Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей





НазваниеРеспублики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
страница1/5
Дата публикации09.03.2016
Размер0.66 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Республиканский эколого-биологический центр учащихся»


Утверждаю:

Директор ГБОУ ДОД «РЭБЦУ»

_____________В. Н. Тимофеев

«____» ___________ 2014г.

Образовательная программа

детского экологического объединения

«Джерга»

Срок реализации программы –3 года

Количество часов – 144 часа 1 год обучения

216 часов 2 год обучения

216 часов 3 год обучения

Автор – Дондупова Наталья Базаржаповна,

педагог дополнительного образования
Согласовано:

Зам. директора по УВР

______________/ И.А. Андриянова

«___» ___________2014г.

Согласовано:

Зам. директора по НИиОР

______________/ Н.И. Тумуреева

«___» __________2014г.
Улан-Удэ

2014г.

Пояснительная записка

Программа детского экологического объединения «Джерга» разработана в соответствии с:

– Законом РФ «Об образовании» №122-ФЗ (ст. 32);

– Уставом ГБОУ ДОД «Республиканский эколого- биологический центр учащихся»;

– Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

– Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

Актуальность данной программы заключается в изучении биоразнообразия флоры и фауны заповедника Джергинский. Учитывая актуальность сохранения биоразнообразия, проблемы природопользования, негативного воздействия антропогенного фактора на природу Байкальского региона программа детского объединения «Джерга» является весьма полезным для учащихся.

Данная экологическая программа дополняет курс экологии и краеведения. Основная цель этой программы - формирование понятий, связанных с особо охраняемыми природными территориями (далее ООПТ), в частности заповедника «Джергинский», раскрытие значения ООПТ, развитие бережного отношения к природе, экологическое воспитание и образование, профильное ориентирование.

Внедрение основ об ООПТ необходимо с раннего возраста, для осознания детьми значения и роли ООПТ. Школа - социальный институт, который охватывает всех без исключения граждан. Но немаловажную роль играют и такие социальные институты как семья и система дополнительного образования. Воспитывая экологически культурного человека, мы вносим свой существенный вклад в решение экологических проблем.

Задачи программы:

  • Развитие представлений об основных понятиях ООПТ в частности о заповеднике Джергинский, которые представляют всемирное экологическое и культурное значение.

  • Знакомство с ООПТ мира и России, их роль в биосфере в целом.

  • Формирование экологической культуры в целях сохранения окружающей среды.

  • Развитие навыков и умений, способствующих улучшению состояния и качеству восстановления уничтоженных, поврежденных, потребленных объектов природы.

  • Развитие научно-исследовательских навыков для обеспечения экологической безопасности населения и природных территорий.

  • Обязательное участие учащихся в непосредственной работе заповедника по поддержанию экологического правопорядка.

  • Формирование у молодого поколения экономически ответственного поведения.

В приложение включены опорные лекции по курсу, а также программы практикумов. Пособие подробно раскрывает суть заповедного дела, его организационную и правовую структуру, природоохранное и научное значение.

Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание науки о жизни необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека. Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Возраст обучающихся: 10–16 лет.

Срок реализации программы: настоящая программа рассчитана на 3 года обучения.

Режим занятий. В соответствии с нормами СанПина обучающиеся 1 года занимаются два дня в неделю по два часа с перерывами на 10 минут, обучающиеся 2 и 3-х годов обучения по три часа два дня в неделю.

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество групп

Кол-во часов

в неделю

Количество часов в год

2 часа

2 раз

1 группы

4 часа

144 часа на 1 год обучения


Формы организации деятельности учащихся на занятиях

В программу кружка входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и исследовательских работ. Ведение сезонных наблюдений в природе и обязательное участие в общественно-полезном труде.

Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие членов кружка в подготовке и проведении экологических праздников, участие в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах, викторинах, в трудовых операциях, в целевых экскурсиях и походах в природу.

  • лекционные занятия;

  1. тематические лекции, организуемые старшими воспитанниками, выпускниками лаборатории и учеными-профессионалами;

  1. коллективная творческая работа по подготовке массовых мероприятий;

  1. экскурсии в музеи и учреждения эколого-биологического профиля;

  1. однодневные и многодневные выезды в живую природу;

  1. летняя полевая практика в оздоровительном лагере;

  1. экспедиционная исследовательская деятельность;

  1. участие в биологических олимпиадах по биологии и экологии, научных конференциях;

  1. подготовка печатных работ;

  1. вечера и праздники объединения;

  1. совместные загородные выезды с другими коллективами отдела экологии и отдела краеведения МБОУ ДОД ЦДТ.

Одной из главных форм работы с учащимися являются исследовательские экспедиции объединения.

Формы и методы, используемые в работе по программе

  • Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с эколого-биологической литературой.

  • Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

  • Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

  • Научно-исследовательские методы.

Освоив данную программу, учащиеся должны знать и уметь:

  • Проникнувшись идеей охраны окружающей среды, у учащихся появится адекватное отношение к охраняемым природным территориям

  • Работая рядом с сотрудниками заповедника, у учащихся будут сформированы и углублены знания в области рационального природопользования, что позволит более разумно относится к природным богатствам.

  • Учащиеся, работая с отделом охраны, начнут осознанно воспринимать запретительные меры и соблюдение заповедного режима на ООПТ, а также научаться выявлять экологические правонарушения, по возможности предотвращать экологические преступления и правонарушения.

  • У учащихся сформируется представление об экологических правах и обязанностях граждан России.

  • Формировать экологически ответственное поведение.

  • Выбор профессии, связанной с ООПТ.

Формы оценки результативности

Оценка результативности освоения образовательной программы происходит через изучение и анализ продукта научно-исследовательского творчества (т.е. конкретного проведенного исследования), процесса организации исследования (т.е. владение навыками сбора и обработки информации, умение делать правильные выводы из имеющихся посылок, докладывать результаты и оформлять их в печатные работы) и динамики личностных изменений (коммуникативные качества, воля и усидчивость, неконфликтность, и т.д.).

Оценка происходит через следующие формы:

  1. обсуждение самостоятельной работы учащегося с научным руководителем;

  2. защита учащимися выполненных работ на собеседовании эколого-биологических олимпиадах и научных конференциях, смотрах, конкурсах различного уровня;

  3. наблюдение педагога за динамикой становления исследовательских и личностных качеств воспитанников;

  4. анкетирование воспитанников педагогом с последующим обсуждением результатов;

  5. изучение отзывов родителей и педагогов о динамике личностного роста;

  6. отслеживание профессиональной и личностной успешности воспитанников-выпускников.

Результаты годовой работы кружка (дневники наблюдений, материалы, собранные на экскурсиях и походах, фотографии, рисунки, поделки, доклады, рефераты, проекты, альбомы, газеты и др.) оформляются в виде итоговой выставки.

Материально-техническое обеспечение

  • учебный класс;

  • микроскопы, лупы, штативные лупы

  • телевизор, видеомагнитофон;

  • мультимедийный комплекс;

  • плакаты биологической и экологической тематики формата А4;

  • динамические пособия (+ магнитная доска)

  • коллекция комнатных растений;

Методическое обеспечение

  • библиотечка литературы (биологической, экологической, методической), необходимой для работы и проведения занятий;

  • коллекция видео-, кино-, слайд фильмов;

  • компьютерные презентации биологической тематики;

  • электронные занятия, программы;

  • виртуальные лабораторные работы (компьютерная программа «Открытая биология»);

  • электронная библиотека.


I ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Учебно-тематический план




Наименование темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Ι

Вводное занятие

2

2

-

ΙΙ

ООПТ мира

20

14

6

ΙΙΙ

Охрана и восстановление растительного мира на ООПТ России и Бурятии

32

26

6

ΙV

Научная деятельность ООПТ

8

2

6

V

Экологическое просвещение и природоохранная пропаганда

22

16

6



Антропогенное воздействие на ООПТ и методы защиты от них

22

12

10

VΙΙ

Экологическое право

10

4

6

VΙΙΙ

Экскурсии

12

-

12

ΙX

Практические, лабораторные работы

12

-

12

X

Подведение итогов

4

-

4

ИТОГО:

144

76

68
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconПрограмма дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский эколого-биологический центр...
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconРеспублики Бурятия Муниципальное образование «Курумканский район»...
Официальное полное наименование оу: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского...
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconФедеральное государственное учреждение «государственный научно-исследовательский...
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования республики бурятия
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconПубличный доклад
...
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconПубличный доклад
...
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconХарактеристика сети учреждений дополнительного образования детей...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconХарактеристика сети учреждений дополнительного образования детей...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «Новатор»
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Удмуртской Республики «Республиканский центр дополнительного...
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconОбластное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Лермонтова, д. 60, г. Томск, 634050,, тел/факс (3822) 52-90-50, 53-54-13, 52-93-26, e-mail
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр дополнительного образования...
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconДомашнее задание для классов, находящихся на карантине с 05. 02. 13 по 11. 02. 13
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования республики бурятия
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconДомашнее задание для классов, находящихся на карантине с 05. 02. 13 по 11. 02. 13
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования республики бурятия
Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей iconПлан-проспект образовательных услуг рикуиО на 2012 год
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования республики бурятия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск