Скачать 160.36 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Рассказовского района Утверждена на заседании педагогического совета МОУ ДОД Дома детского творчества Рассказовского района протокол №___от _______ директор __________И. А. Ильичева ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ» Возраст детей от 6 до 14 лет Срок реализации 2 года Составитель педагог дополнительного образования Демидова Лариса Вячеславовна с. Платоновка 2010 г. Пояснительная записка. В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному народному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию, духовно богатой личности ребенка. Содержание программы «Роспись по дереву» предусматривает освоение детьми нескольких видов росписи:
Освоение этих видов росписи детьми способствует расширению их кругозора, развитие эстетического и художественного вкуса, основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения и их свойств: наблюдательности и фантазии. Занятия росписью помогают формированию у детей таких черт характера, как усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, актуальность. На занятиях воспитанники знакомятся с основными законами цветоведения. Обучение в рамках программы «Роспись по дереву» способствует развитию личностных качеств детей. Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование и проявление у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления. В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации, дифференциации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха. Новизна данной программы определяется в следующем: воспитанники получают знания и умения различать и выполнять различные виды росписи. Актуальность состоит в том, что дети получают дополнительные знания о многообразии народных промыслов, развивают художественный вкус, оригинальность мышления, чувство коллективизма и навыки общения. Цель: познакомить детей с историей росписи, воспитать интерес и любовь к народному творчеству и дать определенные навыки в освоении художественного ремесла.
Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приемов обучения.
Оценка и контроль результатов.
Занятия по программе «Роспись по дереву» проводятся 2-3 раза в неделю: I год обучения – 2 раза в неделю, продолжительность по 2 академических часа. На учебный год отводится 144 часа; II и III год обучения – 2 раза в неделю, продолжительностью по 3 академических часа. На учебный год отводится 216 часов. В детское объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 7 до 16 лет. Число воспитанников каждого творческого объединения не менее 9-15 человек. Методическое обеспечение программы. Форма организации занятий. За основу композиционного замысла программы взяты такие методы и формы занятий, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес к обучению и самому себе, создавая ситуацию успеха в кабинете, используя при этом:
Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных на саморазвивающие, продуктивные, с фронтальных на групповые и индивидуальные. Наряду с традиционными формами организации занятий, такими как лекция, семинар, экскурсия дискуссия, программой предусмотрены и нетрадиционные:
В основу всех форм учебных и воспитательных занятий заложены общие характеристики:
Методы и приемы обучения. Сознательная целенаправленная деятельность. Программа предусматривает каждому воспитаннику свободу для художественно – творческого решения общей учебной задачи. Постепенно способность детей к целенаправленной творческой деятельности должна стать критерием художественного развития учащихся. Обсуждение работ воспитанников. Этот вид чрезвычайно активизирует внимание детей. Обсуждаются достоинства и недостатки. Учащиеся сами находят слова и образы для выражения понимания своего эмоционального отношения. Самостоятельная работа. Она вводится для закрепления приобретенных на занятиях навыков и формирование умений для расширения представлений о связях народного творчества с жизнью. Упражнения. На каждом практическом занятии воспитанники по определенным заданиям формируют навыки и закрепляют умения в конкретных видах деятельности. Работа коллективного творчества. Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены товарищами и вовремя исправлены. При коллективном обсуждении результатов важно акцентировать внимание на том, что получилось, то есть, дается положительная оценка деятельности. Краткое содержание разделов программы. I год обучения. Тема: Введение в программу. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Правила поведения на занятиях в объединении. Необходимые принадлежности. История возникновения хохломской и Городецкой росписи. Что представляет собой роспись, где используется. Знакомство с красками. Тема: Техника работы простым карандашом. Теория: - Знакомство с простыми элементами хохломской росписи -
Сложные элементы.
Практика: - Выполнение простых и сложных элементов. Тема: Виды краски. Теория: - Знакомство со свойствами акварельных красок. - Свойства гуаши. - Свойства масляных красок. Практика: - Выполнение работ красками. Тема: Работа над мотивами хохломы. Теория: - Зарождение и возникновение хохломской росписи. - Последовательность выполнения техники хохломской росписи:
Практика:
Тема: Работа над росписью Городецких мотивов. Теория: - Последовательность выполнения техники Городецкой росписи:
Практика:
Краткое содержание разделов программы. II год обучения. Тема: Введение в программу. Обзорное знакомство с программой 2 года обучения. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Составление композиций хохломской и Городецкой росписи. Составление растительного орнамента. Знакомство с жостовской росписью. Тема: Хохломская роспись. Теория: - Технологические особенности хохломской росписи. - Инструменты и материалы, необходимые для производства хохломской посуды. - Два вида письма: «верховое» и «фоновое». - Типы орнамента:
- Фоновое письмо выделяет два типа орнамента:
Практика:
Тема: Виды композиций Городецкой росписи. Теория: - Цветочные типы орнамента:
Практика:
Тема: Технологическая последовательность выполнения Городецкой росписи. Теория: - Городецкую роспись пишут различными видами красок. В связи с этим различаются и материалы, используемые в подготовленных операциях данного технологического процесса. Тема: Жостовская роспись. - Жостовская роспись представляет собой цветочную композицию пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. - Техника выполнения заключается в двух стадиях:
Практика: - Подготовка подноса под роспись:
Краткое содержание разделов программы III год обучения. Тема: Введение в программу Диагностика базовых знаний. Обзорное знакомство с программой 3 года обучения Тема: Урало – Сибирская роспись Теория: - Декоративная роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей целостности роспись бытовых вещей. Каждый промысел по росписи деревянной посуды использует свои инструменты, материалы и оборудование, которые связаны не только с местными традициями, но и с видом расписываемых изделий. Имеет свою особенность и Уральский промысел. Практика:
Тема: Польхово – майданская игрушка Теория:
Практика:
Тема: Гжельская роспись Теория:
Практика:
Тема: Папье – маше Теория:
Практика:
Тема: Батик Теория:
Практика: - Изучение технологических приемов изготовления батика:
Методическое обеспечение программы. Занятия объединения проводятся в сухом, хорошо проветриваемом помещении. У каждого ребенка есть место за столом и набор необходимых инструментов. Кабинет оборудован шкафами для хранения материалов, незаконченных изделий, оборудования, методической литературы и образцов изделий. Для реализации образовательной программы материалы и инструменты. Наименование. Количество. Канцтовары: - карандаши простые 15 шт. - карандаши цветные 3 набора - ластик 10 шт. - акварельные краски 12 коробок - гуашевые краски 5 коробок - масляные краски 3 коробки - альбом 10 шт. - бумага писчая 1 пачка - кисти №1 5 шт. - кисти №2 6 шт. - кисти №3 6 шт. Инструменты: - наждачная бумага 10 шт. - деревянные доски 40 шт. - кисть для покрытия лаком 5 шт. - лак для покрытия изделий 1 литр - олифа 0,5 литра. Список литературы для педагога. Аллахвердова Е. Э «Батик. Глина. Дерево» Домашнее рукоделие. АСТ «Астрель» , Москва 2004 г. Гуткнехт А. «Пейзажи», Москва, АСТ «Астрель» 2006 г. Конев А. Ф. Маланов И. Б. «Рисуем деревья» Харвест Москва, 2003 г. Кирчев Ю. М. «Рисунок и живопись» Москва, 1992г. Корчинова О. В. Декоративно – прикладное творчество в детских учреждениях. Серия «Мир вашего ребенка», Ростов: Феникс, 2002г. Караваева Г. «Игрушки» Москва, 2001 г. Немецкий Б. И., Фомина Н. И. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. Просвещение, 1991 г. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002 г. Соколова О. Ю. Секреты композиций для начинающих художников. Москва «Астрель» 2002 г. Список литературы для детей. Курчевский В. «Быль – сказка о карандашах и красках» Педагогика, 1980 г. Вохринцева С, В. «Раскраска Гжель» Издательство «Страна фантазий», 2004 г. |
Образовательная программа «народные промыслы» Искусствоведы опасаются, что ткачество и вышивка, резьба и роспись по дереву, керамика, кузнечное дело и плетение из лозы и соломы... | Образовательная программа детского объединения «авиамодельный кружок» Составитель: Тихонов Юрий Яковлевич, педагог дополнительного образования моудод «Центр детского творчества» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Роспись доски городецким узором» 2 – ой урок по теме «Городецкая роспись» | Урока: Воспитательные «Жостово», «Живая гжель», «Русские матрешки», «Дымка», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Русские платки», «Вышивка», «Кружева»,... | ||
Реферат тема: Роспись по шелку Роспись по шелку хороша тем, что чем глубже ее познаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи... | Название детского объединения Календарно-тематическое планирование по основным направлениям воспитательной работы | ||
Детского объединения В связи увольнением Ромасько Е. А. и изменением учебной нагрузки Голубцовой Е. П. с 11. 11. 2013 | Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение... Программа детского экологического объединения «Джерга» разработана в соответствии с | ||
Мбоу «Тасеевская сош №1» Рябовой С. В Анализ воспитатальной работы школьного самоуправления на основе детского общественного объединения «Поколение+» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарно – тематическое планирование занятий детского творческого объединения «традиция» | ||
Азы мезенской росписи смысловое значение символов. Мезенская роспись Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Ее родиной считается... | С 1992 года в районе путем объединения Дома пионеров, клуба «Юность», спортивной школы и станции юных техников был создан Центр детского... | ||
Программа составлена учителем математики Павловой С. М Программа составлена на основе программы детского объединения «Шахматы», автор-составитель Ракшин А. А. (2010г.) | Программа детского творческого объединения “ домино” «Основы хореографии и эстрадного танца» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мария, лидер районной детской общественной организации «Планета детства», председатель детского общественного объединения «Солнечный... | Программа детского объединения Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история... |