А дминистративно-территориальное деление





Скачать 124.33 Kb.
НазваниеА дминистративно-территориальное деление
Дата публикации27.04.2015
Размер124.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Административно-территориальное деление

Узбекистан — суверенная демократическая республика, форма правления — президентская. Действует Конституция 1992 (с изменениями и дополнениями 1993, апреля 2003). Декларация о независимости Узбекистана принята 31 августа 1991 г. День Независимости отмечается 1 сентября. Конституция Узбекистана была принята 8 декабря 1992 года. Первый Президент Узбекистана — Ислам Абдуганиевич Каримов. В состав Узбекистана входят Республика Каракалпакстан, 12 областей-вилоятов (Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Новоийская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская), 162 района (тумана), 120 городов, в т.ч. Ташкент — город республиканского подчинения, 113 пгт, 1461 сельский сход. Крупнейшие города: Ташкент, Самарканд, Наманган, Андижан, Бухара, Нукус.



Карта административно-территориального деления Узбекистана

Административное деление Узбекистана

Республика Узбекистан состоит из областей (узб.: viloyat), районов, городов, аулов и Республики Каракалпакстан. Столица Узбекистана — город Ташкент.

Вилояты и их центры:


Столица Ташкент

Государственное устройство и политическая система


Система государственной власти основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Высший представительный орган, осуществляющий законодательную власть — однопалатный Олий Мажлис (парламент), состоящий из 250 депутатов. В ходе референдума 2002 принято решение о преобразовании Олий Мажлиса следующего созыва (2004) в двухпалатный. Депутаты Олий Мажлиса избираются по территориальным избирательным округам на многопартийной основе сроком на 5 лет. Председатель Олий Мажлиса (на март 2003) — Э.Халилов……..    Высший орган исполнительной власти — кабинет министров. Кабинет министров состоит из премьер-министра, первого вице-премьера, министров, руководителей агентств и комитетов. Состав кабинета формируется президентом и утверждается Олий Мажлисом. Премьер-министр Узбекистана — Ш. Мирзияев (с конца 2003).

Президент Узбекистана является главой государства и исполнительной власти в республике и до недавнего времени одновременно был председателем кабинета министров (в апреле 2003 это положение было исключено из Конституции Узбекистана). Президент избирается гражданами Узбекистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть президентом более 2 сроков подряд. Президент выступает гарантом прав и свобод граждан, Конституции и законов Узбекистана, суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства.

Нынешний президент И.А.Каримов (род. в 1938) был избран президентом на Сессии Верховного Совета в марте 1990, он вновь стал президентом в результате общенародных выборов в 1991. Всенародный референдум 1995 продлил президентские полномочия Каримова до 2000. На выборах в 2000 он вновь одержал убедительную победу. По результатам всенародного референдума в январе 2002 конституционный срок полномочий президента был изменён с пятилетнего на семилетний.

Президентом Каримовым разработаны 5 ключевых принципов политики переходного периода, положенные в основу узбекской модели экономических реформ: деидеологизация экономики, приоритет экономики над политикой; государство — главный реформатор; верховенство закона во всех областях жизни; сильная социальная политика; постепенный, поэтапный переход к рыночной экономике.

Представительными органами власти в области, районах и городах являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами. Срок полномочий Советов народных депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и хокимов — 5 лет.

Одновременно хокимы возглавляют исполнительную власть на соответствующей территории. Хокимы областей и г. Ташкента назначаются и освобождаются от должности президентом и утверждаются соответствующими Советами народных депутатов, хокимы районов и городов — хокимом соответствующей области и утверждаются соответствующим Советом народных депутатов. Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя (аксакала) и его советников.

В Узбекистане действует более 250 общественных организаций, партий и движений. Запрещается создание партий, имеющих целью насильственное свержение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности страны, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, формируемых по национальному и религиозному признакам.

На конце 2002 официально действовали 4 партии: Народно-демократическая партия Узбекистана(НДПУ), являющаяся наследницей компартии Узбекистана, насчитывает более 520 тыс. членов; социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость»), более 30 тыс. членов; демократическая партия «Миллий Тикланиш» («Национальное возрождение»), ок. 10 тыс. членов, в основном из представителей интеллигенции; национально-демократическая партия «Фидокорлар» («Самоотверженные»), члены которой (более 45 тыс. чел.) — в основном предприниматели, интеллектуалы, молодёжь.

Действует также крупное общественно-политическое движение «Халк Бирлиги», ставящее своей главной задачей сплочение представителей всех социальных слоев, наций и народностей в построении демократического правового государства, гражданского общества.

Эти партии и движение являются проправительственными, поддерживают президента. Оппозиционные политические партии и организации не прошли регистрацию в Минюсте. Из нелегальных партий наиболее заметны демократическая партия «Эрк» («Воля»), до 1997 игравшая роль официальной оппозиции; религиозные экстремистские Исламское движение Узбекистана (ИДУ), партия «Хизб-ут-Тахрир аль-Исломи».

Из других общественных структур наиболее активно выступают профсоюзы, молодёжные организации, различные фонды: Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека, Благотворительный фонд «Махалла», Фонд президента «Умид» по поддержке обучения одарённой молодёжи за рубежом и т.д. Ведущие организации деловых кругов: Палата товаропроизводителей и предпринимателей, Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств, Ташкентский бизнес-клуб, Ассоциация деловых женщин.

Внутренняя политика направлена на создание основ гражданского общества и демократического правового государства, защищающего важнейшие права и свободы граждан. Одна из приоритетных внутриполитических задач — обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия. Взят курс на либерализацию всех сторон жизни общества, что проявляется в частичной передаче государственных функций неправительственным организациям и органам местного самоуправления.

Узбекистан — полноправный субъект международных отношений. Его внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела других государств и др. общепризнанных принципов и норм международного права.

Вооружённые силы Узбекистана состоят из Сухопутных войск, ВВС, ПВО, национальной гвардии, сил безопасности (силы внутренней безопасности и пограничные войска). Призывной возраст 18 лет. В 2003 завершена военная реформа, направленная на повышение эффективности управления войсками и создание собственной системы подготовки кадров для ВС. Срок службы 1 год, для студентов — 9 мес. Предусмотрено прохождение альтернативной службы по религиозным мотивам (срок 2 года), а также службы в качестве резервистов при условии уплаты призывником суммы, эквивалентной 25 минимальным зарплатам, на специальный банковский счёт Министерства обороны. Военные расходы примерно 2,5% ВНП (1997).

Дипломатические отношения с Российской Федерацией установлены 20 марта 1992.

Олий Мажлиса избираются по территориальным избирательным округам на многопартийной основе сроком на 5 лет. Председатель Олий Мажлиса (на март 2003) — Э. Халилов.

Высший орган исполнительной власти — кабинет министров. Кабинет министров состоит из премьер-министра, первого вице-премьера, министров, руководителей агентств и комитетов. Состав кабинета формируется президентом и утверждается Олий Мажлисом. Премьер-министр Узбекистана — Ш. Мирзияев (с конца 2003).

Президент Узбекистана является главой государства и исполнительной власти в республике и до недавнего времени одновременно был председателем кабинета министров (в апреле 2003 это положение было исключено из Конституции Узбекистана). Президент избирается гражданами Узбекистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть президентом более 2 сроков подряд. Президент выступает гарантом прав и свобод граждан, Конституции и законов Узбекистана, суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства.

Нынешний президент И.А. Каримов (род. в 1938) был избран президентом на Сессии Верховного Совета в марте 1990, он вновь стал президентом в результате общенародных выборов в 1991. Всенародный референдум 1995 продлил президентские полномочия Каримова до 2000. На выборах в 2000 он вновь одержал убедительную победу. По результатам всенародного референдума в январе 2002 конституционный срок полномочий президента был изменён с пятилетнего на семилетний.

Президентом Каримовым разработаны 5 ключевых принципов политики переходного периода, положенные в основу узбекской модели экономических реформ: деидеологизация экономики, приоритет экономики над политикой; государство — главный реформатор; верховенство закона во всех областях жизни; сильная социальная политика; постепенный, поэтапный переход к рыночной экономике.

Представительными органами власти в области, районах и городах являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами. Срок полномочий Советов народных депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и хокимов — 5 лет.

Одновременно хокимы возглавляют исполнительную власть на соответствующей территории. Хокимы областей и г. Ташкента назначаются и освобождаются от должности президентом и утверждаются соответствующими Советами народных депутатов, хокимы районов и городов — хокимом соответствующей области и утверждаются соответствующим Советом народных депутатов. Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя (аксакала) и его советников.

В Узбекистане действует более 250 общественных организаций, партий и движений. Запрещается создание партий, имеющих целью насильственное свержение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности страны, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, формируемых по национальному и религиозному признакам.

На конце 2002 официально действовали 4 партии: Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ), являющаяся наследницей компартии Узбекистана, насчитывает более 520 тыс. членов; социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость»), более 30 тыс. членов; демократическая партия «Миллий Тикланиш» («Национальное возрождение»), ок. 10 тыс. членов, в основном из представителей интеллигенции; национально-демократическая партия «Фидокорлар» («Самоотверженные»), члены которой (более 45 тыс. чел.) — в основном предприниматели, интеллектуалы, молодёжь.

Действует также крупное общественно-политическое движение «Халк бирлиги», ставящее своей главной задачей сплочение представителей всех социальных слоев, наций и народностей в построении демократического правового государства, гражданского общества.

Эти партии и движение являются проправительственными, поддерживают президента. Оппозиционные политические партии и организации не прошли регистрацию в Минюсте. Из нелегальных партий наиболее заметны демократическая партия «Эрк» («Воля»), до 1997 игравшая роль официальной оппозиции; религиозные экстремистские Исламское движение Узбекистана (ИДУ), партия «Хизб-ут-Тахрир аль-Исломи».

Из других общественных структур наиболее активно выступают профсоюзы, молодёжные организации, различные фонды: Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека, Благотворительный фонд «Махалла», Фонд президента «Умид» по поддержке обучения одарённой молодёжи за рубежом и т.д. Ведущие организации деловых кругов: Палата товаропроизводителей и предпринимателей, Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств, Ташкентский бизнес-клуб, Ассоциация деловых женщин.

Внутренняя политика направлена на создание основ гражданского общества и демократического правового государства, защищающего важнейшие права и свободы граждан. Одна из приоритетных внутриполитических задач — обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия. Взят курс на либерализацию всех сторон жизни общества, что проявляется в частичной передаче государственных функций неправительственным организациям и органам местного самоуправления.

Махалля — система народного самоуправления. Согласно указу президента республики от 1998 года начали возрождаться махаллинские комитеты и махаллинские советы, функция которых связана с контролем за социальной защитой и социальным обеспечением наиболее бедных слоев населения в отдельно взятом микрорайоне. Махаллинский комитет помогает жителям махалли с организацией праздников, свадеб, похорон и при необходимости оказывает помощь малоимущим или одиноким старикам.

Узбекистан — полноправный субъект международных отношений. Его внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела других государств и др. общепризнанных принципов и норм международного права.

     


Здание
Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Становление государственности

  • 21 октября 1989 г. принят закон о государственном языке Республики Узбекистан

  • 31 августа 1991 г. Республика Узбекистан объявлена суверенным государством

  • 1 сентября 1991 г. день независимости Республики Узбекистан

  • 18 ноября 1991 г. утверждён государственный флаг

  • 29 декабря 1991 г. всенародно избран первый президент Республики Узбекистан

  • 2 июля 1992 г. утверждён государственный герб Республики Узбекистан

  • 8 декабря 1992 г. принята конституция Республики Узбекистан

  • 10 декабря 1992 г. утверждён государственный гимн Республики Узбекистан

  • 1 июля 1994 г. введена национальная валюта

Согласно Конституции, Узбекистан — правовое демократическое государство. Глава государства — президент. Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть. Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из двух палат — законодательная палата (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата) (Конституция Республики Узбекистан, гл. 18, ст. 76)

Политические партии

По итогам выборов 26 декабря 2004 года в парламент вошли ЛДПУ, НДПУ, «Фидокорлар», «Адолат», «Миллий тикланиш». 27 декабря 2009 года прошли выборы в нижнюю палату парламента; одновременно проведены выборы в областные, районные и городские народные советы.

Государственные праздники


2 июля 1992 г. Олий Мажлис принял закон о праздничных днях и объявил нерабочими следующие дни:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А дминистративно-территориальное деление iconПрограмма дисциплины Административно территориальное деление России...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров...
А дминистративно-территориальное деление iconТемы рефератов по курсу “Правоведение”
Государственное устройство рф: административно-территориальное деление, федеральные и региональные органы власти
А дминистративно-территориальное деление iconТемы рефератов по курсу “Правоведение”
Государственное устройство рф: административно-территориальное деление, федеральные и региональные органы власти
А дминистративно-территориальное деление iconРеферат по истории на тему: италия в XX веке
Административно-территориальное деление – 20 областей. Население 57,8 млн. (1995 г.). 94 Итальянцы. Официальный язык – итальянский....
А дминистративно-территориальное деление iconАнализ состояния охраны прав детей в республике бурятия за 2012 год
Административно-территориальное деление (число и наименование районов, муниципальных образований, городских округов). В республике...
А дминистративно-территориальное деление iconТема: Деление на числа, оканчивающиеся нулями
Какую тему мы сейчас изучаем на уроках математики? (деление на однозначное число)
А дминистративно-территориальное деление iconКонспект урока по математике в 5 классе по теме: «Деление»
Цель: закрепить в ходе решения задач умение обучающихся выполнять деление натуральных чисел
А дминистративно-территориальное деление iconУрок математики в 4 классе Тема: Деление с однозначным частным
Образовательные: Повторить различные способы деления и умножения суммы на число, а также деление двузначного числа на двузначное
А дминистративно-территориальное деление iconПлан-конспект урока деление на двухзначное число
Образовательные: Повторить различные способы деления и умножения суммы на число, а также деление двузначного числа на двузначное
А дминистративно-территориальное деление iconТема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Второй урок в теме.
Задачи: Закрепить табличное и внетабличное умножение и деление многозначных чисел, применить пооперационный и парный контроль в работе...
А дминистративно-территориальное деление iconУрок-путешествие Урок математики, 6 класс Урок по теме: «Координатная плоскость»
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел», «Умножение и деление обыкновенных дробей»
А дминистративно-территориальное деление iconТема: «Деление окружности на равные части»
Показать учащимся необходимость применения геометрических построений при выполнении чертежей детали. Дать знания по теме «Деление...
А дминистративно-территориальное деление iconУрок математики в 6 классе Тема «Деление дробей»
Цель методическая. Создать условия для формирования правила деления дробей. Сформулировать правило деления дробей. Научить выполнять...
А дминистративно-территориальное деление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сложение и вычитание двузначных чисел и трехзначных «круглых» чисел», «Умножение и деление двузначного числа на однозначное и деление...
А дминистративно-территориальное деление iconДоклад «О результатах деятельности Правительства Пермского края по...
«О результатах деятельности Правительства Пермского края по направлению «Территориальное развитие», в том числе в части реализации...
А дминистративно-территориальное деление iconКонспект урока по теме: «умножение и деление десятичных дробей»
Закрепить изученный теоретический материал на практике: умножение и деление десятичных дробей, решение уравнений и решение задач


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск