Скачать 105.6 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ХИСЛАВИЧСКОГО РАЙОНА Утверждена Приказом директора МУ ДОД Дома детского творчества № от « « 2013г Директор МУ ДОД ДДТ А.Ф. Дольникова Образовательная программа Дополнительного образования детей « Природа, история и культура родного края» Возраст детей: 11- 14 лет Педагог- Прудникова Сроки реализации: 3 года Светлана Фёдоровна пгт Хиславичи 2013г Содержание
Пояснительная записка Одним из условий успешного развития познавательных и воспитательных задач- это организация краеведческой работы. Программа краеведения вызвана стремлением участников воспитательного процесса знать больше о своей местности, школе, людях, которые здесь живут и жили, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить природу, историю и традиции своей малой родины . В программе по краеведению будет рассматриваться и изучаться наш Хиславичский район. Программа ориентирована на уч-ся 5- 9 классов. Она предусматривает последовательное расширение знаний ,умений и навыков, полученных учащимися на уроках. В основу программы положен краеведческий принцип. Программа предусматривает формирование у уч-ся знаний о культуре родного края. Здесь запланированы такие формы работы как : беседы с населением, экскурсии, практические работы на местности, чтение справочной литературы и др. Проведение исследовательских работ по выбранным уч-ся темам. Весь собранный материал будет храниться в музее. Также дети будут делиться опытом своей работы, участвуя в районных и областных мероприятиях. Программа рассчитана на 3 года обучения и позволяет формировать интерес к предметам « географии» , «история». Цели и задачи Цель программы : Создание оптимальных условий для развития творческой деятельности по изучению , возрождению и сохранению истории, природы нашего края через различные формы поисковой и исследовательской работы. Основные задачи: - активизация познавательной и исследовательской деятельности уч-ся; - развитие творческих способностей - привитие любви к родному краю; - воспитание гражданственности и патриотизма; - привлечение внимания школьников к проблемам сохранения природы, истории родного края; - участие в районных и областных мероприятиях краеведческой тематики. Ожидаемые результаты освоения программы Программа по краеведению призвана способствовать повышению образовательного и воспитательного уровня детей, развивать интерес к окружающему миру. Формирование мировоззрения и духовно-нравственных ценностей личности. Должны быть сформированы представления о природных ,культурных и исторических особенностях своего района. Основные требования к знаниям и умениям уч-ся знать: -географическое положение ,границы и территорию района; - особенности рельефа, почв; - название важнейших полезных ископаемых своего края; - названия некоторых рек и прудов района; - названия некоторых растений, животных и грибов своего края; - меры по охране природы в своём районе; - правила поведения в природе; - названия населённых пунктов района; - причины возникновения местечка « Хославичи» и других населенных пунктов района; - героические страницы Хиславичской земли; - памятные места и памятники ,связанные с героическим прошлым района; - имена некоторых земляков , прославивших родной край; - этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования; - элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры. уметь: - определять и находить на карте Смоленской области свой район; - различать важнейшие полезные ископаемые; - различать охраняемые растения и животных края; - выполнять правила поведения в природе; - проводить самостоятельные наблюдения в природе; - подготовить сообщение , реферат; - умение проводить исследовательскую работу и умение оформить её; - знать и выполнять элементарные правила поведения и охрана культурных и исторических памятников. Программа Вводная беседа Задачи и содержание работы краеведческого отделения. Техника безопасности на занятиях. 1. Моя родословная Значение имени для человека, как давали имя ребенку в древности. имена учащихся нашей школы. влияние имен на характер и судьбу. выявить взаимосвязь между именем человека и его характером. Ознакомиться с литературой по теме: проанализировать, как выбирали имя родившемуся ребенку наши предки; какие суеверия связывали с выбором имени; проследить по каким параметрам дают имя ребенку в современном мире. Интересные семейные истории. Генерологическое древо моей семьи. Увлечения моей семьи. Старинные фотографии моих предков. Распространённые фамилии на селе. Практическая работа Провести анкетирование учащихся школы, объединения с целью выявления самых распространённых имён. Обработать полученные результаты. Проведение презентации «Что в имени тебе моём..» Рассказ интересных семейных историй. Конкурс презентаций «Моё древо» Экспедиции по селам .Сбор распространённых фамилий и имен наших предков. Фотовыставка старинных фотографий. Презентация родословного древа. 2. Малая родина- моя деревня Территория и границы родного края. Понятие «родной край». История края. Родной край сегодня, перспективы его развития. Использование краеведческого материала на уроках. Знаменитые люди нашего села. Легенды о селе .Крестьянская утварь и пища. Умельцы нашего села. История Ильинской церкви . История школы. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли; поэтизация природы; сочувствие природы переживаниям человека; помощь природы человеку в борьбе со злом). Отражение особенностей жизни и быта местного населения в устном народном творчестве (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык, культура). Приметы новой жизни в песнях, частушках, сказках и других произведениях местного фольклора. Практическая работа Работа с альбомом «Знаменитые люди села». Сбор легенд о селе. Сбор крестьянской утвари. Оформление альбома «Народные умельцы». Аудиозапись песен, частушек. Экскурсия к Ильинской церкви д.Скверета. Работа с летописью школы. Составление паспорта на памятник культуры »Ильинская церковь». Навыки оформительской деятельности. Правила учета, паспортизации и экспонирования краеведческих материалов. Составление тематико-экспозиционного плана выставки краеведению. Практическая работа. Изготовление стендов, витрин, карты походов, карты родного края, оформление фотографий, папок и альбомов с материалами походов и экспедиций. Навыки культурно-просветительской деятельности. Подготовка лекторов и экскурсоводов по темам и материалам работы кружка. Практическая работа Организация и проведение экскурсий по музею школы. 3. «Топонимика окрестностей села» Название окрестностей села (дороги, луга). Изучение названий исчезнувших деревень. Конкурс картографов. Конкурс фото «Живи, родное село!» Практическая работа Сбор названий окрестностей села. Составление карты села с названиями его окрестностей. Работа с краеведческой литературой, опрос местных жителей. Сбор фотографий с видами села. 4.»Учет культурно-массовой работы» Подготовка к участию в областном конкурсе ,посвящённом 155-летию К.И.Тенишевой. Подготовка к участию в областной краеведческой конференции «Край мой Смоленский, край мой родной» Подготовка к участию в фестивале «Отечество моё православное» Подготовка к участию в областной краеведческой олимпиаде. Подготовка к участию в областном конкурсе «Патриоты России».Подготовка к участию в районном туристическом слёте. Практическая работа Ответы на вопросы викторины, посвящённой 155-летию К.И.Тенишевой Исследовательские работы к краеведческой конференции. Творческие Работы для конкурса «Отечество моё православное» Подготовка краеведческого эссе. Презентация по теме «Патриоты России». Отработка туристических навыков. Тематическое планирование 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Итого: 144ч Литература 1.Научно –популярный журнал «Край Смоленский» 2.В.В.Титова « Туристско-краеведческие кружки в школе» 3. Энциклопедия Смоленская область 4.Г.Ю.Элькин,З.А.Огризко «Школьные музеи» 5. Туристический справочник Смоленская область |
Доклад муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного... «Дом детского творчества с. Ракитное». Сегодня это муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шекснинского муниципального района о реорганизации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом... | ||
Дом детского творчества "октябрьский" Публичный доклад моу дод дома... Дом детского творчества "Октябрьский" образовано в 1960 году. Сегодня это одно из крупнейших многопрофильных учреждений дополнительного... | Доклад о деятельности Муниципального бюджетного образовательного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | ||
Программа детского объединения «роспись по дереву» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Рассказовского района | «Горномарийский дом детского творчества» Полное наименование: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Горномарийский дом детского... | ||
Детей дом детского творчества «на 9-ой линии» василеостровского района... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования | Цель проекта и основные задачи Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Ирбейского района | ||
Доклад о деятельности муниципального казенного образовательного учреждения... Целью публичного доклада является информирование родителей и общественности, об образовательной деятельности, результатах и перспективном... | Образовательная программа муниципального казённого образовательного... Дополнительное образование – сложная и динамичная социальная структура. В стенах дома детского творчества взаимодействуют педагоги,... | ||
Доклад мбоу дод «Дом детского творчества» Публичный доклад является ежегодным отчетом мбоу дод «Дом детского творчества» г. Десногорска, обеспечивающим регулярное информирование... | Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика» ... | ||
Доклад муниципального образовательного учреждения дополнительного... ... | Развитие дистанционного обучения Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Курортного района Санкт-Петербурга Дом детского... | ||
Сценарий «Выпускного» в школе раннего развития «Колокольчик» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Краснослободского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Солигаличского муниципального... |