Программа «экология и здоровье человека»





Скачать 178.74 Kb.
НазваниеПрограмма «экология и здоровье человека»
Дата публикации04.03.2015
Размер178.74 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ИПАТЬЕВСКАЯ СЛОБОДА»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УВР Директор ЦДТ

ЦДТ «Ипатьевская слобода» «Ипатьевская слобода»

_______________ Н.Н. Белорукова _____________ В.В. Ерёмин


№ 3 протокола педагогического совета

от «__19 __»_января _______2011________ г.

ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
возраст обучающихся: 13-14 лет

Разработала

педагог дополнительного образования

высшей категории

Михайлова

Тамара Анатольевна

Кострома - 2011

Структура программы





I Пояснительная записка 3

II Цель и задачи программы 3

III Условия реализации программы 4

IV Тематическое планирование 4

Конечные результаты 7



I Пояснительная записка


Данный курс предлагается для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к экологическим проблемам, стоящих перед человечеством.

Последнее время люди все чаще задумываются о своем будущем и будущем нашей планеты, страны, города, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.

Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Человек – это неотъемлемая часть природы и вне природы жизнь людей невозможна. Поэтому эта программа посвящена влиянию среды обитания на жизнь и здоровье человека.

С целью оживления внимания, интереса учащихся планируется проведение лабораторных работ, экскурсий, семинаров, выступление учащихся на семинарах, конференциях, участие их в олимпиадах, конкурсах, Дне Науки.

Срок действия программы – 1 год.

II Цель и задачи программы


Цель –

  • рассмотреть вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям города.

  • - выяснить влияние природных и антропогенных факторов на здоровье человека.

  • - показать проявление ведущего принципа жизни – смысла системности её организации, взаимосвязи живых организмов в жизни человека.


Задачи:

  • прививать бережное отношение к природе родного края

      • - развивать экологические морфологические понятия

      • - развивать умения, навыки учащихся, способствовать развитию эмоционально-ценностных отношений, творческой деятельности

      • - выяснять значение для человека оздоровительных мер



Девиз:

«Не забывайте, что купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими усилиями»

/Поль Брэг/


III Условия реализации программы



Механизм реализации программы:
Лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии.
Принципы работы:

  1. Индивидуальный подход – выявление разнообразных интересов учащихся и оказание помощи в подготовке семинаров, рефератов.

  2. Гуманизм – в делах и поступках проявляются чувства добра, сострадания, желание защитить все живое.

  3. Активизация эмоционально-чувствительной сферы в процессе взаимодействия с объектами природной социальной сферы.

  4. Творчество, направленное на исследование, заботливое отношение к природе родного края, города.

  5. Целеустремленность – достижение определенных результатов, наблюдений, исследований, опытов.


IV Тематическое планирование





п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

2.


Инструктаж по технике безопасности.

4

Глава 1. Многообразие природных сообществ Костромской области и г. Костромы и их использование человеком.

Раздел 1. Естественные биогеоценозы.

Биогеоценоз смешанного леса.

Л.р. № 1 Изучение лекарственных растений смешанного леса и их использование человеком.

3.

Биогеоценоз елового леса.

П.р. № 2 Изучение лекарственных свойств ели.

4

4.

Экскурсия в ельник.

Сбор растений, грибов. Фенологические и эмоциональные наблюдения.

4

5.

Биогеоценоз соснового леса.

Изучение пород хвойных деревьев и выяснение их значения в жизни человека.

4

6.

Экскурсия в сосновый бор.

1. Сбор растений, шишек.

2. Фенологические наблюдения и эмоциональное состояние.

4

7.

Биогеоценоз луга.

Виды лугов.

Л.р. № 4 определение растений луга.

4

8.

Биогеоценоз болота.

П.р. № 5 Изучение растений болота.

Использование сфагнума и его продуктов человеком.

4

9.

Красная Книга растений Костромской области /Семинар/

4


10.

Раздел 2

Культурные природные сообщества. Питание человека.

1. Растения – кормильцы. Путь к хлебу. Значение хлеба в жизни человека. Викторина: «Хлеб – всему голова»


4

11.

2. Ячмень – ровесник мамонта. Рожь – сорняк, ставший хлебом. Кукуруза – кормилец инков /Семинар/

4

12.

Овощные культуры

1. Картофель

2. Свекла

3. Редька и др.

Пр.р. Изучение лечебных свойств картофеля, свеклы столовой.


4

13.

Парки, лесопарки, дендрарий г. Костромы

Памятники природы. /Семинар/

Подготовка к проектной деятельности.

Темы:

  1. Состояние парков г. Костромы

  2. Значение дендропарка для г. Костромы

  3. Памятники природы г. Костромы и участие человека в их сохранении

  4. Тополь-очиститель воздуха

4

14.

Защита проектов (см. выше)

4

15.

Глава 2.

Раздел 1.

1.Водные ресурсы Костромского края.

1. Реки, озера, пруды.

2. Чистота водных ресурсов. Влияние человека на состояние водной среды /Семинар/




16.

2. Питьевая вода и здоровье человека.

Пр.р. № 2 Определение пригодности воды для питья.

Очистка проточной воды и ее значение для человека.




17.

Раздел 2.

Почва и ее состав, свойства.

1.Виды почвы Костромского края.

2. Польза или вред применения удобрений.

3. Пр.р. 5 Изучение состава почвы пришкольного участка.



4

18.

Причины эрозии почвы.

Нитраты и их вред здоровью человека.

Пр.р. 3 Выявление нитратов в различных овощах: морковь, свекла.

4

19.

Раздел 3.

Водная среда города, ее состав и значение для человека.

1. Факторы, влияющие на чистоту воздуха

Пр.р. №6 Определение запыленности воздуха в школе. Правила очищение воздуха. Борьба с загрязнением воздуха.



4

20.

2. Приемы тренировки дыхания

Пр.р. № 4. Приемы дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н.


4

21.

Инфекция. Эпидемии. Пандемии.

Профилактика инфекционных заболеваний человека: грипп, туберкулез, ангина.

Вред курения: курение или здоровье – выбирайте сами.

Использование природных антибиотиков в борьбе с инфекционными заболеваниями.

4


22.

Подготовка (вечера) конференции: «Суд над табаком»

1. «Выпуск газеты «Курительный рацион»

2. Выступления учащихся /с сообщениями о табаке и его использовании/

3. Распределение ролей.

4. Презентация: «Курение или здоровье – выбирайте сами»


4

23.

Проведение конференции: «Суд над табаком»

4

24.

Раздел 4.

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.

1. Пища и ее состав.

  1. Чужеродные примеси пищи.

  2. Профилактика вызываемых ими заболеваний.

  3. ПР.р. №5. О чем может рассказать упаковка?


4

25.

Рациональное питание и культура здоровья.

Подготовка проектов:

1. Блюда национальной кухни: попытка объяснения вековых традиций

2. Диета и здоровье.


4

26.

1. Проекты: (см. № 25)

2. Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей)

3. Пр.р. № 6 Составление режима питания


4

27.


Раздел 5.

Закаливание – важный способ укрепления здоровья человека.

1. Средства и способы закаливания. Порфирий Иванов и его «Детка».

Пр.р. №7 Реакции организма на изменение температуры окружающей среды.


4



28.


Проекты:

1. Профессия – косметолог

2. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.

3. Опыты и наблюдения по закаливанию.

4 неделя. Вокально-хоровые упражнения.

4


29.

Раздел 6.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

1. Пр.р. № 8.Развитие утомления

Пр.р. № 9 Воздействие шума на остроту слуха. Причины болезней движения.


4

30.

2. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Методы релаксации.

Пр.р. № 6 Антистрессовая релаксация.

4

31.

3. Биоритмы. Причины их нарушений.

Проекты:

1. Профессия – врач (невропатолог, окулист, лор, психолог) или «Нужна ли диспансеризация?»

2. Микроисследование по биоритмам или утомлению

4

32-33

Раздел 7.

Курортные зоны г. Костромы и Костромской области.

Экскурсия в санаторий «Автомобилист» с целью ознакомления с методами лечения человека.


4

34.

Участие в Дне Науки школы, города.

4


Конечные результаты


  • Подготовить ребят к олимпиадам: школьной, городской, областной по биологии, экологии.

  • Проявление интереса к медицине, экологии, биологии.

  • Расширение, углубление и дополнение знаний , полученных ребятами в рамках общеобразовательных предметов.

  • Знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.


Механизм отслеживания результатов

по реализации образовательной программы:



№ п.

Вид контроля

Объект контроля. Тема мониторинга

Сроки

1.

Входящий контроль

«Природа Костромского края».Семинар. Выявить ЗУНы по экологии и региональному компоненту- природе Костромского края.

сентябрь

2.

Текущий контроль

Определение ЗУНов за первое учебное полугодие

январь

3.

Промежуточный контроль

Открытое уч. занятие на тему «Определение пригодности воды для питья. Очистка проточной воды и ее значение для человека.»

март

4.

Итоговый контроль

Тестирование по теме: «Биоритмы и причины их нарушений».

май


Содержание учебных занятий.


Инструктаж по технике безопасности.




Глава 1. Многообразие природных сообществ Костромской области и г. Костромы и их использование человеком.

Раздел 1. Естественные биогеоценозы.

Биогеоценоз смешанного леса.

Л.р. № 1 Изучение лекарственных растений смешанного леса и их использование человеком. Биогеоценозы: лес, луг, болото, река, пруд, озеро. Биогеоценоз смешанного леса. Дубрава. Характерные черты дубравы –видовое разнообразие растительности и животных. Ярусность дубравы. Светолюбивые: дуб, ясень, липа, сосна, ель, лиственница. Нижний ярус- -клен, яблоня, груша. Кустарники: лещина, бересклет, крушина, калина и др. Травы: земляника, кислица, седмичник, мошник., ландыш майский и др. Климат и почва, породы смешанного леса. Значение леса.

Биогеоценоз елового леса.

П.р. № 2 Изучение лекарственных свойств ели. Виды елового леса: ельник осоковый, брусничный, сфагновый. Условия жизни: сухие почвы, увлажненные и переувлажненные. Ельник кисличный. Изучение лекарственных свойств ели. Содержание веществ. Хвойный чай. .Отвар еловых почек. Хвойные ванны.. Настой еловых шишек.




Экскурсия в ельник.

Сбор растений, грибов. Фенологические и эмоциональные наблюдения. Сбор хвои и шишек для лабораторных иссследований.




Биогеоценоз соснового леса.

Изучение пород хвойных деревьев и выяснение их значения в жизни человека. Виды сосен: сосна сибирская (кедр). Можжевельники.




Экскурсия в сосновый бор.

1. Сбор растений, шишек, хвои для лабораторных исследований.

2. Фенологические наблюдения и эмоциональное состояние.




Биогеоценоз луга.

Виды лугов.

Л.р. № 4 определение растений луга. Работа с гербарием. Найти известные растения луга . Знания по растениям : клевер луговой, клевер пашенный, люцерна, тимофеевка, костер безостый




Биогеоценоз болота.

П.р. № 5 Изучение растений болота. Причины образования болота. Застойное обильное увлажнение. Слабопроточное увлажнение. .Болотный тип почвообразования. Накопления торфа. Виды болот.

Использование сфагнума и его продуктов человеком. Виды растений болота. Работа с гербарием: клюква, голубика, морошка, рогоз, росянка, багульник.




Красная Книга растений Костромской области /Семинар/Выступление обучающихся по подготовленным рефератам: «Редкие растения» :белая лилия, чилим (водяной орех), кувшинка, можжевельник, ландыш майский, купена лекарственная. просмотр фильма.




Раздел 2

Культурные природные сообщества. Питание человека.

1. Растения – кормильцы. Путь к хлебу. Значение хлеба в жизни человека. Викторина: «Хлеб – всему голова»Особенности агроценозов:: монокультуры, короткие пищевые цепи. Пшеница. Рожь. Витамины хлеба.



2. Ячмень – ровесник мамонта. Ячмень озимый и яровой. Рожь – сорняк, ставший хлебом. Различия ржи и пшеницы. Кукуруза – кормилец инков. Блюда из кукурузы. /Семинар/

4

Овощные культуры

1. Картофель

2. Свекла

3. Редька и др..

Пр.р. Изучение пищевой и лечебных свойств картофеля, свеклы столовой, редьки. Приготовление суспензии картофельного крахмала.


4

Парки, лесопарки, дендрарий г. Костромы

Памятники природы. /Семинар/

Подготовка к проектной деятельности.

Темы:

  1. Состояние парков г. Костромы

  2. Значение дендропарка для г. Костромы

  3. Памятники природы г. Костромы _ природные комплексы, возникшие естественным путем и участие человека в их сохранении

  4. Тополь-очиститель воздуха

  5. Дендрарии г.Костромы. Кологривский лес. Берендеевка.

4

Защита проектов (см. выше)

4

Глава 2.

Раздел 1.

1.Водные ресурсы Костромского края.

1. Реки, озера, пруды.

2. Чистота водных ресурсов. Влияние человека на состояние водной среды /Семинар/Озера: Чухломское и Галичское озера.




2. Питьевая вода и здоровье человека.

Пр.р. № 2 Определение пригодности воды для питья.

Очистка проточной воды и ее значение для человека. Жесткая, мягкая вода. Живая и мертвая вода . Опыты. Вода- источник жизни.




Раздел 2.

Почва и ее состав, свойства.

1.Виды почвы Костромского края. Суглинок. Супесчаная почва. Подзолистая почва.

2. Польза или вред применения удобрений.

3. Пр.р. 5 Изучение состава почвы пришкольного участка. Лабораторная работа. Причины эрозии почвы.



4

Причины эрозии почвы.

Нитраты и их вред здоровью человека.

Пр.р. 3 Выявление нитратов в различных овощах: морковь, свекла. Методы выявления.

4

Раздел 3.

Водная среда города, ее состав и значение для человека.

1. Факторы, влияющие на чистоту воздуха Реки : Кострома, Покша, Меза и др..

Пруды: Берендеевские, Дедропарковые. Озера: Чухломское, Галичское.

Пр.р. №6 Определение запыленности воздуха в школе. Правила очищение воздуха. Борьба с загрязнением воздуха.



4

2. Приемы тренировки дыхания

Пр.р. № 4. Приемы дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н. .Тренинг..


4

Инфекция. Эпидемии. Пандемии.

Профилактика инфекционных заболеваний человека: грипп, туберкулез, ангина.

Вред курения: курение или здоровье – выбирайте сами. Показ видеофильма. Обсуждение. Рефлексия.

Использование природных антибиотиков в борьбе с инфекционными заболеваниями.

4


Подготовка (вечера) конференции: «Суд над табаком»

1. «Выпуск газеты «Курительный рацион»

2. Выступления учащихся /с сообщениями о табаке и его использовании/

3. Распределение ролей для театрализованной постановки.

4. Презентация: «Курение или здоровье – выбирайте сами»


4

Проведение конференции: «Суд над табаком»

4

Раздел 4.

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.

1. Пища и ее состав.

  1. Чужеродные примеси пищи.

  2. Профилактика вызываемых ими заболеваний.

  3. ПР.р. №5. О чем может рассказать упаковка? Практическая работа обучающихся.


4

Рациональное питание и культура здоровья.

Подготовка проектов:

1. Блюда национальной кухни: попытка объяснения вековых традиций

2. Диета и здоровье. Домашнее задание для подготовки самостоятельных письменных работ


4

1. Проекты: (см. № 25)

2. Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей)

3. Пр.р. № 6 Составление режима питания Работа с кулинарными книгами. Составление диетических рецептов блюд. Обоснование диеты. Мини-диспут «Диета и здоровье».


4

Раздел 5.

Закаливание – важный способ укрепления здоровья человека.

1. Средства и способы закаливания. Порфирий Иванов и его «Детка».

Пр.р. №7 Реакции организма на изменение температуры окружающей среды. Способы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Правила закаливания. Выбор метода закаливания.


4



Проекты:

1. Профессия – косметолог

2. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.

3. Опыты и наблюдения по закаливанию.

4 Круглый стол. Защита проектов.

4


Раздел 6.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

1. Пр.р. № 8.Развитие утомления

Пр.р. № 9 Воздействие шума на остроту слуха. Причины болезней движения. Тренинг.


4

2. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Стадии стресса. Методы релаксации. Задания

Пр.р. № 6 Антистрессовая релаксация. Тренинг.

4

3. Биоритмы. Причины их нарушений.

Проекты:

1. Профессия – врач (невропатолог, окулист, лор, психолог) или «Нужна ли диспансеризация?»

2. Микроисследование по биоритмам или утомлению Самостоятельная работа. Тестирование.

4

Раздел 7.

Курортные зоны г. Костромы и Костромской области.

Экскурсия в санаторий «Автомобилист» с целью ознакомления с методами лечения человека. Санатории. Профилактории. Оформление бюллетеней «За чистоту города» «За здоровый образ жизни»


4

Участие в Дне Науки школы, города. Конкурс на лучший плакат по охране природы., лучший скворечник, конкурс цветочной рассады для оформления и озеленения микрорайона.

4


Предполагаемый результат программы:
Обучающиеся должны знать:

  • - природу родного края по изученным ранее темам;

  • -влияние биологических факторов на здоровье человека;

  • меры и методы по профилактике заболеваний, связанных с этими факторами;

  • - последствия влияний человека на рельеф, климат, воду, почву, биосферу;

  • -оценивать состояние окружающей среды своей местности, своего здоровья;

  • --определить полезные и вредные факторы, влияющие на здоровье человека,

  • -- соблюдать правила здорового образа жизни,

  • -- формировать предложения по улучшению, восстановлению, охране природы родного края.



Формы работы с обучающимися по программе:


  • учебное занятие

  • тестирование

  • конференция

  • семинар

  • тренинг

  • экскурсия

  • круглый стол

  • лабораторная работа

  • работа с гербарием

  • работа на пришкольном участке



Материалы и оборудование, необходимое для реализации программы.


  • Микроскопы

  • .Термометры

  • Пробирки

  • .Реактивы

  • Химические стаканчики

  • Фильтровальная бумага

  • Определитель растений

  • Фильтр «Аквафор»




  • .Индикатор определения нитратов

  • .Гербарий растений.

  • .Спиртовницы.

  • . Учебный кабинет , соответствующий нормативам САНПИН.



Методическое обеспечение программы:
Балаян В.М.»Аптека для растений» М.»Просвещение»1986

Гречушина В.А. «Лечение травами» Кострома,1991

Гладков Н.А.

Михеев А.В.»Охрана природы», М. «Просвещение», 1975

Гуленкова М.А.

Красникова А.А. «Летняя полевая практика по ботанике» , М. «Просвещение». 1975

Зверев И.Д. «Человек.Организм. Здоровье» М, «Вентана-Граф» 2000

Гальманов Т.Г. «Редкие растения Костромской области»

Ильичев Г.С. «Зеленая аптека» «Зеленая аптека», Кострома , 1991

Письмеров А.В. «Природа Костромской области и ее охрана» , Ярославль, 1987

Федорова М.З.

Кучменко В.С.

Воронина Г.А. «Экология человека» М, «Вентана –граф», 2006

Шутов В.В. «Особо охраняемые природные территории и объекты Костромской области» , Костромиа, 1994

Интернет-ресурсы.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «экология и здоровье человека» iconРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Программа «экология и здоровье человека» iconПрограмма состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека»
Министерством образования Российской Федерации: М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина Экология человека. Культура здоровья:...
Программа «экология и здоровье человека» iconРабочая программа Дисциплины «Экологическое проектирование и овос»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Программа «экология и здоровье человека» iconЧеловек. Экология. Здоровье
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Программа «экология и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда»
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Программа «экология и здоровье человека» iconГода: «Здоровье человека и экология»
Городской детский эколого-биологический центр проводит экологический форум учащихся младших и средних классов «Зилантенок»
Программа «экология и здоровье человека» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Программа «экология и здоровье человека» iconНазвание номинации
На основании приказа отдела образования по Кировскому и Московскому районам от 29. 10. 12. №630 был проведен районный заочный экологический...
Программа «экология и здоровье человека» iconТематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная...
Программа «экология и здоровье человека» iconСодержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека
...
Программа «экология и здоровье человека» iconРабочая программа курса «Экология и здоровье человека»
Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 10-х классов (16-17 лет)
Программа «экология и здоровье человека» iconУрок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека
...
Программа «экология и здоровье человека» iconУрок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека
...
Программа «экология и здоровье человека» iconТематическое планирование по курсу Биология «Человек и его здоровье» 8 класс №
Человек- существо биосоциальное. Здоровье человека. Анатомия, физиология и гигиена человека
Программа «экология и здоровье человека» iconРассказать о здоровье человека и о том, что влияет на наше здоровье
Без воды жизнь на Земле была бы невозможна. Она играет большую роль в жизни любого живого организма, в том числе и человека
Программа «экология и здоровье человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Один из основных факторов, влияющих на работоспособноть и здоровье человека. Метеорологические факторы, сильно влияют на жизнедеятельность,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск