Скачать 223.44 Kb.
|
ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ Цель: профессиональная ориентация. Задачи: собрать сведения для дальнейшей коррекционной работы с учащимися по вопросу профориентации; развивать креативное мышление; оказать помощь в самопознании и профессиональном самоопределении; развивать творческие способности. Участники: учащиеся, классный руководитель. Форма проведения: беседа-практикум. Ход мероприятия Впереди, впереди много новых путей... Инженером - хорошо, а доктором -лучше... Ведущая. Выбор профессии, профессиональное самоопределение - эти сочетания все чаще звучат в вашей жизни. И неудивительно. Впереди остался всего один учебный год. А многие из вас все еще пребывают в нерешительном состоянии: кем быть, как состояться в этой жизни, как принять, наконец, окончательное решение по одному из самых важных вопросов жизни? Почему же вас так волнует эта проблема выбора? (Берет интервью у участников встречи.) Участники:
Ведущая. Что же помогает человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения? Разумеется, профессиональная ориентация. Этот термин принадлежит профессору Гарвардского университета Ф. Парсону. В 1908 году он организовал профбюро по выбору профессии в городе Бостоне. Если говорить о современной системе профориентации, то ей насчитывается 100 лет. В 20-е годы XX века появились первые психотехнические лаборатории в СССР. Однако в 1936 году профориентационная работа в СССР была прекращена после принятия постановления от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Возобновилась она лишь в середине XX столетия. Возникнув еще в глубокой древности, профессиональная ориентация развивалась как ориентирование на определенный вид деятельности, профессию, помощь и руководство в ее выборе. В чем же заключается выбор профессии? Участник. Человек анализирует свои, как говорят, внутренние ресурсы, т. е. свои возможности, и затем соотносит их с требованиями профессии, как бы примеряя ее на себя. Ведущая. А с чего же непосредственно начинается сам выбор? Участник. Мы формируем у себя определенные профессиональные намерения. Я сделал свой выбор уже к 14 годам. В связи с этим у меня произошла переоценка и всей моей учебной деятельности. Я ориентируюсь на профильное и более усердное изучение тех предметов, которые мне необходимы для приобретения будущей профессии. Ведущая. Молодые люди, завершающие школьное образование, выбирают обычно вариант продолжения учебы для получения избранной ими профессии. Но при этом, получая профессиональное образование, многие переживают разочарование в своем выборе. Некоторые меняют что-то кардинально, но большинство решает доучиться, а там будет видно. И вот наступает стадия профессиональной адаптации. Появляется новый тип деятельности - профессиональный, который требует реального выполнения своих профессиональных функций. Но далеко не всегда реальная профессиональная жизнь совпадает с мечтами, представлениями и ожиданиями. Наступает кризис, нарушается психическое благополучие, пропадает чувство удовлетворенности жизнью. Сделать правильный выбор - это значит, с одной стороны суметь в будущем адаптироваться, а с другой - высвободить свои внутренние ресурсы для дальнейшего развития личности. Какие же обстоятельства влияют на выбор будущей профессии современной молодежью? Участники: - На мой выбор оказывают большое влияние члены семьи и родственники. Хотя я сам и не уверен, что смогу, как вы говорили, достойно адаптироваться и подчиниться той среде, в которую так желают определить меня родные.
На выбор профессии большое влияние оказывает склонность к определенному виду деятельности. У человека, что сию, а скорее престиж в обществе и связанную с этим элитарность, не задумываясь о возможных разочарованиях в будущем. Чтобы этого не происходило, чтобы оказать помощь в правильном выборе вашего будущего, предлагаю вам обновленный материал по темам:
Психолог. Профессиональное самоопределение - это процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый личностью на основе анализа своих данных и соответствия их требованиям профессии. Обычно профессиональное самоопределение имеет несколько этапов. Некоторые из них вами уже пройдены. Первым этапом были ваши детские игры, когда вы принимали на себя разные профессиональные роли и проигрывали отдельные элементы поведения, связанные с этими ролями. Дальше шли ваши подростковые мечты, когда вы видели себя и великим путешественником, и отважным летчиком, и знаменитым актером и т. д. Затем последовали разные виды деятельности, благодаря которым вы оценивали свои способности, старались реализовать интересы. И все это осуществлялось уже с точки зрения системы жизненных ценностей. И вот наступает самый ответственный период - принятие конкретного решения по выбору профессии. Всевозможные виды анкетирования, работа с опросниками оказывают содействие, большую помощь в вопросе выбора профессии. Возможно, что вы уже сделали свой выбор. Или после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. И все-таки, если бы вам пришлось выбирать из двух возможностей, что бы вы предпочли?
Бланк для ответов
Обработка и интерпретация результатов. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов. За каждый выбор испытуемый получает по одному баллу. Максимальное число баллов, которое можно набрать по одной группе профессий, равно 8. Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:
Ведущая. Человек выбирает свою будущую профессию, выбирая при этом, как мы уже сказали, и свой жизненный путь. Кто вы, какой вы, какая вы личность? Знаете ли вы, что вам больше свойственно? Уникальной практической системой анализа личности, как утверждают психологи, является «Психогеометрический тест экспресс-диагностики типа личности». Психолог. Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы - Стюзен Деллингер. Предлагаемый вам тест адаптирован А. Алексеевой и Л. Громовой. Они предприняли попытку построить отечественную психогеометрию (точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%). Инструкция. Посмотрите на пять фигур, среди которых квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг (все изображено на листе бумаги). Выберите ту фигуру (постарайтесь прочувствовать форму), в отношении которой вы сможете сказать: «Это -я!». Если этот процесс вызывает у вас большие затруднения, тогда выберите ту из фигур, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее под № 1. Затем оставшиеся четыре фигуры «расставьте» в порядке вашего предпочтения. Запишите их названия под соответствующими номерами. Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. Итак, краткая психологическая характеристика основных форм личности. Квадрат - неутомимый труженик. Характерно трудолюбие, усердие, выносливость, терпение, методичность. Высококлассный специалист в своей области. Неутолимая потребность в информации. Слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Сильная сторона квадрата - мыслительный анализ. Чаще - «левополушарный» мыслитель, перерабатывает данные последовательно. Внимателен к деталям, подробностям. Любят раз и навсегда заведенный порядок. Не по душе сюрпризы, постоянно «упорядочивают» вещи и людей вокруг себя. Становятся отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Квадрат не всегда оперативен. Стремление к порядку и аккуратности может развиться до парализующей крайности. Затягивают принятие решений, связанное с возможностью риска. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми. Неэффективно действуют в аморфной ситуации. Треугольник. Эта форма символизирует лидерство. Для многих - это истинное предназначение. Обладают выраженной способностью концентрироваться на главной цели. Благодаря энергии и силе личности достигают намеченных целей. Являются мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Ищут эффективное в данных условиях решение. Уверенные, хотят быть правыми во всем. Постоянно соперничают и конкурируют с другими, имеют установку на победу, выигрыш, успех. Бывают нетерпеливы, рискуют. С большим трудом признают свои ошибки. Видят то, что хотят видеть, бывают категоричны, поступают по-своему. Успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, впитывают полезную информацию. Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело, задают себе вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Великолепные менеджеры, умеют представить руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Чувствуют выгодное дело, могут «столкнуть лбами» своих противников. Отрицательное качество - направленность на себя. Не щепетильны в отношении моральных норм, когда идут к своей цели. Треугольники заставляют вращаться всех и вся вокруг себя. Без них жизнь потеряла бы свою остроту. Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Временная форма личности, свойственная остальным четырем фигурам в определенные периоды жизни. Не удовлетворены тем образом жизни, который ведут сейчас. Заняты поисками лучшего. Изменения для них значимы. Характерно состояние запутанности, замешательства и неопределенности на данный момент времени. Поступки непоследовательны и непредсказуемы в течение переходного периода. Могут меняться даже в пределах одного дня. Низкая самооценка, стремятся стать лучше, примеряя одежду других форм. Молниеносные, крутые, непредсказуемые. Смущают, настораживают людей. Общение с другими людьми им просто необходимо. Позитивные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, определенная смелость. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни. Легко усваивают новое. Но они очень доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулировать. Прямоугольник — это всего лишь стадия. Она неизбежно пройдет. Круг - мифологический символ гармонии. Заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность -люди и их благополучие. Самый доброжелательный из пяти форм. Круг - лучший слушатель, сопереживает, эмоционально отзывчив. Быстро распознает притворщика, обманщика. Круги -высокопопулярны среди коллег по работе. Как руководители -слабы. Стараются угодить каждому, пытаются сохранить мир, избегают занимать «твердую» позицию. В конфликте уступают первыми. Не отличаются решительностью, не умет подать себя и свою команду должным образом. Над Кругами берут верх. Но их это не очень волнует. Проявляют твердость, если дело касается вопросов морали и справедливости. Относятся скорее к «правополушарным» мыслителям. Такое мышление более образное, интуитивное. Переработка информации осуществляется прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Но они в ладу и с логикой. В мышлении ориентируются на субъективные факторы проблемы (ценности, чувства и т. д.). Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата. Зигзаг символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Зигзаг, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий. Свойственна образность, интуитивность и мозаичность с отчаянными прыжками от «а» до «я». Строит целостные гармоничные концепции и образы, имеет развитое эстетическое чувство. Стиль мышления чаще синтетический. Ему нравится творческое комбинирование несходных между собой идей, создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Остроумны, бывают язвительны, склонны видеть мир постоянно меняющимся. Рутина, шаблон, инструкции - это не для них. Их раздражают строго фиксированные обязанности. Им жизненно необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Хотят быть полностью независимыми от коллег. Когда попадают в комфортные условия, начинают генерировать новые идеи и методы работы. Устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, вероятностью, нежели действительностью. Непрактичность, нереалистичность и наивность берут свое начало в реальности для них мира идей. Зигзаг - самый восторженный и возбудимый из всех пяти фигур. Новую идею готов поведать всему миру. Их несдержанность и экспрессивность часто мешает проводить им свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей. А без этого материализация идеи невозможна. Они не слишком настойчивы в том, чтобы довести дело до конца. С утратой новизны теряют интерес к самой идее. Ведущая. Мы много узнали о том, какие знания помогут правильно выбрать профессию. Давайте подведем итоги. Участники:
Ведущая. Для подавляющего большинства молодых людей нашего времени работа является основой их материального благосостояния. Сегодня молодежь обладает более высоким уровнем образования, чем старшее поколение. Они готовы к смене характера деятельности, что немаловажно в наше время для хорошего трудоустройства. Поменялся их взгляд на «престижные» и «доходные» профессии. Юрист, финансист и экономист, наравне с бизнесменом, вошли в рейтинг наиболее популярных среди молодежи профессий. Замечательно, что вас, молодых, волнует также наличие высокой квалификации, знаний и интереса в работе. Вы задумываетесь о профессиональном росте и готовности трудиться с полной отдачей сил. Возможно, не каждый из вас получит высшее образование. Это, конечно, важно - быть высоко образованным человеком. Но еще более важным является то, как каждый из вас будет трудиться на своем месте. Благополучным и успешным можно стать везде. Но для этого необходимо хорошее знание своего дела, ответственность и исполнительность, инициативность и умение ладить с людьми. И тогда любое ремесло станет великим. А «величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком», - так писал Антуан де Сент-Экзюпери. Далее ребята разделяются на пять групп: 1) человек-природа; 2) человек-техника; 3) человек-человек; 4) человек-знак; 5) человек-художественный образ. Каждая группа получает задание. Например:
Нужно выбрать свой вариант ответа и прокомментировать его:
- • заставить немедленно потушить сигарету и уйти из туалета; • взять за руку и отвести с вещественным доказательством к директору. Избрав свой вариант ответа, нужно комментировать и оставшиеся. В последующем обсуждении могут принять участие и ребята из других групп. (Ввиду экономии времени можно дать задания по группам заранее.) в группе № 4 работают экономисты. Они могут получить, например, такое задание: смоделировать семейный бюджет. Для этого они учитывают все доходы и расходы семьи, обязательные коммунальные платежи, затраты на продукты, лечение, одежду, встречу гостей, культурный отдых и т. д. При этом ребята пытаются составить проекцию идеального бюджета; в группе № 5 работают культработники. Они могут подготовить выступление агитбригады. Например (проводят выступление в виде дуэли):
И там остался на обед. Задержался - уже ужин! С Интернетом я так дружен!
Урожай дает капуста? Тратить время я не стал. Сочиненье лишь «скачал». В «технари» пойду, там круче! Вот мы физику и учим. Позвонил потом я Оле (Познакомились мы в школе). На каток вместе пошли, Общий с ней язык нашли. О профессиях своих Долго говорили. И экзамен предстоящий Тоже обсудили. Было весело, чудесно. Шел домой и пел я песню!
Меня «друг» мой поджидает. Я писал ему, острил, Об уроках позабыл. А опомнился, зевнул И одеяло натянул.
Отвечать же, как иначе? И профессия моя Потребует знания. Я урокам уделил Достаточно внимания. Позвонил потом я Коле, Встретились мы на футболе. Коля - классный футболист, Виртуоз, почти артист. Он мечтает стать спортсменом И умным, сильным бизнесменом. Меня он к спорту приобщал, Мускулы я накачал.
В океане, на Памире. Водолаз я, скалолаз, Одолею все на раз!
Чтоб с костром, да чтоб в походе. Поляна чтоб, с гитарой, песней... Так гораздо интересней! Вот он - Я! Мои друзья И жизнь вокруг реальная! 1. В Интернете я брожу, Словно в сказку захожу. Все волшебно и прекрасно, Все доступно и все ясно. Я - могуч! Я - властелин! Я - один такой, один! 2. Парень, сколько тебе лет? Ты послушай наш совет: Друг мой, сказки позади, Жизнь большая впереди! Так готовься лучше к жизни, Послужи своей Отчизне. Себе делом послужи, И ученьем дорожи. В Интернете чудеса? Только жизнь чудеснее. Пообщайся лучше с нами, Будет интереснее. В Интернете не мечтай, Лучше книги почитай О профессиях о разных... Мир, он - живой, Разнообразный! Ведущая. Вы многое узнали сегодня. Изменилось ли сейчас ваше отношение к выбору профессии? А что повлияло на эту перемену, что заставило задуматься? Дополнительный материал Профессиональное образование - это система взаимосвязанных процессов обучения и воспитания в интересах личности, реализующей свой профессиональный выбор, и государства, которое обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для духовного и социально-экономического развития общества. Профессия - род или направление трудовой деятельности, перспективы развития которой в значительной степени определяют цели профессионального образования. Квалификация - вид профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, специализации. Специальность - вид профессиональной деятельности, требующей определенных знаний, навыков и компетенций, приобретенных путем обучения и практического опыта трех уровней образования (высшего, среднего специального и профессионально-технического). |
Значение фотосинтеза для жизни на Земле Огромное количество разрозненных эмпирических данных требует новых подходов, новых принципов обобщения. Проблема происхождения жизни... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Один из самых важных уроков, которые я получил в своей жизни, звучит так: если вы хотите достичь высочайших целей и добиться выполнения... | ||
Положение о третьем городском Интернет-педсовете 5 Что такое творческий потенциал ученика (обсуждение на форуме наиболее важных вопросов, обмен мнениями). Творческий потенциал и почему... | Я люблю дизайн 9 Почему стоит ко мне прислушаться 9 Почему эта книга для вас Назовите приблизительную цену как можно раньше, чтобы не повергнуть клиента в шок 34 | ||
Проблема пищи всегда была одной из самых важных проблем, стоящих... Целью моей работы является: расширить запас знаний учащихся о питании как об одном из компонентов здорового образа жизни | Урока по теме «Предмет и метод экономической науки. Типы экономических систем» Составьте логическую схему «Проблема выбора в экономике», используя следующие понятия: проблема выбора, потребности, ресурсы, ограничены,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель и задачи дисциплины «Психология внимания». Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практикум «Проценты в школе и в жизни» учащихся 8 класса посвящен одному из очень важных в современной жизни математических понятий... | ||
Темы рефератов по возрастной психологии для студентов 1 курса спецотделения Введение: смысл введение- в чем актуальность темы (соц запрос, научная актуальность- решение проблемы позволяет уточнить механизмы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В аргументах, приводимых детьми и родителями, просматривается понимание здоровья, в основном, как физического состояния, а ведение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблема безопасности дорожного движения является одной из самых важных и актуальных в настоящее время | Экзистенциализм Сэлинджера в романе «Над пропастью во ржи» Проблема выбора… Вот, наверное, основная, и, пожалуй, одна из наиболее острых экзистенциальных проблем современного человека – проблема... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых в дальнейшем зависит его жизнь. Это выбор профессии и выбор... | Реферат Например, мне очень трудно представляется люди с другим мировоззрением, мыслями, приоритетами и традициями, люди, которые так не... | ||
Сергей Сергеевич Степанов Психологические шпаргалки «карманный консультант» для решения повседневных вопросов и сложных проблем. Эта книга будет очень полезна и тем, кто хочет разобраться... | Почему князь Василий появляется самым первым? Почему после встречи с Тушиным кн. Андрей подумал: «Все это было так странно, так не похоже на то, на что он надеялся…»? |