Урока: Воспитательные





Скачать 101.42 Kb.
НазваниеУрока: Воспитательные
Дата публикации06.10.2014
Размер101.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок – экскурсия в 9 классе

«Добрым людям на загляденье»

(Изучение народных промыслов России).

Цели урока:

Воспитательные – воспитывать любовь к Родине, уважение к труду;

Познавательные – познакомить с народными промыслами России и Пермской области;

- вести профессиональную ориентацию;

Развивающие – развивать и расширять кругозор;

- учиться художественному видению.
Оборудование: экспозиции изделий и иллюстраций – «Жостово», «Живая гжель», «Русские матрешки», «Дымка», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Русские платки», «Вышивка», «Кружева», «Суксунские самовары», «Кунгурская и Обвинская роспись», карта Пермской обл., Центральной России, «Невьяновский сундук».
Эпиграфы к уроку:

«Работа хороша, если в ней польза и душа».

«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».
Содержание урока

Вступительное слово учителя

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете – растворенная в тысячелетиях память народа, не писаная, но сохраненная история его жизни и труда. Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизненных сил.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по селам и городам, которые известны на всю Россию своими промыслами.

В ходе урока вы попробуете заполнить таблицу «Народные промыслы».

Название промысла

География

Время образования промысла

Художественные особенности промысла














- Знакомство с народными промыслами России мы начнем с Золотой хохломы.

Ученица.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа , красива,

Ты, как и люди, служишь отчизне!

(В.Боков).

Учитель.

Познакомимся с творениями хохломских умельцев.

Ученик.

Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.

Кричат зазывалы на ярмарке:

- Кому посуда для кашки-окрошки?

Чудо блюдо да чашки-ложки?

Откуда посуда?

- К вам приехала сама золотая хохлома!

Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово хохлома. В нем и смех, и восхищенное ах!, и восторженное ох! слышится!

Учитель. Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?

Ученик. Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие- братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который назывался братчиной. Также были распространены индивидуальные чаши – ставцы.

Учитель. Какие значения имеют цвета красный, золотой, черный?

Ученик. Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет, солнце; на черном фоне великолепно все яркие цвета, он символизирует торжественность.

Учитель. Приузолье – северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край, где зеленое вечно живое море простирается до самого горизонта. Кажется сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах в неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани.

Здесь родина двух удивительных народных промыслов- хохломского и городецкого. Хотя и не сравнится городецкая роспись по известности с хохломской, немало и она знаменита.

Какова же история городецкого народного помысла?

Ученица. Городецкая роспись.

Стояли по берегам Узолы дубравы, величественные дубы , гляделись в черное зеркало воды, время и волны точили берег, и валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым, и однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце резной фигуркой из моренной дубовой древесины. Постепенно Городецкие донца стали непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства.

Братья Лазарь и Антон Мельниковы впервые расписали донца яркими красками. А иконописец, Николай Иванович, научил умельцев делать олифу, снабдил масляными красками.

Родившись в 30 километрах от Хохломы(1870г.), Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у хохломы дела вершили четыре цвета, Городецкие краски пылали всей палитрой.

Рисунки были разнообразными: сюжеты из жизни, цветы. С прялочных донец роспись перенесли на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель и т.д.

(Демонстрируются изделия из хохломской и Городецкой росписи).

Учитель. Наряду с хохломской Городецкой росписью, были распространены другие виды росписи:

- в селе Палех, Ивановской области расписывали шкатулки.

Ученик. Этот промысел появился в1824 году на основе древних традиций народного иконописания.

Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с 17 века село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне, а ими, крестьянами, владели помещики Бутурлины: такая вот история.

Учитель. Также славились своими шкатулками умельцы села Полхов-Майдан.

(Показ сел на карте, демонстрация изделий).

Учитель. Не только живописным искусством славились русские мастера.

Гончарные ремесла издавна развивались в России. Сейчас я приглашаю вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом- гжельским фарфором.

Ученица. Еще в 18 веке М.В.Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».

Изделия из гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть «лучшею из всех делаемых в России».

Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причем только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой.

Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие.

Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброму душу.

Учитель. Устали? Давайте отдохнем.

Во время занятий рукоделием русские умельцы не только работали руками, но и сыпали прибаутками, пели народные песни, и тогда устное народное творчество.

Задание: Назвать пословицу, поговорку или крылатое выражение, связанное с предметом.

1. Яблоко. 3. Хлеб. 5. Чашка.

2. Веревка. 4. Зеркало. 6. Ложка.
Учитель. Хорошо. Продолжаем наше путешествие.

Работа хороша, если в ней польза и душа.

Я приглашаю вас опять в Подмосковье в город Павловский Посад, что на реке Клязьма. Этот город славится своими расписными платками.

Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор.

В 19 веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. Русские шали славятся своей красотой.

Ученицы исполняют частушки про платки:

- Вы подружки мои, в стороне не стойте,

а частушки про платки веселее пойте.

-На платочке два цветочка – голубой да синенький

про любовь никто не знает , только я да миленький.

- Повяжу платок я туго, чтобы ветер не порвал.

Поведу машину лугом , чтобы милый увидал.

- Нынче красненький платочек на кудрях своих ношу,

На кого взгляну разочек, в миг того приворожу.

- Супостаточка моя в беленьком платочке

Перед милым вертится, как змея на кочке.

Учитель. А сейчас снова отправимся в путь в подмосковное село Жестово, где среди множества разного рода художественных изделий изготавливаются расписные металлические подносы. Начало этому искусству было положено в конце 18 века. Обычно роспись проводится по черному фону, хотя не редко применяют и цвет: красный, синий, зеленый. Роспись на подносах является плодом изучения мастерами живой природы. Яркие букеты и другие цветочные композиции составленные из роз, пионов, тюльпанов, незабудок.

(Показ подносов ).

Учитель. А теперь отгадайте загадку: восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах на столе у нас живут. Их … зовут. (матрешки).

Ученик. Разные бывают на свете куклы – из дерева и материи, из глины и соломки, резиновые и стеклянные. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах, а когда иностранцы бывают в России, они всегда увозят с собой исконно русский сувенир – деревянную матрешку. Первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечный мастер В.Звездочкин из Сергиева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде: сарафане, переднике, в платке с цветами. Так родился радостный образ крестьянских девочек, покоряющих своей искренностью и простотой. Ну ни дать ни взять русская матрешка- Матрена – имя в то время очень распространенное.

Сейчас матрешек делают еще в городах Семенов и Полховский Майдан, что в Нижегородской области. Все матрешки отличаются друг от друга. В этом вы убедитесь, если посмотрите на нашу выставку.

(Демонстрация матрешек).

Учитель. Посмотрите на стенд:

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите! Пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной краскою горя

Как корона у царя.

Вы наверное догадались – это дымковская игрушка. Родина этой игрушки село Дымково, что на реке Вятка.

Ученица. В 19 – начале 20 века в Дымково жил ремесленный люд – рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечники, авторы небольших ярко раскрашенных игрушек. Делали их в основном зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к большой весенней ярмарке. Эта ярмарка проходила в мае в Кирове. Отличительной чертой этого праздника был свист, отчего и сама ярмарка получила названье «Свистунья» или «Свистопляска. Дымковские игрушки очень разнообразны, здесь и всадники на конях, уточки, лошадки, барышни, расписные птицы и многое другое.

Учитель. Много чудес мы увидели в селах и городах Центральной России. Но не мало интересного мы можем увидеть в нашем родном крае.

Посмотрите на стенд. Пермская область славится Обвинской и Кунгурской росписями, Суксунскими самоварами, резьбой по дереву и камню. Пермские мастерицы славятся плетением кружев, вышивкой, вязанными изделиями из льна и шерсти. И эта красота рядом, только загляни в бабушкины сундуки!

Кстати посмотрите на этот сундук. Он сделан в Свердловской области на Невьяновском заводе. Производство таких сундуков было организовано в 19 веке. Изготавливали их из дерева, а с наружи оковывали цветными металлическими пластинками.

Сколько интересного нас окружает. И вы ребята можете приумножить эту красоту, лишь только надо продолжить дело наших бабушек и дедушек!
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Познакомились мы с многими народными промыслами.

Закрепление материала.

  1. Какие народные промыслы развиты в Центральной России и Пермской области?

  2. Какие из них знамениты на весь мир?

  3. Какие промыслы развиты в нашем селе?

Заключительное слово учителя. Мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России, где ярко светило волшебное перо жар- птицы, а чтобы познакомиться с другими промыслами, снова нужно пройти много дорог и тропинок.

Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя его в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и этические начала, целесообразность и красота.

Народному ремеслу можно научиться, закончив одно из училищ, расположенных в тех городах и селах, где развиты народные промыслы.

Песни даль и сказки тайна,

Свадьба или поминанье.

Душу слепят, но сперва-

Полотняные преданья,

Деревянные сказанья,

Рукодельные слова.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о народных промыслах России и Пермской области. Завершить таблицу.

Подведение итога урока. Выставление оценок ученикам за выступление.

Звонок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Посохова Т.М., Тереньтьева П.Т. Урок по изучению народныхпромыслов.// География в школе, 1991, №1.

  2. Бойкова И.А. Изучение народных промыслов.// География в школе, 1997,№4.

  3. Морозова Г.А. Народные ремесла.// Лес и человек, 1982, №6.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕРМИЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Разработка урока по географии 9 класса

ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

«ДОБРЫМ ЛЮДЯМ НА ЗАГЛЯДЕНЬЕ»


Кешишьян Н.А.

учителя географии


ЕРМИЯ 2005

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Воспитательные iconКонспект урока "Равнины суши" Воспитательные задачи
Воспитательные задачи урока: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край; формирование экологической культуры
Урока: Воспитательные iconУрок 15. Икона. Цели урока. Воспитательные
Воспитательные: создать условия для воспитания доброты, милосердия, любви к людям и личной ответственности за свои поступки
Урока: Воспитательные iconУрока: "Слова с непроизносимыми согласными"
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести
Урока: Воспитательные iconКонспект урока по теме «Мир профессий»
Воспитательные цели урока: сформировать трудолюбие и ответственность к выбору будущей профессии
Урока: Воспитательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью урока является стимулирование интереса учащихся к изучению английского языка. В ходе урока учитель решает обучающие, развивающие...
Урока: Воспитательные iconРабочая программа дисциплины
Воспитательные цели урока: сформировать трудолюбие и ответственность к выбору будущей профессии
Урока: Воспитательные iconТема урока «Учёный, труженик…монах»
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Урока: Воспитательные iconУрока: Воспитательные
Данный урок проводится в конце I полугодия в 3 классе. Учащиеся узнают о традициях празднования английского Рождества. Во время урока...
Урока: Воспитательные iconОтчет по педагогической практике (Теория и методика обучения экономике) Исполнитель : Сабуров
Воспитательные цели урока: сформировать трудолюбие и ответственность к выбору будущей профессии
Урока: Воспитательные iconУрок геометрии в 10-м классе с элементами проектной деятельности...
Воспитательные задачи урока: ответственного отношения к труду, инициативе к творчеству
Урока: Воспитательные iconКонспект урока по русскому языку
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к языку, уважение к своим товарищам; осуществлять патриотическое и нравственное...
Урока: Воспитательные iconУрока: Изучение нового материала Цели
Воспитательные: воспитывать у учащихся коммуникативные навыки, развивать культуру общения при работе в паре во время выполнения лабораторного...
Урока: Воспитательные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урока: Воспитательные iconУрок по теме «Лексика» Цели урока : Образовательные : повторить изученное по теме «Лексика»
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову
Урока: Воспитательные iconУрока православной культуры во 2 классе. Тема: «Как Бог простил людей....
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к верованиям и традициям русского народа, обогатить духовный мир учащихся
Урока: Воспитательные iconИспользование кейс-метода на уроке технологии по теме «Цветы из ткани»...
Воспитательные цели урока: сформировать трудолюбие и ответственность к выбору будущей профессии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск