Урок ЗДОРОВЬЯ в семейном гнезде Сафроновых. Подготовительный этап – выбор семьи и темы урока здоровья оказался достаточно проблематичным. Звучали следующие аргументы: мы не занимаемся спортом, мы ведем не такой уж здоровый образ жизни, здоровье нас часто подводит, и др. В аргументах, приводимых детьми и родителями, просматривается понимание здоровья, в основном, как физического состояния, а ведение здорового образа жизни как отсутствие вредных привычек. Эта проблема и легла в основу выбора темы урока. Тема урока: Некоторые стороны здорового образа жизни. Цели урока:
-использование воспитательного потенциала семьи для усвоения и принятия учащимися понятия «Здоровье» как многогранного, включающего в себя духовный, психический, социальный, физиологический и другие аспекты жизни человека;
-способствовать формированию и развитию потребности в здоровом образе жизни;
-создание условий для социализации учащихся, воспитывающихся в семьях с более низким воспитательным потенциалом.
Этапы урока
| Основная деятельность участников урока
| Основное содержание
| Организационный:
(15 мин)
-встреча учащихся;
-беседа в форме игры с элементами тренинга.
| Детям предложено расположиться в круг, для проведения игры с элементами тренинга, которая создает условия для раскрепощения учащихся, погружения в проблему, принятия темы и целей урока. Таким образом, в обстановке доверия, обеспечивающейся правилами игры, учащиеся могли раскрепоститься, задавать вопросы членам семьи и друг другу, отвечать на вопросы взрослых и одноклассников. Погрузиться в проблему и принять цели урока.
| Большинство вопросов детей и их ответы касались физического состояния, занятий спортом, вредных привычек.
Учитель своими вопросами и ответами на детские вопросы подвел детей к пониманию, что здоровье более многогранно. И для его поддержания, можно использовать потенциал той семьи, в которой ребенок воспитывается.
| Основной:
(25 мин)
-экскурсионно-ознакомительный;
| 1. Ознакомление их с жилищно-бытовыми условиями семьи, как составляющими воспитательный потенциал семьи.
2. О культурно-образовательном уровне родителей, как особенности воспитательного потенциала семьи.
3. О традиции в семье как основе воспитательного потенциала.
| 1. Наличие отдельных рабочих зон или комнат позволяет каждому члену семьи иметь собственное пространство для самостоятельной деятельности. Общей территорией является зал, где происходит оказание взаимопомощи при затруднениях в выполнении заданий, подготовке уроков, в использовании компьютера. На «общем пространстве» никогда не возникает конфликтов, так как каждый старается помочь другому. Уступить телевизионный канал или место за компьютером – в семье дело обычное.
(Это важные моменты в профилактике раздражительности, агрессии, тревожности – составляющих элементов психического здоровья) 2. Свой интерес к чтению художественной литературы взрослые привили детям. У всех разные предпочтения. У каждого своя книжная полка. Когда книги «перекочевывают» с полки на полку - каждого очень радует сопричастность к собственным предпочтениям, возможность поделиться своими интересами, услышать мнение. Кроме того, глава семьи – отец, следит за спортивными новостями в прессе, Интернете. Благодаря этому семья бывает в курсе важных спортивных событий.
Важно, что образование родителей позволяет оказывать помощь сыновьям в учебе.
(Это поддерживает морально-психологический климат в семье. Помощь детям в выполнении домашнего задания позволяет снижать их школьную тревожность) 3. Следование установке, чтобы в доме было достаточно игр и спортивного инвентаря для физического развития детей, досуга семьи (велосипеды, мячи, лыжи, коньки, теннисные ракетки, бадминтон, боксерская груша, турник и т.д.), положило начало традиции активного отдыха дома и на природе. Семья не мыслит отдых без речки, походов, игр на свежем отдыхе.
Рыбалка – это увлечение мужчин в семье. Сборы на рыбалку, регулярный выезд, обсуждение полученных впечатлений стало своего рода традицией.
(Это важные аспекты составляющей физического здоровья)
Коллекционирование свечей и камней – увлечение, которым положили начало дети, а теперь интерес проявляют и взрослые, помогая приумножать коллекции.
(Увлечения – создают позитивный эмоциональный фон, заполняя пустоты в пространстве жизнедеятельности, не оставляя места для негативного)
| -деятельностный.
| Выбор занятия по душе.
| Учащимся предложено заняться тем, что для них наиболее интересно: изучение коллекций, настольные игры, опробование спортивного инвентаря.
| Рефлексивный
( 20 мин)
| Обмен мнениями, в форме игры с элементами тренинга, за чашкой чая.
| В вопросах, поставленных детьми, и ответах, просматриваются изменения в понимании сути здорового образа жизни. Некоторые размышления, впечатления учащихся:
-Думала, что мы просто сходим в гости, а это действительно урок в семье.
-Я раньше не ходила на уроки в семейных гнездах, а оказывается – это интересно. В следующий раз обязательно пойду.
-За здоровьем не обязательно ездить на Канары…
-У вас есть телефон доверия? Я хочу окончательно решить свою проблему!
| |