрепления здоровья человека.
1. Средства и способы закаливания. Порфирий Иванов и его «Детка».
Пр.р. №7 Реакции организма на изменение температуры окружающей среды.
|
4
| 28.
| Проекты:
1. Профессия – косметолог
2. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.
3. Опыты и наблюдения по закаливанию.
4 неделя. Вокально-хоровые упражнения.
| 4
| 29.
| Раздел 6.
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.
1. Пр.р. № 8.Развитие утомления
Пр.р. № 9 Воздействие шума на остроту слуха. Причины болезней движения.
|
4
| 30.
| 2. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Методы релаксации.
Пр.р. № 6 Антистрессовая релаксация.
| 4
| 31.
| 3. Биоритмы. Причины их нарушений.
Проекты:
1. Профессия – врач (невропатолог, окулист, лор, психолог) или «Нужна ли диспансеризация?»
2. Микроисследование по биоритмам или утомлению
| 4
| 32-33
| Раздел 7.
Курортные зоны г. Костромы и Костромской области.
Экскурсия в санаторий «Автомобилист» с целью ознакомления с методами лечения человека.
|
4
| 34.
| Участие в Дне Науки школы, города.
| 4
|
Конечные результаты Подготовить ребят к олимпиадам: школьной, городской, областной по биологии, экологии.
Проявление интереса к медицине, экологии, биологии.
Расширение, углубление и дополнение знаний , полученных ребятами в рамках общеобразовательных предметов.
Знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Механизм отслеживания результатов
по реализации образовательной программы:
№ п.
| Вид контроля
| Объект контроля. Тема мониторинга
| Сроки
| 1.
| Входящий контроль
| «Природа Костромского края».Семинар. Выявить ЗУНы по экологии и региональному компоненту- природе Костромского края.
| сентябрь
| 2.
| Текущий контроль
| Определение ЗУНов за первое учебное полугодие
| январь
| 3.
| Промежуточный контроль
| Открытое уч. занятие на тему «Определение пригодности воды для питья. Очистка проточной воды и ее значение для человека.»
| март
| 4.
| Итоговый контроль
| Тестирование по теме: «Биоритмы и причины их нарушений».
| май
|
Содержание учебных занятий.
Инструктаж по технике безопасности.
|
| Глава 1. Многообразие природных сообществ Костромской области и г. Костромы и их использование человеком.
Раздел 1. Естественные биогеоценозы.
Биогеоценоз смешанного леса.
Л.р. № 1 Изучение лекарственных растений смешанного леса и их использование человеком. Биогеоценозы: лес, луг, болото, река, пруд, озеро. Биогеоценоз смешанного леса. Дубрава. Характерные черты дубравы –видовое разнообразие растительности и животных. Ярусность дубравы. Светолюбивые: дуб, ясень, липа, сосна, ель, лиственница. Нижний ярус- -клен, яблоня, груша. Кустарники: лещина, бересклет, крушина, калина и др. Травы: земляника, кислица, седмичник, мошник., ландыш майский и др. Климат и почва, породы смешанного леса. Значение леса.
| Биогеоценоз елового леса.
П.р. № 2 Изучение лекарственных свойств ели. Виды елового леса: ельник осоковый, брусничный, сфагновый. Условия жизни: сухие почвы, увлажненные и переувлажненные. Ельник кисличный. Изучение лекарственных свойств ели. Содержание веществ. Хвойный чай. .Отвар еловых почек. Хвойные ванны.. Настой еловых шишек.
|
| Экскурсия в ельник.
Сбор растений, грибов. Фенологические и эмоциональные наблюдения. Сбор хвои и шишек для лабораторных иссследований.
|
| Биогеоценоз соснового леса.
Изучение пород хвойных деревьев и выяснение их значения в жизни человека. Виды сосен: сосна сибирская (кедр). Можжевельники.
|
| Экскурсия в сосновый бор.
1. Сбор растений, шишек, хвои для лабораторных исследований.
2. Фенологические наблюдения и эмоциональное состояние.
|
| Биогеоценоз луга.
Виды лугов.
Л.р. № 4 определение растений луга. Работа с гербарием. Найти известные растения луга . Знания по растениям : клевер луговой, клевер пашенный, люцерна, тимофеевка, костер безостый
|
| Биогеоценоз болота.
П.р. № 5 Изучение растений болота. Причины образования болота. Застойное обильное увлажнение. Слабопроточное увлажнение. .Болотный тип почвообразования. Накопления торфа. Виды болот.
Использование сфагнума и его продуктов человеком. Виды растений болота. Работа с гербарием: клюква, голубика, морошка, рогоз, росянка, багульник.
|
| Красная Книга растений Костромской области /Семинар/Выступление обучающихся по подготовленным рефератам: «Редкие растения» :белая лилия, чилим (водяной орех), кувшинка, можжевельник, ландыш майский, купена лекарственная. просмотр фильма.
|
| Раздел 2
Культурные природные сообщества. Питание человека.
1. Растения – кормильцы. Путь к хлебу. Значение хлеба в жизни человека. Викторина: «Хлеб – всему голова»Особенности агроценозов:: монокультуры, короткие пищевые цепи. Пшеница. Рожь. Витамины хлеба.
|
| 2. Ячмень – ровесник мамонта. Ячмень озимый и яровой. Рожь – сорняк, ставший хлебом. Различия ржи и пшеницы. Кукуруза – кормилец инков. Блюда из кукурузы. /Семинар/
| 4
| Овощные культуры
1. Картофель
2. Свекла
3. Редька и др..
Пр.р. Изучение пищевой и лечебных свойств картофеля, свеклы столовой, редьки. Приготовление суспензии картофельного крахмала.
|
4
| Парки, лесопарки, дендрарий г. Костромы
Памятники природы. /Семинар/
Подготовка к проектной деятельности.
Темы:
Состояние парков г. Костромы
Значение дендропарка для г. Костромы
Памятники природы г. Костромы _ природные комплексы, возникшие естественным путем и участие человека в их сохранении
Тополь-очиститель воздуха
Дендрарии г.Костромы. Кологривский лес. Берендеевка.
| 4
| Защита проектов (см. выше)
| 4
| Глава 2.
Раздел 1.
1.Водные ресурсы Костромского края.
1. Реки, озера, пруды.
2. Чистота водных ресурсов. Влияние человека на состояние водной среды /Семинар/Озера: Чухломское и Галичское озера.
|
| 2. Питьевая вода и здоровье человека.
Пр.р. № 2 Определение пригодности воды для питья.
Очистка проточной воды и ее значение для человека. Жесткая, мягкая вода. Живая и мертвая вода . Опыты. Вода- источник жизни.
|
| Раздел 2.
Почва и ее состав, свойства.
1.Виды почвы Костромского края. Суглинок. Супесчаная почва. Подзолистая почва.
2. Польза или вред применения удобрений.
3. Пр.р. 5 Изучение состава почвы пришкольного участка. Лабораторная работа. Причины эрозии почвы.
|
4
| Причины эрозии почвы.
Нитраты и их вред здоровью человека.
Пр.р. 3 Выявление нитратов в различных овощах: морковь, свекла. Методы выявления.
| 4
| Раздел 3.
Водная среда города, ее состав и значение для человека.
1. Факторы, влияющие на чистоту воздуха Реки : Кострома, Покша, Меза и др..
Пруды: Берендеевские, Дедропарковые. Озера: Чухломское, Галичское.
Пр.р. №6 Определение запыленности воздуха в школе. Правила очищение воздуха. Борьба с загрязнением воздуха.
|
4
| 2. Приемы тренировки дыхания
Пр.р. № 4. Приемы дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н. .Тренинг..
|
4
| Инфекция. Эпидемии. Пандемии.
Профилактика инфекционных заболеваний человека: грипп, туберкулез, ангина.
Вред курения: курение или здоровье – выбирайте сами. Показ видеофильма. Обсуждение. Рефлексия.
Использование природных антибиотиков в борьбе с инфекционными заболеваниями.
| 4
| Подготовка (вечера) конференции: «Суд над табаком»
1. «Выпуск газеты «Курительный рацион»
2. Выступления учащихся /с сообщениями о табаке и его использовании/
3. Распределение ролей для театрализованной постановки.
4. Презентация: «Курение или здоровье – выбирайте сами»
|
4
| Проведение конференции: «Суд над табаком»
| 4
| Раздел 4.
Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.
1. Пища и ее состав.
Чужеродные примеси пищи.
Профилактика вызываемых ими заболеваний.
ПР.р. №5. О чем может рассказать упаковка? Практическая работа обучающихся.
|
4
| Рациональное питание и культура здоровья.
Подготовка проектов:
1. Блюда национальной кухни: попытка объяснения вековых традиций
2. Диета и здоровье. Домашнее задание для подготовки самостоятельных письменных работ
|
4
| 1. Проекты: (см. № 25)
2. Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей)
3. Пр.р. № 6 Составление режима питания Работа с кулинарными книгами. Составление диетических рецептов блюд. Обоснование диеты. Мини-диспут «Диета и здоровье».
|
4
| Раздел 5.
Закаливание – важный способ укрепления здоровья человека.
1. Средства и способы закаливания. Порфирий Иванов и его «Детка».
Пр.р. №7 Реакции организма на изменение температуры окружающей среды. Способы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Правила закаливания. Выбор метода закаливания.
|
4
| Проекты:
1. Профессия – косметолог
2. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.
3. Опыты и наблюдения по закаливанию.
4 Круглый стол. Защита проектов.
| 4
| Раздел 6.
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.
1. Пр.р. № 8.Развитие утомления
Пр.р. № 9 Воздействие шума на остроту слуха. Причины болезней движения. Тренинг.
|
4
| 2. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Стадии стресса. Методы релаксации. Задания
Пр.р. № 6 Антистрессовая релаксация. Тренинг.
| 4
| 3. Биоритмы. Причины их нарушений.
Проекты:
1. Профессия – врач (невропатолог, окулист, лор, психолог) или «Нужна ли диспансеризация?»
2. Микроисследование по биоритмам или утомлению Самостоятельная работа. Тестирование.
| 4
| Раздел 7.
Курортные зоны г. Костромы и Костромской области.
Экскурсия в санаторий «Автомобилист» с целью ознакомления с методами лечения человека. Санатории. Профилактории. Оформление бюллетеней «За чистоту города» «За здоровый образ жизни»
|
4
| Участие в Дне Науки школы, города. Конкурс на лучший плакат по охране природы., лучший скворечник, конкурс цветочной рассады для оформления и озеленения микрорайона.
| 4
|
Предполагаемый результат программы: Обучающиеся должны знать:
- природу родного края по изученным ранее темам;
-влияние биологических факторов на здоровье человека;
меры и методы по профилактике заболеваний, связанных с этими факторами;
- последствия влияний человека на рельеф, климат, воду, почву, биосферу;
-оценивать состояние окружающей среды своей местности, своего здоровья;
--определить полезные и вредные факторы, влияющие на здоровье человека,
-- соблюдать правила здорового образа жизни,
-- формировать предложения по улучшению, восстановлению, охране природы родного края.
Формы работы с обучающимися по программе:
учебное занятие
тестирование
конференция
семинар
тренинг
экскурсия
круглый стол
лабораторная работа
работа с гербарием
работа на пришкольном участке
Материалы и оборудование, необходимое для реализации программы.
Микроскопы
.Термометры
Пробирки
.Реактивы
Химические стаканчики
Фильтровальная бумага
Определитель растений
Фильтр «Аквафор»
.Индикатор определения нитратов
.Гербарий растений.
.Спиртовницы.
. Учебный кабинет , соответствующий нормативам САНПИН.
Методическое обеспечение программы: Балаян В.М.»Аптека для растений» М.»Просвещение»1986
Гречушина В.А. «Лечение травами» Кострома,1991
Гладков Н.А.
Михеев А.В.»Охрана природы», М. «Просвещение», 1975
Гуленкова М.А.
Красникова А.А. «Летняя полевая практика по ботанике» , М. «Просвещение». 1975
Зверев И.Д. «Человек.Организм. Здоровье» М, «Вентана-Граф» 2000
Гальманов Т.Г. «Редкие растения Костромской области»
Ильичев Г.С. «Зеленая аптека» «Зеленая аптека», Кострома , 1991
Письмеров А.В. «Природа Костромской области и ее охрана» , Ярославль, 1987
Федорова М.З.
Кучменко В.С.
Воронина Г.А. «Экология человека» М, «Вентана –граф», 2006
Шутов В.В. «Особо охраняемые природные территории и объекты Костромской области» , Костромиа, 1994
Интернет-ресурсы.
|